Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

4 № 220/26098/14 НОЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Профессионалы На службе Мельпомене Военный летчик успешно работает в академическом театре ТАМАРА ЮДИНА Семнадцать лет он управ- лял боевыми самолетами, а теперь «рулит» в театре. Он знает, как устроен истреби- тель и как построить трех- метровый стол. Он говорит, что не скучает по армии, но на стене в его кабинете висит фото СУ-34. Знакомьтесь: Альберт Грачев, военный летчик и заведующий по- становочной частью Ли- пецкого государственно- го академического театра имени Л.Н. Толстого. Театр начинается с винтика Наша беседа прерывалась несколько раз — в кабинет завпоста (так звучит долж- ность в сокращении) то и дело заглядывали сотруд- ники. Просили поучаство- вать, проконтролировать, оценить. В подчинении Аль- берта Грачева сейчас около сорока человек: художники, осветители, звукорежиссе- ры, столяры, машинисты сцены, портные, одеваль- щицы, гримеры. В обязанно- стях завпоста — обеспечить выпуск спектакля, органи- зовать слаженную работу театральных цехов. —Каждый спектакль про- шел через мои руки. До вин- тика, до болтика, до гаечки, до дощечки, до тряпочки. Картинку на бумаге создает художник-постановщик. Я прикладываю все свои ста- рания и умения, чтобы эту картинку максимально во- плотить в жизнь. Вот стоит вышка из «Полковника-Пти- цы». Она сделана в масшта- бе. Если бы вы ее увидели в спектакле, вы бы сказали: «Да, 99 процентов похоже. Один процент — в спектакле она на колесах». И выкрас, и форма, только в 20 раз она увеличена. Мечта и реальность Представить, что Альберт понятияне имел об устройстве театра, сейчас сложно. Но это так. Десятый из одиннадцати детей в семье, липецкиймаль- чишка с детства грезил небом. Он часами слушал рассказы о войне отца и старших братьев об учебе в летных училищах. Вопроса, кем быть, перед ним просто не стояло. Акогда уда- лось поступить в Ейск, даже тренированная голова пошла кругом. — У меня это была мечта, цель. И я к ней шел. Сначала поступил в вертолетное учи- лище, но понял, что не мое. На следующий год поступил в Ейское училище, о котором даже мечтать не мог. Это была элита. Во всех буклетахо военных училищах оно было на первой странице. Когда выбирал, даже на эту строчку боялся смотреть. Курсант Грачев выпу- стился из училища с налетом 400 часов и квалификацией «летчик-инженер». Он мог управлять двумя боевыми самолетами, умел сбрасывать бомбы и стрелять из пушек. Его однокашники разъеха- лись по стране и за ее преде- лы. Альберта направили в Северо-Кавказский военный округ. — Не хочу рассказывать, что это было за время, — го- воритАльберт имолча достает из скромной коробочки орден Красной Звезды. Потом майор Грачев учил пилотов в Ряжском полку, а в 33 задумался о гражданке — кормить семью в лихие девяностые становилось все сложнее. Выйдя на пенсию по выслуге лет, вернулся в Липецк. Пока готовились до- кументына увольнение, воен- ный летчик на восемь месяцев стал таксистом. — За десять дней я тогда заработал зарплату военного летчика. Для меня это был шок. Потом получил паспорт, прописку, устроился в ком- мерческую фирму — был руководителем обособленного подразделения трикотажной фабрики. Завпостами не рождаются В театр Грачев буквально попал случайно, надумав в очередной раз поменять ра- боту. Все решил разговор с режиссером Сергеем Бобров- ским. Самым сложным для на- шего героя оказалось изме- нить главное правило — при- выкший досконально изучать инструкции перед работой, Альберт Грачев на этот раз сначала погрузился в дело с головой, а потом уже при- ступил к теории. Он учился понемногу у каждого, кто привозил в Липецк спектак- ли или какое-то время здесь работал. — Меня кинули как ко- тенка в речку. Выплывет — значит, будет работать. Я вы- плыл. Сергей Александрович (Бобровский. — Прим. ред. ) пригласил в театр художни- ка Евгения Лемешонка. Он меня «сделал» как завпо- ста. Мы поставили «Чайку», «Обыкновенную историю», «Мою жизнь», грандиозные спектакли. Такого по мас- штабам не было до той поры. На «Липецкие театральные встречи» приезжали завпосты с огромным опытом. Старался у них взять максимум, узнать все до мелочей. Человек на своем месте Г р а ч е в р а б о т а е т п о - военному слажено. И хотя творческие люди требуют особого подхода, к наруше- ниям дисциплины завпост относится особенно серьезно. За двенадцать лет работы его коллеги в театральных цехах стали настоящей командой. С такими — хоть в разведку. — Приходит человек. Он мог работать где угодно, а дол- жен статьмашинистомсцены. То есть изучить оборудование, ставить декорации к спек- таклю. И пока не пропустит через себя этот спектакль, не разберет-не соберет, не поймет, говорить о том, что он специалист — нельзя. То же самое с художниками по свету, звукорежиссерами. Летчик-завпост в прошлом году помог со съемками для летной резиденции Деда Мороза. Кадры из ролика в театре теперь под грифом «секретно»: даже спустя год после премьеры нам не раз- решили использовать видео в этой публикации: в 30-ти секундном ролике — вся ин- трига спектакля. ОвоенномпрошломГрачев не тоскует. А о статусности и важности двух своих работ может даже поспорить. — Прошлое осталось в прошлом. Горжусь, что был летчиком. Это достойная про- фессия. Но и эта — тоже хо- рошая. Она редкая. В Липец- кой области завпостов можно пересчитать на пальцах одной руки. Надо, чтобы театр при- нял. В летном деле, когда я нахожусь в воздухе, я должен принять быстрое, правильное, грамотное решение. Если я этого не сделаю, я просто по- гибну. И здесь приходится принимать решения. Новая постановка, новые взгляды. В том, что и сейчас он на своем месте, Альберт Грачев не сомневается: «Казаки Рос- сии» попросили его поехать с театром танца на гастроли в Кремль. Липецкий завпост шутит, что если и тут спра- вится, это станет вершиной его карьеры. Новая постановка — новое решение. Альберт Грачев помог со съемками для летной резиденции Деда Мороза. ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЬБЕРТА ГРАЧЕВА ”” Каждый спектакль прошел через мои руки. До винтика, до болтика, до гаечки, до дощечки, до тряпочки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz