Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
16 № 215/26093/7 НОЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 13 ноября — Международный день слепых Выбраться из «бермуд Несмотря ни на что, незрячие ОЛЕСЯ СКВОРЦОВА Получить красный диплом Воронежской академии ис- кусств Артему Вязникову помешала тройка по эстетике. На- блюдая за парнем, который исправно приходит на лекции, но при этом не пишет конспекты, преподаватель пришел к выводу, что он разгильдяй. На экзамене Артема вызвали отвечать практически без подготовки—раз заметки по билету не делает, значит, уже готов. Гордость и стеснение не позволили липчанину признаться, в чемистиннаяпричина такого поведения. Зрение его настоль- ко слабо, что писать конспекты не было смысла — прочитать ихАртемне смог быдаже при помощи лупы. Приходилось на- деяться только на собственнуюпамять и поддержку однокурс- ников, которые надиктовывали лекции на диктофон. К слову, многие преподаватели не разрешали пользоваться на своих занятиях таким гаджетом. Чуть больше времени — Не то, чтобы скрывал свой недуг,— признается Ар- тем. — Просто общество не готово к тому, что рядом мо- жет оказаться человек, кото- рый ничего не видит. Да, мы такие же, как все, но иногда нужно больше времени при- способитьсякпривычнымдля большинства условиям. Плохое зрение у молодого человека с детства, и оно про- должает ухудшаться. Есть препараты, способные не- много замедлить этот процесс, но лекарство для восстанов- ления пока не изобретено. В школьные годы Артем еще мог научиться писать обыч- ными буквами, параллельно осваивал метод Брайля, кото- рымпользуются слепые люди. Периодически переходил с одного варианта на другой, например, увлечение гитарой сделало грубой кожу на одной руке, и пальцы стали ме- нее восприимчивы к шрифту Брайля. Сегодня у 33-летнего главы семейства вариантов нет: на плакате для проверки зрения не может прочесть даже верхние «ШБ». —Рано или поздно придет- ся принять то, что не видишь, и перейти на использование белой трости, — говорит Ар- тем. — Но я до последнего буду максимально самостоя- тельным. Конечно, нежелание при- влекать внимание к своему недугу приводит порой к не- ловким ситуациям. Зашел в автобус — посчитал, что раз- глядел, а оказалось, что это не «тридцатка», а 306, который увозит не в ту сторону. Вер- нутьсянепроблема, городские улицы Артем хорошо знает и умеет ориентироваться, но на встречу уже опоздал. К слову, у супруги Елены, также работающей в Центре образования, реабилитации и оздоровления, зрение чуть лучше, но ориентируется она хуже. Светофоры — также боль- ная тема. Обычно большин- ство не обращает внимания, снабжены ли они звуком или нет. Для людей незрячих важно не только наличие этих сигналов, но и их режим. Артем приводит пример пере- крестка в районе Березовой аллеи: через одну дорогу два светофора, каждый из кото- рых работает по-своему. Звук рассеивается, и неясно, где именно загорелся зеленый. Светофоры на соседних доро- гах только дезинформируют. Самостоятельно с переходом не справиться. — Дома обязательно дол- жен быть кто-то «с подгля- дом», — уверен Артем. — В семье, где оба незрячие, го- раздо сложнее с домашними делами. Дочку, например, в детский саджена отводит. Го- товить я умею, рубашки себе и сыну глажу сам, купили по- судомойку — она здорово вы- ручает. Сын уговорил купить ролики, иногда выезжаем кататься в парк, но стараемся делать это рано утром в будни. Есть у нас и электросамокат. Опасно не столько для нас, ведь умение — скорее вопрос координации, боишься не успеть среагировать на вне- запно появившихся на дороге людей. Но надо поддерживать увлечения своих детей, в том числе и спортивные. Кста- ти, один мой ученик, полно- стью потерявший зрение, по- прежнему отлично катается на велосипеде. Всего три варианта Артем Вязников призна- ется, что хотел бы играть, работать в оркестре, но вы- нужден принять правду: то, что незрячие на сто процентов могут конкурировать с осталь- ными, — всего лишь миф. Не можешь видеть дирижера и следить за нотами—и ты уже неинтересен работодателю. Да, у незрячих есть пен- сия, но работа—это не только дополнительные деньги, но и возможность вести нормаль- ную жизнь, выбравшись из «бермудского треугольни- ка» — диван, кухня и теле- визор, — из которого так и не выходит немалая часть людей с подобным недугом. Но вари- антов не такмного: музыкант, массажист, педагог. Одно время Вязниковы подрабатывали в кафе: Артем играл на саксофоне, а Елена пела. Но мода иметь посто- янного музыканта прошла. Олеся Каспрук готова научить детей играть на фортепиано и дать им добрый совет. Так выглядят ноты для незрячих. Недостатокмобильностипере- езжать заставил отказаться от подработок. Сейчас Артем — педагог дополнительного образования Центра образования, реа- билитации и оздоровления, руководит здесь духовым оркестром, трудится он и в музыкальной школе № 4. Следуй за мечтой Олеся Каспрук с детства мечтала стать учителем му- зыки. В 10 лет переболела ан- гиной, после чего стало резко падать зрение: от ста процен- тов едва ли осталось 20. —Каждыйденьдлянас,не- зрячих,—борьба зажизнь,— рассказывает она. — Тот же путь домой — экстремальное приключение. При свете по- могает боковое зрение: я вижу очертания зданий. Ночью я полностью ограничена в движении. Не различаю ни силуэтов домов, ни автобусов. Так что стараюсь на работе не задерживаться. Мечтаю, что когда-нибудь в городе появит- ся нормальное освещение. Учиться решать бытовые вопросы пришлось с дет- ства. Сегодня Олеся старает- ся посещать супермаркеты рядом с домом, в которых ее уже знают. Продавцы там отзывчивые и готовы помочь положить товары в корзину, хотя это не входит в круг их обязанностей. В магази- ны, где в ответ на просьбу помочь молчат и уходят, больше ни ногой. Деньги Олеся заранее раскладывает в кошельке по номиналу, монеты уже научилась отли- чать по толщине и размеру. Расплачивается и картой, доверяя знакомым продав- цам вводить пин-код. Ком- муналку и питание детей в школе (в семье Каспрук их двое) платит муж, инвалид III группы. К слову, сейчас вполне можно заказывать покупки на дом. Развитие новых техноло- гий Олесю только вдохнов- ляет. Дома у нее уже есть специальнаякружка, которая дает звуковой сигнал, когда кипяток из чайника подходит ккраю. Теперь мечтает о робо- те-пылесосе. Мыть полы пока приходитсятряпкой,шваброй так не уберешь. — Мои руки — мои глаза, — поясняет Олеся. Дома живет породистый кот, муж его вычесывает, а вот уборкой лотка занимает- ся Олеся. Многие вещи до- ведены до автоматизма, это и помогает жить так же, как и остальные. Правда, на осво- ение некоторых умений при- ходится затрачивать больше времени. Когда родились дет- ки, приспособиться к новым условиям ухода за малышами помогал муж, который видит лучше. — Не думаю, что у меня было больше проблем, чем у любой молодой мамы, просто затруднения были несколь- ко другие, — говорит Оле- ся. — Выпускаясь из школ- интернатов, дети готовы к большойжизни. Убирать, гла- дить, шить, готовить—всему учат здесь. Не отказалась я и от своеймечты—с детства хо- тела стать учителем музыки. Отучилась в Курском му- зыкальном колледже-ин- тернате слепых, окончила и Орловский госуниверситет. Трудности с записью лек- ций решала использованием диктофона, на специальных предметах помогала хорошая музыкальная память. Чтобы попасть на работу в Центр образования, реабилитации и оздоровления, брала част- ные уроки и выучила нотную грамоту Брайля. Сегодня та- ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz