Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

30 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 210/26088/30 ОКТЯБРЯ 2019 инвалида прошли профессиональное обучение по направление службы занятости. Трудоустройство инвалидов на постоянную и временную работу осуществляется с учетом индивидуальных программ реабилитации с привлечением средств федерального, областного и местных бюджетов, работодателей, а также профессиональное обучение – с выплатой стипендии, с последующим трудоустройством. В целях решения вопросов тру- довой занятости лица с частичной утратой трудоспособности приглашаются для участия в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, проводимых службой занятости. Организована контрольно-надзорная деятельность за приемом работодателями на работу инвалидов в пределах установленной квоты, оказывается содействие в трудоустрой- стве незанятых инвалидов, организуется переобучение, повышение квалификации данной категории граждан в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и аби- литации. Реализуются меры, направленные на проведение профориентационной работы. Совершенствуется система учета инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве. В рамках подпрограммы «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области» государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости насе- ления в Липецкой области» осуществляется сопровождение инвалидов. На эти цели выделено 2 млн. руб. на 2018 год из средств областного бюджета. Средства направлены на частичное возмещение расходов работодателей, предоставивших постоян- ные рабочие места инвалидам, в том числе выпускникам профессиональных образователь- ных организаций и образовательных организаций высшего образования, на выплату зара- ботной платы трудоустроенным инвалидам и закрепленным за ними наставникам. По итогам 2017 года центрами занятости опрошено более 20 тыс. инвалидов трудоспо- собного возраста. К сожалению, отмечается достаточно низкая мотивация в поиске работы у данной категории граждан, более 70% опрошенных не имеют потребности и желания в трудоустройстве. В целях повышения мотивации инвалидов к трудоустройству необходимо продолжить и усилить информационно-разъяснительную работу с инвалидами. В настоящее время в целях выработки комплексных подходов к реабилитации и абили- тации инвалидов в сфере физической культуры и спорта осуществляется следующая дея- тельность. В 2011 году на базе бюджетного учреждения дополнительного образования «Областная комплексная детско-юношеская спортивная школа с филиалами в городах и районах об- ласти» созданы отделения по адаптивному спорту в 5 муниципальных образованиях по 7 дисциплинам. В 2014 году было создано областное бюджетное учреждение дополнительного обра- зования детей «Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» (постановле- ние главы администрации Липецкой области от 14 августа 2013 года № 374), предметом деятельности которого является реализация дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки по видам спорта (дисциплине) для детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также специализированная подготовка спортсменов-инвалидов высокого класса и спортивного резерва с целью дости- жения высоких спортивных результатов, позволяющих войти в состав спортивных сборных команд Липецкой области, Российской Федерации по Паралимпийским, Сурдлимпийским видам спорта, программе Special Olympics. На сегодняшний день Областная спортивно-адаптивная школа значительно расширила географию своей деятельности – в 11 городах и районах Липецкой области по 13 дисципли- нам адаптивного спорта. С января 2017 года учреждение является физкультурно-спортивной организацией, осуществляющей спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами по адаптивным видам спорта. Областная спортивно-адаптивная школа является наиболее удачной моделью плодот- ворного взаимодействия органов образования, физической культуры и спорта, здравоохра- нения и социальной защиты населения по физической реабилитации лиц с инвалидностью и развитию адаптивной физической культуры и спорта в Липецкой области. В 2017 году был впервые открыт экспериментальный специализированный спортивный класс (8 человек) по дисциплине легкая атлетика спорта лиц с интеллектуальными наруше- ниями, с обучением, проживанием и питанием в Государственном областном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования, реабилитации и оздоровления» в городе Липецке, где совместно решаются вопросы организации учебного, воспитательного и тренировочного процессов с привлечением высококвалифицированных педагогов и тре- неров. Спортсмены-инвалиды (неоднократные победители и призеры всероссийских соревно- ваний) по окончании школы-интерната имеют возможность продолжить обучение в среднем техническом образовательном учреждении (Государственное областное автономное про- фессиональное образовательное учреждение «Липецкий индустриально-строительный колледж». Специальность – маляр-штукатур). Перспективные спортсмены с инвалидностью получают профессиональное образование, имея возможность продолжить совершенство- вать спортивное мастерство в адаптивной школе (4 чел. – в вузах, 16 – в профтехучилищах, техникумах, колледжах, 47 – в средних образовательных школах). На основании ст. 7 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166–ОЗ «О со- циальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гаран- тиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» спортсмены Областной спортивно-адаптивной школы из числа лиц льготной категории один раз в год обеспечиваются бесплатными путевками для оздоровле- ния, которое совмещается с тренировочными мероприятиями на базах реабилитационно- оздоровительных центров Липецкой области (в 2016 г. – 15 чел. (5% от числа обучающихся в Областной спортивно-адаптивной школе (298 чел.); в 2017 г. – 20 чел. (6,4% от числа обуча- ющихся в Областной спортивно-адаптивной школе (312 чел.)). Государственное учреждение здравоохранения «Областной врачебно-физкультурный диспансер» оказывает государственную услугу спортсменам с инвалидностью, членам спортивных сборных команд Липецкой области и Российской Федерации, по прохождению ежегодных, углубленных и дополнительных медицинских осмотров, активно функционирует отделение лечебной физической культуры и массажа, где ежегодно проходят восстанови- тельное лечение спортсмены с инвалидностью. Областная спортивно-адаптивная школа тесно взаимодействует с официально аккре- дитованными спортивными федерациями по адаптивным видам спорта и общественными организациями, где ведется работа по привлечению детей-инвалидов к адаптивной физиче- ской культуре и адаптивному спорту. При осуществлении комплексной реабилитации инвалидов также реализуются меро- приятия по социокультурной реабилитации инвалидов. В 2017 году ГОБПОУ «Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова» со- вместно с Липецкой общественной организацией инвалидов-колясочников «Малое со- циальное объединение» провел областной фестиваль художественного творчества детей- инвалидов «Без границ». В фестивале принимают участие дети-инвалиды-колясочники, зарегистрированные на территории г. Липецка и Липецкой области, в возрасте от 10 до 18 лет по трем номинациям: вокал, хореография и художественное чтение. По состоянию на 1 февраля 2018 года в Липецкой области необходимым оборудовани- ем для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокоммен- тированием оснащен один кинозал – в ОБУК «Областной центр культуры, народного творче- ства и кино», в котором определены места для людей с ограниченными возможностями здо- ровья (ОВЗ). Приобретен и установлен новый кинопроекционный экран Hark№ess Hall Perlux 140, приобретен, смонтирован и введен в эксплуатацию комплект автоматизированного технологического оборудования тифлокомментирования и сурдосубтитрирования, который рассчитан на 80 человек. Для работы данного оборудования закуплен специализированный киносервер – интегрированный медиаблок GDC SX–3000. Осуществлено обучение эксплуа- тирующих оборудование лиц. Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого обеспечи- вает доступность посещения мероприятий театра лицам с ограниченными возможностями – в фойе театра оборудован подъемник для колясочников, в зале предусмотрены места в зале для размещения инвалидов в коляске, обеспечены удобные подъезды к театру. В октябре 2017 года в рамках Международного театрального фестиваля «Липецкие те- атральные встречи» был организован показ спектакля «Гамлет. Начало» театра «Недослов» (г. Москва), артисты которого глухонемые люди и работали на языке жестов. Спектакль был показан по льготной цене для членов общества глухих. Театр и в дальнейшем планирует про- ведение подобных мероприятий. Большое социальное значение имеет деятельность изостудии в Липецком областном выставочном зале для людей с ограниченными возможностями здоровья. В студии прово- дится обучение профессиональным навыкам, развитие физических и творческих возмож- ностей, проведение выставок перед различными аудиториями. С октября 2017 года в Липецкой областной детской библиотеке реализуется социально значимый проект, за счет средств гранта Благотворительного фонда Михаила Прохорова, «Волшебство познаний» для детей из Липецкой городской организации Всероссийского общества инвалидов. Литературно–игровые программы проекта направлены на обогаще- ние досуга детей с ограниченными возможностями здоровья на основе библиотерапии, песочной терапии и элементов театрализации. Целенаправленной работой по обслуживанию пользователей с нарушением зрения занимается ОБУК «Липецкая областная специальная библиотека для слепых». Эта работа осуществлялась через филиал в г. Елец, а также региональную сеть библиотечных пунктов: 8 – при местных организациях ВОС, 3 – ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор», Введенский геронтологический центр, липецкий дом–интернат для престарелых и инвалидов, 3 – при муниципальных библиотеках, а также при Центре об- разования, реабилитации и оздоровления. При библиотечных пунктах работают 19 кружков громкого чтения. Число зарегистрированных пользователей библиотеки – 3727 человек. В число удален- ных пользователей библиотеки входят читатели надомного и заочного абонементов, би- блиотечных пунктов, а также читатели Первой Интернациональной Онлайн-Библиотеки для инвалидов по зрению «Логос» (av3715.ru). Проводятся групповые и индивидуальные экскурсии, которые знакомят с возможно- стями компьютерных тифлотехнологий как инструмента социальной и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению. Один из важнейших аспектов деятельности библиотеки – массовая работа с читателями, арсенал средств и форм которой весьма разнообразен: обзоры выставочной литературы, часы поэзии, литературно-музыкальные праздники, познавательные уроки и беседы, дис- путы и дискуссии, викторины и конкурсы, акции. Важная составная часть библиотечного обслуживания – выставочная деятельность библиотек. Ресурсной базой фонда адаптивных изданий для незрячих пользуются все ведущие би- блиотеки муниципальных образований Липецке области. С ними перезаключены договоры о совместной работе по информационному обеспечению инвалидов по зрению и партнерские соглашения в реализации реабилитационных программ. Регулярно сотрудники библиотеки посещают Центры реабилитации «Сосновый бор» и «Введенский», производят обмен литературой и проводят массовые мероприятия. В двух колледжах искусств проводится работа по созданию полноценных условий для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студента- ми–инвалидами: разрабатываются адаптированные для инвалидов программы подготовки, применяются дистанционные программные технологии. Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья могут обу- чаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образователь- ных потребностей конкретных обучающихся, возможна разработка индивидуальных учебных планов. В соответствии с учебными планами образовательных программ разработаны про- граммы учебных дисциплин и профессиональных модулей, включающие методические ре- комендации по самостоятельному освоению курсов студентами с ограниченными возмож- ностями здоровья и студентами-инвалидами. На основе индивидуализированного подхода возможна организация прохождения практики данной категории студентов. С сентября 2015 г. студентам предоставлен доступ к дистанционным образовательным ресурсам (электрон- ные учебные и методические материалы по дисциплинам образовательных программ). Для освоения дисциплины «Физическая культура» в Елецком колледже искусств им. Т.Н. Хренникова установлен особый порядок. Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствова- ния. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с до- ступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента. При поступлении для обучения в колледжах искусств предусмотрен порядок проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Действует волонтерская группа «В контакте», участники которой могут осуществлять помощь в получении образования в колледже инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Регулярно проводятся исследования и социальные опросы по выявлению проблем и особенностей получения образования (среднего специального и до- полнительного) детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В системе учреждений социальной защиты населения области исполнителями реабили- тационных мероприятий, в том числе при реализации ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-ин- валида являются 20 центров социальной защиты населения, 3 интерната общего типа, 7 ин- тернатов психоневрологического типа, ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор», ОГБУ «Введенский геронтологический центр» ОГБУ «Реабилитационно–оздоровительный центр «Лесная сказка». В ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор» (далее – Центр) осуществляется комплексная реабилитация и начальная профессиональная подго- товка инвалидов, преимущественно с поражением опорно-двигательного аппарата. Центр рассчитан на комплексную реабилитацию 60 инвалидов в условиях дневного пре- бывания, стационарного проживания, экстерната. В Центре разработаны и успешно применяются реабилитационные, адаптированные к потребностям инвалидов и пожилых людей, программы, реабилитационные мероприятия проводятся по четырем направлениям: медицинским, социальным, психологическим и профессиональным. Для инвалидов с высокой степенью инвалидизации, неспособных или ограниченно способных к самостоятельной жизни в обществе разработаны отдельные про- граммы социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации. Учреждение имеет поликлинику (площадью 582 кв. м), социально-медицинская реаби- литация представлена в Центре лечебно–восстановительными мероприятиями, включаю- щими в себя комплекс физических методов лечения: – физиотерапия (аппаратная физиотерапия в том числе лазеротерапия, ультразвуковая терапия, магнитотерапия, ингаляционная терапия, волновая терапия, галотерапия, водные процедура в том числе: подводный душ-массаж, «жемчужная» ванна, «турбулентные» ванны, душШарко, шотландский душ, игольчатый душ); – сеансы медицинского массажа с пассивной гимнастикой для конечностей; – комплексы лечебной гимнастики, построенные с учетом нозологической формы за- болевания, степени и уровни двигательных расстройств, пола, возраста занимающихся, на- личия сопутствующих заболеваний, уровня физической подготовленности; – механотерапевтические занятия на тренажерах, в том числе с использованием мето- дики Дикуля, аппарата «Имитрон», динамического параподиума и других механотерапевти- ческих аппаратов и тренажеров; – фитболгимнастика. Все занятия с использованием физических методов лечения проводятся в щадящем, щадяще–тренировочном и тренировочном режимах с обязательным врачебным контролем. Одним из наиболее эффективных методов лечения, применяемых в Центре реабилита- ции, является механотерапия с использованием методики Дикуля. С 2002 года в Центре как метод реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья применяется иппотерапия – своеобразная форма лечебной гимнастики, где в качестве «тренажера» используется биологический объект – лошадь. Многогранность воздействия метода иппотерапии на человека определяет его уникальность: работа всех мышечных групп тела всадника, тепловое воздействие лошади на человека и психотерапев- тический эффект от общения с лошадью. Занятия в Центре проводят дипломированные специалисты, имеющие медицинское и педагогическое образование по специальностям: специальный психолог, инструктор- методист по адаптивной физической культуре, тренер по адаптивному конному спорту, судейские квалификации по инвалидному конному спорту. Специалисты оказывают помощь инвалидам с такими заболеваниями как детский церебральный паралич, олигофрения раз- личного происхождения (в т.ч. синдром Дауна), аутизм, сенсорные расстройства, посттрав- матические синдромы, а также лицам с нарушением осанки и развития, сколиозом. Абсо- лютных медицинских противопоказаний для иппотерапии практически нет. Для занятий иппотерапией в Центре используются 9 лошадей, которые проходят специ- альную подготовку. Каждому инвалиду индивидуально подбирается лошадь соответствую- щего экстерьера и темперамента. Иппотерапевтическое реабилитационное воздействие в Центре организовано в виде индивидуальных или групповых занятий. За год посещают занятия по иппотерапии 30 человек по 3 раза в неделю. В условиях Центра 16 спортсменов паралимпийцев тренируются на площадке для занятий адаптивным конным спортом по 3 раза в неделю. На основании договора на оказание платных услуг ип- потерапией занимается постоянно 15 человек. С 2012 года на базе Соснового бора развивается адаптивный конный спорт. С мая 2013 года в Центре начали проводиться соревнования по конному спорту среди лиц с ограниче- нием здоровья. Трижды проходило первенство ОБУ ДОД ДЮСШ по конному спорту среди лиц с поражением опорно–двигательного аппарата по программе Паралимпийской выезд- ки, где призовые места занимали выпускники Центра реабилитации. С октября 2014 года наши спортсмены стали постоянными участниками фестиваля по конному спорту для лиц с ограничением здоровья «Золотая осень», который ежегодно про- водится в г. Котельники Московской области в КСК «Белая дача». В 2014–2015 годах спор- тсмены занимали призовые места. В настоящее время наши спортсмены задались целью стать членами сборной России по Паралимпийской выездке, а для достижения этой цели требуются постоянные кропотливые тренировки тандема «спортсмен – лошадь» вне зависимости от погодных условий. С каждым годом количество желающих заниматься иппотерапией увеличивается. Социальный аспект реабилитации включает в себя комплекс мероприятий по проведе- нию социально-бытовой адаптации, социально–средовой ориентации, социокультурной и психологической реабилитации. На оснащении специалистов Центра, занимающихся этими видами реабилитационного воздействия, имеются «модуль однокомнатной жилой кварти- ры», тренажеры для развития мелкой моторики adaptAbility, специальная посуда и столовые принадлежности, реабилитационно-технические устройства, облегчающие самообслу- живание, ежедневную бытовую и гигиеническую деятельность. В программы социальной реабилитации входят индивидуальные и групповые занятия с психологами, социальными педагогами, занятия в сенсорной комнате. В рамках программы по трудотерапии инвалидов обучают навыкам приготовления пищи, персональной безопасности, самообслуживанию. Специалисты Центра используют разнообразные методы и формы работы с инвалида- ми, такие как индивидуальные и групповые АРТ-терапевтические занятия, глинотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, гарденотерапия, сказкотерапия, драматерапия. Постоянно действует кабинет компьютерных технологий, работает мультипликационная студия. Инвалиды, находящиеся в Центре, обучаются организации досуга, участвуют в спортив- ных мероприятиях (соревнования в доступных видах спорта, олимпиады), посещают област- ной драматический и муниципальный театры, концерты, футбольные и хоккейные матчи, музеи. Для них проводятся экскурсии по историко-культурным и святым местам Липецкой области. Профессиональная подготовка является частью комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями и ведется в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Обучение в Центре ведется по 8 специальностям: обувщик по ремонту обуви, портной, оператор ЭВМ, мастер маникюра, изготовитель художествен- ных изделий из лозы, парикмахер, фотограф, водитель категории В. По результатам обуче- ния инвалиды получают свидетельство установленного образца с присвоением квалифика- ционного разряда, что дает им право и возможность трудоустройства по специальности. За время работы Центра реабилитации «Сосновый бор» свидетельства с присвоением от 2 до 4 квалификационных разрядов получили 773 выпускника. В Центре реализуется программа по профориентации совместно с центрами занято- сти населения, в интересах эффективной реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями осуществляется взаимодействие со всеми учреждениями системы социальной защиты населения области, торгово–промышленной палатой и други- ми органами и учреждениями, осуществляющими работу с инвалидами, с общественными объединениями, благотворительными фондами и гражданами. Центр реабилитации «Сосновый бор» для людей с ограниченными возможностями здо- ровья проводит мероприятия, направленные на их интеграцию в общество. Более 80% ин- валидов, прошедших профессиональную реабилитацию в Центре, находят себе работу, из них 33% открыли собственное дело, в том числе в результате социального сопровождения, которое организовано специалистами учреждения. В 2016 году на базе Центра реабилитации впервые был проведен региональный от- борочный чемпионат профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью «Аби- лимпикс-2016», где 10 учеников Центра были представлены в двух компетенциях: «Фото- граф–репортер» и «Парикмахер». Победители этого отборочного тура принимали участие во Всероссийском Национальном чемпионате профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью «Абилимпикс–2016» в г. Москве, где показали достойные знания и умения. В 2017 году 2 выпускника Центра стали призерами Национального чемпионата «Абилим- пикс-2017», заняв второе и третье места. С целью совершенствования профессиональной реабилитации в практику работы Цен- тра внедряются новые формы. Разработаны методики по дистанционному обучению по программам начального профессионального образования, применяются дистанционные формы индивидуальных и групповых занятий реабилитационной направленности, ведется работа по расширению спектра профессий с учетом востребованности на рынке труда. В 2019–2020 годах планируется обучение новым, наиболее востребованным на рынке труда, профессиям. Для оснащения отделения профессиональной реабилитации в 2019– 2020 годах планируется приобретение оборудования для обучения новым профессиям, а также для обновления материально и морально устаревшего оборудования существующих учебных классов. Учитывая расположение Центра реабилитации в загородной зоне, для перевозки детей- инвалидов с 15 лет, получающих профессиональную реабилитацию в условиях дневного пребывания, планируется приобретение специализированного автобуса с необходимым оборудованием для перевозки детей в Центр реабилитации и обратно. Большую работу по реабилитации детей-инвалидов с аномалиями умственного раз- вития, а также инвалидов молодого возраста из числа воспитанников учреждения с 18 до 23 лет, осуществляет ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Для проведения комплексной реабилитации штат учреждения полностью укомплектован кадрами: 2 врача (педиатр и психиатр), 18 средних медицинских работников, 36 педагоги- ческих работников (воспитатели, психологи, логопед). Все специалисты учреждения имеют соответствующее образование и квалификацию. Вся работа с детьми осуществляется в со- ответствии с разработанными программами реабилитации и абилитации детей-инвалидов с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для детей отделения «Милосердие» применяются новые формы и методы работы. В 2017 году была разработана и внедрена программа «Развивающий уход и медико-педаго- гическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития». В медико-педагогической работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями раз- вития с целью обогащения опыта восприятия окружающего мира и осознания собственного тела внедрена программа «Я познаю себя» на основе метода базальной стимуляции. Заня- тия проводит средний медицинский персонал по циклограмме. Психологическая помощь и поддержка, проводимые психологами в доме-интернате, включают в себя социально-психологическую диагностику и социально-психологическое консультирование. Диагностическая работа проводится с целью составления социально– психологического портрета воспитанников, определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении. Консультирование выполняется с учетом про- блем воспитанников и проходит одновременно с решением психоразвивающих и психокор- рекционных задач. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» все дети прошли обследование специалистами об- ластной психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам которого был опре- делен образовательный маршрут для каждого воспитанника. Дети обучаются в двух школах города Ельца: муниципальное бюджетное образователь- ное учреждение «Школа № 19 г. Ельца» – 20 человек и государственное бюджетное общеоб- разовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа-интернат г. Ельца» – 90 человек. Общеобразовательные учреждения посещают 49 воспитанников дома-интерната, на на- домном обучении непосредственно в доме-интернате с педагогами общеобразовательных учреждений занимается 61 воспитанник. ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей» имеет лицензию на дополнительное образование детей. Дети занимаются по дополнительной общеобразо- вательной программе художественной направленности «Творческая мастерская» (модуль 1 «Фантазия» – работа с нитками, тканью; модуль 2 – «Бумагопластика»). Реабилитационная работа в отделении медико-социальной и социально-педагогиче- ской реабилитации направлена на развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети занимаются с вос- питателями по коррекционно-развивающей программе «Воспитание, социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с умственной отсталостью». Реабилитационные меропри- ятия построены по нескольким основным направлениям: физкультурно-оздоровительная работа, досуговая деятельность, социально-бытовая ориентировка, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, самообслуживание. В результате работы по этой программе у детей на- блюдается положительная динамика в развитии познавательной активности, дети проявили способность к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности. Сотрудниками дома-интерната разработаны индивидуальные рабочие программы: «Альтернативная коммуникация», «Формирование навыков самообслуживания», «Трудовая реабилитация (тепличное хозяйство)», «Двигательная активность». Проводятся занятия с детьми по формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, организуются занятия с целью повышения дви- гательной активности и профилактики возможных нарушений. Дети занимаются в теплице с целью мотивации трудовой деятельности и развития интереса к разным формам труда, по- мощи старшим, а также с целью коррекции поведения с помощью трудотерапии. Основной целью работы с воспитанниками старше 18 лет (отделение молодого инвали- да) является максимально возможная социальная адаптация. Для реабилитационной рабо- ты педагогами отделения разработаны и применяются программы по социально-бытовой ориентировке («Перспектива»), привитию семейных традиций («Как дома»), физкультурно- оздоровительному и социально-трудовому воспитанию («Школа здоровья», «Все работы хороши»), по культурно-досуговой деятельности («Калейдоскоп», «Радуга»), реализуются проекты «Познавая историю, строим свое будущее» и «Виртуальный туризм». Поиск новых эффективных форм работы с инвалидами – важное направление деятель- ности организаций социального обслуживания области. Одной из новых форм работы с молодыми инвалидами является организация сопровождаемого проживания малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, в рамках которой реализуется новый эффек- тивный метод социальной реабилитации – проживание в условиях учебной тренировочной квартиры. Подготовка к сопровождаемому проживанию осуществляется поэтапно. Вначале прово- дится подбор инвалидов и детей-инвалидов для сопровождаемого проживания. Затем про- водятся обучающие занятия по формированию социальных компетенций, развитию и сохра- нению навыков самообслуживания, развитию навыков необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка товаров, пользование транспортом и др.), навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации. Затем проводится этап учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания. В планах строительство на базе стационарного учреждения социального обслуживания обще- жития для сопровождаемого проживания инвалидов на постоянной основе. В настоящее время для инвалидов, которым с учетом состояния их здоровья могут пре- доставляться услуги по технологии сопровождаемого проживания, оборудуются учебные «тренировочные квартиры». «Тренировочная квартира» включает в себя зоны и помещения для проживания инвали- дов и сотрудников, для отдыха, игр, занятий, для приготовления и приема пищи, хранения средств индивидуального перемещения и технических средств реабилитации, санитарно- бытовые помещения. Обучение в «тренировочной квартире» осуществляется в соответствии с разработанной специалистами учреждения программой «Азбука жизни» по направлениям: экономика домашнего хозяйства, организация питания, социально–коммуникативная де- ятельность, самообслуживание, досуговая деятельность. При подборе воспитанников для обучения в условиях «тренировочной квартиры» учитываются рекомендации ИПРА. В 2017 году одному воспитаннику дома-интерната, достигшему возраста 18 лет, было организовано самостоятельное проживание с оказанием услуг по технологии сопровождае- мого проживания. Выпускник дома-интерната проживает в муниципальной квартире, предо- ставленной в соответствии с законодательством на условиях социального найма. Опыт ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей» использу- ется для организации «тренировочных квартир» в других психоневрологических интернатах области. В ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор» также организована «тренировочная квартира», разработана программа дополнительного образо- вания для инвалидов молодого возраста «Подготовка к сопровождаемому проживанию лиц с ограниченными возможностями здоровья», рассчитанная на 3 месяца. В 2019–2020 годах планируется организовать «тренировочные квартиры» в нескольких психоневрологических интернатах области. Для этого необходимо приобретение оборудо- вания для оснащения отделений реабилитации (тренировочных квартир) в стационарных организациях социального обслуживания для подготовки инвалидов к сопровождаемому проживанию. В области существует проблема реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвали- дов, с расстройствами аутистического спектра. В 2019 году планируется открытие отде- ления дневного пребывания для детей-инвалидов указанной категории с 4 до 7 лет в ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей», а также открытие кабинета социальной реабилитации и абилитации инвалидов с РАС старше 18 лет в центре реабили- тации «Сосновый бор». Для работы в этом направлении необходимо приобретение соответ- ствующего оборудования. В 2011 году на базе областного государственного бюджетного учреждения «Реабили- тационно-оздоровительный центр «Лесная сказка» открыто отделение «Дети-инвалиды», рассчитанное на 46 койко-мест. В отделение принимаются дети-инвалиды как одни, так и с сопровождающими, согласно существующим социальным показаниям. Медицинские показания и противопоказания к нахождению в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» определяются участковым врачом или специалистом, на учете у которого состоит ребенок-инвалид (в со- ответствии с действующими приказами Министерства здравоохранения). За год в отделе- нии получают реабилитацию около 200 детей-инвалидов в течение 11 лагерных смен. В центре разрабатываются и успешно реализуются специальные авторские програм- мы социальной реабилитации детей. В период 2014 – 2018 гг. в учреждении реализуется Комплексная программа по реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационно–оздоровительного центра круглого- дичного цикла действия «Социализация личности». Цель программы – создание адаптивной среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В рамках реализации поставленной цели в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» решаются следующие задачи: – создание условий для успешного осуществления процессов самовыражения детей с ограниченными возможностями здоровья и развития их способностей; – социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоро- вья; – использование современных психофизических и социокультурных технологий в реаби- литационном процессе с детьми данной категории; – оказание профессиональной психологической и педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Социализация личности» разработана авторским коллективом практиков и специалистов в области организации детского отдыха, оздоровления, социальной реабили- тации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В рамках программы реализуются 4 проекта, каждый из которых имеет определенное направ- ление: здоровьесберегающее, патриотическое, духовно-нравственное, творческое. Реализацией программы занимаются: социальные педагоги, педагоги дополнитель- ного образования, музыкальный руководитель, культорганизатор, педагог-организатор, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, библиотекарь. Они обеспечивают воспитательную, культурно-развлекательную, психолого-педагогическую, спортивно-оз- доровительную, учебно-консультационную работу с детьми-инвалидами, находящимися в учреждении на отдыхе. Ежедневно проводятся культурные, музыкальные, спортивные и танцевальные меропри- ятия. В учебное время дети получают индивидуальные консультационно-образовательные услуги по школьной программе. В учреждении проводится социальная реабилитация детей с ограниченными возмож- ностями здоровья, с ними работают социальные педагоги, которые проводят консульти- рование, коррекцию, обучение различным навыкам самообслуживания, поведению в быту и в обществе, обучение родителей основам реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Социальные педагоги проводят с детьми с ограниченными возможностями здо- ровья интересные мероприятия различной направленности. Педагоги–организаторы и музыкальный руководитель организуют музыкальные занятия, разучивают песни, танцы. Музыкальные занятия проводятся 5 раз в неделю, ритмика – 3 раза, кружок рукоделия – 2 раза, библиотечные занятия не менее 3 раз в неделю, дискотечные программы 3 раза в не- делю. Обязательно дети–инвалиды выступают на заключительном галаконцерте. Опытные педагоги помогают раскрыть талант каждого ребенка. Большое внимание в учреждении уделяется пропаганде здорового образа жизни. В центре налажена работа сектора физкультуры и спорта. Для этого созданы отличные ус- ловия: тренажерный зал, спортивный зал, спортивная площадка с резиновым покрытием, футбольное поле, волейбольная площадка, теннисные столы, бассейн, сауна, велосипеды, скейтборды, лыжная база, санки, спортивные сооружения, туристическое снаряжение, раз- нообразный спортинвентарь. Спортивные (адаптированные) занятия, в том числе в бассей- не, проводятся не менее 5 раз в неделю, регулярно проводится зарядка, подвижные игры, соревнования. Все занятия адаптированы под возрастные и психо-физические возможно- сти детей. С детьми-инвалидами работают специалисты в области спорта, которые приви- вают основы здорового образа жизни путем приобщения детей и подростков к физической культуре, укреплению здоровья и закаливанию. За время нахождения в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» дети–инвалиды получают также и психологическую помощь. Психологи проводят диагностику, психокоррекцию, психологи- ческие тренинги и беседы на различные темы, а также, занимаются индивидуально с нуж- дающимися в психологической помощи детьми. Специалисты используют современные подходы к психологическому сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Занятия с психологом проводятся 3 раза в неделю. Во время занятий пси- хологи помогают стать детям уверенными в себе, обучают их навыкам поведения в обще- стве, навыкам общения, самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, построению позитивных и значимых социальных и личностных жизненных цен- ностей и планов. Психологи помогают преодолеть психологический дискомфорт, вызванный заболеванием или сложностями отношений в семье, со сверстниками, одиночеством. Де- ти-инвалиды социализируются в общество путем общения с другими детьми, без особен- ностей в здоровье. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, отдыхая и оздоравлива- ясь в учреждении, приобретают опыт организации совместной деятельности с группами сверстников, получают возможность повышения личностной самооценки и уровня социаль- но-психологической грамотности, восстанавливают физиологическое, психологическое и социальное здоровье, получают представление о технологиях здоровьесбережения, само- развития, рациональной организации своей жизнедеятельности и самосовершенствования, расширяют знания о себе, окружающем мире и современных социальных отношениях, при- обретают новые компетенции. Для оздоровления детей широко используются природно-климатические факторы (учреждение находится в загородной лесной зоне), а также физическая активность (кру- глогодичные подвижные игры и спортивные мероприятия на открытом воздухе), занятия в плавательном бассейне. Для обеспечения медицинской реабилитации в учреждении функционирует 2-этажный медицинский корпус, оснащенный необходимым оборудованием для проведения медицин- ских манипуляций и процедур. Материальное оснащение лечебного корпуса дает возмож- ность проводить следующие физиопроцедуры: аэроионотерапия, ароматерапия, лазероте- рапия, теплолечение (парафинотерапия), электро- и светолечение (КУФ, УВЧ, электросон, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, дарсонвализация, гальванизация, лекарственный электрофорез), галакомплекс («соляная шахта»), ингаляторий, кислородный коктейль, ги- дромассажные ванны, все виды ручного массажа, механический массаж (массажные кро- вати). Физиолечение назначается врачом-педиатром с учетом диагноза и рекомендаций врачей-специалистов, а также показаний и противопоказаний и осуществляется согласно санитарно-гигиеническим нормам. В учреждении функционирует десятиметровый плавательный бассейн, оснащенный специальным оборудованием для качественных и полноценных занятий детей с ограничен- ными возможностями здоровья: декоративно-развивающим оборудованием (гидромассаж, массажный душ, горка), механическим подъемником для реабилитации детей-инвалидов с нарушением опорно–двигательного аппарата, расширенными дверными проемами и пандусами, специально оборудованными душевой кабиной и санузлом, кнопками вызова персонала и контрастными цветовыми тактильными табличками. Наличие такого комплекса в учреждении значительно расширило возможности реабилитации и оздоровления детей и подростков данной категории. Также учреждение оборудовано для организации комфортного отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. На всей территории предусмотрены пандусы. В жилом корпусе для детей-инвалидов санитарные комнаты обо- рудованы специальными поручнями для удобства передвижения. Дети-колясочники имеют возможность свободно перемещаться в помещениях и по территории. Для удобства про- живания и лечения медицинский и жилой корпуса оснащены подъемными устройствами. В здании клуба-столовой установлен лифтовой подъемник для детей-инвалидов и маломо- бильных групп населения. В учреждении имеется специально оборудованный автомобиль для перевозки детей-колясочников. В корпусе «Дети-инвалиды» функционирует круглосуточный пост медицинской сестры, оборудованы кабинеты врача-педиатра и психолога, имеются сенсорная комната, массаж- ный кабинет, библиотека. Территория реабилитационно–оздоровительного центра благо- устроена, освещена, оборудована местами отдыха. Для разнообразного досуга работают спортивные и игровые площадки. За 2017 год в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» прошли социальную реабилитацию 2 404 ре- бенка, в том числе 197 детей-инвалидов. В целях организации оказания услуг по комплексной реабилитации инвалидов, прожи- вающих в семьях, в 2019 году в г. Липецке начнется создание Центра комплексной реаби- литации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов). Оснащение Центра оборудованием и штата сотрудников будет осуществлено в соответствии с приказами Минтруда России от 27.09.2017 № 700 «О примерных штатных нормативах организаций, предоставляющих услуги по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» и от 23.04.2018 № 275 «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реаби- литационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней обо- Продолжение. Начало на 15–29-й стр. Продолжение на 31-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz