Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

№ 210/26088/30 ОКТЯБРЯ 2019 25 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Приложение 2 к государственной программе Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» Подпрограмма 6 «Доступная среда» государственной программы Липецкой области 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами Действующим федеральным законодательством, в том числе Федеральным зако- ном от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации устанавливаются обязательства федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления по созданию условий для беспре- пятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, средствам связи и информации, для обеспечения данным гражданам равных возможностей в реа- лизации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмо- тренных Конституцией Российской Федерации. Федеральным законодательством также предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий. Однако в действительности в вопросе достойного обеспечения жизнеде- ятельности инвалидов остается много нерешенных проблем, что приводит к социальной напряженности среди граждан с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Конвенции о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2012 году (Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 46–ФЗ «О ратифика- ции Конвенции о правах инвалидов»), государство обязуется обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод (во всех сферах деятельно- сти) всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалид- ности. Сегодня важнейшей государственной задачей является создание равных возмож- ностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Эффективным решением постав- ленной задачи является разработка и реализация программ, направленных на создание достойных условий жизни для каждого члена общества. Основанием для разработки подпрограммы 6 послужили нормативно–правовые акты федерального и областного уровня: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде- рации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 № 1662–р), в которой одним из основных направлений является реабилитация и социальная интеграция инвалидов; постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2019 года № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная сре- да»; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Фе- дерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения». Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Липецкой области. В Липецкой области проживает 143,9 тыс. инвалидов, в том числе 3,9 тыс. детей-ин- валидов. По данным мониторинга органов социальной защиты населения, в области 1316 ин- валидов-колясочников, 4790 инвалидов с нарушением функции зрения, 1733 инвалидов с нарушением функции слуха. В течение последних лет отмечается тенденция к уменьшению общего количества инвалидов в области: 2010 год – 155,7 тыс. чел.; 2011 год – 154,1 тыс. чел.; 2012 год 150,9 тыс. чел.; 2013 год – 143,9 тыс. чел. Ежегодно уменьшается и количество лиц, впервые признанных инвалидами. В 2010 году впервые были признаны инвалидами 9,3 тыс. человек, в 2011 году – 7,4 тыс. человек, в 2012 году – 6,8 тыс. человек. Таким образом, в течение последних 3 лет четко прослеживается тенденция к сниже- нию показателей первичной инвалидности в Липецкой области. Вместе с тем показатель полной реабилитации инвалидов в 2012 году составил 7,3% (а у детей-инвалидов ана- логичный показатель составляет 2,3%). Следовательно, только 7 из 100 инвалидов (2 из 100 детей-инвалидов) смогли вернуться к жизни без ограничения жизнедеятельности. Нерешенность вопроса о полной доступности приоритетных объектов в приоритет- ных сферах жизнедеятельности инвалидов, таких как здравоохранение, образование, труд, культура, физкультура и спорт, социальная защита, сфера транспорта и сфера информации и связи, сказывается на снижении социальной активности инвалидов, не- гативно отражается на качестве их жизни, усиливает социальную зависимость, вынуж- денную изоляцию инвалидов, обуславливающую потребность в медицинских и социаль- ных услугах в стационарных и надомных условиях, создает социальную разобщенность общества. Задачи по повышению уровня доступности для инвалидов областных учреждений социальной сферы и по интеграции инвалидов в общество в период с 2003 по 2008 годы в Липецкой области решались в рамках реализации областной целевой программы «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2003 – 2005 годы и аналогичной программы на 2006 – 2008 годы. В ре- зультате реализации названных областных программ в период с 2003 по 2008 годы были выполнены мероприятия по установке пандусов, поручней, обустройству санузлов, при- обретению спецавтотранспорта на сумму 47,3 млн рублей. Вместе с тем при реализации мероприятий названных программ отсутствовал комплексный подход к решению во- просов по созданию доступной среды с учетом особых потребностей инвалидов исходя из преимущественно нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности (слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата). В 2011 году постановлением администрации Липецкой области от 13.05.2011 № 156 была утверждена областная целевая программы «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» (далее – областная Программа). В связи с переходом с 2014 года субъектов РФ на реализацию государственных программ субъектов РФ областная Программа была за- вершена в 2013 году. С 2014 года мероприятия по созданию доступной среды для МГН выполняются в рамках подпрограммы 6 государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики» на 2014 – 2024 годы. Областной Программой на 2011 – 2013 годы был предусмотрен ряд инновационных в масштабах области мероприятий по повышению доступности для МГН объектов и услуг и интеграции МГН в общество: мониторинг состояния доступности объектов социальной инфраструктуры путем их паспортизации с занесением информации на карту доступ- ности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; планирование работ по адаптации объектов социальной инфраструктуры по результатам их паспортизации, социологические исследования мнения инвалидов о доступности объектов социальной инфраструктуры и об отношении населения к проблемам инвалидов; проведение обще- ственных акций и информационных кампаний для привлечения внимания к проблеме создания доступной среды. За время реализации Программы в 2011 – 2013 годах за счет средств областного бюджета приобретена автоматизированная информационная система «Доступная сре- да» для автоматизации работ по паспортизации объектов социальной инфраструктуры, создан специализированный информационный портал для инвалидов «Доступная среда Липецкой области» с картой доступности Липецкой области, паспортизированы 70 объ- ектов социальной инфраструктуры, находящихся в областной собственности, инфор- мация о которых занесена на карту доступности Липецкой области, приобретены пять автобусов с подъемными устройствами для перевозки инвалидов на креслах–колясках, предоставлена субсидия для приобретения автобуса с подъемным устройством об- ластной общественной организации инвалидов «Параллели», занимающейся обучением инвалидов танцам на креслах–колясках, члены которой являются неоднократными при- зерами международных соревнований, проведены мероприятия по организации об- учения инвалидов вождению на спецавтотранспорте с ручным управлением и по специ- альности «Фотограф» на базе областного бюджетного учреждения центр реабилитации инвалидов, закуплено оборудование для субтитрирования телепрограмм областного телеканала, выполнялись мероприятия по адаптации для доступа инвалидов учреждений социальной сферы, проведено социологическое исследование мнения инвалидов о до- ступности объектов и услуг и об отношении общества к проблемам инвалидов, проведе- ны семинары по вопросам создания доступной среды, информационная кампания. Мероприятия, направленные на создание в области доступной среды для инвалидов и других МГН и интеграцию инвалидов в общество, реализуются не только в рамках спе- циализированных программ, но и в ходе иных областных и ведомственных программ и основной деятельности учреждений социальной сферы. На территории области функционирует 46 учреждений социального обслуживания населения, в том числе 13 областных стационарных учреждений социального обслужи- вания для инвалидов и пожилых людей, 7 учреждений поддержки материнства и детства, 24 комплексных центра социального обслуживания населения, 1 дом ночного пребыва- ния, 1 кризисный центр. В соответствии со спецификой учреждений социального обслуживания населения основную часть их клиентов составляют инвалиды, дети–инвалиды, пожилые люди, что требует обязательного создания в таких учреждениях «безбарьерной» среды. Проведенная в 2012 году паспортизация областных учреждений социального насе- ления на предмет их доступности для инвалидов показала, что они являются доступными частично, избирательно для отдельных категорий инвалидов либо условно доступными. Отчасти это обусловлено тем, что большинство учреждений находятся в зданиях старой постройки, что затрудняет их адаптацию, кроме этого, при выполнении работ по адапта- ции учреждений в предыдущие годы выполнялись отдельные мероприятия по обеспече- нию доступа в них инвалидов с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата и практически не были учтены требования к доступности объектов для инвалидов с нару- шением функций зрения и слуха. Таким образом, в ходе паспортизации был определен объем работ, необходимых для адаптации для доступа инвалидов в областные учрежде- ния социальной защиты населения. Мероприятия по адаптации муниципальных учреждений социальной защиты населе- ния будут осуществляться в ходе реализации муниципальных программ (подпрограмм) по созданию доступной среды по итогам их паспортизации органами местного само- управления. Все проживающие в области инвалиды состоят на учете в учреждениях здравоох- ранения, поэтому создание условий для беспрепятственного посещения инвалидами учреждений здравоохранения является одной из приоритетных задач социальной по- литики области. В области 88 государственных учреждений здравоохранения. Мероприятия по обе- спечению беспрепятственного доступа инвалидов в государственные учреждения здра- воохранения реализуются также за счет областной Программы модернизации здравоох- ранения на 2011–2012 годы, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30.03.2011 № 97, и за счет средств текущего финансирования. В целях повышения качества оказываемых государственных услуг в рамках регио- нальной Программы модернизации здравоохранения Липецкой области на 2011–2012 годы закуплено оборудование и средства реабилитации для инвалидов. Однако до сих пор остается острой проблема по соблюдению современных требований объемно–пла- нировочных решений, которые не позволяют обеспечить доступность для инвалидов и других МГН в здания лечебно-профилактических учреждений области, введенных в эксплуатацию более 30–40 лет назад. В 2013 году паспортизированы на предмет до- ступности для инвалидов и других МГН 35 учреждений здравоохранения, по итогам их паспортизации определен перечень необходимых работ по адаптации. Мероприятия по адаптации учреждений здравоохранения для доступа инвалидов планируется решать в рамках подпрограммы 6. Неотъемлемой частью реабилитации инвалидов и интеграции их в общество являет- ся получение общего и профессионального образования. В 270 общеобразовательных организациях области обучаются 1190 детей-инвали- дов, и 601 ребенок–инвалид обучается на дому. Для всех детей-инвалидов реализуются индивидуальные программы реабилитации. Адаптацию к условиям обучения детей-ин- валидов в общеобразовательных школах области обеспечивают 89 психологов, 56 лого- педов, 89 дефектологов. Кроме того, в 2009 году в Липецкой области создан Центр дистанционного образова- ния, в котором осуществляется обучение детей-инвалидов. В настоящее время созданы условия для обучения с использованием дистанционных технологий для 283 детей-инва- лидов, в том числе для 60 детей-инвалидов в 2012 году. В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» в течение 2 лет в Липецкой области функционирует стажировочная площадка по распространению со- временных организационно-правовых моделей, обеспечивающих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В области формируется сеть базовых общеобразовательных организаций, в которых создается универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей- инвалидов. В 2012 и 2013 годах в рамках реализации государственной программы Рос- сийской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы Липецкая область получила субсидии из Минобрнауки РФ на улучшение условий для обучения детей-инвалидов в четырех средних общеобразовательных школах. Работу по созданию сети базовых об- щеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная сре- да для инклюзивного образования детей-инвалидов, планируется продолжить в рамках подпрограммы 6, а также на уровне муниципалитетов. На территории Липецкой области функционируют 18 организаций начального про- фессионального образования и 21 организация среднего профессионального образо- вания. Основными массовыми направлениями профессионального образования, по кото- рым может осуществляться обучение различных категорий инвалидов с учетом меди- цинских показаний, являются педагогика и сфера бытовых услуг. Ряд таких профессий и специальностей, адаптированных под подготовку для людей с ограниченными возмож- ностями здоровья, сконцентрирован в двух образовательных организациях. Это Липец- кий техникум сервиса и дизайна и Лебедянский педагогический колледж. С целью соз- дания доступной среды в организациях профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья планируется сформировать соответствующие условия обучения в первую очередь в двух указанных выше образовательных организа- циях. Для определения объема необходимых работ по адаптации организаций в 2013 году проведено их обследование и паспортизация. Кроме этого, получить профессию инвалиды могут на базе областного государствен- ного бюджетного учреждения «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Со- сновый бор», находящегося в структуре учреждений социальной защиты населения. Профессиональная подготовка в Центре лицензирована и осуществляется в течение 10 месяцев по каждой из 7 специальностей: обувщик по ремонту обуви; портной; вязаль- щица трикотажных изделий; флорист; оператор ЭВМ; парикмахер; изготовитель художе- ственных изделий из лозы. По окончании обучения инвалидам выдается свидетельство установленного образца о профессиональном образовании с присвоением квалифика- ционного разряда. Более 30% инвалидов, получивших профессиональную подготовку в Центре реаби- литации, трудоустраиваются. Сотрудники центра оказывают выпускникам содействие в трудоустройстве. В условиях постоянно меняющегося рынка труда в последние годы повышенным спросом стала пользоваться специальность «Фотограф». Мероприятия, необходимые для организации обучения инвалидов по данному направлению профессиональной под- готовки, выполнены в рамках областной Программы в 2013 году. В области остро стоит вопрос по обучению вождению на спецавтотранспорте с руч- ным управлением инвалидов-колясочников. Для обучения данной категории граждан требуется не только транспортное средство с ручным управлением, но и обучение в зда- нии, в которое обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов. Кроме этого, на период обучения необходимо обеспечить проживание иногородних инвалидов в помещениях, доступных для инвалидов-колясочников. Для комплексного решения вышеназванных вопросов в 2013 году началось проведение мероприятий для организации обучения ин- валидов, в том числе инвалидов-колясочников, вождению на базе центра реабилитации «Сосновый бор». Анализ работы в сфере образования детей-инвалидов и инвалидов позволил вы- явить проблемы в этой области, в том числе: – отсутствие адаптации инфраструктуры образовательных организаций для инвали- дов; – отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррек- ционных) образовательных организаций; – недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе де- тей-инвалидов. Одним из этапов реабилитации и интеграции инвалидов в общество является тру- доустройство инвалидов. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов. Именно эта категория населения сталкивается с наибольшими проблемами при трудоустройстве по причине функциональных нарушений, недостаточной квалификации, вынужденных дли- тельных перерывов в трудовой деятельности. В Липецкой области приняты Закон от 14 сентября 2000 года № 104–ОЗ «О квотиро- вании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» и постановле- ние администрации Липецкой области от 23 ноября 2006 года № 158 «Об установлении квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и минималь- ного количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 3 процентов к среднесписочной чис- ленности работников. В области 18 учреждений службы занятости, в которые ежегодно обращаются поряд- ка тысячи инвалидов. В 2012 году государственную услугу по профессиональной ори- ентации получили 837 человек из числа инвалидов, обратившихся в службу занятости населения, психологическую поддержку получили 123 инвалида, 126 человек приняли участие в программах социальной адаптации на рынке труда, 69 инвалидов направлено на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. В 2012 году в рамках мероприятий областной целевой программы «Содействие тру- доустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, мно- годетных родителей Липецкой области в 2012 году» на специально созданные рабочие места трудоустроено 120 инвалидов и 27 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Вопросы занятости инвалидов рассматриваются на заседаниях трехсторонних ко- миссий по регулированию социально-трудовых отношений. Квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда отражено в трехсто- роннем соглашении между администрацией Липецкой области, Федерацией профсою- зов области и работодателями. Несмотря на принимаемые меры, число обращений инвалидов в службу занятости по–прежнему остается высоким. Трудоустройство инвалидов затруднено в связи с их не- высокой мобильностью, низким уровнем профессиональной подготовки (что снижает их конкурентоспособность на рынке труда), а также наличием трудовых рекомендаций, свя- занных со способностью к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях или на условиях неполной занятости (выполнение работы небольшого объема). Работодатели неохотно трудоустраивают таких граждан, в связи с этим необходимо предусмотреть меры по экономическому стимулированию работодателей. Другой немаловажной проблемой является размещение части помещений центров занятости на верхних этажах зданий, что затрудняет свободный доступ инвалидов и дру- гих МГН для получения государственных услуг. В целях повышения доступности для инвалидов и других МГН государственных услуг в сфере содействия занятости населения проводится работа по оборудованию зданий и помещений центров занятости пандусами, кнопками вызова работника и системами зву- кового информирования. Стоянки около центров занятости оборудуются специальными знаками и местами парковки автотранспорта инвалидов. Для повышения доступности для инвалидов государственных услуг в сфере содей- ствия занятости населения также целесообразно применять инновационные формы работ, например, организация мобильных центров занятости на базе микроавтобусов, оснащенных необходимым оборудованием для перевозки людей с ограниченными воз- можностями, а также специальной техникой для получения необходимых услуг. Одновременно необходимо проводить работу по формированию общественного мнения у работодателей по позитивному отношению к работникам–инвалидам. Таким образом, для повышения эффективности решения вопросов занятости инва- лидов необходимо реализовать комплекс мероприятий, среди которых: – создание доступной инфраструктуры; – применение инновационных форм работы в сфере занятости; – повышение уровня квалификации специалистов, работающих в сфере занятости; – повышение уровня информированности инвалидов и других МГН о возможностях трудоустройства; – преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работо- дателя. Физическая культура и спорт являются также важным фактором для реабилитации и социальной адаптации человека с ограниченными возможностями. Всего в области 26 муниципальных и 3 областных учреждений спортивной направленности, которым при- надлежат 3257 спортивных объектов. В 2012 году в Липецкой области к регулярным занятиям физической культурой и спортом были привлечены 3,5% инвалидов от их общей численности в области. Показа- тель рассчитывался на основании данных государственной статистической отчетности по форме 3-АФК. Правительство Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года ставит задачу по увеличению этого показателя до 10% к 2015 году и до 20% в 2020 году. В рамках областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Липецкой области на 2009 – 2013 годы» (утверждена постановлением администрации Липецкой области от 24 сентября 2008 № 252) ежегодно выделялись средства из об- ластного бюджета на проведение спортивных мероприятий для инвалидов. С 1999 года в Липецкой области ежегодно проводится Спартакиада трудящихся. Программа Спарта- киады меняется, но соревнования для инвалидов обязательны и постоянны. Все более разнообразными и массовыми становятся областные соревнования по рыболовному спорту для слепых. Кроме этого, в области проводятся соревнования по рыбной ловле для лиц с поражением опорно–двигательного аппарата, для чего в одном из муниципальных образований специально оборудован пруд. Спортсмены-инвалиды успешно выступают на соревнованиях всероссийского и международного уровня по адаптивному спорту (спорт лиц с поражением опорно–дви- гательного аппарата, спорт слепых, спорт глухих, спорт лиц с интеллектуальными нару- шениями). В городах и районах области работают группы по адаптивной физической культуре в приспособленных помещениях. В январе 2014 года планируется открытие специали- зированной областной детско-юношеской спортивно-адаптивной школы с филиалами в городах и районах области. Развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем: – инфраструктура спортивных объектов не в полной мере адаптирована для инвали- дов; – для проведения спортивных и тренировочных мероприятий с инвалидами требует- ся специальный транспорт с подъемными устройствами; – в целях удовлетворения потребности в занятиях адаптивной физической культурой и спортом необходимо специализированное спортивное учреждение, оснащение спор- тивным инвентарем; – требуется обучение и стажировка тренерского состава, работающего с инвалида- ми. Для решения имеющихся проблем в рамках исполнения подпрограммы 6 предусмо- трены мероприятия по адаптации уже имеющихся спортивных сооружений для инвали- дов, по приобретению специального автотранспорта для участия лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в тренировочных сборах, соревнованиях, спор- тивно–массовых мероприятиях, по обеспечению инвентарем спортивных учреждений и обучению и стажировке тренерского состава. Реализация поставленных задач будет способствовать привлечению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом, решая вопрос социальной адаптации и интеграции в общество вышеуказанной категории населения. Обеспечение доступности учреждений культуры имеет важное значение для социо- культурной реабилитации инвалидов. В Липецкой области осуществляют деятельность 1091 учреждение культуры. Учреж- дения культуры уделяют большое внимание развитию творческого потенциала людей с ограниченными возможностями, тесно сотрудничают с городскими и районными отде- лениями Всероссийского общества инвалидов, организуя областные и районные празд- ники для инвалидов, творческие фестивали и конкурсы, вечера–встречи с интересными людьми. Липецкая государственная филармония для обеспечения доступности лучших об- разцов музыкального искусства жителям области открыла свои филиалы во всех городах и районах области. В целях создания доступной коммуникативной среды для детей с ограниченными возможностями на базе детской областной больницы восстановительного лечения об- ластной детской библиотекой реализуется проект «Библио и арт терапия для детей с ограниченными возможностями». С 2011 года в Липецком областном краеведческом музее для слепых и слабовидя- щих людей представлена экспозиция тактильных экспонатов «Мир прикосновений». В 2013 году открыта новая интерактивная экспозиция «Слепой музыкант» (в рамках пари- тетного софинансирования по федеральной целевой программе «Культура России»). В 2013 году в Липецком областном выставочном зале открыта изостудия для людей с ограниченными возможностями для творческой самореализации и адаптации к социаль- ной среде. Основной целью изостудии является приобщение людей данной категории к социальной среде и создание равных возможностей в обществе. Работа по интеграции инвалидов в общество проводится также театральными и кон- цертными организациями области. Регулярно на благотворительной основе организуют- ся посещения спектаклей, концертов детьми из детских домов, школ-интернатов. Библиотеками области осуществляется доставка книг на дом по заявкам инвалидов и лиц пожилого возраста. По запросам граждан предоставляются виртуальные справки посредством программы Skype. Справочная информация предоставляется по следую- щим запросам: о наличии конкретных изданий в фонде библиотеки, списки источников по определенной теме; установление точных библиографических данных о произведе- нии печати, нормативном документе, краткие сведения по существу какого-либо вопро- са: даты жизни лица, значение географического названия. Наиболее активно оказывает услуги инвалидам Липецкая областная специальная би- блиотека для слепых. 3600 читателей обслуживают 12 специалистов. В кружках и клубах библиотеки («Вместе», «Рисунок биополем», «Факультет здоровья» и др.) занимаются около 100 инвалидов по зрению. На заседании литературной гостиной «Радуга» в би- блиотеке проводятся встречи читателей с писателями, поэтами, художниками. Однако для повышения эффективности оказания библиотечных услуг требуется техническое оснащение библиотеки. Для улучшения работы читального зала библиотеки требуются тифлофлешплееры, электронные увеличители, сканирующее оборудование с воспро- изведением текста, компьютерное оборудование для организации рабочего места для незрячих инвалидов в читальном зале, а также брайлевский принтер. Кроме этого, нерешенными остаются следующие вопросы в сфере культуры и ис- кусства: учреждения культуры, особенно муниципального подчинения, зачастую распо- лагаются в зданиях старой постройки, часть зданий расположены в объектах культурного значения как федерального, так и регионального уровня, в которых невозможно произ- вести перепланировку с учетом существующих требований. Производственные работы на памятниках культуры могут проводиться только без изменения его особенностей, со- ставляющих предмет охраны. Серьезную проблему для инвалидов и МГН представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом. Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, зачастую не приспособлен для использования инвалидами и другими МГН. Основной проблемой создания доступной среды на транспорте, осуществляющем регулярные пассажирские перевозки, является отсутствие у предприятий и организаций транспорта достаточного количества собственных средств на реализацию мероприятий по обеспечению доступности объектов транспортной инфраструктуры. Тем не менее предприятиями уже выполнены отдельные виды работ, прежде всего по созданию бес- препятственного проезда кресел-колясок в зданиях и на территориях вокзалов и авто- станций. В 2013 году доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, составила 1,6%. В ходе реализации подпрограммы 6 планируется решать вопросы об- новления автопарка для маршрутов общественного транспорта и об оборудовании све- тофорных объектов звуковыми дублерами. Приобретение полунизкопольных автобусов и дооборудование имеющихся транспортных средств для использования на маршрутах общественного транспорта также предусмотрено в рамках реализации муниципальных программ по созданию доступной среды. Зачастую при решении вопросов по созданию доступной среды не уделяется до- статочного внимания вопросам доступа инвалидов, в том числе инвалидов с нарушени- ем функции слуха, к информации. В настоящее время телерадиокомпания «Липецкое время» транслирует выпуски «Новостей» для лиц с нарушением функции слуха с со- провождением бегущей строки. В бегущей строке сообщаются новости за день, но не обеспечивается текстовое сопровождение каждого сюжета. В настоящее время перед областью стоит задача добиться того, чтобы трансляция выпусков «Новостей» телеради- окомпании «Липецкое время», а также трансляция и других передач на этом же телека- нале сопровождалась бегущей строкой, коротко рассказывающей о содержании сюжета во время его трансляции в эфире. Названная задача решена в 2013 году путем приобре- тения специального оборудования для организации субтитрирования. Для определения уровня доступности для инвалидов объектов социальной инфра- структуры и объема необходимых работ по их адаптации в области проводится работа по их паспортизации в соответствии с методикой Минтруда России. С 2014 года предус- мотрена массовая паспортизация объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. С 2013 года к работе по паспорти- зации объектов социальной инфраструктуры также приступили органы местного само- управления. В целях совершенствования организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН, организации эффективного меж- ведомственного взаимодействия всех заинтересованных структур, при проведении паспортизации социально значимых объектов, привлечения к паспортизации предста- вителей общественных организаций инвалидов в 2013 году проведены три семинара по вопросам паспортизации объектов социальной инфраструктуры: со специалистами исполнительных органов государственной области, специалистами органов местного самоуправления, с представителями общественных организаций инвалидов. Работа по созданию доступной среды также реализуется в рамках 19 муниципальных программ. В 2013 году бюджетам муниципальных образований были перечислены суб- сидии из областного бюджета в сумме 2130 тыс. руб. на софинансирование мероприя- тий по установке пандусов и поручней. Распоряжением администрации области от 31 июля 2009 года № 377-р создан об- ластной Совет по делам инвалидов. Это совещательный орган, обеспечивающий со- гласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений и других орга- низаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Липецкой области. В состав Совета, возглавляемого заместителем главы администрации области, входят руководители исполнительных органов государственной власти области, руко- водители государственных учреждений региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, руководитель ФГУ Главное бюро МСЭ по Липецкой области, руководители шести обще- ственных организаций инвалидов. К основным направлениям деятельности Совета относится в том числе обеспечение на территории области беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и социально-бытовой инфраструктуры и информации. Недостаток внимания общества к созданию доступной среды для инвалидов пре- пятствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на каче- стве их жизни, усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, обуславливающую потребность в медицинских и социальных услугах в стационарных и надомных условиях, создает социальную разобщенность общества. Для привлечения внимания общества к проблемам инвалидов, в том числе к вопро- сам создания доступной среды, в рамках подпрограммы 6 запланировано проведение общественных акций и информационных кампаний с участием СМИ и общественных организаций инвалидов, а также размещение социальной рекламы на телевидении и на городских светодиодных экранах. Разнообразие и в то же время схожесть проблемных вопросов по созданию до- ступной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость проведения в Липецкой об- ласти соответствующего комплекса мероприятий. В настоящее время в условиях огра- ниченного финансирования учреждений в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН невозможно оперативно и эффективно решить существующие проблемы в обеспечении доступности объектов социальной защиты населения без кон- центрации ресурсов бюджетов всех уровней, в том числе с привлечением средств феде- рального бюджета, и применения программно-целевого метода. Программно-целевой метод обеспечит реализацию областной политики в сфере обеспечения доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности, позволит согласовать мероприятия подпро- граммы 6, деятельность исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, обеспечит контроль за ходом реализации мероприятий и получение ожидаемых резуль- татов. 2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 6 Целью подпрограммы 6 является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Липецкой области. Для достижения поставленной цели подпрограммы 6 требуется реализация меро- приятий, направленных на решение следующих задач: 1. Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Липецкой области. 2. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритет- ных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Липецкой области. 3. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоох- ранения, культуры, образования, транспорта и пешеходной инфраструктуры, информа- ции и связи, физической культуры и спорта в Липецкой области. Для оценки эффективности реализации подпрограммы 6 в соответствии с приори- тетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы): 1. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Липецкой области, по результатам их па- спортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг. 2. Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Липецкой области. 3. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная без- барьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Липецкой области. 4. Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электри- ческого транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбус- ного) в Липецкой области. 5. Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соот- ветствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов в рамках подпрограм- мы, в общей численности инвалидов в Липецкой области. 6. Количество специалистов исполнительных органов государственной власти обла- сти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, посетивших семинары по вопро- сам создания доступной среды для инвалидов и других МГН в рамках подпрограммы, в год. 7. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения в Липецкой области. 8. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Липецкой области. 9. Доля приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере среднего профессио- нального образования в Липецкой области. 10. Доля приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения, доступных для инвалидов и других МГН, в общем числе приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения в Липецкой области. 11. Доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвали- дов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости в Липецкой области. Продолжение. Начало на 15–24-й стр. Продолжение на 26-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz