Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

2 № 204/26082/19 ОКТЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Факты и комментарии В каком направлении идти Институт торгово-промышленных палат объединяет бизнес и власть Максим Борисов Местом проведения расширенного заседания Генерального совета Всемирной федерации торговых палат Москва была выбрана неслучайно. Российский бизнес сегодня активно осваи- вает мировые рынки. К тому же в 2023 году очередной Всемир- ный конгресс торговых палат пройдет именно в столице России. В работе Генсовета приняла участие и делегация Липецкой ТПП. Впечатлениями от состоявшегося разговора с нашим корреспондентом поделился президент палаты Анатолий Гольцов. —Систематоргово-промыш- ленных палат объединяет весь деловой мир и играет важную роль в развитии предпринима- тельства и международных от- ношенийвбизнесе,—рассказал Анатолий Гольцов. —Поэтому обсуждение основных проблем и общение представителей па- лат являются важной частью работы всемирной федерации. Кроме того, в ходе таких встреч укрепляются связи между тор- говымипалатамиразныхстран. Это служит залогом крепкого сотрудничества, ведь наладить контакт и познакомить буду- щих партнеров — наша основ- ная задача. — Какие проблемы вол- нуют сегодня отечественных и зарубежных бизнесменов и насколько они различаются? — Проблемы в большин- стве своем одинаковые. Самой крупной, пожалуй, являются политические разногласия, из-за которых часто страда- ет предприниматель. Между странами есть границы, а в ры- ночной экономике их быть не должно. В результате введения санкций, например, становит- ся невозможным выполнение деловых соглашений. А это приводит к потере доверия, необходимого для совершения хорошей сделки. Политика не должна влиять на бизнес. Он уже не раз доказал, что может работать там, где правитель- ства договориться не могут. Об этом говорил на заседании генеральныйсекретарьМежду- народной торговой палаты Джон Дентон. — А как обстоят дела с от- ношениями власти и бизнеса на уровне государств и реги- онов? — Есть прекрасная жиз- ненная аналогия: хороший и ответственный родитель — это тот, кто может создать макси- мальноблагоприятныеусловия и «инфраструктуру жизни» для своего ребенка. Так и в отношении бизнеса: задача чиновника — помочь деловым людям в создании условий здоровой конкуренции. Власть способна оказать необходимую помощь, познакомить будущих партнеров по бизнесу, дать воз- можность обсудить вопросы в предпринимательской среде. Так и должны решаться про- блемы. Не стоит забывать и о том, что главные враги здоро- вой конкуренции—протекци- онизм и лоббизм. — Липецкая торгово-про- мышленная палата была един- ственным представителем на форуме от регионов? —Нет,былипредставителии других региональных палат. Такжена заседанииприсутство- вал министр правительства Мо- сквыируководительгородского департамента внешнеэкономи- ческихимеждународныхсвязей Сергей Черемин, он рассказал о развитии бизнеса в столице. А вотработупалатвостальныхре- гионахРоссииучастникивстре- чи оценивали именно по дости- жениям нашей ТПП. Кстати, в прошломгодумывошли в трой- ку лучших палат в Восточном полушарии, обогнав коллег из Японии, Китая и других стран с сильной экономикой, и стали лучшей региональной палатой по итогам конкурса Конфеде- рации торгово-промышленных палатАзиатско-Тихоокеанского региона. — О чем вы рассказали участникам заседания? — Моей задачей было до- нести до мировой бизнес-обще- ственностиголос самогомалень- кого «кирпичика» огромной сети — региональной торговой палаты. В своем выступлении я говорил об опыте плодотворной работы с Торгово-промышлен- ной палатой России, о потенци- але и реализованных возмож- ностях для бизнеса в нашем регионе. Сегодня Липецкая область—территория здоровой конкуренции.Отличнымприме- ром тому являются особые эко- номические зоны, где крупные иностранные производители размещают свои предприятия. Стоит отметить, что раз- говоры о создании таких зон начинались не в администра- тивных кабинетах. Все зарож- далось в диалоге, организо- ванном предпринимательским сообществом. Его стараниями наполняется региональный бюджет. А мы помогаем биз- несменам расправить крылья, ведь членство в палате — это возможность стать частью ми- ровой семьи. Также мне очень хотелось донести до коллег, что ведение бизнеса — это, прежде всего, творческий процесс. Это ис- кусство создавать, созидать и передавать опыт. Главное — двигаться в эту сторону. Ведь не зря великий русский писа- тель Лев Николаевич Толстой, проведя свои последние дни на липецкой земле, говорил: «Неважно, где тынаходишься, главное—вкакомнаправлении тыидешь».Иэтовысказывание мне очень близко. Каждыймеч- тает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя. Мы стараемся нести этот принцип в региональный биз- нес, ведь, присоединившись к палате и участвуя в образова- тельных, международных и других мероприятиях, пред- приниматель сам начинает ме- няться. Вы знаете, после этих слов весь зал встал! —Как отнеслись к заслугам липчан иностранные коллеги? — Очень уважительно. По- сле выступления со мной охот- но побеседовал иДжонДентон, и президенты палат несколь- ких стран, в том числе Китая, Чили. А представитель ТПП Саудовской Аравии решил на- нести нам визит. — И последний вопрос. Обсуждались ли на заседании современные тенденции в сфе- ре поддержки отечественного бизнеса? —Конечно. Президент ТПП России Сергей Катырин от- метил, что мировая промыш- ленность сегодня переживает серьезную трансформацию. И нам нужно расширять спосо- бы поддержки бизнеса, чтобы развиваться в ногу с планетой. Сегодня основной упор сде- лан на цифровую экономику: она позволяет создавать уни- версальные информационные платформы для правового, маркетингового и иных форм содействия предприниматель- ству на всех уровнях. Разра- ботке проектов в этом ключе уделяется огромное внимание со стороны российской ТПП. А помогатьихвнедрениюизнако- мить бизнесменов с новинками будут региональные торговые палаты. Всех насждет большая и продуктивная работа. Кроме того, необходимо помнить, что вся экономика, не только регионального уровня, но и мировая, формируется предпринимательским сообще- ством. «Домик в деревне» меняет статус Почему личное подсобное хозяйство уже не приносит прибыль его владельцу Игорь Плахин, Игорь Сизов «Хорошо иметь домик в деревне», — утверждается в одной телевизионной рекламе. Особенно в видеоролике деревенский домик хорош, когда к нему прилагается полная сил, жизнера- достная бабушка, которая встанет на заре, коровку подоит, помидорчики-огурчики с огорода нарвет, яйца из-под несушки соберет для любимых внучат, приехавших из города погостить на выходные. А в последние годы утверждается, что условный «домик в деревне» — это еще и выгодно. По данным Росстата, уровень рентабельности в животноводстве составляет 15 процентов, а в растениеводстве — 24. Только вот деревенские бабушки в большинстве своем почему-то ездят не на внедорож- никах представительского класса, а на общественном транс- порте. Парадоксы сельской экономики Парадоксальная ситуация. Четверть века назад, когда сельхозпроизводство было чуть ли не самой убыточной отрас- лью советской экономики и отечественный АПК все назы- вали«чернойдырой», в каждом сельскомподворье содержались и куры с утками, и дойные ко- ровы с поросятами. Кроме того, каждая семья имела обширный огород, с которого сама корми- лась, и на продажу прилично оставалось. У районов даже своя специализация была. Так, в Усманский район с южных и северных регионов страны приезжалифурызакартошкой, в селах Чаплыгинского раз- личную зелень выращивали, Задонский славился парнико- выми овощами, в первую оче- редь огурчиками. Те, кто сдавал мясо-фрукты-овощи оптом, лопатой деньги, может быть, и не гребли, но на обновки всей семье кНовому году хватало. А селяне, имевшие возможность регулярно ездить в Москву и торговать сельхозпродукцией со своих подворий на столич- ных рынках, вообще в шелках ходили. Напомним, это было в те самые годы, когда рентабель- ность сельхозпроизводства была минусовой. Зато сегодня, когда, соглас- но статистическим данным, она вышла в приличный плюс, владельцы личных подсобных хозяйств в большинстве своем перестали заниматься товар- ным сельхозпроизводством. По самым скромным оцен- кам специалистов областного сельхозуправления, поголовье крупного рогатого скота в ЛПХ региона сократилось в два раза, свиней—на две трети, товарное птицеводство на подворьях и вовсе сошло на нет. Растени- еводство тоже перестало быть выгодным для частников, и многие огородына селе заросли. Ничего «колхозного». Только рынок Объясняется это очень про- сто. В советское время, когда главенствовал принцип «все колхозное — все мое», корма владельцам ЛПХ доставались практически даром. «Арендо- валась» колхозная сельхозтех- ника для вспашки огородов и уборки с них урожая за спирт- ное, то есть стоило это дешевле солярки, которая сжигалась в ходе сельхозработ. А с приходом новых эко- номических отношений ниче- го «колхозного» не осталось. Теперь только бизнес. За все приходится платить по рыноч- ным ценам, которые растут с каждым годом. Стоимость од- ного только фуражного зерна за последние пять лет поднялась в два раза. В условиях рынка владель- цы обособленных ЛПХ, остав- шиеся без кормовой и произ- водственно-технической базы, не смогли конкурировать с крупными агрохолдингами. — В Липецкой области в подсобных хозяйствах тради- ционно выращивали на про- дажу картофель. И в условиях продуктового дефицита это было выгодно. Но сейчас на этот рынок пришли агрохол- динги и цены упали. Осенью в период сбора урожая в крупных сетевых магазинах картофель реализовывался по 15 рублей за килограмм. Значит, его заку- почная цена составляла около пяти рублей. Это практически на уровне рентабельности, — приводит пример начальник от- дела по работе с малымиформа- ми хозяйствования управления сельского хозяйства Липецкой области Галина Сысоева. — Зимой стоимость картофеля вырастет в два-три раза. Но до сезона максимальных цен урожай еще нужно сохранить. Средний размер ЛПХ 30—50 соток. С этого участка можно собрать 10 тонн картофеля. Только в подвал такой урожай не поместится. А на строи- тельство специализированного овощехранилища у рядового фермера денег нет. Традиционным в Липецкой областибыло выращивание ово- щей в закрытом грунте. Но по- сле пуска современных теплич- ных комплексов в Данковском, Усманском и Елецком районах тепличное овощеводство для липецких подворий перестало быть рентабельным. Аналогичнаяситуацияскла- дывается и в животноводстве. Конкурентную борьбу выигры- вают крупные игроки с боль- шими оборотами, финансовы- ми ресурсами и вооруженные современными технологиями. То есть в нашем регионе с раз- витым высокотехнологичным агропромышленным комплек- сом «домик в деревне» оконча- тельноперестает бытьбизнесом. Для кого существуют субсидии Четверть века назад, как мы уже говорили, практически на каждом сельском подворье что- тодавыращивалосьнапродажу. Сейчасже, по данным статисти- ки, только в86процентахиз 187 тысяч ЛПХ Липецкой области производят сельхозпродукцию. При этом надо учитывать, что для статистики и пара грядок на приусадебном участке тоже будет сельхозпроизводством. А из этих 86 процентов реально только третьЛПХиспользуется дляполучениядополнительного дохода, поделились в сельхоз­ управлении. Правда, есть статистика более оптимистическая. Так, по даннымуправленияпотреби- тельского рынка и ценовой по- литики региона, на 1 сентября 2019 года в заготовительную деятельность вовлечено 130,5 тысячи личных подсобных хо- зяйств, или85,9процента от ко- личества зарегистрированных. Заготовительныйоборот за 8ме- сяцев2019 года составил3822,7 миллионарублейс темпомроста 141,8 процента к аналогичному периоду 2018 года.Цифрызаво- раживают. Но, если разделить неполные 4миллиарда на 130,5 тысячи хозяйств, получится, что на каждое пришлось около 30 тысяч. За 8 месяцев. Вот та- кой смешной бизнес. — Впрочем, с точки зре- ния закона ведение личного подсобного хозяйства не яв- ляется предпринимательской деятельностью и в качестве бизнес-модели никогда не рас- сматривалось, — поясняет Галина Сысоева. — Доходы от продажи продукции, выращен- ной на личном подворье, даже не облагаются налогом. Ведь по факту онине столь уживелики. Зачастую бывает так: человек продаст бычка, получит 100 тысяч на руки, и ему кажется, что он много заработал. Но, если посчитать, сколько за 10 месяцев, что его выращивал, потрачено на корма, ГСМ, осве- щение и отопление, окажется, что прибыль копеечная. И это еще без учета собственных тру- дозатрат. Кстати, единственная прямая мера поддержки ЛПХ, которая была предусмотрена государством, — субсидиро- вание процентной ставки по кредиту на развитие хозяйства. Однако она просуществовала только до 2016 года. Но если на базе ЛПХ создать крестьянско- фермерское хозяйство, фермер сможет претендовать на целый комплекс государственныхпро- грамм субсидирования. Время объединять усилия Да, КФК — это уже другой уровень ответственности, как финансовой, так и граждан- ской, обязанность платить на- логи и создавать рабочие места. Но и позиция государства в этом вопросе вполне логичная: мы готовы тебе помочь, но и от тебя ждем отдачи в виде рабо- чих мест и налогов. И помогать будем только тем, у кого есть шанс на успех. А успешный бизнес на селе сегодня у тех, кто имеет четкий бизнес-план, придерживаетсянаучно обосно- ванных методов организации труда, делает ставку на инно- вации. Иными словами, время дилетантов в сельском бизнесе прошло. Поэтому, чтобы госу- дарственные субсидии не кану- ли в «чернуюдыру» колхозного агропрома, государство сделало ставку на профессионалов. Как же тогда воспринимать звучащие с высоких трибун призывы повышать благосо- стояние селян за счет создания на селе малых форм хозяй- ствования, вовлечения ЛПХ в заготовительную деятельность и так далее? — Так через успешный биз- нес подсобные хозяйства, объ- единенные в крепкое КФХ, и поддерживаются,—поясняет Галина Сысоева. — Более того, на следующем уровне объеди- нения — уже в кооперативе — ЛПХ получают дополнитель- ную поддержку. Кооператив в данном случае выступает в качестве своеобразной управля- ющей компании агрохолдинга. Например, находит качествен- ные семена, снижает их стои- мость за счет оптовой покупки. А мы в рамках госпрограмм еще до 50 процентов стоимости семенного материала субсиди- руем. Из этих семян в подсоб- ных хозяйствах вырастят про- дукцию, которую кооператив реализует гораздо выгоднее, чем это бы сделал фермер-оди- ночка. В итоге и выйдут ЛПХ на те самые 24 процента рента- бельности отечественногоАПК, о которых говорит статистика. Истории успеха Есть в регионе, конечно, и успешные, высокорента- бельные подсобные хозяйства, дающие своим владельцам до- стойную прибыль. Но это ско- рее исключение из правил. А вот средикооператоров историй успеха гораздо больше. Так, в селе Хмелинец есть кооператив «Задонские зори», специали- зирующийся на выращивании тыквы. По словам кооператора Владимира Белых, он с мате- рьюи дядей в этом году посадил тыкву на объединенных паях общей площадьюв полтора гек- тара. Иуже прикинул будущую прибыль — около 300 тысяч рублей. Прибыльным этот год будет и у Елены Белоконевой, для которой кооперация стала вы- ходом из сложной ситуации. Хотела устроиться на Хме- линецкий сахзавод, но у нее маленькая дочка часто болеет. Работодателям такие кадры не нужны. Поэтому Елена вместе с мужем занялась растениевод- ством на сорока сотках, беря семена в кооперативе. — Кабачки уже продали, теперь дело за тыквой. Собрали десять тонн. В целом надеемся заработать более двухсот тысяч рублей. Для нашей семьи это серьезное подспорье. Тем более что ухаживать за своим участ- ком можно в любое удобное время. Да и много усилий не требуется, только трипрополки и закладка на хранение. Без кооператива было бы намного сложнее вырастить и продать урожай, — рассказала Елена. Успешно развивается и за- донский животноводческий кооператив «Славянское по­ дворье», не раз получавший льготные кредитыподпятьпро- центов годовых из федераль- ного и областного бюджетов. Впрошломгодунаразвитиежи- вотноводства ему дали девять миллионов рублей, в этом — уже двенадцать миллионов. Деньги идут на закупку пого- ловья, кормов и ветеринарных принадлежностей.Желающим трудиться в личном подсобном хозяйстве кооператив дает бычков на откорм и обеспечи- вает кормами. А затем берет на себя реализацию выращенных животных. Прибыль кооператоров за- висит от того, сколько быков взято на выращивание. Берут обычно от пяти до пятидесяти голов. Средний доход при этом в перерасчете на каждый месяц составляет от тридцати до ше- стидесяти тысяч рублей. * * * Так что сделать «домик в деревне» рентабельным вполне реально. Только остаться еди- ноличником при этом уже вряд ли получится. ”” Четверть века назад практически на каждом сельском подворье что-то да выращивалось на продажу. Сейчас же, по данным статистики, только в 86 процентах из 187 тысяч ЛПХ Липецкой области производят сельхозпродукцию. При этом надо учитывать, что для статистики и пара грядок на приусадебном участке тоже будет сельхозпроизводством. Наконец, из этих 86 процентов реально только треть ЛПХ используется для получения дополнительного дохода С частливое детство — это когда на подворье бабушки с дедушкой есть еще какая-то живность. Фото Анатолия Евстропова Фото пресс-службы ЛТПП На правах рекламы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz