Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Пусть звучат серебряные трубы Тысячи ельчан побывали в гостях у нежинских гусар Олеся Азарова, n22041997@yandex.ru Уже несколько лет члены елецкого конно-спортивного клуба «Кристалл» совместно с единомышленниками из разных уголков России восстанавливают историю 18 гусарского Нежинского полка, который дислоциро- вался в Ельце с 1896 по 1914 год. Полученные в музеях данные руководители объединения — семейная пара Егоровых — используют на практике: шьют по истори- ческим документам мундиры, откатывают программу и устраивают шоу на лошадях. Праздник под стук копыт В этом году супруги Екатерина и Дмитрий ре­ шилипровестифестиваль в новом месте — на Красной площади города. Раньше нежинцы в исполнении участников клуба «Кри­ сталл» гарцевали на исто­ рической площадке Крас­ ныхказарм, где собственно иквартировалполк. Выбор новой локации, находя­ щейся в центральнойчасти Ельца, позволил привлечь в десятки раз больше зри­ телей. Конные реконструк­ торы попытались восста­ новить торжественное представление полкового праздника 18 гусарского Нежинского полка с ка­ валерийским смотром и показательными высту­ плениями. —Это красивое и захва­ тывающее действо позво­ ляет окунуться в историю, —рассказала нам студент­ ка ЕГУ имени И.А. Буни­ на, поклонница русской старины Юлия Мостовая. Гостям фестиваля по­ казали кавалерийские игры, требующие большой ловкости и высочайшего уровнявладениялошадью. Представители конного клуба на скаку разрубали кочаны с капустой и це­ пляли шашками малень­ кие кольца. Особое зрелище — па­ радное шествие на лоша­ дях до Городского парка. Гусары, одетые в подлин­ ные полковые мундиры, неспешно проходящие по одной из старинных улиц Ельца, создали в городе на­ стоящуюатмосферу празд­ ника наших предков. Одним ударом В главном парке города развернулась работа сразу нескольких тематических площадок, на которых гости фестиваля узнавали об истории полка. Рекон­ структор Алексей Злобин, к примеру, с увлечением демонстрировал всем же­ лающим устройство доре­ волюционного седла. Ель­ чанемоглисамостоятельно собрать и разобрать его. О жизни гусар немало интересного знает Дмит­ рий Егоров, руководитель исторического движения 18 гусарскогоНежинского полка. Он даже продемон­ стрировал оторопевшей публике старинный трюк: открыл шампанское по- гусарски ударом клинка сабли. Этот эффектный способ называется «са­ браж». Его придумали два века назад солдаты армии Наполеона. Для самых маленьких гостей праздника участ­ ники клуба «Кристалл» устроили катания на ло­ шадях. Для Екатерины Егоровой это самая люби­ мая часть фестиваля, ведь они с мужем уже около пятнадцати лет проводят конные прогулки. — Считаю, что наш праздник удался. В этом году он прошел на более качественном уровне, поэ­ томуилюдейпришло боль­ ше, чем мы планировали, — поделилась Екатерина. — Но лошадки-новички, которые еще не принимали участия в подобных торже­ ствах, немного нервнича­ ли. Видимо, не по душе им звук барабанов. Фестивальное закулисье Несмотря на капризы животных, праздник про­ шел действительно на ура. Сделать его ярче конному клубу «Кристалл» помог­ ли администрация Ельца и научные сотрудники городского краеведческо­ го музея. Их силами для гостей города помимо те­ матических площадок в парке была организована экскурсия по территории Красных казарм. Этот памятник архитектуры позволяет сильнее про­ никнуться историей Не­ жинского полка. Что любопытно, по­ мощь в восстановлении событий более чем вековой давности клубу оказывают люди со всего мира. Так, родственники одного гуса­ ра, которые живут в Пите­ ре, прислали фото своего предка того времени, а из Франции в Елецкий кра­ еведческий музей прибыл настоящий полковой до­ ломан с подписью: «Чтобы мундир жил». Этот завет предков ка­ валеристов трепетно чтут в клубе и по крупицам со­ бирают историю 18 гусар­ ского Нежинского полка, предлагая землякам все новые и новые проекты. 3 № 200/26078/15 ОКТЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов авнение на знамя полка; устройство седла — дело тонкое; внимание, гусары в городе. Слово обозревателю И соборная молитва у алтарей Александр Косякин На днях произошло событие, которое пресса почти не замети- ла, между тем оно поистине эпохального значения: в состав Русской Православной Церкви вошла Архиепископия запад- ных приходов. Долгое время она находилась в юрисдикции Константинопольского Патри- архата, но, видно, перестарался Варфоломей со своим Томасом и настырной попыткой присво- ить приходы (а главное — собственность) Русской Православной Церкви на Украине. А уж когда там начали грабить храмы, тащить от алтарей на улицу священников, бить прямо в церковной ограде старух, многое вспомнилось. Все это смутное время за ситуацией внимательно наблюдали в Архиепископии Европы. И наконец — сделали выбор. Позади у «Парижской» церковной эмиграции был очень сложный путь—конфронтации с РусскойЦерковью, от Октября семнадцатого и даль­ ше, до наших дней. Но разрыву с Константинополем предшествовало еще более масштабное событие, слу­ чившееся в 2007 году. Тогда после затяжного, в 80 лет, конфликта воссоединились Русская Православная Церковь и Православная Зарубежная, которая стала «неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской Православной Церкви». Это движение навстречу друг другу многое объ­ ясняет. И многому должно научить православных. Вспомним, что пришлось преодолеть. Почему две церкви, две сестры так долго и мучительно искали пути к сближению? Горели лампадки у икон одних и тех же святых по ту и другую сторону океана, на коленях молили Господа о спасении России и претер­ певшие наРодине, и ее изгнанники, но не было общего слитного соборного плача о судьбе Дома Богородицы и престола Божьего, как называют верующие наше Отечество. Разногласия случились сразу после рево­ люции. Тогда часть представителей Русской Право­ славной Церкви на последних кораблях отплыла из очумевшей от горяРоссии вКонстантинополь и далее, с тех пор она стала именоваться «белой» церковью. Оставшаяся же у разоренных храмов и алтарей— со­ ответственно «красной». И каждая пошла своей дорогой — ка­ кая исповеднической, какая мученической. Зарубежная всегда уко­ ряла сестру, оставшу­ юся в СССР, в том, что та стала служить Со­ ветам, в частности, их неугомонным органам — от ЧК до КГБ. Там, на Западе, всегда вспо­ минали «покаянное» письмо-обращениекве­ рующимпатриарха Ти­ хона, соболезнование, выраженное официаль­ но церковью на смерть Сталина (а панихиды по нему служили во всех приходах), и про­ чие «грехи». В грехах принято каяться—вот на всеобщем покаянии и настаивала Зарубеж­ наяПравославнаяЦер­ ковь. После чего, по ее мнению, и можно бы было говорить о при­ мирении. Вот в чем была пру­ жина конфликта. Но покаяние — таинство индивидуальное. И именно таинство, а не открытое публичное действо, совершаемое на авансце­ не Истории. Каяться можно перед Богом, но не перед ЗарубежнойЦерковьюи кем бы то ни было еще. Икто может судить священников и архиереев, понесших свой крест служения в страшные годы богоборчества, когда их расстреливали и топили в прорубях, а они, глядя в дуло нагана, благословляли и молили: «Про­ сти им, Господи, не ведают что творят». Только в 1922 году были зверски замучены и расстреляны 28 епископов и несколько тысяч свя­ щенников, клириков и монашествующих. Епископа Тобольского Гермогена утопили уральские чекисты: вывезли на лодке на середину реки и столкнули с чу­ гунными колосниками. АрхиепископВоронежский и Задонский Тихон был повешен большевиками прямо в храме на Царских вратах. Епископ Липецкий Уар замучен уголовниками в лагерях. Что касается «покаянного» письма патриарха Тихона и панихид по Сталину... С первых дней рево­ люции Святейший открыто выступил против Совет­ ской власти, обличая ее в кощунстве по отношению к народу русскому и к его святыням. Он и многие архиереи и простые приходские батюшки как могли противодействовали воцарению беззакония и без­ божия. Но когда эта власть утвердилась все же как государственная форма правления, патриарх стал искать пути если и не доброго, то, по крайней мере, реалистического с ней сосуществования. Надо было остановить кровавый вал репрессий и поруганий свя­ тынь. Высшийиерарх еще исходилиз того, что всякая власть попущена Богом—по нашим ли грехамили по какому-то неведомому нам Промыслу. Да, есть фотография: патриархМосковский и всея Руси Алексий I стоит в почетном карауле у гроба Ста­ лина, но при чем здесь конформизм церкви, когда тот же Сталиндля страныбыл (стал) символоммногих по­ бед и свершений?Церковь, живя в ЭТОМгосударстве, в стране Советов, не могла не считаться с реалиями. Будь все иначе—и в России вообще не осталось быни храмов, ни священников, православные лишились бы возможности крестить детей, отпевать близких, хотя бы изредка исповедоваться и причащаться. Все было бы гораздо хуже и страшнее. Горькая жизнь была и в приходской жизни За­ рубежья. Вообще русскому, особенно верующему, за границей тяжелей чем кому бы то ни было, и «виноват» в этом не шепот берез — душа не у родных алтарей молится, вот в чем дело. Крест Зарубежной Церкви — в изгнании, горечи отлучения от Родины. И не стоит взвешивать — чей был тяжелее. Именно к этому выводу и пришли иерархи двух сестринских церквей. Каждый день в православных храмах звучит «Символ веры»—соборная читаемая всеми молитва. Есть в ней такие слова: «Верую во единую святую, соборную и апостольскую Церковь». Единую! Это единство и естьЦарство Божие, иименно это единство — во Христе — и призвана являть, ему служить, его осуществлять церковь всюду и всегда. ” Каждый день в православных храмах звучит «Символ веры» — соборная читаемая всеми молитва. Есть в ней такие слова: «Верую во единую святую, соборную и апостольскую Церковь». Единую! Это единство и есть Царство Божие, и именно это единство — во Христе — и призвана являть, ему служить, его осуществлять церковь всюду и всегда Под сенью белого паруса Почему мы редко говорим: «Мой Лермонтов» И. Неверов С легкой руки Марины Цветаевой прижилось у нас это словосочета- ние: мой Пушкин. А вот «мой Лермонтов» звучит почему-то неча- сто. Хотя любой рус- ский человек заново открывает, разгадывает для себя хрестоматий- ные строчки об одиноко белеющем парусе и ан- геле, что несет душу младенца в мир страда- ний и слез. Об этом думаешь на состоявшемся в конце прошедшей недели в об­ ластном выставочном зале вернисаже, приурочен­ ном к 205-й годовщине со дня рождения поэта. Здесь, например, есть две серии иллюстраций к «Ма­ скараду». Восемь работ Екатерины Григорьевой погружают зрителя в сум­ рачную, почти инферналь­ ную атмосферу трагедии. Контрастный черно-белый мир с алыми всполохами. Динамично и остро воссоз­ даны ключевые эпизоды. Перед нами словно бы рас­ кадровка пока не снято­ го, но многообещающего фильма. АТатьянаБербашпере­ дает, прежде всего, роман­ тическую, театральную природу лермонтовского замысла. Ее графика изы­ сканна, одновременно и точна, и свободна. Ми­ зансцены, позы, жесты персонажей подчеркнуто красивы и эффектны. Среди полусотни про­ изведений, пожалуй, осо­ бенно необычен портрет Лермонтова, соединенный Сергеем Толчеевым с едва различимым изображени­ емДемона. Это дань восхи­ щения автора и великому поэту, и великому худож­ нику Михаилу Врубелю. Липецких графиков и живописцев вдохновили самые разные творения Лермонтова. Листык сказ­ ке «Ашик-Кериб» сти­ лизованы под восточные миниатюры. Смелые ком­ позициик «Песне про царя Ивана Васильевича, моло­ дого опричника имолодого купцаКалашникова». Гро­ тескные картинки к «Там­ бовской казначейше», ко­ торые свидетельствуют о том, что романтический поэт в чем-то близок к Гоголю с его «Ревизором» и «Женитьбой». Пейзажи Тархан, Кавказа и других мест, связанных с жизнью Михаила Юрьевича. Интересно, что парал­ лельно с этой выставкой, где представлено много произведений преподава­ телей кафедры изобрази­ тельного искусства Ли­ пецкого педагогического университета, в краевед­ ческоммузее демонстриру­ ются студенческие работы, посвященныеЛермонтову. Презентация в выста­ вочном зале была, соб­ ственно, финальным ак­ кордом Всероссийской на­ учно-практической конфе­ ренции «М.Ю. Лермонтов в культуре, истории, обра­ зовании». Встреча ученых ипреподавателейпроходи­ ла в тотже день вЛГПУ. Ее руководитель — кандидат педагогических наук, до­ цент Татьяна Бербаш, та самая, чьяграфикапривле­ кает внимание публики на выставке. ТатьянаИванов­ на долгие годы увлеченно занимается Лермонтовым и как художник, и как пе­ дагог, икакисследователь. Конференция и выставка в немалой степени плод ее энтузиазма. — В разговоре о Лер­ монтове, — рассказывает она, — участвовали около ста человек. К нам при­ ехали специалисты из Мо­ сквы, Тамбова, Мичурин­ ска, Пятигорска, других городов. Почетным гостем была Людмила Алексан­ дровна Парахина, пра­ праправнучка Ивана Лер­ мантова — его фамилия писалась с буквой «а». Он был дальним родственни­ ком поэта. Мы стараемся достойно увековечить па­ мять создателя «Демона» и «Героя нашего времени» на его прародине. НАША СПРАВКА В девяностые годы XIX столетия из эскадронов бо - евых полков русской конницы был сформирован 52 драгунский, а впоследствии 18 гусарский Нежинский полк. Город Елец принял лихих всадников на постой. Специально для гусар елецкие купцы выстроили во - енный городок, здания которого сохранились до на - ших дней. За участие в Русско-японской войне полк был удо - стоен серебряных труб. Последним испытанием, вы - павшим на долю 18-го гусарского полка, стала Первая мировая война. Полк расформирован 23 февраля 1918 года, как и все части царской армии. Р Фото Олеси Азаровой Фото Марины Зельвник еобычный портрет Лермонтова художника Сергея Толчеева вызвал особый интерес на выставке. Стальные люди с железным характером ► Окончание. Начало на 1-й стр. Разминку для взрослых марафонцев провел на­ чинавший карьеру в соседнем Воронеже известный футболист и тренер, чемпион Олимпийских игр в Сеуле в 1988 году в составе сборной Советского Союза Александр Бородюк. Участники главных забегов —полумарафона в 21 километр и классической дистанции — стартовали с Соборной в 11.00. В них приняли участие чемпионы и призеры Олимпийских игр, звезды спорта и шоу- бизнеса. На протяжении всех маршрутов участников сопровождали пейсеры — лидирующие и задающие темп на дистанциях бегуны. Они приехали в област­ ной центр из разных городов. Одним из них стал прославленный бегун, бронзовый призер чемпионата Европы Дмитрий Сафронов. Он и стал победителем полумарафона с результатом в 67 минут. Среди жен­ щин лучшее время — 79 минут — показала Юлия Рыжанкова. «Золотой» результат на «стальном»Липецкомма­ рафоне выдал 22-летний липчанинНикита Зиновьев. Более 42 километров по улицам областного центра он пробежал за два часа 41 минуту и 56 секунд. Правда, узнав результат, спортсмен немного расстроился, так как планировал финишировать на несколько минут раньше. При том, что для него это был уже второй марафон за 20 дней. ПервыйНикита бежал вМоскве. —Поэтому под конец было уже тяжеловато. Но на протяжении всей трассы слышал, как зрители меня подбадривали, чувствовалподдержку земляковисвоей девушки,—рассказалпобедитель.По словамНикиты, подготовиться к преодолению марафонской дистан­ ции можно без повышенных нагрузок. Нужно лишь заниматься спортом и бегом, в частности, регулярно. Среди женщин самой быстрой оказалась Жанна Матвеева из подмосковного Голицыно. Классическая марафонская дистанция покорилась ей за 3 часа и 35 минут. Все финишеры первого Липецкого марафона на дистанциях в 10, 21 и 42 километра получили ориги­ нальную награду: медаль, выполненную в виде ше­ стерни, в которую превращается металл, льющийся из ковша. Дизайн выбран неслучайно. В нынешнем 2019 годуисполняется85лет смомента первойплавки чугуна на новом и тогда еще небольшом металлурги­ ческом заводе под Липецком. В ТЕМУ Удостоился награды и самый возрастной покори - тель первого Липецкого марафона — Владимир Хо - дорко. Его результат — 3 часа 34 минуты. 31 октября спортсмену-ветерану исполнится 72 года. При этом марафонскую дистанцию, помимо забега в Липецке, он преодолевал только в этом году уже три раза! Н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz