Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

То есть латиноамериканцев мы с помощью соседей-славян сделали. Да и в Болливуде, где производятся фирменные индийские мелодрамы с пес- нями и танцами, есть чему у нас поучиться. Соревнуемся мы и со Шта- тами. Осеньювыстрелили про- должения детективных саг о Балаболе, Кубе,Максе с его не- отразимымПсом. Суперменыс русскими лицами и именами не уступают в крутизне персо- нажамСтивена Сигала иСиль- вестра Сталлоне. Наши бравые парни по-американски острят и под градом бандитских пуль, и ломая кости подозреваемым. Но главное их сходство с за- океанскими коллегами — не- сколько, что ли, небрежное отношение к закону. В Штатах, надо признать, шерифуили сыщикуина экра- не,ивжизнипозволеногораздо больше, чем, например, Кубе. Выпустить обойму в прохоже- го, если тот полез в карман за носовым платком, а стражу порядка померещилось, что за ножом, — не вопрос. В России это, по крайней мере, теорети- чески, грозит полицейскому большими неприятностями. Но герои сериалов и у нас не церемонятся. То и дело сперва бьют, а потомужразбираются, того ли били и было ль за что бить. Вслучае чего, извинятся: без обид, мужик, согласен? Телевизионщики их не осуждают: таковажизнь. Если соблюдать все запреты, приду- манныеюристами-крючкотво- рами, ни одного преступления не раскроешь. Куба и Балабол иногда преступают закон, чтобы лучше его защитить. А в фильме «Пес» реактив- ный Макс куда эффективнее занудного законника Леони- дова. Никаких «висяков». Начальство ребят любовно поругивает, но очень ценит. Товарищи по работе завидуют и рады бы записаться к ним на мастер-класс. А женщины, едва познакомившись, теряют голову: настоящих-то мужчин теперь раз, два и обчелся. Ауж эти точно настоящие. Кроме особ прекрасного пола, в обаятельных мачо скоропостижно влюбляются и подростки, решающие «де- латьжизнь с кого». Благодаря власти экрана, с подачи та- лантливых актеров они заодно усваивают апробированную и маркированную в том же Гол- ливуде житейскую мудрость: добрым словом и пистолетом можно сделать куда больше, чем просто добрым словом. Вас ничего не насторажи- вает, господа? Так ли поле- зен этот урок телезрителям? Особенно после нашумевших случаев избиения подслед- ственных и заключенных. Эти факты возмутили прес- су, общественность, власть. Принимаются необходимые меры. Но ТВ, в сущности, ро- мантизирует насилие во имя порядка. А куда деваться? Одалживаешь чужие сюже- ты и характеры? Тогда бери в нагрузку и чужую мораль, и чужие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Кто отражается в зеракале Привычка оглядываться на Голливуд у нас появилась не вчера. По слухам, еще Ста- лин, посмотрев музыкальную комедию «made in USA», рас- порядился сделать и в СССР что-то подобное. Советские люди не меньше американцев имеют право петь и смеяться как дети. И режиссер Григо- рий Александров приступил к работе. Первоначальное на- звание фильма было «Джаз- комедия». Потом его поме- няли на «Веселые ребята». Картина с триумфом шла и за рубежом. И там ее переиме- новали в третий раз: «Москва смеется». Иностранцы все правильно поняли. Начав как будто бы с подражания, Александров создал очень русское кино. Чего он только не намешал: шутовство, цирк, варьете, уморительные аттракционы на грани абсурда, пародии, традиции немых комических лент Чарли Чаплина и Ба- стера Китона. А в итоге мир увидел советскую народную комедию. В джазовых ком- позициях Дунаевского жила душа фольклорных песен и даже частушек. Пастух Костя и домработница Анюта были, в сущности, потомками ска- зочного простака Иванушки, что в финале превращается в Ивана-Царевича. Типично американская история успе- ха зазвучала совсем не по- американски. Фильм утверж- дал: Россия богата талантами. И в обновленной революци- ей стране они не пропадут. Кто был ничем, тот станет всем. Эту тему Александров разовьет и в «Волге-Волге», и в «Светлом пути». «Веселые ребята» не един- ственный пример такой транс- формации. Но, пересаживая на российскую почву деревья из иных широт, наши масте- ра выращивали на их ветвях плоды по вкусу своих соотече- ственников. Так произошло с вестерном в «Белом солнце пу- стыни» и сжанромфильма-ка- тастрофы в первом, советских лет фильме «Экипаж». Секрет тех давних удач и прост, и сло- жен. То были не поверхност- ные адаптации экспортных схем к советским реалиям, а принципиальная перестройка нравственного ядра этих схем. Итакая возможность открыва- лась благодаря национальным традициям и тому самому «об- разу будущего», которое ка- залось в ту пору отчетливым, бесспорным, достижимым. Сегодня так не получает- ся. Чужое подавляет и под- чиняет, если тебе нечего ему противопоставить. Нет числа фильмам, где русские актеры, русскаяречь, русскиепейзажи контрастируют с нерусскими, а то и антирусскимимоделями поведения, отношений, фило- софии. Иногда говорят, что зритель смотрит в телеэкран как в зеркало. Но смотреть-то он смотрит, а сам в этом зерка- ле не отражается. * * * Это не может оставаться безнаказанным. Когда в тех же сериалах нет тебя, нет той жизни, какойживет большин- ство твоих сограждан, интерес к так называемому «художе- ственному телевещанию» ис- сякает. И ему предпочитают пусть нередко скандальные, пусть пошлые ток-шоу. Луч- ше уж амурные похождения реальных «звезд», скелеты в шкафу у грешных миллионе- ров, разоблаченных на «детек- торе лжи», аферы барышень с невинным взором олененка Бэмби и врожденным даром никогда не краснеть от стыда, чем шаблон гламурных мело- драм и двухсотая или трех- сотая серия нескончаемого «Следа». Мало того. Рейтинг сери- алов уже опускается ниже рейтинга политических, пуб- лицистических программ. Дискуссии об украинском ту- пике, что ни говорите, полез- нее украинской «Цыганки». Боюсь, так будет и дальше, если жизнь на экране и жизнь за его пределами не пересе- кутся. Сегодня они движут- ся параллельными курсами. И зеркало эфира не отража- ет нас с вами, как будто мы не люди, а призраки. Но, ка- жется, для большинства ав- торов и кинофильмов, и теле- фильмов так оно и есть. …А «Ленфильм», конеч- но, надо спасать. Это такое же народное достояние, как Большой театр или Эрмитаж. Сотни созданных там картин на протяжении века были честными свидетельствами о судьбе страны. Свидетельства- ми, которых сегодня так остро недостает. «Л енфильм» накануне б а н к р о т - ства . Но - вость пе - чальная, но для СМИне номер одини даже не номер двадцать один. На свете столько всего творится. Ураганы. Пожары. Наводнения, словно генераль- ные репетиции библейского потопа. В Британии брекзит, в Штатах отставка Болтона, в Саудовской Аравии атака беспилотников. Атут какая-то киностудия. Воистину: мне бы ваши заботы, Мариванна. На РБК, однако, кроме бородатых анекдотов, вспом- нили: «Ленфильм» не какая- то киностудия, а старейшая в стране и одна из самых из- вестных в мире. И значит, ленфильмовские неуряди- цы — симптом нездоровья в российском кинематографе в целом. Потому эксперты и по- тратилина разговор об этомаж минут пятнадцать эфирного времени. Для народа, но не про народ Канал РБК сугубо деловой. И кино для него не столько ис- кусство, сколько бизнес. Круг проблем соответствующий. Может, намне хватает съемоч- ных площадок? Или хорошей техники, чтобы снимать не хуже, чем в Голливуде? Мо- жет, сценаристы так бестол- ковы, что не вызубрили фор- мулу успеха короля саспенса Альфреда Хичкока: «Фильм должен начинаться с земле- трясения, а потомнапряжение должно нарастать»? Поговорили и согласились: с аппаратурой и сценаристами у нас не так ужплохо. Но тогда непонятно, почему государ- ство вынуждено дотировать кинопроекты, а приличные сборы приносят всего два-три боевика. Вдруг кто-то из продюсеров сказал: да не о том мы с вами, ребята. Жанровое кино дер- жится не только на деньгах, голом расчете и ремесле. Оно требует творчества не меньше артхауса. Допустим, в России есть где снимать, кому сни- мать, чем снимать. А зачем? Чего ждет зритель второго десятилетия двадцать перво- го века? Какой у него «образ будущего», дающий силы жить, рожать детей, терпеть, надеяться?Каковынравствен- ные ориентиры, цели, какова, прости, Господи, за неконсти- туционное слово, идеология нашего общества? Помимо занимательных сюжетов, популярных акте- ров и спецэффектов, публика хочет чего-то еще. Неких выс- ших смыслов. А они не своди- мык хэппи-энду, когда сыщик защелкивает наручники на бандите, а влюбленный мил- лионер Ромео идет под венец с Джульеттой-бесприданницей. Кино для народа, но не про народ, не пронароднуюжизнь, не про народные идеалы обре- чено на провал. А это из Гол- ливуда не импортируешь. Совместимы ли голливудские эталоныи российские идеалы? Вы не забыли «Сталин- град» Федора Бондарчука? Поставленный с голливудским размахом и в голливудской манере фильм получился не о Сталинграде. Вместо геро- ического эпоса — банальная любовная история. Великое сражение Второй мировой послужило лишь фоном для мелодрамы. Мелодрама вза- мен трагического эпоса—это, согласитесь, мелко, почти ко- щунственно. И голливудские спецэффекты ничему помочь не смогли. Между Голливудом и Болливудом Большой экран и малый экран — сообщающиеся сосу- ды. На малом телевизионном вроде бы полный порядок. В новом сезоне анонсированы и уже прошли десяток пре- мьер. Авторы сериалов соперни- чают, чьи персонажи необыч- нее, экзотичнее. Вот симпа- тичный то ли экстрасенс, то ли мошенник, а может, то и другое понемножку. Вот ди- пломат-бабник. Вот красавица цыганка Рада. Про нее сняли двадцать четыре сериина брат- ской Украине для братской России. В этом фильме такой наворот роковых страстей, со- впадений, душераздирающих событий, что мексиканцы и бразильцы с их «просто мари- ями» должны бы уже разбить все свои кинокамеры. Игра в кино Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом 24 № 188/26066/26 СЕНТЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь ” Кино для народа, но не про народ, не про народную жизнь, не про народные идеалы обречено на провал. А это из Голливуда не импортируешь ИЗОШУТКА МИХАИЛА ЛАРИЧЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz