Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

РОМАН РОМАШИН «Динь, динь, динь», — напевает молот. Под его ударами на наших глазах из куска металла рождается изумительная по изяществу виноградная гроздь с ягодами и лепестками. Кузнец из Лебедяни Егор Куровский явно вдохновлен своей работой. Улыбка не сходит с его сосредоточенного лица, по которому течет ручьями пот. ФОТО РОМАНА РОМАШИНА 27 № 183/26061/19 СЕНТЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Мечтатели Кому жар не помеха — Знаете, какова лучшая температура для процесса ковки? 1200 градусов, — го- ворит Егор. —Представляете, сколько?Это даже больше, чем у текущей по склонам вулкана лавы. Поэтому кузнецу надо быть предельно внимательным. Стоит ему сделать одно невер- ное движение, серьезный ожог гарантирован. Но даже соблю- дая все меры предосторожно- сти, кожа все равно обгорает. А выйдешь из кузницы летом на улицу, будто на морозе ока- зался.Сказывается разница температур. Уединившись в приспо- собленном под кузницу сарае напротив своего дома, Ку- ровский ежедневно трудится по два-три часа. Здесь лежит Кудесник на «Поле чудес» Молодой умелец возрождает в Лебедяни древнее ремесло Егор Куровский подходит с выдумкой к каждой работе. горкой инструмент, заготов- ки. Но «сердце» кузницы все- таки газовый горн, имеющий очевидные преимущества по сравнению с обычным. Чтобы его разогреть, хватает несколь- ких минут. Без глазомера, терпения и кропотливого ручного труда кузнецу не обойтись. Из осве- щения — одна тусклая лам- почка. Интересуемся, трудно ли так работать? — Окон в старинных куз- нях вообще не было, ведь при ковке нужно четко выдержи- вать температуру. Ее опреде- ляли на глаз — по цвету ме- талла. А в темноте это намного проще сделать. Меч легендарного Робина Гуда Еще до нашего знакомства кузнец Егор Куровский ка- зался нам эдаким достойным кисти художника Васнецова русским богатырем, играючи орудующим молотом. Ожи- дания целиком оправдались: парень статью гвардеец, косая сажень вплечах, натруженные мускулистые рукииприветли- вая улыбка. Уволившись из армии, уроженец поселка Сосново Приозерского района Ленин- градской области помыкался без работы и отважился тогда к соседу по трехэтажке — мо- лотобойцу со стажем Юрию Николаевичу Ильину — от нечего делать наведаться. Он мастер от Бога! Ильиновскими мечами рыцари в знаменитом советском кинофильме про Робина Гуда сражались. Новобранцу мастер кувал- ду сразу вручил. Нагружал так, что тот после работы от усталости буквально с ног валился. — В начале еле терпел, — вспоминает Егор. — Затем потихоньку втянулся в дело, уже не смотрел на часы. Так прошло мое «боевое креще- ние». Затем наладилась и семей- ная жизнь. Кузнец встретил свою ненаглядную Наталью, которой подарил самолично выкованный подсвечник в форме изящной дамской ту- фельки. Женившись, уехална роди- ну супруги в Лебедянь. У четы растут дочки-двойняшкиАна- стасия и Василиса. Наталья устроилась в местную газовую службы, ну а глава семьи—на завод «ЛеМаЗ» слесареммеха- носборочных работ. — Одним хобби семью не прокормишь, да и удостове- рение кузнеца, выдаваемое на предприятии, тоже значимо. Тамошняя ковка от ручной здорово отличается, молот весом в одну тонну падает ав- томатически, только успевай болванки подкладывать, — делится собеседник. Наряды для «Принцессы Анастасии» Ему тридцать шесть, но послужной список впечат- ляет. Куровскому довелось отделывать отели сочинской ЯснойПоляны, балконыисто- рического особняка города Пушкина, где учились когда- то лицеисты, и даже корму стилизованного под начало ХVIII столетия восьмипалуб- ного (!) парома «Принцесса Анастасия», курсирующего по Балтике междуРигойиСанкт- Петербургом. Эталоном же кузнечного делаКуровскийсчитает ограду Летнего сада «Северной Паль- миры», которую, по легенде, двести молотобойцев ковали, но любая из тысяч ее деталей все равно смотрится так, будто сделана одним человеком. — У предков все на хому- тах, заклепках держалось. Это невероятно. Нам до них дале- ко, поскольку современники часто сварку используют, — говорит, выбивая молотом искры из раскаленного прута, Егор. Ныне у него широкий круг заказчиков: от хозяев коттед- жей до мэрии, глава которой Алексей Хрипченко знает в красоте толк и часто пред- лагает для украшения улиц Лебедяниразные композиции. Имеются среди них и ори- гинальные вещи. Ящерица, притулившаяся на камне у отделения районного Пенси- онного фонда, или, например, мяч с Забивакой, установлен- ный над входом на стадион поселка машиностроителей аккурат в год проведения в России футбольного чемпио- ната мира. Достаточно изящно смо- трятся лиса Алиса и кот Бази- лио, которым впору позави- довать Буратино. Аферистам не видать желанного золотого ключика, как своих ушей, ведь его обладатель шагает слишком высоко, по табличке «Поле чудес» в одноименном микрорайоне Лебедяни. Этот не лишенный юмора въездной знак — тоже дело рук Егора Куровского. Как и винтовые лестницы, изгороди, указате- ли с названиями достоприме- чательностей царской эпохи. Словом, «ассортимент» раз- нообразный. К тому же на вкус и цвет товарища нет. Одни прихо- дят к мастеру уже с готовыми эскизами, у вторых самое отдаленное представление о будущем изделии. Но лучше всего, считает Егор, когда за- казчики все на откуп исполни- телю отдают. —Вот тогда можно выдум- ку проявить. Полет фанта- зии бесконечен. Любую свою работу я всегда критически оцениваю. Ее лишь в сторону стоит отложить — вижу изъ- яны. Ученики, ау! Впрочем, не стоит из-за этого излишне огорчаться, уверен мастер, — специфика творчества такова. Обидно другое, у Куровского совсем нет учеников, конкуренция с полюбившимися многим гад- жетами складывается явно не в пользу искусства. —Увлекаютсялюди, но бы- стро остывают. От силы пару недель выдерживают. Затем пропадают. Встретил как-то таких ребят. Спрашиваю, ког- да их ждать снова? Они сму- щенно улыбнулись. Хлопот в моем ремесле много, а сил и терпения хватает не каждому. Поэтому работаю пока один. О своем увлечении Егор может говорить часами, рас- сказывая любопытные исто- рические факты. — У слов «ковать» и «ко- варство» — одинаковый ко- рень, — рассказывает он. — Дело кузнеца считалось не просто сложным, а таинствен- ным. Под коварством подра- зумевался мистический на- вык, который позже приобрел особый оттенок. Так родилось расхожее выражение «ковать свою судьбу». Не каждому это дается. Военную службу кузнецы проходили в лагерях и за- нимаясь ремонтом доспехов и осадной техники. Если от- ряд попадал в плен, молото- бойцам зачастую сохраняли жизнь. Столь ценные кадры, уверяет Куровский, в любой средневековой армии были нарасхват. Кроме больших стационар- ных кузнечных печей тогда использовались переносные аналоги. Их разбирали, грузи- ли в телеги и увозили на новое место. В Европе существовали целые группы бродячих куз- нецов. Сапожник без сапог Пришло время фотогра- фироваться, да вот незадача — творений кузнеца дома, как говорится, днем с огнем не найти. — Сапожник без сапог! — смеется хозяин. — Раньше фотоаппарат много раз брал с собой, но заказчики не давали мне его использовать. Поче- му? Боялись, наверное, что у кого-нибудь появятся точно такие изделия. Делать снимки тайкоммне профессиональная этика не позволяет. Увиденное нами на улицах райцентра и интернет-стра- нички наглядно подтверж- дают: что мастерство и полет фантазии лебедянца действи- тельно безграничны. Талантливые люди, как известно, талантливы во всем. Заодно с приятелями Егор Ку- ровский обустраивает первый в области, а может, и в стране, речной серфинг. Энтузиасты смонтировали на перекате Дона в районе Покрово-Ка- зацкой слободы лоток, балан- сирование по которому сродни покорению океанской волны. Своей остротой впечатления не уступят посещению нестер- пимо жаркой для дилетантов кузницы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz