Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
В советское время в усадьбе находился сельскохозяйственный техникум; Анна Тамбовцева заряжается энергией от дуба-великана; Современный вид усадьбы Сенявиных. Самое морское село Село Конь-Колодезь хранит много тайн и легенд ФОТО СЕРГЕЯ МАЛЮКОВА 18 № 183/26061/19 СЕНТЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Интересней, чем кажется СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ В Хлевенском районе не- мало красивых мест, но село Конь-Колодезь на берегах Дона, пожалуй, самое замет- ное. Первое упоминание этого необычного названия можно встретить в «Воронежской до- зорной книге» 1615 года. Сна- чала так называлась впадаю- щая «с Ногайской стороны» в Дон река, потом деревня. Донская вольница Местные краеведыговорят, что водная преграда в XVI веке разделяла крымских и ногайских татар. Западный берег назывался «Крымской стороной», а восточный — «Ногайской». Рубежохраняли от кочевников сторожевые посты, один из которых нахо- дился у реки. Сторожи пасли здесь своих лошадей—отсюда и «Конь». «Колодезь» в дан- ном случае означает родник, источник. Есть и другая легенда, объ- ясняющая происхождение названия. Якобы у царя Пе- тра, направлявшегося на во- ронежские верфи, конь сломал в колодце ногу. «И сказал царь, поднявши чашу, Конь- Колодезь отныне будет назы- ваться деревня ваша. А коню, что на путь наставил, над колодезем памятник ставлю», писала поэтесса Румянцева. На самом деле ничего общего с реальностью у этой легенды нет, кроме того, что Петр I действительно часто проезжал через село.Первое упоминание о деревне Конь-Колодезь в исторических документах от- носится к 1677 году. Основали ее «новоприхожие» крестья- не, сбежавшие от своих кре- постников на Дон, к Стеньке Разину. Впрочем, вольница длилась недолго. В 1700 году указом Петра I «ничейная деревня Конь-Колодезь с при- легающими землями, лесами отРяжской (Липецкой) дороги по реки Дон» за доблестное служение была передана На- уму Сенявину. Дворянский род Сенявиных (некоторые звались Синявиными), по се- мейному преданию, происхо- дил от Алехны Сенявина, вы- ехавшего из Польши в Россию в начале XVI века. В историю Наум Акимович, участник многих петровских походов, вошел как командующий группой русских кораблей, разгромившихшведскуюэска- дру в Эзельском сражении 1719 года. Дом-корабль В 1711 году деревня ста- ла селом — была построена первая деревянная церковь Иоанна Богослова. Сенявин по делам службы неодно- кратно бывал на «липских» (липецких) заводах и воро- нежских верфях, поэтому к обустройству своей усадьбы подошел основательно. Про- ект вице-адмирал заказал в мастерской выдающегося архитектора Ивана Коробова в Санкт-Петербурге. Зодчий долгое время обучался в Гол- ландии, поэтому усадебный домвКонь-Колодезе выполнен в характерном для той эпохи европейском стиле и издалека слегка напоминает корабль. По проекту Коробова был возведен и трехпрестольный каменный храм. В хорошую погоду звон колоколов слыша- ли не только в Конь-Колодезе, но и Дмитряшевке, Хлевном, Знаменке, Синдякино, Кня- зево. Существует легенда, что из барского дома через дорогу к храму вел подземный ход. Сенявины пользовались им, чтобы посещать храм в любое удобное для них время, не привлекая вниманияжителей села. После смерти Сенявина (интересно, что до сих пор не обнаружено его достоверного портрета) имение перешло к его сыну Алексею, который прошел путь от мичмана до адмирала, командующегоДон- ской и Азовской флотилиями, а позднее — всем Балтийским флотом. В начале XIX века усадьба принадлежала гене- рал-майору Григорию Сеня- вину, а после него — Ивану и Льву Сенявиным. Начав слу- жить в Петербурге юнкерами, они достигли высших чинов — тайных советников. Вандалы в храме ВXXвеке судьба храма сло- жилась печально. С 1930 года в церквинаходилось зернохра- нилище, а часовню разобрали на кирпичи. Потом такая же участь постигла и храм. Из кирпичей от двух храмов — Конь-Колодезского и Хлевен- ского—врайцентрепостроили школу. По домам верующих ходила молва: «Сгорит такая школа!». Так и случилось, правда, позднее, в девяностых годах. Ужас от вандализма времен воинствующего ате- изма отразился в записанных краеведами похожих на леген- ды воспоминаниях жителей Конь-Колодезя о тех суровых временах. «Был у нас такой дядя Леша. Всю жизнь ходил на одной ноге, сторожил капу- сту. Это потому, что он снимал с колокольни самый большой колокол—благовест. Тот упал ему на ногу и отрубил ее. Был и еще один молодец-отличник ПетрК. Он проявил инициати- вуи сталразбирать на кирпичи часовню. Старики пригрозили ему, что за такие дела тот с ума сойдет. И точно: умница, ком- сомолец, отличник, которым гордилась школа, действи- тельно внезапно скоро сошел с ума». В имении разместился сельскохозяйственный тех- никум. Склеповые родовые захоронения Сенявиных на сельском погосте советской властью были уничтожены. Только в начале нового века, когда учебное заведение пере- ехало в новое здание, усадьба и часть бывшего барского парка с реликтовыми деревьями были официально переданы Липецкой и Елецкой епархии. Легендарные деревья Сейчас в объекте культур- ного наследия регионально- го значения одновременно располагаются храм Иоанна Богослова с настоятелем от- цом Владимиром и народный морской музей. Музей актив- но сотрудничает с энтузиа- стами-историками флота по всей стране, общественными организациями, морским тех- ническим колледжем имени адмирала Д.Н. Сенявина в Санкт-Петербурге, поддержи- вает контакты с потомками Сенявиныхипостояннопопол- няется новыми экспонатами. Конь-Колодезь справедливо называют самым морским се- лом России. Заведует музеем энтузиаст- краевед Анна Тамбовцева, которая больше сорока лет собирает исторические мате- риалы и знает, пожалуй, все о прошлом родного села. С ней мы отправляемся на экскур- сию вокруг имения по «регу- лярному аглицкому парку», заложенному в 1737 году. Его главное украшение — старин- ный дуб в несколько охватов, обладающий по преданиям исцеляющей силой. — По разным оценкам ему от 300 до 400 с лишним лет, — сообщает Анна Николаев- на. — Возможно, он самый древний в области. Каждый день к нему приезжают за здо- ровьем туристы. По преданию, нужно обхватив дуб попросить его забрать у вас негативную энергию, страхи и болезни. Люди верят, что дерево помо- жет, и, действительно, чудеса случаются. Не меньше историй связано с одиноко стоящей на берегу Дона сосной Веймутова. Гово- рят, что если загадать рядом с ней желание, связанное с лич- нойжизнью,—счастьем в бра- ке, рождением детей и т. д., то оно обязательно исполнится. В парке росли еще несколько таких редких деревьев, но не все они сохранились. Загадки Каменной горы Про карстовые пещеры на левом берегу Дона на окраине селаширокой публике извест- но гораздо меньше. Место это называется Каменная гора, сохранились выходы на по- верхность пород известняка высотой около двадцати ме- тров. Внутри есть несколько пещер. Судя по всему, пару веков назад здесь добывали камень для строительства. Хотя по другой версии это результат деятельности под- земных вод. В некоторых ме- стах высота сводов достигает трех метров, разветвленные коридоры уходят далеко в темноту. На поверхности горы много воронок и провалов. Местные жители рассказыва- ют, что во время войны в них жили люди. Старые подзем- ные ходы вели к пещерам из усадьбы в центре села. Сейчас они завалены. Недалеко от Каменной горы располагается памятник природы с редкой красоты реликтовыми рас- тениями. — Здорово, что о наших достопримечательностях сла- ва идет по всей России, —счи- тает Анна Тамбовцева. — За год мы приняли более двух тысяч только организован- ных туристов, очень многие приезжают на выходные се- мьями и по одиночке. По кни- ге отзывов можно географию изучать —Москва, Воронеж, Сочи. Одновременно с парком Наум Сенявин возвел двенад- цатиметровый верстовой обе- лиск с фигуркой коня и надпи- сью «От Москвы 432». Визит- ная карточка Конь-Колодезя хорошо известна всем про- езжающим по оживленной трассе автомобилистам. Краеведы утверждают, что богато украшенный архитек- турными деталями (всего их 512) обелиск в стиле барокко —уменьшенная копия основа- ния «адмиралтейской иглы» в Северной столице. А не так давно обширный список сельских достоприме- чательностей пополнился еще одной. В подвале усадьбы Сеня- виных расчистили старинную систему печного отопления. Анна Николаевна с удоволь- ствием покажет вам насто- ящую кирпичную кладку XVIII века, буквально дав возможность прикоснуться к истории.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz