Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
Никольский «феникс» Второй храм в Усмани строится по чертежам разрушенных ранее церквей ЕЛЕНА ПАНКРУШИНА До завершения строительства Никольского храма в Усмани еще далеко, но облик его уже хо- рошо просматривается. Каким он будет в итоге, собственно, не является тайной. За основу взят проект одноименного храма, рас- полагавшегося некогда на месте второйшколыпо улице Радищева. От него сохранилась небольшая пристройка. Основное здание в послереволюционные годы было разобрано на кирпич для военных аэродромов. — Когда-то в городе существо- вали семь церквей, —рассказыва- ет благочинный Усманского цер- ковного округа, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы протоиерей отец Олег Парахин. —Шесть из них были разрушены. Уцелела только Успенская. Бого- явленский собор впоследствии был отстроен заново на новом ме- сте по сохранившимся чертежам, только в несколько уменьшенном виде. Мысль о третьем храме витала много лет. Два имеющихся про- сто не вмещали всех прихожан на православныхпраздниках. Ещеяв- ственней проблема обозначилась, когда началось активное освоение северо-западной части города. Отсюда что до Успенского, что до Богоявленского храма расстояние приличное. Помощь в строитель- стве вызвался оказать местный предприниматель Игорь Демихов. Основнуючасть денег пожертвовал он, но и многие прихожане не оста- лись в стороне. Первым делом определились с проектом. Идея обратиться к архивам пришла не сразу. Пона- чалу отец Олег с подвижниками пересмотрели массу эскизов, но ни один из них не пришелся по душе. К тому же сами проекты, как выяснилось, довольно дорого- стоящие. Аидеальный вариант на- шелся совсем рядом. В старинных книгах были обнаружены эскизы усманских храмов. Выбирали из двух —Никольской и Пятницкой церквей. Остановились на первой. Только новый Никольский храм было решено сделать немного ко- роче, чтобы он вписался в отведен- ный ему земельный участок. Все остальные пропорции сохранили. В 2016 году подготовили фун- дамент. В 2017-м возвели стены. В 2018—19 годах полностью отстро- или храмовую часть, установили купола и крест. В следующем году уже планируется проводить служ- бы. А впереди еще отделка тра- пезной, возведение колокольни, внутренние работы. — Строительство ведется не быстро, потому что очень сложно найтиподходящихмастеров,—по- ясняет отецОлег.—Строителей-то много, номало кто из нихкогда-ли- бо возводил храмы и в особенности делал кладку сводов. Мы специ- ально возили наших каменщиков туда, где сейчас ведется реставра- ция, чтобы они поняли принцип. Вместе с ними изучали архивные рисунки. Но даже после этого многое удавалось не с первого раза. Храм на улице Стрелецкая Сло- бода уже сегодня выглядит величе- ственно. В серомкирпиче узнаются изящные элементы византийского архитектурного стиля. Известно, и какого цвета будет здание в итоге. Ведьрасцветка определяетсяназва- ниемхрама. Богоявленские церкви преимущественно белые, христо- рождественские — с золотистой отделкой, в честь Богородицы — бело-голубые. Хотя возможны и исключения. Никольскийже храм по канонам должен стать бежево- золотистым. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Страницу подготовила Нина Вострикова ВОПРОС БАТЮШКЕ На вопросы читателей отвечает протоиерей Олег Безруких, настоятель Никольского храма с. Каменка Задонского района, кандидат бого- словия, доцент кафедры философии, социологии итеологииЛГПУим.П.П.Семенова-Тян-Шанского. Есть, чтобы жить — Очень много ем. Посты не помогают. Как справиться с грехом чревоугодия? —Творец наделил человека потребностью питаться, чтобы в пище мынаходили необходи- мую энергию для своего телес ного роста и могли двигаться, трудиться, жить. По Божиему замыслу нет ничего греховного в употреблении вкусной и приятной пищи. Грех чревоугодия начинается тогда, когда человек по самолюбиюзлоупотребляетпотребностьюпитаться и ест не для подкрепления своих жизненных сил и здоровья, а исключительно ради получения при- ятных вкусовых ощущений и удовольствия своего чрева. Происходит коварная подмена, меняются местами цели и средства. Вкус из средства побуж- дения к приему пищи становится самоцелью, а пища превращается в средство доставления при- ятных ощущений. Чревоугодник, в отличие от животных, кото- рые едят ровно столько, сколько нужно для под- держания сил, поглощает пищи намного больше, чем требуется. Но такое поведение неправильно. Человек должен есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы только есть. О чревоугодниках апостол Павел метко сказал: «Их бог — чрево» (Фил. 3:19). В их представлении источникомжизниявляетсянеБог, аеда.Радиудов- летворенияихприхотипредаются смертимиллиар- ды животных, птиц и рыб. Ни в чем не отказывая себе и становясь все более тучным, чревоугодник подавляет душевную деятельность, притупляет разум, огрубляет сердце, истребляет стыд и всякое высокое чувство. Его сердце становитсяхолодными нечувствительнымк добру, а дух порабощен плоти. Для преодоления чревоугодия нужно понимать ничтожность удовольствий от объедения, знать о худых последствиях этого порока для земной и для будущей жизни, вспомнить евангельскую притчу о богаче и нищем Лазаре и о загробной участи того и другого (Лк. 16:19-31).Приучите себякумеренному употреблению самой простой пищи и к отказу от до- рогой еды. Избегайте пиршеств и любых поводов к невоздерженности.Универсальное средствопреодо- ления чревоугодия—православный пост, который, в отличие от простойдиеты, затрагивает духовные и нравственныеаспектыжизничеловека.Попробуйте, и все получится. Рождественскийпост не за горами. Вопросы присылайте по адресу: lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Вопрос батюшке». 18 № 179/26057/12 СЕНТЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Вера. Надежда. Любовь ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Особые дни памяти 12 сентября —Перенесение мощей благовер- ного великого князя Александра Невского. 13 сентября — Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы. Святителя Геннадия, па- триарха Цареградского. Священномученика Ки- приана, епископа Карфагенского. 14 сентября — Праведного Иисуса Навина. Преподобного Симеона Столпника и его матери Марфы. 15 сентября — Мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины. Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Святые прославились тем, что основали Киево-Печерскую лавру. 16 сентября —СвященномученикаАнфимаи с ниммучеников. СвятойФивы. МученицыВасилис- сыНикомидийской. СвященномученикаАристона, святителя Иоанникия. 17 сентября — Пророка Моисея. Иконы Бо- жией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». 18 сентября —Пророка Захария и праведной Елисаветы, родителейИоаннаПредтечи. Преподоб- номученика Афанасия Брестского. 19 сентября — Воспоминание чуда Архи- стратига Михаила, бывшего в Хонех в IV веке. Священномученика Кирилла, епископа Гортин- ского. Мученика Дионисия Александрийского. Никольский храм. Протоиерей Олег Парахин. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Целовать ли иконы после причастия? «Есть у нас одна прихожанка, которая сразу по- сле причастия, еще не запив, идетпо кругу приклады- ваться к иконам. Некоторые смущаются, делаютей замечания, что так, мол, нельзя. А кто-то говорит, что ничего в этомплохого нет. Священник запретил спорить в храме. Как все-таки правильно?» Такое письмо пришло от липчанки Ольги Про- скуряковой. Разъяснение мы получили в отделе по религиоз- ному образованию и катехизации Липецкой митро- полии. После причастия нет смысла подходить к иконам: за суетностью, пускай и благочестивой, можно расте- рять внутреннее настроение, посещающее верующего, соединившегося со Христом. Хотя мы и подходим ко кресту после завершения литургии, это относительно поздняя традиция. Раньше литургия завершалась не отпустом (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения), а заамвонной молитвой (она читается священником в конце утрен- него богослужения). После этого все причастники (а причащалась, за редким исключением, вся община) расходились благоговейно по домам, молитвенно хра- ня благодать святого причастия. Сейчас причащаются не все пришедшие на богослужение, потому крест для целования подают всем верующим. А вот до запивки целовать иконы — это непра- вильно. Есть такое суеверие, что после запивки часть благодати покидает человека. Чтобыне давать повода подозревать себя в этом, так поступать не следует. Да и вообще, запивка нужна для того, чтобы случайно не выронить частичку из святой Чаши, не успев ее проглотить, что может произойти и когда приклады- ваешься к иконам. ЦИТАТА «Когда ложишься спать, кровать крестите с молитвой «Да воскрес- нет Бог». Преподобный Амвросий Оптинский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz