Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
6 № 179/26057/12 СЕНТЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Интервью по поводу Эта маленькая сцена без границ Языком кукол можно говорить со зрителем о самом важном И. НЕВЕРОВ 22 июня ровно в четыре часа голос Левитана произнес суровые, роковые слова о вероломном нападении Германии на Советский Союз. Но прозвучали они на одной-единственной улице — Малой Садовой в Санкт-Петербурге. И случилось это не в 1941-м, а в 2019-м… Так начался спектакль «Сонин секрет» под открытым небом. В Питер на крупный фестиваль детских и кукольных театров его привезли липчане. — Я боялся, что не будет зрителей, — вспоминает директор и главреж на- шего театра кукол Олег Пономарев. — Кому охота вылезать из постели в такуюрань ради какого-то кукольного представления. Но публика собралась. Ее становилось все больше. В окрест- ных домах зажигались и распахива- лись окна. И люди в них тоже следили за событиями на сцене. «Сонин секрет» мне очень дорог. Он сделан к семидесятилетию Победы и идет до сих пор. А главные его герои необычные—варежки, хлеб, сахар,— словом, все то, что в голодающем тылу собирали по крохам и отправляли бой- цам на передовую. Так рассказывать о войне можно только в театре кукол. У нас любая вещь одушевляется, оду- хотворяется, обретает свой характер. И мы начинаем говорить с публикой о самом важном в жизни человека, на- рода, страны. Олег Пономарев — Заслуженный артист России. Сын Виталия Понома- рева, чей Карлсон, который живет на крыше, полюбился в детстве несколь- ким поколениям зрителей. А повзрос- лев, они уже аплодировали Пономаре- ву-старшему в спектаклях по Чехову и Островскому. Олег унаследовал от отца талант, юмор, оптимизм и даже роль Карлсона. Он и сегодня играет в Липецком муниципальном театре. Но главное место его службы, вернее, служения — театр кукол. Цензура совести — Как вышло, что вы, артист дра- мы, возглавили кукольный театр? — Сам себя об этом спрашиваю. По воле судьбы, наверное. Мне предло- жили, я растерялся, но не отказался. Хотелось попробовать, проверить себя, справлюсь ли. И для начала поехал на Международный фестиваль имени Образцова. Познакомился там с пора зительнымилюдьми.Например, свнуч- кой самогоСергеяОбразцова.Иоткрыл целый неведомый мне прежде мир, по- нял, что у маленькой кукольной сцены нет границ — ищи, экспериментируй, дай волю воображению. Ставим, допу- стим, пушкинскую «Метель». Чтобы передать атмосферуповести, обращаем- сяктрадициямтеневоготеатра.В«Коте в сапогах» у нас «играют» планшетные куклы и тантамарески. А в сказке для малышей«Золотойцыпленок»артисты «вживую»изображаютВолка иЛису, а Цыпленок — смешная и трогательная кукла. Сочетаем как будто бы несоче- таемое. А возникает нечто органичное и подлинное. Печаль, радость, боль, надежду, сострадание «транслируем» залу предельно условными средствами. Ипроисходитчудо: зрителидотонкости чувствуют, чего радивсе это затевалось. —Ну вот, вы заняли директорское кресло. А что было дальше? — Работа. С тогдашним главным режиссером Вадимом Васильевичем Жуковым взялись за обновление и ре- пертуара, и труппы. Находили способ- ных ребят и учили их на базе колледжа искусств имени Игумнова. Недавно на курсе состоялся второй выпуск. Теперь у нас хорошо сбалансированный кол- лектив. Рядом с семидесятилетними ветеранамивосемнадцати-двадцатипя- тилетние исполнители. Театр ведь бес- прерывноменяется. Да и существует не в вакууме. Стараемся видеть, слышать, чемживет страна. Иначе не поможешь зрителю противостоять беспамятству, разрушению, цинизму. — Но далеко не все ваши коллеги, хоть в той же столице, думают так же. Скандалы раскалывают и зрителей, и театральное сообщество. — Вы о постановках, где голый Гамлет бегает по сцене икричит: «Быть илине быть», а три сестрымогут сидеть на унитазах и стонать: «В Москву! В Москву! В Москву!»? Это дурной вкус. Это унижение публики. Кто желает любоваться на голые зады, пойдет на стриптиз. А в театр идут не за этим. —Темне менее подобное «новатор- ство» не минуло ни детские театры, ни детскую литературу. Как-то мне попалась модернизированная ска- зочка про Колобка. Он от дедушки с бабушкой ушел, а в пути ему попались не Заяц, Волк и Лиса, а Хламидиоз и СПИД. Но Колобок 21-го века их не боится, потому как у него с собой презервативы… — Видимо, кто-то это считает по- ловым воспитанием. Но нормальным людям очевидно: пошлость в детском театре недопустима. — Нас с вами обвинят, что мы за- тосковали по цензуре. — Художнику нужна цензура соб- ственной совести. Дурновкусие так же опасно, как вредная для здоровья среда. Отравленная духовная пища по- страшнее испортившихся пирожков. По городам и весям —Ваш театр, я знаю, бывает в раз- ных городах России, да и за рубежом. Какая из поездок вампамятна больше остальных? —Да, спектакль «Липецкая ярмар- ка», яркий, праздничный, оценили и во Франции, и в Финляндии. Но я на- всегда запомню гастроли по Кавказу, два дня вЦхинвале. Мы оказались там спустя годы после военных действий две тысячи восьмого. Целые районы города еще лежали в руинах. На протя- жении нескольких километров вместо домов торчали трубы. Как в Хатыни. Зато принимали нас восторженно. Особенно понравились зрителям Катя Рязанцева, она из первого «игумнов- ского» выпуска, и Сергей Русаненко. Министр культуры присвоил им зва- ния заслуженных артистов Республи- ки Южная Осетия. Мало того, ребят уговаривали остаться в Цхинвале. Слава Богу, не уговорили. — В девяностые годы в провинци- альных театрах не было денег, транс- порта, условий для гастролей даже в соседних регионах. Сейчас положение изменилось? — Да, и не только в Год театра. Существует замечательная програм- ма «Большие гастроли». Мы в ней участвуем. В минувшем году наши спектакли увидели в Оренбурге, Ма- хачкале, Евпатории, Севастополе. Вот-вот поедем в Орел. А орловские коллегипродемонстрируют свое искус- ство липчанам.Минкульт берет на себя основные расходы. Надеюсь, времена, когда мы стояли с протянутой рукой у дверейне больно-тощедрых спонсоров, уже не вернутся. —У вас на стене афишаЛипецкого межрегионального фестиваля куколь- ных театров. У него знаменательное название: «Пушкинские истоки: Ко- реневщино». — Мы провели три таких фестива- ля, впереди четвертый. — Он состоится в Год театра? —Нет, будущей весной. Меня, при- знаться, немножко напрягает, когда спрашивают, чем мы отмечаем Год театра. Унас каждый год—Год театра. Это дело нашейжизни. Чем отмечаем? Да как всегда, ставим и показываем спектакли. Не шоу устраиваем. В теа- тре только актеры и зрители. И между ними та необъяснимая химия, когда ониживут в единомритме, когда балом правят воображение и поэзия. Сезон, откройся! — Мы с вами беседуем, Олег Ви- тальевич, накануне пятьдесят пятого сезона вашего театра. Нашим чита- телям и вашим зрителям наверняка интересно услышать о планах. — Да, пятьдесят пятый сезон. Я работаю здесь почти тринадцать лет. А у многих моих товарищей в этих стенах прошла вся творческая жизнь. За полвека на их глазах произошли большие перемены. И мы все смелее беремся за сложные проекты. Вот к фестивалю «Пушкинские истоки» за- думали спектакль для взрослой ауди- тории. Это будет не первый такой наш опыт, — когда-то в репертуаре театра была «Женитьба Бальзаминова». А сейчас речь идет о «Поминальной мо- литве» по пьесе Григория Горина, ис- пользовавшего мотивы произведений Шолом-Алейхема. —Это та пьеса, что с триумфомшла в Ленкоме? В ней еще сыграл своюпо- следнюю роль Евгений Леонов? — Та самая. Но в театре кукол мо- жет получиться по-другому, однако очень интересно. — Со взрослыми ясно. А что вы подарите своему главному, юному зрителю? — Начинаем репетировать спек- такль «Бяша» и новогоднюю про- грамму. — Скажите, Олег Витальевич, очень сложно совмещать директорские обязанности и режиссерские, творче- ские?Покамыговорим, вамуже кто-то названивал насчет труб, отопления, полов… — Во-первых, у меня надежная ад- министративная команда. Во-вторых, а вернее, тоже, во-первых, вместе со мноюработают два хорошихрежиссера Валентина Бабкина и Сергей Русанен- ко. А в-третьих, я к хозяйственным во- просамподхожу тоже по-режиссерски. Внашем доме творится таинство, здесь особая аура, и ее нельзя разрушать какими-то прозаическими неполад- ками. —Нафотографиях вфойе все ваши актеры улыбаются, а у вас строгое и озабоченное лицо. —Разве?Наверное, когдаменя сни- мали, я думал о завтрашней репетиции или о ремонте трубы в подвале. А так- то я человек веселый, честное слово! ”” Художнику нужна цензура собственной совести. Дурновкусие так же опасно, как вредная для здоровья среда. Отравленная духовная пища пострашнее испортившихся пирожков Сцены из спектаклей «Липецкая ярмар- ка», «Метель». ФОТО С САЙТА LGTK48.RU ФОТО С САЙТА CULTURE.RU ФОТО С САЙТА LGTK48.RU
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz