Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
24 № 174/26052/5 СЕНТЯБРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Герои и клоуны Ц е п ь р е п о р - тажей с по- лыхающими лесами, за - топленными д е р е в н я м и и смятыми в лепешку при столкновении автомобиля- ми вдруг разорвала хорошая новость. Наши ребята удачно выступили на крупнейшем международном конкурсе рабочих профессий в Казани. Их умные руки, получается, умеют не только быстро пробегать по клавиатуре компьютера. Боюсь, правда, на феде- ральных каналах после этого о рабочих людях вспомнят не скоро. В эфире обычных ра- ботяг вниманием не жалуют. А телекритиков тревожит отсутствие совсем других персонажей. В кадре и за кадром В популярном журнале заступились за богатых. Нет, господа, в наших фильмах и сериалах преуспевающих, но притом благородных мил- лиардеров. Ну хотя бы уж миллионеров. Когда кинош- ники или телевизионщики что-то про них снимают, то либо «ПираМММиду» про бурнуюжизнь Мавроди, либо «Олигарха» с крутым дель- цом, смахивающим на Бере- зовского. Разве это правильно? Бо- гатые тоже люди. Богатые тоже плачут. И не всегда по упущенной выгоде. Отчего бы не поплакать вместе с ними и зрителю? А заодно проник- нуться теплыми чувствами к передовикам капиталисти- ческого соревнования. Не все же они наворовали свои миллионы. Полагаю, автор статьи с такими хорошо знаком. Не то что я. Мне вот не повезло выпить на брудершафт с вла- дельцем нефтяной вышки или сети супермаркетов, рас- кинутой от Владивостока до Калининграда. Так что я не мог спросить у него напря- мую: какими выдающимися дарованиями надо обладать, чем облагодетельствовать страждущее человечество, чтобы с чистой совестьюполо- жить в карман миллиард дол- ларов? Тут вообще многое не- понятно. К примеру, почему Ольга Бузова, этот фантик без конфеты, — миллионерша, а врач, спасший сотнюбольных со страшным диагнозом, не миллионер? Вобщем, дефицитфильмов о богатых для меня неактуа- лен. Зато охота разобраться насчет каменщиков, метал- лургов, слесарей-водопровод- чиков и тех, кто собирает луч- шие в мире самолеты. Долго ли еще рабочий и колхозница будут возникать на экране лишь в виде памятника Веры Мухиной в эмблеме киносту- дии «Мосфильм»? Как-то даже вполне либе- ральная журналистка удиви- лась: ну не называют больше рабочий класс гегемоном. Но онже все-таки никуда не дел- ся, не переселился на Марс. Рабочих на Руси и теперь не меньше, чем модельеров, рекламщиков, политологов и хакеров-виртуозов. Однако все перечисленные бесконеч- но мелькают в шоу, драмах, мелодрамах, комедиях. А людей с руками в мозолях не видать. Репортеры примчат- ся на завод в двух случаях: если туда заедет министр или там, избави боже, что- нибудь рванет, загорится, разрушится. Про деревнюфильмов так- же негусто. Но случаются. Режиссерам еще нравятся тихие, поэтичные сельские пейзажи. Только не люди. В сериалах они беспрерывно пьют. Это, мол, правдажизни. Не спорю. Однако правда, да не вся. Кто-то же пашет, сеет, убирает урожай, хлеб на на- ших прилавках не переводит- ся. А роботов ни в поле, ни на фермах пока не наблюдается. Трудятся-то люди. Итрудятся с трезвой головой. Раньше о них писали в газетах: скром- ные герои битвы за урожай. Сейчас не пишут. С кого делать жизнь Соглашусь: продюсеров и режиссеров трудовые буднине вдохновляют. Но их несильно вдохновляют и герои в траги- ческих, драматических об- стоятельствах, когда нужны настоящее мужество и готов- ность к самопожертвованию. Несколько лет назад зри- тельные залы аплодировали фильмамо защитникахБрест- ской крепости, панфиловцах и триумфах на спортивных площадках советских спорт- сменов. Но уже тогда что-то царапало: почему если про героев, то в стиле ретро? А где современные герои? Чего ждем? В Голливуде кино о мужестве и силе духа ныне живущих в долгий ящик не откладывают. Был, скажем, мэром Нью- Йорка некто Рудольфо Джу- лиани. Когда обрушились башни-близнецы, он, рискуя жизнью, предотвратил смяте- ние и панику среди горожан. Ему присвоили титул «Чело- века года». Английская коро- лева пожаловала Джулиани звание почетного рыцаря. Но главное — по свежим следам событийТВ запустило двухча- совую художественную ленту о нем. Притом не дежурную «скороспелку». Картину при- няли на ура, она удостоилась престижных наград. В Шта- тах, выходит, не стесняются предлагать молодым образцы для подражания, открыто подсказывая, «с кого делать жизнь». Еще более поразительный факт: за океаном поставили фильмоЧернобыле. Ликвида- торы оценили американскую версию сдержанно. Много ляпов, хватает предвзятости. Но кто мне объяснит, отчего фильм о нашей беде и наших героях сделали они, а не мы? Я не в курсе, проводил ли ВЦИОМ или «Левада-Центр» опрос, кого из героев знают и помнят мои соотечествен- ники. Рад буду ошибиться, однако, скорее всего, для многих из них белое слепое пятно не только подвиг Алек- сандраМатросова, но и судьба Евгения Родионова. Далеко не у всех сохранилась па- мять о человеке, что принял мученическую смерть от рук террористов-фанатиков, не изменив своей вере, своей присяге. Здесь действует за- кон: то, что не становится предметом художественного осмысления и воплощения в поэзии и прозе, на сцене и экране, в сознании легко раз- мывается, стирается. Не будь «Войны и мира», мы бы куда хуже понимали, чувствовали, что пережила Россия в год наполеоновского нашествия. Без фильма «Чапаев» лихой комдив на боевом коне не был бы знаковой фигурой нацио- нального пантеона. Скоро ли появится на ТВ киноповествование о Евгении Родионове? Православные настойчиво просят канонизи- ровать воина-страстотерпца. Но по церковным правилам это возможно лишь спустя десятилетия после его гибели. А вот для создания сериала о немнетникакихпрепятствий. Толькомыопятьне спешим.А вынашивает ли какой-нибудь талантливый режиссер идею картины о летчиках, которые спасли две с лишним сотни пассажиров загоревшегося самолета? К слову, нечто по- добное произошло когда-то в США.ИвГолливуденемедли- ли. Фильм назывался «Чудо на Гудзоне». Амы? Неужто предпочтем потратиться не на свое «Чудо в Подмосковье», а на оче- редной боевичок, небрежно сложенный из готовых блоков — ограбление, убийство, по- гоня, драка, допрос? И опять героями окажутся сыщики- супермены, чье преимущество над преступниками сводится к более меткой стрельбе и кулачной силе? А других ге- роев у телевизионщиков для нас нет. Муравьи под ногтями Почитаемый во всем мире психолог Джозеф Кэмпбелл не по-ученому, а запросто, по- житейски остерегал: не путай- те героев со знаменитостями. Знаменитостьживетисключи- тельно для себя. Герой служит людям, обществу, народу. Читали или нет книги уче- ного российские теленачаль- ники, бог весть. Но им этот совет без надобности. Для них и летчики, что приземлили терпящий бедствие аэробус, и скандальчик, учиненный звездой, в одной цене. Звезда, впрочем, котируется выше. Похождения Марии Макса- ковой лучше вписываются в рамки пикантного шоу. Не то что подвиги. Та же история с самолетом всего лишь повод для скоротечной сенсации. Сегодня поговорили, завтра забыли. А знаменитости оста- ютсяна слуху.Попробуйоних замолчать, они тут же взбо- дрят публику новымшумным разводом,мнимымотравлени- ем, похабным клипом. И молодые, глядишь, по- ведутся. Им импонирует все необычное, яркое, дерзкое. Одни идут на несанкциони- рованные митинги, смутно представляя, против чего протестуют, о чеми зачемкри- чат. Другие восхитятся экс- тремалом, когда он прыгает с тарзанки из окна небоскреба, да еще с младенцем на руках. Третьи позавидуют креатив- ной барышне, вживившей под кожу колье с бриллиантами, или юнцу, что разрезал себе язык, чтобы было похоже на змеиное жало. Сойдет все, лишь бы выделиться, «хайпа- нуть», собрать тысячи «лай- ков». Вот особа мечтает оКни- ге Гиннесса и отращивает себе самый большой зад — пусть Дженнифер Лопес отправля- ется в монастырь. А вот но- вейший дизайн от московских стилистов: накладные ногти с живыми муравьями. Эти картинки показывают на канале РЕН. Конечно, иро- низируя и осуждая. Но как подсчитать, сколько подрост- ков сочтут экспериментаторов героями? Свою пустоту надо чем-то заполнить, на худой конецмуравьямиподногтями. Может, это невинные за- бавы шалунов — то ли марги- налов, то ли мажоров? Сомне- ваюсь. Их развлечения так же небезобидны, как игры в готов, язычников, сатанистов. Им всего полшага до садизма, жертвоприношений, интер- нет-инструкций, подталки- вающих к самоубийству. Ро- мантизация отталкивающего, героизация жестокости и бесстыдства уже перекочева- ли из подворотен, подвалов, гаражей на подмостки ака- демических театров. Темная энергия подобных зрелищ подпитывает нестойких, не- зрелых, запутавшихся. Пока из школьных про- грамм изымают роман «Как закалялась сталь» и «Повесть о настоящем человеке», на- шим детям навязывают аль- тернативные, асоциальные варианты самореализации. «Когда уходят герои, на арену выходят клоуны»,—заметил Генрих Гейне. Теперешние «клоуны» ничего общего не имеют ни с «солнечным клоу- ном» Олегом Поповым, ни с ЮриемНикулиным. У них не улыбки, а недобрый оскал. Ив глазах холод и цинизм. ” Пока из школьных программ изымают роман «Как закалялась сталь» и «Повесть о настоящем человеке», нашим детям навязывают альтернативные, асоциальные варианты самореализации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz