Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

2 № 169/26047/30 АВГУСТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Факты и комментарии А Выборы-2019 А я достойного узнаю по программе, или Как cделать осознанный выбор 8 сентября Игорь Плахин На политическом фронте сейчас самая горячая агита- ционная пора: одни кандидаты в губернаторы прово- дят встречи с избирателями, вторые сходятся друг с другом в теледебатах, третьи сделали ставку на высту- пления в СМИ и Интернете, где рассказывают о себе и своих программах. Лозунги — один другого зажига- тельней, обещания — одно другого «слаще». Хочется верить всем и всему. Однако по опыту предыдущих выборов избиратели знают, что формула «обещать — не значит жениться» в отношении политиков справедлива особенно. Как не обмануться 8 сентября, делая выбор в пользу того или иного кандидата? Для этого вместе с экспертами попробуем выработать в помощь избирателю крите- рии оценки предвыборных программ. Актуальность Успех любой изби- рательной кампании во многом определяется зло- бодневностью поднятых проблем. Вспомните, как в 1993 году тогда еще мало- известные либерал-демо- краты, угадав с «русским вопросом», на выборах в Госдуму одержали победу по партийным спискам, опередив и партию власти, и коммунистов. Избиратели в боль- шинстве своем оценивают кандидатов, сопоставляя проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, с теми, которые обещает решить тот или иной поли- тик. Поэтому для послед- них важнейшей задачей всегда было определить, что больше всего волнует избирателей на данный момент. Еще пару лет назад предвыборные программы в нашем регионе писали, составляя рейтинг зло- бодневных проблем по пу- бликациям в СМИ, в ходе встреч с избирателями, на партконференцияхипрай- мериз. И здесь степень совпадения с реальными ожиданиями избирате- лей во многом зависела от качества обратной связи — чем больше у партии сторонников на местах, чем активнее работают ее первичные отделения, тем качественнее предвыбор- ная программа. Однако с прошлого года ситуация в регионе кардинально изменилась. Создание сайта временно исполняющего обязан- ности губернатора «Раз- виваем Липецкую область вместе», а также открытие руководителем региона аккаунтов в социальных сетях сделало так назы- ваемое «облако проблем» общедоступным. Теперь, чтобы узнать, что волнует жителей, не обязательно иметь разветвленную пар- тийную сеть, достаточно войти в Интернет и по- смотреть, с какими вопро- сами обращаются люди к власти. В итоге все канди- даты оказались в равных условиях с точки зрения возможности определить круг проблем и степень их актуальности. Видимо, поэтомуцентральные темы агитационных выступле- ний у большинства канди- датов на должность главы администрацииЛипецкой области совпали. — Липецкая область характеризуется стабиль- ной социально-экономи- ческойситуацией. Острых, скандальных проблем у нас нет. Поэтому из года в год на выборах поднима- ются одни и те же темы, связанные с федеральной повесткой. Это ЖКХ в самом широком смысле слова, благоустройство, здравоохранение, эколо- гия, — поясняет кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса ЛГТУ политолог Андрей Забайкалов. Кстати, две недели назад в областной ад- министрации проходил брифинг, посвященный обращениям граждан. Журналистам привели та- кие данные: больше всего обращений — 27,1 про- цента — приходится на тему оказания услуг в сфе- ре ЖКХ и капитального ремонта, на втором месте вопросы предоставления социальной поддержки населению — 9,2 про- цента, следом идут темы жилья — 7,5, оказания медицинской помощи — 7,4, строительства дорог и транспортного обслужи- вания — 6,1, экологии и обращения с отходами — 5,8, строительства — 5,3 процента. Так что вполне нор- мально, если эти темы звучат в предвыборных программах. А вот если какой-то кандидат их из- бегает, это повод задаться вопросом: а насколько хо- рошо владеет данный пре- тендент на губернаторское кресло ситуацией в нашем регионе? — Все кандидаты в гу- бернаторы — партийные выдвиженцы. Поэтому лозунги партий в их аги- тации тоже будут при- сутствовать. Но если пар- тийная федеральная тема- тика превалирует, как не раз бывало в предыдущие годы, это тоже повод из- бирателюзадуматься.Про- грамма кандидата должна быть конкретизирована под регион, — формули- рует еще один критерий оценки Андрей Забайка- лов. Адекватность Акак оценить самупро- грамму неискушенному избирателю, не имеющему экономического образо- вания? — Любой, кто бы ни избрался на губернатор- ский пост, будет обладать примерно одинаковым объемом возможностей, — продолжает политолог. — Следовательно, если кто-то обещает сделать много и очень быстро, это заведомый обман. Поэтому нужно просто ориенти- роваться на реальность. Например, можно добить- ся повышения зарплат в регионе. Но повысить их в несколько раз, приблизить к московскому уровню не под силу никому—рост за- работной платы не может превышать темпы роста экономики. И даже к обещаниям повысить зарплаты бюд- жетникам — здесь у гу- бернатора как раз есть возможности для маневра —нужно относиться край- не осторожно. — С 1 января 2019 года в регионе на 10 процентов была повышена оплата труда работников бюджет- ной сферы, на которых не распространяетсядействие указов Президента Рос- сии. Повышение, которое коснулось всего лишь 46 тысяч человек, обходится бюджету в 930 миллионов рублей в год, — приводит пример кандидат экономи- ческих наук заведующая кафедрой «Финансыи кре- дит» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ Елена Кукина. — Сегодня около трети от 60-мил- лиардного бюджета Ли- пецкой области уходит на оплату труда работни- кам бюджетной сферы. Теоретически губернатор, конечно, может повысить зарплату всем бюджетни- кам. Но тогда резко сокра- тятся расходы на медици- ну, благоустройство, стро- ительство и ремонт дорог, и ситуация в этих сферах начнет ухудшаться. Такое решение вряд ли можно назвать адекватным. По- этому всерьез следует при- нимать, пожалуй, только обещания о повышении за- работнойплатыотдельным категориям работников для решения каких-либо конкретных задач, таких как, например, сокраще- ние дефицита кадров пе- дагогов в сельскихшколах или медиков. И вообще было бы правильно, если бы любое обещание всех облагодетельствовать или построить что-то грандиоз- ное сопровождалось пояс- нением, откуда возьмутся на это деньги. Открытость Тем не менее даже та- кие крупные, кажущиеся фантастическими проек- ты, как строительство ли- пецкого метро или «Ка- тящихся камней», тео- ретически осуществимы. Пусть они стоят дороже годового регионального бюджета. Но так хочется верить кандидату, что он найдет крупных инвесто- ров, которые будут готовы вложить свои миллиарды в развитие Липецкой об- ласти. — Однако когда звучат такие обещания, надо оце- нивать и личность того, кто их дает. Если привлечь инвестора-миллиардера обещает человек, который бизнесом не занимался, лично с миллиардерами не сталкивался и крупно- го государственного поста никогда не занимал, разу­ мно будет усомниться, что по его зову в регион сбегутся миллиардеры. Ведь даже маститым по- литикам не всегда удается привлечь инвесторов под реализацию своих про- ектов, — считает Андрей Забайкалов. А как оценить перспек- тивы реализации менее масштабных задумок? На- пример, когда кандидат обещает вернуть в село «оптимизированную» не- сколько лет назад школу, а в соседнем селе построить больницу. — Такие пункты в про- граммахкандидатоввсегда подкупают, и они кажутся вполне осуществимыми— пару-тройку школ и боль- ниц сверх плана бюджет уж точно потянет. Однако впоследнее время сталапо- пулярной хитрая предвы- борная технология, когда официально через СМИ кандидат (или политиче- ская партия) заявляет, что программа написана, но нигде он ее не публи- кует. Мол, опасается, что конкуренты «своруют», поэтому пункты програм- мы будет раскрывать ис- ключительно на встречах с избирателями. Эту тех- нологию в нашем регионе уже обкатали на прошлых парламентских выборах, и сейчас, насколько я знаю, не все программы раскры- ваются, — предостерегает политолог.—А в этом слу- чае в каждом селе можно обещать построить и шко- лу, и больницу, и ДК, и автостраду провести. Ведь никто не будет ездить за кандидатом, подсчитывая, сколько«метрополитенов» в общей сложности он на- обещал. Как защититься от не- достовернойагитации?По- купатель может обезопа- сить себяотфальсификата, потребовав у продавца сер- тификат качества. По ана- логии с этим, наверное, и избирателю следует требо- вать от кандидата полной открытости, публикации его предвыборной про- граммы, чтобы ее можно было проанализировать с калькулятором в руках. Детализация Обратите внимание, что большая часть дей- ствующих глав регионов идут на выборы с агита- цией, в основе которой лежит принцип «судите по делам». Дело в том, что их программа уже на- писана — она в принятом депутатами бюджете, в региональных программах поддержки бизнеса, в про- граммах развития образо- вания, здравоохранения и т. д. Действующие главы эту многократно просчи- танную «предвыборную программу» считают оп- тимальной. А вот их оппо- ненты просто обязаны ви- деть альтернативный путь развития — иначе зачем они идут на выборы. И на- верняка большинство из- бирателей предпочли бы, чтобы эта альтернатива была представлена в срав- нении с теми показателя- ми, которыемыдостигнем, если будем развиваться в рамках уже действующей программы. — Кто бы ни стал гу- бернатором, ему придется отталкиваться от имею- щегося бюджета. Можно найти дополнительные ис- точники его пополнения, варианты привлечения инвестиций, схемы более тщательного контроля за использованием бюджет- ных средств и оптимиза- ции расходов. Но ожидать кардинального увеличе- ния его доходной части не стоит. Поэтому и расходы будут сопоставимы с се- годняшними, — считает Елена Кукина. — Так, на данный момент наиболь- шие доли расходов област- ного бюджета приходятся на такие статьи, как «со- циальная политика» — 26 процентов, по которой су- щественный удельный вес занимает финансирование социального обеспечения населения, «образование» — 25 процентов, «нацио- нальная экономика»—28, «здравоохранение»—10,5 процента. Здесь возможна какая-то корректиров- ка, но существенной она не будет. Дело в том, что многие инфраструктурные проекты, которые реализу- ются в регионе, завязаны на софинансировании с федеральным бюджетом. В этом году поступления из федерального бюджета составят в общей сложно- сти 14,5 миллиарда руб­ лей, или 24 процента от регионального бюджета. Темне менее определенная корректировка возможна, не исключено участие ре- гиона в иныхфедеральных программах на условиях софинансирования. Все это можно просчитать, спрог- нозировать изменения и показать в предвыборной программе. Детализация предвы- борной программы, учет всех подобных нюансов, пожалуй, являются одни- ми из важнейших призна- ков ее качества. ВАЖНО — Выбрать самого достойного из кандидатов всегда непросто. Тем не менее сделать этот вы - бор, прийти и проголосовать за понравившуюся вам программу необходимо. Если ваше мнение совпадет с мнением большинства, вы поможете своему кандидату провести те изменения, которые ждете, легитимизуете его программу. Но даже если победит не тот кандидат, за которого вы проголо - совали, своим голосом вы покажете будущему гу - бернатору, что есть люди, интересы которых он не учел, и тем самым подвигните его в перспективе скорректировать свою программу в вашу пользу. Так что на выборах важен каждый голос, — уверен председатель избирательной комиссии Липецкой области Юрий Алтухов. ”” Как защититься от недостоверной агитации? Покупатель может обезопасить себя от фальсификата, потребовав у продавца сертификат качества. По аналогии с этим, наверное, и избирателю следует требовать от кандидата полной открытости, публикации его предвыборной программы, чтобы ее можно было проанализировать с калькулятором в руках ыбор избирателя должен быть осознанным, а для этого ему необходимо иметь четкие представления о предвыборных программах кандидатов. В Фото Ольги Беляковой Хроника избирательной кампании Областная избирательная комиссия предо- ставила сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов заре- гистрированных кандидатов на должность главы администрации Липецкой области по состоянию на 24 августа 2019 года. В избирательный фонд Игоря Артамонова по- ступило 25 миллионов 250 тысяч рублей. Из них израсходовано 14 265841,43 рубля. В избирательный фонд Андрея Григорьева по- ступило 83 тысячи рублей, 71 409 рублей из них израсходованы. ВизбирательныйфондЛарисыКсенофонтовой поступило 64 393,09 рубля, вся сумма израсхо- дована. В избирательныйфондАндреяПлотникова по- ступило 78 100 рублей, израсходовано 56 535,56 рубля. В избирательный фонд Сергея Токарева по- ступило 1 миллион 909 548,5 рубля, в том числе 594 тысячи перечислило областное отделение КПРФ. Все полученные средства полностью из- расходованы. * * * Восьмого сентября также пройдут дополни- тельные выборы в областной Совет депутатов по одномандатному округу № 24. По состоянию на 24 августа в избирательный фонд Людмилы Красновой поступила тысяча рублей. Вся сумма израсходована. В избирательный фонд Александра Морозова денежных средств не поступало. ВизбирательныйфондАлександра Рубцова по- ступило 21 300 рублей, вся сумма израсходована. В избирательный фонд Татьяны Тиньковой поступило 7 тысяч рублей, 6900 из них израс- ходованы. В избирательный фонд Андрея Фомина посту- пило 70 тысяч рублей, однако на указанную дату расходов кандидат не осуществлял. * * * В участковых избирательных комиссиях начался прием заявлений граждан, желающих проголосовать на выборах главы администрации области по новой системе «Мобильный избира- тель». Первыми в УИК № 24-52, расположенной в помещении липецкой школы № 49, обратились супруги Степан и Наталья Алтунины. В день вы- боров вместе с маленьким ребенком они будут на- ходиться в микрорайоне «Елецкий», где снимают квартиру, и хотели бы проголосовать на ближай- шем к дому избирательном участке. Специалист комиссии быстро помог имоформить необходимые документы и выдал отрывной талон с указанием номера и адреса избирательного участка. — Новая система очень удобна для наших из- бирателей, — прокомментировал председатель облизбиркома Юрий Алтухов, который посетил участковую комиссию. — Пункты приема таких заявлений работают на всех 879 избирательных участках региона. В настоящее время заявления о голосовании по месту нахождения подали более двух тысяч жителей. Деньги инициативным Лучшие социальные проекты могут получить грантовую поддержку Дмитрий Бровкин Сотрудники Фонда президентских грантов проведут обуче- ние представителей общественности Липецкой области. Эксперты расскажут о подготовке качественных социаль- ных проектов, которые смогут претендовать на получение финансовой поддержки. Самиже перспективыраз- вития гражданских иници- атив обсудили в Липецке на семинаре для руководителей муниципальных Обществен- ных палат региона. Доверие к консультативным орга- нам растет. Общественные палаты помогают жителям районов и городов найти об- щий язык с представителями власти.Азначит, многие про- блемы решаются быстрее. В прошлом году на заседаниях комиссий Общественных па- лат было рассмотрено свыше 100 вопросов. Например, большое вни- мание в Елецком районе уделили обсуждению темы развития событийного туриз- ма. Долгоруковская обще- ственность занималась де- мографической политикой. А в Задонском районе диску- тировали о проблемахмалого бизнеса. — Чаще всего жителей нашего муниципалитета вол- новал вопрос организации вывоза твердых бытовых от- ходов, — рассказала предсе- датель Общественной палаты Липецкого района Светлана Пашенцева. —Сейчас ситуа- ция улучшилась. Наладился график сбора отходов, появи- лись современные мусорные контейнеры, возле которых также проходит уборка мусо- ра. В тройке лидеров по обра- щениямтакже изношенность системы водоснабжения и благоустройство. Члены муниципальных Общественных палат не толь- ко откликаются на просьбы жителей, но и сами идут в народ. Так, в Воловском районе состоялась акция «Визит добра имилосердия». Представители общественно- сти посетили Турчановский психоневрологический ин- тернат и сделали подарки его обитателям. Усилить работу по всем направлениям призвала коллег председатель Обще- ственной палаты Липецкой области Валентина Кисенко. Особое внимание она уделила информационной и ресурс- ной поддержке социальных проектов некоммерческих организаций. Представители «третьего сектора» экономи- ки должныактивнее участво- вать в областных и федераль- ных конкурсах, подчеркнула Валентина Петровна. Тот же Фонд президентских грантов удовлетворяет каждую чет- вертую заявку. Многое зави- сит от качества социальных проектов. Как его повысить, расскажут представители фонда. В ближайшее время они посетят наш регион. В целом по привлечению финансовой поддержки из Фонда президентских гран- тов Липецкая область на- ходится в тройке лидеров в ЦФО. Планируется, что по сравнению с прошлым годом сумма средств возрастет в два раза и составит порядка 50 миллионов рублей. Принявший участие в разговоре и.о. начальника областного управления вну- тренней политики Виктор Попов озвучил еще одну стоя- щую перед представителями общественности и властью задачу — увеличить число НКО, ведущих активную де- ятельность. Сейчас в регионе зарегистрировано почти 1300 некоммерческих организа- ций и только 20 процентов из них проводят постоянную и обширную работу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz