Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

6 № 163/26041/22 АВГУСТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Кино Полный метр по-липецки Города нашего края засветились на большом экране АЛЕКСАНДР ГРИШАЕВ Елец известен как город воинской славы, российского купечества, родина кружева и рояльной гармошки. Но Елец можно назвать и кинематографическим. На фоне местныхдостопримечательностейивинтерьерах старин- ных особняков здесь в разные годы проходили съемки восьми художественных и десятков короткометражных фильмов. О некоторых из них мы решили вспомнить на- кануне Дня российского кино. Елецкая кинопанорама Архитектурная доминанта Ельца — Вознесенский собор — не раз попадал в объектив операторов художественных фильмов. Величественный храм можно увидеть, напри- мер, в мелодраме 1985 года «Говорит Москва», основан- ной на истории жизни Героя Советского Союза Василия Орлова и ельчанки Нины По- повой. Главные роли в карти- не исполнили Борис Невзоров и Людмила Зайцева. Во всей красе предстает со- боривмногосерийнойэкрани- зации «Куприн» по рассказам АлександраКуприна.Нафоне храма Михаил Пореченков в роли рассказчика плавал в лодке. А на левом берегу Быстрой Сосны снимали одну из ключевых сцен картины: пикник с участием главных героев в исполнении Никиты Ефремова, ЕкатериныВилко- вой, Екатерины Климовой и Романа Мадянова. В серии «Поединок» одну из центральных улиц Ельца превратили в улочку запад- но-украинского местечка. На Октябрьской-Соборной установили изящные газовые фонари. Асфальт прикрыли соломой. Стены домов укра- сили «старинными» выве- сками и кирпичной кладкой. Ее фактуру воспроизвели на мешковине ипросто наклеили на оштукатуренную стену. Съемки проходили в 2013 году, но часть кирпичных декораций так и осталась на стене и стала городской до- стопримечательностью. Здание краеведческого музея Ельца в «Куприне» превратилось в офицерский бордель. В одной из сцен из окна третьего этажа бывшего дома купца Заусайлова падает каскадер в образе офицера. А во время съемок фильма «Мальчики» музей «ис- полнил роль» мужской гимназии. Экранизация «Бра- тьев Карамазовых» от режиссеров Григорье- вых 1990 года считает- ся одной из интересней- ших кинопостановок культового романа До- стоевского. Роль Коли Красоткина в фильме сыграл праправнукФедораМихайло- вича—АлексейДостоевский, а роль Зосимы—Георгий Ов- чинников, сын Николая Ов- чинникова, иеросхимонаха Нектария. Съемки проходи- ли в еще одном излюбленном кинематографистами месте — окрестностях Вознесен- ской церкви, со старинными домами и узенькими улочка- ми. Эпизоды «Мальчиков» снимали также в елецком Знаменском монастыре на Каменной горе. Наконец, реконструиро- ванная надпись «Мы из Ель- ца» мемориала ельчанам-ге- роям Великой Отечественной войны, оригинал которой был начертан советским солдатом на стене рейхстага в 1945 году, стала однимиз финальныхка- дров 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная», снятой Романом Карменом в 1978 году. Короли эпизода Другим городам области в плане кино повезло меньше, и на кадрах полнометражных художественных фильмов их можно увидеть гораздо реже. Так, в Задонске близ Рождество-Богородицкогомо- настыря и в окрестных селах известный режиссер Андрей Смирнов в 2008 году снимал первые сцены народной дра- мы «Жила-была одна баба». В массовке приняли участие почти две сотни наших земля- ков. А актер елецкого театра «Бенефис» Владимир Гро- мовиков и архитектор Алек- сандр Новосельцев получили вфильме эпизодические роли. Но всех превзошла двухлет- няя ельчанка Полина Кости- на, которая снялась в одной из главных ролей—дочки той самой «одной бабы». В Липецке в советские годы режиссеров в основном привлекали панорамы цехов и домен металлургического комбината. Знакомые ново- липчанам локации есть в малоизвестных современному зрителю фильмах «Сегодня и завтра», «Обретешь в бою» и «Середина жизни». В новейшей истории об- ластногоцентракино снимали на военном аэродроме авиа- центра. По сценарию боевика «Личный номер» в финале картинытранспортныйИл-76 захвачен террористами. На перехват вылетают два ис- требителя Су-27. Они сажают борт, и на земле он взрывает- ся. Роли летчиков тогда ис- полнили прославленные асы авиацентра, среди которых был и его нынешний руково- дитель, генерал-лейтенант Юрий Сушков. Липецк «как живой» Поистине звезд- ный киночас выпал городу металлургов и летчиков в сентя- бре 2005 года. Тогда почти месяц сразу на нескольких площад- ках областного цен- тра режиссер Алек- сандр Велединский снимал мистическую драму «Какими мы не будем». На экра- ны страны картина, с братьями Чадовыми в главных ролях, вы- шла под названием «Живой». Липецк по- пал в поле зрения сто- личных киношников с подачи художника- постановщика карти- ны и нашего земляка Эдуарда Галкина. Он уговорил съемочную группу выбрать из десятка городов-пре- тендентов на съемки родной ему город. А заодно и Елец. Его виды, например, уже упоминавшийся Зна- менский монастырь, также попали в картину. На Соборной площади об- ластного центра работали над сценой с условным названием «Праздник в провинциаль- ном городке». Перед окнами областной администрации установили несколько тор- говых палаток и надувных аттракционов. Для массовки отобрали школьников и сту- дентов. За участие в массовых сценах платили сто рублей плюс бесплатный пирожок и стакан сока. Съемки проходили также во дворе одного из домов по улице Гайдара, подземномпе- реходе на Петровском спуске. Не обошлось без панорамных видовНЛМК. Все этилокации можно увидеть в фильме. Ме- стомсъемокфинальной сцены картины стало кладбище по- селка Тракторостроителей. По сценарию главный герой Кир (АндрейЧадов) приходит кмогилампогибших однопол- чан и встречает священника —отца Сергия, роль которого в фильме исполнил его млад- ший брат Алексей. На кладбище работа над фильмомзатормозилась. При- чина — борода Алексея Ча- дова, над которой гримерам пришлось трудиться около полутора часов, приклеивая щетину буквально по волоску. — Очень непривычно себя чувствую, — признавался тогда Алексей. —Так и тянет щеки почесать. Но нельзя. Для этого фильма я брал бла- гословение и у своего духов- ника в Москве, и у одного из липецких священников. Во- обще как человек верующий я стараюсь делать это перед работой над каждой ролью. Не обошлось и без курье- зов. В один из вечеров вся киногруппа прямо с площад- ки отправилась поужинать в кафе. Ни Чадов-старший в стираномкамуфляже, ни «бо- родатый» младший, в церков- ной рясе с отваливающейся бородкой, не прошли фейс- контроль. Так что ужинать братьям пришлось «дома». На время съемок в Липецке им стал для них санаторий «Парус». —Мы живем в лесу и в го- роде бываем только во время съемок, — отвечая на вопрос журналистов, понравился ли ему город, сказалЧадов-млад- ший.—Нопонял, что вЧерно- земье живут хорошие и очень красивые девчонки. Генофонд у вас такой... серьезный! Копия знаменитой надписи увековечена в кино. Вознесенский собор снова в объективе. Гримируйся, Чадов, а то фейсконтроль не пройдешь. Съемки «Куприна» в Ельце. В 30-е годы прошлого века в советское кино пришел молодой начинающий композитор, уроженец Ельца Тихон Хренников, ставший одним из создателей советского музыкального фильма. В 1939 году Хренников пишет музыку к фильму Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Песни из этого фильма, как и остальные, написанные к картинам «Гусарская баллада», «Верные друзья», «Любовью за любовь» и многим другим, радуют зрителей до сих пор ” ФОТО АЛЕКСАНДРА ГРИШАЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz