Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
27 № 158/26036/15 АВГУСТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Мечтатели Когда в доме прописан «шуршик» Материалы для работ липчанину дарит сама природа ОЛЕСЯ СКВОРЦОВА Однажды в лыжном походе под Архангельском липецкие туристы спустились в пещеры. В окружении сталагмитов и сталактитов изо льда сопровождающие рассказали о легендах, которыми непременно обрастают подобные места. И предло- жили полностью погасить свет и немного помолчать, чтобы услышать духа пещер — шуршика. Впечатленный красотой природы, липчанин Юрий Гусев при выходе из-под земли на свисающих ветвях дерева увидел своего «шуршика» в обычной небольшой коряге. Чуть придал форму, облагородил, обточил деревяшку—и поселил дома. Вместе с другими скульптурами, идеи для которых подала сама природа. Чуть не стал вором Интерес к естественной красоте и умение ее замечать возникли еще в детстве. В со- ветские годы многие что-то собирали. Объектом коллек- ционированияюногоЮрыста- ли открытки с изображением пейзажей и представителей животного мира. Часами он мог просиживать над ними, сортируя по темам и даже вы- кладывая сюжетные картины, к примеру, из осенних видов. Коллекция довольно боль- шая— около трех тысяч. —Увлечен был до фанатиз- ма, — вспоминает Юрий. — Как-то в начале далекого похо- да увидел красивую открытку за стеклом, но киоск был за- крыт и пора было выходить на маршрут. Еле сдержал себя, но был близок к тому, чтобы разбить витрину и забрать от- крытку. Занимался с детства актив- но и спортом — самбо, бок- сом, академической греблей, был членом экспедиционного клуба «Неунываки». С тур- клубом «Альтаир» осваивал сначала горы, а затем и вод ные маршруты. В свои 66 лет по-прежнему ходит в походы, катается на лыжах, много пу- тешествует. Да и пенсионная реформа не для него — Гусев продолжает трудиться во- дителем в спортшколе олим- пийского резерва. А в свобод- ные часы продлевает жизнь причудливым коряжкам, с помощью резцов создавая де- ревянные композиции. Старик Хоттабыч из Северной Осетии Укаждой скульптуры (а их более ста)—свояистория.Ша- гая по тропе в походе по Фан- ским горам, Гусев наступил на чуднуюузловатую ветку. Под- нял — да это ж вылитая чере- паха! Подклеенная вместе раз- лома и обточенная наждачкой Тортилла положила начало новой коллекции. Рядом с ней на полке «Лесовичоки его друг Гоша». Первого нашли с доч- койв горахКавказа, а успешно вписавшийся в композицию «товарищ» — из местных, с берегов Липецкого водохра- нилища. «Старик Хоттабыч» приехал из Северной Осетии, а «Последний день Помпеи» переместился в наши места с Кольского полуострова. Отту- даже, с берегов рекКутсайоки и Тунтсайоки, Гусев привез немало работ — бурные по- роги обкатали обломки дерева «до полуготовности». Из них мастер выделяет «Факира и змей». Работая над коряжкой на привале (а без инструмента Гусев в поход не ходит — об- раз возникает мгновенно, и руки просто чешутся довести заготовку до ума), так сильно резанул палец, что пришлось прибегать к помощи туристки- медика. Выбирать материал не при- ходится — Гусев берет то, что подбрасывает природа. Тотже «Факир и змеи» — из пихты, о чем говорит запах смолы, появляющийся, когда скуль- птура нагревается на солнце. «Венера Крымская» — из виноградной лозы, «Белое дерево», спасенное из разго- рающегося костра на берегу Липецкого водохранилища, — из американского клена. А «Венценосный журавль» — вообще из рододендрона, ко- торый растет лишь на высоте. Для работы с разными ви- дами дерева у мастера ин- струмент имеется. Основа, конечно, специальные резцы по дереву. Недавно приобрел и электрический аналог, что заметно облегчило работу. Есть даже стоматологический инструмент, который нашел применение в полировке и об- работке труднодоступныхмест скульптур. Обошелся дорого, но того стоит! В поисках своего «янтаря» — Как ты находишь такие коряжки? — самый распро- страненный вопрос, кото- рый задают Гусеву. Иногда даже просят подобрать у реки что-нибудь и для них. Идут вместе — и не замечают, про- ходят мимо. Но если мастер взял в руки обломок дерева и увидел в нем образ, вряд ли уже расстанется с ним. Свои работы Гусев часто называет детьми — и этого достаточно, чтобы понять, почему он их не продает. —Для меня это своего рода тихая охота,—говоритЮрий. —Иногда в походе приходится пройтикилометры, чтобыглаз зацепился за искомое. Это уже на выставке люди видят обра- ботанное дерево, а у воды мо- жет лежать невзрачный кусок коряги, покрытый мхом. Ну, как янтарь люди ищут, так и я. Зато столько радости! Спасти Венеру Поговорку «На ловца и зверь бежит» Гусев проверил на себе. В коллекции есть несколько «спотыкачек»: шел — задел ногой, обратил внимание. Даже катаясь в Андорре на горных лыжах в день своего 60-летия, мастер думал о по- полнении коллекции. Сделал неудачно финт — и вылетел с трассы. На радость — прямо в куст с сухими причудливыми ветками. Ножа не было, при- шлось выломать одну рука- ми. Разглядел дома получше, слегка придал форму, так появился «Старик Гауди». А «Белоречек» застрял в ветвях дерева у адыгейской реки Белой — вода после весеннего подъема спала, а он остался. В велопоходе вокруг Азов- ского моря Гусев колесом на- ехал на коряжку, из которой родилась «ВенераКрымская». Окончательный облик этой дамы уже дома создавал «с натуры» — просил жену по- зировать. За лицо сам даже не рискнул взяться, боясь все испортить. Завершить образ помогла друг и учитель Эль- вира Вознесенская, которая до последних своих дней была готова помочь, подсказать, выслушать. Фигурка полу- чилась настолько интересной, что однажды ее чуть не укра- ли. Забирая с выставки свои работы, Гусев недосчитался именно «Венеры». Оказалось, организаторыпереставили ее в другое место в надежде, что ее просто забудут. А вот «Адама и Еву» вряд ли уведут — из- за откровенной позы пары на всеобщее обозрение Гусев ее не выставляет. А когда при- ходят ребята из детского сада посмотреть коллекцию, уби- рает ее повыше, подальше от любопытных глаз. —Дети — самые благодар- ные зрители,—говоритЮрий. —Рассматривают, фантазиру- ют, видят свое, придумывают свои названия. В отличие от некоторых взрослых, что оки- нут всю коллекцию взглядом и уходят. А для товарищей в компании я даже придумал игру — каждому предлагаю дать названия нескольким скульптурам. Тому, кто ока- жется ближе всех или даже угадает, дарю символический приз. Всех встречает Фазендюк На балконе липецкой квар- тирыГусева хранятся коробки с необработанным материа- лом. Каждая коряжка ждет своего часа. Как это, к при- меру, было со «Взяточником» с длинной рукой просящего, собранным из нескольких частей. Или с очень вырази- тельным «Крокодилом Гиви», чья голова стала основойновой скульптуры, перекочевав с за- готовки, совмещавшей в себе части крокодила, бегемота и единорога. То, что не может унести из- за размеров, Гусев фотографи- рует. В этой его коллекции — сотни снимков встреченных на туристских маршрутах пеньков, коряг, наростов на дереве, изогнутых стволов, похожих на привычные нам вещи. А вдохновившись при- родой и работами Гауди в Испании, мастер преобразует свой дачный участок у реки Быстрая Сосна в Суворов- ке Елецкого района. На 40 сотках высадил свой «лес» — есть там пихты, ели, со- сны, березы, рябина, калина, шиповник и облепиха, даже оленерогий сумах и тама- рикс. Даже маслята выросли. Территорию обустраивает, размещая здесь коряги уже большего размера. На входе всех встречает садовой (по типу домового) Фазендюк из старой груши и привезенного из-под Воронежа носатого пенька. Ветви протянуты в сторону пришедших—и рука невольно тянется поздоро- ваться с этим привратником. И улыбку сдержать невоз- можно. — Мир прекрасен, — уве- рен Гусев. — Нужно только научиться это замечать. Та самая Венера Крымская. Взяточник (на фото справа) и гости из других галактик живут дружно. Юрий Гусев о каждом своем ребенке готов рассказывать часами. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ТОЛЬКО ФАКТ Новое увлечение Юрия Гусева также связано с красотой окружающего мира: сейчас его занимают виды облаков на закате, которые он активно запечатлевает на фотокамеру. Коллекцией можно назвать и две сотни стихов о природе, походах и друзьях. Из них рождаются песни, которые автор исполняет под гитару.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz