Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

«Горящие туры» заметно остыли Индустрия путешествий в России перестраивается после кризиса Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru Отпускной сезон в разгаре. Столбик термометра на курортах уверенно поднимается вверх, а вместе с ним и цены на туры. Туристическая отрасль в стране наконец-то оживилась, и Липецк не исключение. Турция вне конкуренции Сначала немного сухой ста- тистики. Пять лет назад в ре- гионе было 120 туристических агентств, через год их стало на пять меньше, в 2016 году на рынке остались всего 99, в про- шлом году в области работали уже 102 агентства. Цены на туры по многим направлени- ям ощутимо выросли на 10-20 процентов, а количество отды- хающих немного сократилось. Согласно даннымФедеральной службы государственной ста- тистики по Липецкой обла- сти, в 2018 году региональные турагентства реализовали 9307 турпакетов (9851 в 2017-м), об- служив 24885 туристов (24654 человека годом ранее). При этом общая стоимость путевок составила 762миллиона рублей (из них 181 миллион стоили туры по России). В 2017 году продали турпакетов на 741мил- лион рублей (186 миллионов — российские туры). Получается, что в прошлом году в среднем тур стоил около 82 тысяч руб- лей (чуть больше 30500 рублей в расчете на человека). Соотношение между зару- бежнымии отечественнымику- рортами практически не изме- нилось—60на 40. За рубежомв прошлом году отдохнули 14900 жителей области. Лидирует Турция (35 процентов), Абха- зия и Тунис (по 9 процентов), Таиланд (7 процентов) и Объ- единенные Арабские Эмираты (6 процентов). В России самые популярные у липчан направ- ления — Краснодарский край (там побывали 43 процента из общего количества туристов), Крым (20 процентов) и Санкт- Петербург (11 процентов). Чуть опоздал и попал в стоп-лист Спрос на туры в 2019 году стал выше. Главный тренд се- зона — раннее бронирование. — Оставшиеся на плаву операторы, конкурируя между собой, искусственно уже не за- нижают стоимость туров, стало гораздо меньше «горящих» путевок, — считает директор турагентства «Магазин путе- шествий» Светлана Бычкова . — Видя это, многие туристы начинают планировать свой отдых за несколько месяцев, делая ставку на качество. Сей- час даже за полгода нет уже очень дешевых туров. «Раннее бронирование» — это, скорее, возможность спокойно выбрать лучший из многих вариантов. В разгар сезона часто бывает, что мест не хватает, многие по- пулярные отели оказываются в стоп-листе. Наши постоянные клиенты нередко начинают подбирать и бронировать лет- ние туры уже в феврале-марте. Если судить по этому показа- телю, то уже сейчас спрос стал больше примерно на треть по сравнению с прошлым годом. Самыми востребованными направлениямивэтомгодуули- пецких туристов по-прежнему остаются Турция, Абхазия, Испания, Италия, Греция, Черногория, Тунис, а также, в зависимости от сезона, Индия, Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Куба и Доминикана. Запрет на полеты в Грузию особенно не отразился на продажах. Росси- яне по-прежнему могут купить путевки в соседнюю страну, добраться поездом до Влади- кавказа и продолжить путь по Военно-Грузинской дороге. Но туров в Грузию и раньше про- давалось не такмного. Липчане предпочитают путешествовать по Кавказу самостоятельно, — добавляет Светлана Бычкова. Несколько вырос турпоток на российский юг. Туристов привлекают новые объекты олимпийской инфраструктуры в Сочи иАдлере и сравнительно низкие цены. В августе мож- но найти предложения по 20 тысяч за неделю на человека с питанием, но без оплаты доро- ги. Для сравнения, в неплохом турецкомотеле, работающемпо системе «все включено», неделя отдыха с перелетомбудет стоить уже порядка 50 тысяч. Дешевле Тунис — от 25 тысяч и выше. Крым пока отстает по по- пулярности от курортов Крас- нодарского края. По мнению турагентов, ситуация резко изменится после того, как за- работает железнодорожное со- общение с полуостровом. Спрос есть и на турыпо достопримеча- тельностям российского севера и Прибалтики. По оценкам турагентств, ли- пецкая семья из трех человек в среднем может потратить раз в год около 120 тысяч рублей на десятидневный отдых за рубе- жом. Но все это относительно, как и «средняя зарплата». Кто-то ездит чаще и гораздо дороже, предпочитая экзоти- ческие островные направления — Бали, Мальдивы, Сейшелы. Кто-то реже, и выбирает самые бюджетные варианты. Есть и те, кто вообще не может позво- лить себе полноценный отпуск. Недавно портал Superjob опубликовал результаты опро- са, согласно которому в среднем 29 процентов россиян не спо- собны оплатить себе 7-дневный отпуск, максимальная сум- ма которого примерно 24500 рублей. В 2016 году этот по- казатель составлял 41 процент. Сила «сарафана» Технологии давно и прочно стали важной составляющей туриндустрии. Представителей липецкого турбизнеса цифро- вая среда не пугает. — В Липецке реальные от- зывыреальныхклиентов всегда будут иметь больший вес, чем продажи и продвижение в Ин- тернете, — уверена директор турагентства «Евразия Тур» Светлана Катаева . — «Са- рафан» работает на все сто! Instagram, персональная рас- сылка, постыв соцсетях—всем этим, конечно, тоже нужно за- ниматься, но не делайте ставку только на них. Важнее, чтобы клиент уходилот вас довольным и возвращался снова, приводил друзей и знакомых. Нельзя, бе- зусловно, отрицать, что онлайн- сервисы откусывают частичку нашихпродаж.Ноинтернет-ма- газины пока не убили традици- онныйритейл, торговыецентры не пустуют. Каждый выбирает то, что ему нравится. Одному важнее немного сэкономить, другому — пощупать, приме- рить и тут же надеть вещь. Так и в турбизнесе. Многие, попро- бовав путешествовать самостоя- тельно и столкнувшись с рядом проблем, возвращаются к нами приобретают турпакеты, чтобы спокойно отдохнуть. Главное — найти подход к каждому, в зависимости от возраста и ин- тересов. — Работать по старинке и недооценивать возможности онлайн-сервисов опасно, — полагает Светлана Бычкова. — Я часто вспоминаю слова экс-главы «Натали Турс» Вла- димира Воробьева: «Мы слиш- ком часто говорили «потом». В итоге крупнейший туроператор стал банкротом, а его конку- ренты, начавшие развивать направление интернет-продаж, тот же «Библио-Глобус», чув- ствуют себя на рынке довольно неплохо. Но технологии сами по себе не смогут заменить качествен- ный сервис. Думаю, времена безудержного демпинга про- шли. Покупка турпродукта в агентстве в идеале — это еще и советы опытных экспертов, сопровождение клиента на всех этапах. Все же платят за консультацию адвокату? Так почему люди ждут от агентств бесконечных скидок, в то вре- мя как операторы сокращают агентскую комиссию? Дру- гое дело, кому-то из клиентов нужна такая забота, а кто-то созрел для самостоятельных путешествий. Мыначиналибизнес одними из первых в городе 20 лет назад. Возможно, ядро нашей клиент- ской базы довольно консерва- тивно. Может быть, поэтому продвижение в соцсетяхне при- несло ожидаемых результатов. Но выходить в Интернет все равно будем, надо только пере- осмыслить стратегию, подклю- чить дополнительные ресурсы. За год к нам пришло процентов 15 новых клиентов, в основном молодых. Отлично работают туры выходного дня. Мы регу- лярно организуем маршруты по достопримечательностям Липецкой и соседних областей. Они пользуются большой по- пулярностью, после таких экс- курсий люди снова приходят к нам. Все-таки личное общение никакой Instagramне заменит, — уверена Светлана Бычкова. Технологии для впечатлений Большинство экспертов ту- ристического бизнеса считает, что технологии очень скоро серьезно изменят рынок. К наиболее перспективным от- носят системы динамического пакетирования в реальном времени, новые сервисы бро- нирования для сферы b2b, решения на основе Big Data по управлениюценообразованием и прогнозированию спроса, а также онлайн-сервисы для прямых продаж турпакетов и отдельных услуг туристам в Интернете, в том числе с воз- можностью самостоятельного конструирования тура. Поко- ление миллениалов выбирает удобство и яркие впечатления в мире без границ. Липчанка Ксения Гусева — популярный travel-блогер . За несколько лет она посетила 40 стран, стала амбассадоромкруп- ной туристической компании и собрала 50 тысяч подписчиков на своей странице https://www. instagram.com/ksu_gusik/ — С бюджетом студентки путешествовать непросто, но реально, — делится своими секретами Ксения. — Прежде всего стоит изучить «горящие» предложения и акции. Бывает, что цена пакетного предложе- ния меньше, чем отдельное бронирование перелета, отеля и еды. Обычно, но далеко не всегда это курорты Турции, Вьетнама, Таиланда, Домини- каны, Шри-Ланки, Кубы. Вы- годно лететь самостоятельно, если вы уже достаточно опыт- ный путешественник и умеете пользоваться скидками и акци- ями на перелеты и проживание в отелях. Недорогие туры и билеты можно найти, под- писавшись на разнообразные рассылки в Telegram-каналах, на сайтах-агрегаторах туров разных туроператоров: level. travel, travelata, onlinetours. Для покупки авиабилетов под- ходят Skyscanner, AviaSales, Momondo, Google Flights и прочие. Для лучших цен ис- пользуйте режим «инкогнито» вашего браузера. Отели разной категории хорошо искать на сайтах booking.com, trivago, agoda.com. Квартирыи апарта- менты — на Airbnb. Полезные советы и свежую информацию о странах — на форуме Вин- ского. Пользуйтесь аудиогида- ми — за небольшие деньги, а иногда даже бесплатно можно погулять по городу под инте- ресный рассказ. Рекомендую: izi.travel, Azbo. Главное, не бойтесь начать путешествовать — это действительно здорово! Липецк ждет чартеры В будущее участники рын- ка смотрят с осторожным опти- мизмом. Крупные потрясения, банкротства туроператоров пока не намечаются, но «есте- ственный отбор» в отрасли продолжится и количество участников, особенно мелких игроков, будет сокращаться. —Как говорится, кризис в головах,—улыбается Светлана Бычкова. — Нужно не искать отговорки, а работать. Прошла недавно новость, что лоукостер «Победа» будет продавать еще и недорогие туры, мы уже изу- чаем вопрос сотрудничества с ними. Считается, что регуляр- но путешествуют примерно от одного до шести процентов россиян. То есть региональная клиентская база—это порядка тридцати тысяч липчан. Полу- чается, условно, где-то сотня клиентов на одно агентство. Это не много, но и не так уж мало. Отдыхать люди будут всегда. Можно жить и развиваться. У каждого своя стратегия. Не- которые местные агентства, чтобы выжить на рынке, пере- ходят под вывеску крупных федеральных брендов, другие развивают свой, делают упор на клиентоориентированность, качество обслуживания. Главным драйвером роста представители липецких тур- фирм считают потенциал мест- ного международного аэропор- та. По данным Воронежского международного аэропорта, в прошлом году его услугами воспользовались 40 тысяч лип- чан (общее число пассажиров за 2018 год — рекордные 770 тысяч). Вылеты из Липецка по популярным туристическим направлениям, очевидно, так- же пользовались бы спросом. —Воронежцыочень грамот- но развиваются, сотрудничают с большинством крупных тур- операторов, постоянно откры- ваются новые направления, чартеры летают в Турцию, Грецию, Тунис, ОАЭ, зимой в Индию и Таиланд, сохраняя конкурентоспособные цены, — отмечает Светлана Бычко- ва. —К сожалению, этого пока нельзя сказать об аэропорте Липецка. Если его руководство договорится с туроператорамии пустит рейсыхотя бы в Турцию и Египет (есть все основания полагать, что до конца года по- леты возобновятся), то они не- плохо бы продавались. Отлич- ное европейское направление — Италия. Римини, Равенну, Болонью удобно использовать как стартовую точку для поез- док по всему континенту. Мож- но организовать экскурсион- ные туры (сити-брейки) в евро- пейские города на выходные. — Отдыхающим, особенно с маленькими детьми, удобнее вылетать из аэропорта побли- же к дому, а не тратить допол- нительно несколько часов на дорогу в Москву, — добавляет Светлана Катаева, — поэтому на туры с вылетом из Воронежа есть стабильный спрос, хотя трансфер в аэропорт сейчас пе- ресталбыть бесплатным. Эконо- мится время, да и ценыпутевок сопоставимы. При грамотном позиционировании Липецкий аэропорт смог бы привлечь не только местных туристов, но и жителей соседних областей. 3 № 155/26033/10 АВГУСТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Фото из альбома Ксении Гусевой Заряд энергии для поколения Z u Окончание. Начало на 1-й стр. Очутиться в виртуальной реальности Один из самых интересных проектов, по мнению гостя форума тренера международ- ных и всероссийских проектов Александра Мачуха, предло- жили «Волонтеры Победы». Ребята хотят разработать на ос- нове воспоминаний ветеранов, тружеников тыла, детей войны телефонное приложение. Бес- платно скачав его на любой смартфон и купив бумажные VR-очки (стоят в пределах 12 рублей), любой человек сможет пройти виртуальную экскур- сию или, погрузившись в иной мир, стать участникомсобытий ВеликойОтечественнойвойны. — Нам посчастливилось увидеть и поговорить с участ- никами Великой Отечествен- ной войны, — рассказала сту- дентка РАНХиГС Яна Кур- дюкова. — Чтобы следующие поколения зналиине забывали о героическом подвиге солдат- освободителей, уже сейчас много делается для сохране- ния памяти. Однако через не- сколько лет привычные формы подачи информации станут уходить в прошлое. Квестами уже никого не заинтересуешь, поэтому нужны программы для создания виртуальной реальности. Сначала авторы проекта прорабатывали его на грант из федерального бюджета, апотом поняли, что нужны не деньги, а связи в Сколково. Заручиться поддержкой программистов инновационного центра они пытаются через центральный штаб «Волонтеров Победы». Но такое завидное упорство на пути к поставленной цели присуще не всем представи- телям поколения Z. Каждый второй на форуме — генератор идеи, но довести ее до полу- чения гранта удается только самым целеустремленным. — Многие ребята анализи- руют, присматриваются, не спешат с подачей заявок, — говорит Александр Мачуха. —Они сомневаются не потому, что готовыотказаться, а просто поколение онлайн хочет сразу выстроить свой правильный сценарий. Кроме того, не все понимают, как работает гран- товая поддержка. Да, раньше грантов добивались, проходя сложный путь, рутинной рабо- той, была тяжелая отчетность. Сейчас же этот процесс струк- турировали и упростили, так что все можно сделать просто, прозрачно и понятно. Лайк не ради лайка На форуме «Область бу- дущего» ребятам помогали дорабатывать их проекты, учи- ли привлекать федеральные деньги на реализацию своих идей.Кслову сказать, обучение социальному проектированию —краеугольный камень моло- дежной политики последних двух лет. Среди других трендов 2019 года — упор на работу в интернет-пространстве. Совре- менная продвинутаямолодежь уже не только бездумно лайка- ет понравившиеся картинки и фото друзей, а учится исполь- зовать социальные сети с поль- зой. К примеру, через посты в «ВКонтакте» и Инстаграм они рассказывают о работе волон- терских организаций, привле- кают сторонников в свои ряды, занимаютсямедицинскимпро- свещением. —Волонтеры-медики—это не только те ребята, которые посещают больницы и помога- ют медсестрам и санитаркам раздавать лекарства,—расска- зала третьекурсница Липец- кого медколледжа Ангелина Олейник. — Мы занимаемся большой просветительской работой. Вместе с врачами приходим в школы и ссузы, рассказываем о симптомах ин- сульта, о профилактике ВИЧ- инфекции. Поэтому хотим реализовать проект, популяри- зирующий школу волонтеров- медиков. Ни для кого не секрет, что на протяжении последних не- скольких лет в Липецкой об- ласти, как и в стране в целом, активно развивается волонтер- ство. Причем один этот термин уже не может охватить всю работу добровольцев. Появ- ляются крупные подсистемы — волонтеры Победы, волон- теры «серебряного возраста», волонтеры-медики, социальное и событийное волонтерство. Ребята выбирают для себя одно из направлений, вливаясь в команду единомышленников. сенияГусева: «Сбюджетомстудентапутешествоватьнепросто, нореально». К ДОСЛОВНО — Поколение Z активно ищет точки приложения своих сил, — считает директор бюджетного учреждения «Управ- ление молодежной политики» Светлана Карелина. — По- этому одна из задач нашего форума — зарядить ребят энергией для движения вперед, дать им новые знания, определенные навыки. Ведь в современном мире, чтобы двигаться вперед, нужно не просто идти, а бежать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz