Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Фабрика стала рестораном Десять лет назад журнал «Форбс» опубликовал статью о том, что «банкир Шкрапкин купил усадьбу Скорняково у генерала Шидловского за миллион рублей» Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru — Я тогда супруге сказал: «А мне, оказывается, больше ста лет!» — улыбается герой той публикации. —Просто последне- го дореволюционного владельца усадьбы Михаила Шидловско- го расстреляли в 1918 году на российско-финской границе. Насчет суммы «Форбс» не соврал. За усадьбу, вернее, то немногое, что от нее осталось после ликвидации колхоза «Тихий Дон», местным властям Шкрапкин (на фото) действи- тельно заплатил один миллион рублей. Спустя десять лет финансист и меценат удостоился памятной медали «Во славу Липецкой области». А побывавший недавно в усадьбе руково- дитель региона Игорь Артамонов назвал Скорняково по- настоящему привлекающим внимание туристическим объек- том в области. Инвестиции в руины Церемония награждения медалью совпала с 225-лети- ем со дня рождения самого известного владельца усадь- бы— генерала Николая Мура- вьева. Герой войны 1812 года и русско-турецких кампаний приставку «Карский» к своей фамилии получил за взятие не- приступной турецкой крепости Карс. В результате чего в 1856 году по условиям Парижского мира Россия смогла вернуть себе Крым. Двойной праздник нынеш- ний владелец Скорняково ре- шил отметить, пригласив в усадьбу историков, краеведов, музейщиков и журналистов. Для тех, кто помогал ее воз- рождению, АлексейШкрапкин провел экскурсиюпо усадебно- му комплексу. Прогулка стала путешествием во времени. В далекое и недавнее прошлое любимого детища генерала Муравьева. В недавнем прошлом усадь- ба не числилась как памятник и никому не была нужна. — От здания бывшей ткац- кой фабрики оставался лишь фундамент с основаниями арок, — вспоминает Шкрап- кин. — Сгорел флигель «Шко- ла». Разрушилась деревянная часть барского дома. В любой момент мог рухнуть дом управ- ляющего. По всей террито- рии — горы мусора и заросли американского клена. А еще несколько бараков, в которых без элементарныхудобствжили люди. В аренду землю с разва- линами Шкрапкин брать не стал. Для того чтобы серьезно заняться реставрацией и бизне- сом, оформил право собствен- ности. Опыт в восстановлении архитектурных памятников у него был. За несколько лет до приобретения усадьбы в то время топ-менеджер круп- ного банка на свои деньги полностью — от куполов до фресок — отреставрировал в селе храм Михаила Арханге- ла. Возрождение церкви было детской мечтой Шкрапкина. В Скорняково его часто при- водила бабушка, жившая в соседнем селе Донское, где маленький Алексей проводил летние каникулы. В процессе реставрации храма выясни- лось, что горымусора и заросли деревьев неподалеку скрывают в себе развалины старинных белокаменных построек об- ширного усадебного комплекса «Скорняково-Архангельское». Жителей бараков расселили в построенные для них непо- далеку новые дома. Ткацкая фабрика стала роскошным рестораном. «Школа» и дом с мезонином — гостевыми дома- ми. Конюшня — галереей для массовых мероприятий. В поисках особого клада — Первые гости усадьбы часто задавали вопрос: «Алек- сей, а ты здесь клад не искал или уже нашел?»—улыбается Шкрапкин. — Другие возму- щались платным входом на территорию. Мол, вот олигарх народное добро приватизиро- вал, да еще и деньги требует. Но этим нам удалось отсечь «туристов», которых кроме «выпить-закусить» больше ничего не интересует. А чело- века, заплатившего за вход, мы всячески стимулируем: на тер- ритории усадьбы масса услуг, предоставляемых бесплатно. Выручка от продажи билетов ничтожна, но при этом мы воспитываем культуру россий- ского туриста и расширяем его кругозор. Учим познавать, а не бежать в ресторан. Наши гости смотрят на усадьбу уже совсем другими глазами, узнав, что в Скорняково граф Захарий Чернышев переписывался с Екатериной Великой, что здесь бывал святительИгнатий Брянчанинов, что скотный двор усадьбы был построен по проекту самого Муравьева- Карского. Настоящим же кладом ста- ли найденные друзьями-исто- риками и опубликованные отдельной книгой дневники и письма Муравьева-Карского к управляющему имением. Гене- рал был не только выдающимся военачальником, ноинезауряд- ным менеджером, вникавшим во все детали хозяйственной жизни своей усадьбы. Напри- мер, давал наставления о фор- ме каменных колонн скотного двора. Они должны были быть круглыми, «дабы животные не могли чесать о них спины и их не портили». Сегодня усадьбу восстанавливают в первона- чальном виде, следуя наказам Муравьева. В 2016 году, неподалеку от поражающего своей архитек- турной формой и размерами скотного двора, установили памятник покорителю Карса. —Мне повезло с генералом, а генералу, наверное, повезло со мной, — совершенно серьезно говорит Алексей Шкрапкин. — Дляменя большаячестьпри- коснуться к истории усадьбы. Слава Богу за то, что дал мне возможность ее восстановить в том виде, в котором ее создавал Николай Николаевич. Может, потому и дал, что генерал там замолвил за меня словечко. Не авантюрист, а романтик Восстановление усадьбы продолжается. В сентябре за- кончат ремонт бывшего дома управляющего. Его будут ис- пользовать по назначению. Здесь разместится офис усадеб- ного комплекса «Скорняково- Архангельское». Шкрапкин выбрал для своего рабочего кабинета комнатку с чудом сохранившейся печью, но без окон. — Раньше мечтал сидеть на веранде с видом на пруд и работать,—объясняет свой вы- бор владелец усадьбы. — Ока- залось, что такое совмещение невозможно: «залипаешь» на всю эту красоту и совсем не до работы. В бывшем господском доме решено устроить музей Мура- вьева-Карского. Скотный двор, который сегодня используется как концертная площадка, со временем станет комфортабель- ной гостиницей. Сам Шкрапкин без ложной скромности называет себя «экс- пертом номер один в стране по приспособлениюисторических памятников для современного использования». В составе рабочей группыприМинистер- стве культуры он помогает но- вым собственникам старинных усадеб в их восстановлении. 3 № 150/26028/3 АВГУСТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов треставрированная меценатом церковь Михаила Архангела; памятник основателю усадьбы. астер создает картины из кукурузы, листвы и даже чесночных стрелок. Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Павел Остряков, фото Дарья Л. Поступила в Центр по- мощи детям из Дома малютки, где она оказалась уже через несколько месяцев после рождения. Сейчас Дашеньке шесть лет. Пока не очень хорошо говорит и порой капризни- чает. Сдетьми дружит. Внимательно относится к просьбам и замечаниям взрослых. Любит носить яркую одежду, которуюнадевает теперь без помощи воспитателя. Девочка любит подвижные игры. Начала рисовать и лепить из пла- стилина. Радуется своим успехам и ждет похвалы со стороны взрослых. Успехи Даше даются непросто: с ней занимаются психо- лог и другие специалисты. Они отмечают, что девочка начинает размышлять, оценивать поступки и даже хи- трить, чтобы привлечь к себе больше внимания. Люба П. Пятилетняя девочка постоянно просит отвезти ее к маме. Начинает плакать или на- долго замолкает и становится безу­ частной ко всему происходящему. Любе трудно пока справляться со своими эмоциями и мыслями. Воз- можно, время и доктора помогут ей стать абсолютно здоровым ребен- ком. К тому же с Любой постоянно работают психолог и специалисты Центра помощи детям. Благода- ря им девочка научилась хорошо говорить, быть ответственной за свои маленькие пока обязанности: умыться, заправить кроватку, разложить игрушки по местам, вернуть книгу с яркими картинками. Люба часто разговаривает сама с собой, с птичками, что садятся на деревья. «Я такая же, как и вы, только крылышек не видно», — говорит она тихо-тихо, чтобы не спугнуть их. Много пережила эта маленькая девочка с самого рождения, поэтому ей трудно учиться жить по-другому. ДаниилП. Даниил думает, пре- жде чем сказать что-то. Хорошо рисует, быстро собирает пазлы и даже сам сконструировал первого робота. Мальчик с удовольствием учит стихи. Запоминает он их быстро и рассказывает с выраже- нием. Взрослыми детяминтересно его слушать, потому что Даниил вживается в образ Мухи-цокоту- хи, доктора Айболита и других персонажей. Готовится кшколе, где собира- ется учиться только на «отлично». Мечта у Даниила—стать военным летчиком. Несмотря на то, что одна его ножка короче другой, он занимается зарядкой, отжимается от пола, подтягивается на кольцах. —Меня и сестренку (на снимке выше) медицина обя- зательно вылечит. Так будет, даже не сомневайтесь, — сделал серьезные умозаключения мальчик. Все дети — наши ГЛАВНОЕ — Меня и тех, кто только ввязывается в эту затею, ми - нистр культуры России Владимир Мединский однажды назвал «сборищем романтиков-авантюристов», — гово - рит Шкрапкин. — С первым определением соглашусь, а насчет авантюризма поспорю. Я убежден, что наше культурное наследие способно жить, способно себя «кормить», развиваться и приносить деньги на даль - нейшую реставрацию. Пример тому усадьба Скорняко - во. Сегодня все работы здесь мы проводим за деньги, которые приносят наши залы и гостиничные номера. Для меня важно создавать что-то действительно по - лезное. Деньги не самоцель. Если продукт востребован, они придут обязательно. Рисовать не красками, а травами Тамара Аверина организовала в Становом клуб по плоскостной флористике Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru — В детстве я хотела быть художником-оформителем книжных выставок. О своей мечте в пятом классе рассказала в школьном сочинении. И эту тетрадь спустя годы нашла. Показала сочинение дочери — за- бытая мечта все-таки исполнилась, — рассказала Тамара Аверина. А вот про то, что «Ли- пецкая газета» о ней уже писала, Тамара Владими- ровна помнит. Это было давно, когда район, по- давая пример другим му- ниципалитетам, блеснул на всю Липецкую область яркими красками ново- годних украшений улиц и домов, праздничной ил- люминацией. А к Тамаре Владимировне мы заехали с фотокорреспондентом вечером, потому что ее дом особенно выделялся и был признан муниципальным жюри одним из лучших в райцентре: огоньками сверкали искусно сделан- ные фигурки сказочных и святочных персонажей, рядом расположилась на- ряженная с особымвкусом елка. Тамару Аверину мне представили как сотруд- ницу библиотеки. Тогда я не знал, что ко всему она еще и художник-оформи- тель. Новая встреча случи­ лась в Ельце во время Съезда малых городов Рос- сии. Втот день наТорговой улице устроили ярмарку местных ремесел: каж- дый район представлял изделия своих народных промыслов. Многолюдно было у становлянской па- латки. Люди подходили, что-то расспрашивали у коробейников. Подошел и я. И первое, что бросилось в глаза, — удивительные картины. То, что сельские пейзажи художественно выполнены, это само со- бой. Но каким способом? Цветовая палитра не по- ходила ни на акварель, ни на рисунок маслом. — А это все из природ- ногоматериала сделано,— пояснила мне автор кар- тин Тамара Аверина. — Трав, растений всяких. И чесночные стрелки есть, и кукуруза, и клен, и мимо- за. Вот так и складывают- ся картины плоскостной флористики. Разговор мы продол- жили — приехал в рай- онную библиотеку, где Тамару Владимировну застал за работой над оче- редным плакатом. Вспом- нили про съезд в Ельце, ярмарку. Гостям города, рассказала художница, картины приглянулись. Долго изучал травяную палитру представитель из Суздаля, потом привел к палатке своего товарища. И они купили пейзажи. А ельчанин, оказавшийся ценителем плоскостной флористики, приобрел сразу три картины. — И не жалко прода- вать? — Жалко! Так ведь я восполняю свою коллек- цию, — отвечает худож- ница. — Дома работ мало. Сапожник без сапог. Вот в библиотеке есть выставка картин. А рукоделие — самое мое любимое хобби. Мастер-класс плоскостной флористики получила от Людмилы Васильевны Прониной, руководителя Дома ремесел села Лам- ское, москвички, пере- ехавшейв глубинкунашей области. А теперь сама Тама- ра Владимировна в клу- бе «Травинушка» дает мастер -клас сы своим коллегам и волонтерам «серебряного возраста», которых опекает ее дочь Екатерина Шелестова, заведующая отделом пси- холого-педагогической помощи Центра соцзащи- ты по Становлянскому району. Кстати, центр находится в одном здании с библиотекой. Участники клуба «Тра- винушка» каждую пят- ницу приходят на уроки флористики, учатся соби- рать и заготавливать при- родный материал. Хотя сначала, вспоминает Та- мара Аверина, твердили, что у них ничего не полу- чится. Но все получается! Например, у заведующей отделом библиотечного обслуживания Людми- лы Выволокиной уже две картины, которые она по- дарила невестке. Технология плоскост- ной флористики проста— растительный материал наклеивается на картон с помощью клея ПВА. Сложность в другом. — Нужно понять фак- туру естественных мате- риалов и научиться их органично сочетать, —по- яснила художница. Асюжетыкартин?Они, по ее словам, из головы, из увиденного вокруг. Нач- нешь работу—сама по себе вырисовывается картина. Например такая: жи- вописный берег пруда, вдали, на другом берегу, окруженная зеленью сель- ская церквушка. Пейзаж, в общем-то, немудреный. Но особый колорит ему придают именно расти- тельные краски. На выставке в библио­ теке можно увидеть всю их палитру — травы, рас- тения, высушенные осо- бым способом, который позволяет сохранять цвет и форму поделочного ма- териала. Кто бы знал, что вы- бранная в школьные годы профессия перерастет в се- рьезное увлечение флори- стикой на радость ее уче- никам из «Травинушки», почитателям этого вида декоративно-прикладного искусства. Остается добавить, что работы мастериц клуба, которым руководит Тама- ра Аверина, неоднократно были представлены на ярмарках и фестивалях «Антоновские яблоки», «БунинскиеОзерки», «Си- реневый рай». А одну из своих картин художница мне подарила. Ту самую, с церквушкой у пруда. И автографом на обороте. Фото Александра Дементьева М Фото Николая Черкасова О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz