Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
представала в разных ипоста- сях. Тетя Валя в «Спокойной ночи, малыши». Неравно- душная свидетельница встреч давно разлучившихся, поте- рявших друг друга близких людей в программе «От всей души». Без Леонтьевой все могло получиться нарочито оптимистическим. Ее присут- ствие, ее соучастие придавали шоу стопроцентную искрен- ность, неподдельную взвол- нованность. Она не играла роль, не произносила кем-то написанных ей реплик. Она жила вместе с героями, радо- валась, печалилась, прятала растроганные слезы. Что удивляет: заэкранные драмы, свадьбы, разводы, хобби этих «звезд» публика фактически не обсуждала. Не интересовалась даже, со- перничают ли кумиры между собой или приятельствуют. Об этом думать не хотелось. Их любили и берегли образ, сформированный на экране. Любили за все. За строгость и человечность. За нежность и юмор, с которыми тетя Валя и тетя Таня в компании Хрю- ши и Степашки общались с малышней. А вот Николая Николаевича Озерова — за темперамент, азарт и неис- сякаемую веру, что наши, со- ветские, все равно возьмут верх, переиграют, победят, и на флагштоке под наш Гимн будет трепетать наше красное полотнище. Для подростков озеровская страсть, озеровское понимание игры соединялись с озеровской гордостью за сво- их, озеровской жаждой отста- ивать честь великой страны. Быть может, мальчишки так и получали первые, самые эмоциональные, а значит, дей- ственные уроки патриотизма. Замолчите, Николай Николаевич! Но наступили новые вре- мена. И менеджеры новой России решили: ТВ должно начинаться с нуля. Нужны разоблачения, скандалы, чер- нушные картинки, свобода слова, которая невозможна без компромата и просто мата. Значит, советские «звезды» теперь лишние. Пусть ТВ обновляют небрезгливые и расторопные ребята. Те, что проберутся ради сенсации и в палату к избитой и изнаси- лованной старшекласснице, и сунутся с микрофоном к ро- дителямпогибшего в «горячей точке» солдата. Леонтьеву, только что удо- стоившуюся Госпремии, спла- вили в непонятный отдел по сурдопереводу. Татьяне Судец, что двадцать пять лет вела «Спокойной ночи, малыши!», велели зайти в кадровый от- дел. Там без объяснений ей швырнули трудовую книжку: прощайте.И«спасибо» сказать не удосужились. Еще раньше убрали Николая Озерова. Так распорядился анонимный де- ятель из ЦК, еще не догадыва- ясь, что и самвот-вот окажется не у дел. Ищите, приказал, других комментаторов, другие голоса, Озеров мне надоел. Это смахивало на настоя- щуюрасправу с блистательной когортой телевизионщиков, на месть за то, что они не изменя- ли себе, за то, что у них милли- оныпоклонников. Вфильме на ТВЦ мы узнали с полдюжины историй такого рода. Авторы дали картине исчерпывающее название: «Последняя пере- дача».Иподзаголовок: «Траге- дии«звезд»«голубого экрана». Но то была трагедия не только «звезд». То была трагедия и самого «голубого экрана». На большинстве каналов улету- чились теплота, человечность. Камертон культурыбыл сдан в металлолом за ненадобностью. Ода блондинке в синем платье Когда-то наивный гений Андрей Платонов писал о цене денег в прошедшем времени: «Власть денег была таквелика, что ради них были позабыты и военная слава, и небесное бла- женство». Отныне их власть кончилась. Но он ошибся. И ТВ это демонстрирует. У кого нет миллионов, те не годятся ни для сериалов, ни для ток- шоу. Посмеиваясь над мисти- фикацией с отравлением Бари Алибасова, телевизионщики вместе с темне скрывают своего восхищения ловкостью этого господина. Надо же, сколько человек умудрился заработать на своей афере. Вот намбытак. Менякактелезрителявроде бы уже ничем не удивишь. Но я был потрясен, с каким почте- нием расспрашивали о творче- ских достижениях помянутую Елену Беркову. Она и сама собою страшно довольна. «Я есть я», — победно улыбается вкамерусчастливаяблондинка в синем платье с глубоким де- кольте.Критериинравственно- сти, что хорошо, что плохо, она устанавливает для себя сама, без оглядки на серую толпу по- средственностей. В «фильмах для взрослых» мадам Беркова снималась не ради куска хлеба, а осознанно, можно считать, идейно. Ей хотелось избавиться от ком- плексов. И она от них избави- лась. А к комплексам героиня программы «Ой, мамочки!» канала «Мир» относит разные предрассудки вроде целому- дрия, скромности, стыдливо- сти. О пройденном пути она, впрочем, вспоминает сдержан- но: мол, была замужем. То ли четыре, то ли пять раз—точно сказать не берется. Еемачо возникает передка- мерой в ореоле загадочности. Он не вдается в подробности. Главное, что нам разрешено о нем узнать: он ничем не за- нимается, и у него очень, ну очень много денег. Откуда они взялись — секрет. Но есть. Да и его подружка в синем платье не из бедных. Беркова на ТВ, разумеется, не единственная то ли светская львица, то ли дама полусвета. Они стали «персонами грата» на десятках каналов. И теперь хозяева все желтеющего и желтеющего телеэкрана уже не стараются делать вид, будто вытаскивают их за ушко да на солнышко для поучения и предостережения зрителей: поглядите, господа, и не будь- те такими, не подражайте им. Какое там «не подражай- те»! Да кто из барышень удер- жится, чтобы не попробовать примерить на себя роскошное синее платье ЕленыБерковой! Естественно, сбросив оковы прабабушкиной морали и за- претов. Ясмотрелочереднойвыпуск «Ой, мамочек» и прикидывал: уж не поставил ли канал себе цель—вернуть нас в «славные девяностые»? Может, не зря одаБерковойисполнена вднев- ные, точнее утренние часы, что обычно отдают детскимпереда- чам? А то ж ведь ближе к ночи надоедливые, непродвинутые родители отправят школьни- ков в постель. И ребятишки не приобщатся к главным прему- дростям жизни. Н а минувшей неделе в эфи- ре не встре- т и л и с ь — столкнулись две передачи о «звездах». На ТВЦ — ностальгический фильм о теледикторах и теле- ведущих советских лет. Прав- да, когда они были всенарод- нымилюбимцами, «звездами» их не называли. Культ «звезд» считался не нашим, нескром- ным, неприемлемым. Сказать, предположим, об АннеШило- вой или Татьяне Судец, что они «звезды», казалось почти столь же немыслимым, как и адресовать им комплимент: до чего ж обе красавицы сек- сапильны и сексуальны! Но «звезды» — не «звезды», а с появлением на экранах этих прелестных дам и строгих мужчин в наших домах, в нашей стране становилось светлее. А на канале «Мир» давала интервью«звезда» иного рода. Раньше бы ее аттестовали порнозвездой. Но политкор- ректность обязывает. Так что Елену Беркову представляют актрисой «кино для взрос- лых». Впрочем, сейчас она выступает на эстраде — поет. Судя по фрагменту, иллюстри- ровавшему ее откровения, госпожа Беркова верна музы- кальной традиции, которую в девяностые продюсеры окре- стили «поющие трусы». Всущности, наТВЦнамна- помнили о том, с чего начина- лось отечественное телевеща- ние.А«Мир»продемонстриро- вал нынешнее его состояние в результате все ускоряющейся эволюции, превратившей «го- лубой экран» в ярко желтый. ТВ, которое мы потеряли Время действия фильма «Пять вечеров» его сценарист АлександрВолодин обозначил однойфразой: «Когда в комму- нальныхквартирахпоявились первые телевизоры с выпу- клыми линзами». А режиссер Никита Михалков придумал для картины характерный эпизод. Пожилая интелли- гентная пара несмело стучится к соседке. Супруги пока не накопили на то самое чудо с выпуклой линзой. А у сосед- ки оно уже есть. И старики, ужасно стесняясь, деликатно напрашиваются в гости: мы на минуточку, только глянем, кто сегодня ведет передачи — Ниночка или Аннушка. Михалковне погрешилпро- тив правды. Дикторы тогда становились своими, родными, чуть ли не членами семьи. А дикторши в особенности. Иго- ря Кириллова назвать Игорь- ком вряд ли бы у кого язык повернулся. Ведь его голос был голосом государства. Оно поручило ему держать нас в курсе дела, читая тексты про пленумы ЦК КПСС, борьбу за рекордныйурожайиочередной запуск космического корабля. Содержание новостей редко вызывало очень уж большой интерес. Но то, как они звуча- ли, а также тембр, интонация, взгляддиктораиграливажную роль.Народуподавалсясигнал: в державе все нормально, ста- бильно, надежно, спокойно. А фамильярничать с человеком, что доносит до соотечественни- ков эту мысль, не стоило. Зато Ниночки, Анечки, Валечки, Танечки и вжестких границах официоза не теряли женственности и мягкости. А уж если они рассказывали советским детям сказки на ночь или сердечно приветство- вали на «Голубом огоньке» передовых сталеваров, ме- ханизаторов и космонавтов, то и подавно смотрелись по- домашнему уютно. Потому Нина Кондратова и была для зрителей Ниночкой, Анна Шилова — Анечкой, Татьяна Судец — Танечкой. А Валентина Леонтьева Этот желтый «голубой экран» КОЛЛАЖ АНДРЕЯ ИСУПОВА Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом 24 № 148/26026/1 АВГУСТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь ” Это смахивало на настоящую расправу с блистательной когортой телевизионщиков, на месть за то, что они не изменяли себе, за то, что у них миллионы поклонников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz