Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

19 № 148/26026/1 АВГУСТА 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Рецензия И остается живая любовь Вышел очередной номер литературного журнала «Петровский мост» АЛЕКСАНДР БОЙНИКОВ Литературные и публицистические произведения, собранные под облож- кой второго номера «Петровского моста» за нынешний год, изобилуют самыми разными героями; но среди них есть один, явленный не во плоти и крови: он соединяет прошлое, настоя- щее и будущее, превращает мгновение в вечность. Герой этот — время — и приземленно-реальное, и историче- ское, и иногда открывающее дверь в потусторонний мир. О давнем крестьянском восстании и современном Мефистофеле В прозе нынешнего выпуска со- единились диаметрально непохожие эпохи, персонажи и сюжеты. Ведущая коллизия повести Анатолия Рощуп- кина «Поезд в деревню» — «черная сторонажизни» сошлейфом преслову- тых 90-х годов, когда в старую дружбу вторгаетсянеразделеннаяиупущенная любовь. Рефлексии главного персона- жа, пятидесятилетнего мужчины, уз- наваемы: лучшие годыпрошли, в семье разлад, а «надежда и вера в радость» остались в далеком детстве. Ихорошо, если дано умение прощать. Рассказ «Эмигрант»АндреяКонно- ва написан пружинисто, с интересны- ми психологическими поворотами. В центре его — судьба Матвея Кузьмина (яркий контраст с его новым положе- нием!), прошедшего путь от бывшего студента с артистическими наклонно- стямидо подданногоНидерландов. Тем не менее, глубоко осмысливая мотивы современной эмиграции, вопрос: «Где лучше — в России или Европе?» автор оставляет открытым. «Закусочная» Михаила Маскаева — нечасто встречающийся образец бытовой истории с мистической до- минантой. Питейное заведение одно- временно предстает как «храм радости душевной» и «аномальная зона», в которую попал писатель Антон в по- исках подходящего сюжета и где он столкнулся с потусторонними силами. Сразу всплывает параллель: Антон — Фауст, появляющийся из стены Леон — Мефистофель, закусочная – погреб Ауэрбаха в Лейпциге. Оригинальная концовка подкрепляет основнуюидею: пьянство—форма искушения и способ разрушения личности. Подлинным украшением номера стал роман «Я завещаю вам рассвет» Сергея Кочукова, известного писате- ля, ветерана органов госбезопасности и дебютанта «Петровского моста». Он художественно воссоздал значимый и трагический пласт минувшего — кре- стьянское восстание 1919–1921 гг. в Тамбовской губернии под руковод- ством Александра Антонова, вспых- нувшее из-за тотальной продразвер- стки, что обрекала послереволюци- онную деревню на голод и нищету. Сюжет строится вокруг жизненных перипетий братьев Скорняковых: Ни- колая — бывшего солдата-окопника Первой мировой, примкнувшего к повстанцам, крестьянина по духу и складу характера, и Василия — бал- тийскогоматроса, большевика домозга костей, целеустремленного в беспощад- ности к классовым врагам. Писатель достоверно передал их убеждения и сомнения, борьбу мотивов, жгучие противоречия между пролетарской идеологией и вековым крестьянским мировоззрением. В романе немало жестоких сцен насилия, расстрелов, безумных зверств и произвола прод­ отрядов, которые по накалу и жуткой детальности, основанной на реальных событиях, не уступают шолоховским. Масштабность в действие вносит появ- ление в нем исторических лиц. Нели Бурлей дебютировала расска- зом «Неудачная охота», из которого мы узнаем, что, пустив слезы ручьем, можно добиться от ГАИ щадящего штрафа за неправильную парковку машины, а чтобы есть экологически чистую свинину, необходимо сначала, оказывается, зарезать поросенка. Завершает разделпрозыблестящая, интригующая новелла «Халимон» Тамары Алексеевой, посвященная вечной и всегда привлекающей теме первой любви. «Душа, как прежде, истиной больна» В блоке поэзии вновь немало знако- мых имен. Открывают его стихотворе- ния Анны Харлановой, своеобразные пейзажи души, наполненные солнцем и дождем, летним зноем и сыростью осени. Прихотливые образы приро- ды («Осыпаются колкие звезды // И царапают брюхо рассвета») спаяны с любовными переживаниями лириче- ской героини: У меня есть две шубы-шкуры, Есть пальто и серый пиджак. Если сплю — не целуйте в губы Без любви. Без любви никак. Яркометафоричени содержательно многомерен Андрей Новиков. Его по- этический взгляд устремлен в самую толщу жизни, находя в ее, казалось бы, примелькавшихся сторонах фило- софские истины, переводя восприятие читателя в экзистенциальную пло- скость, где «Есть право на память о счастье, глупа и коварно вольна, // В ответ кандалы на запястьях земная замкнет тишина». Проникает поэт и в тайны творчества, не чураясь иронии, например, в зарисовке «Художник»: Он ничего не знает толком и горькую с анисом пьет, И на супругу смотрит волком, а иногда посуду бьет. Те, первобытные дремоты, его рождает в страхе кисть, Чтобы души занять пустоты, где краски сдержанно сошлись. Название подборки Геннадия Ря- занцева «…И чистого сердца печаль» настраивает на элегический лад. И его стихи действительно выдержаны в этом классическом жанре. Тонкий минор и радость обретения внутрен- ней гармонии, эмоциональные раздумья о разлуке и вечности, свет искренней неколебимой веры придают им неповторимую при- тягательность: Как томителен срок ожидания, Иникто мне не можетпомочь. Словно ангельское ликостояние — Эта дивная звездная ночь. Наталия Демчева ищет соб- ственную «формулу любви», ее душа распахнута навстречу всему сущему—по-русски бесшабашно, безоглядно, туда, где возможно: От унижений не искать лекарства, Жлобам сердечным выхлопом грозя. Простить врагов за мелкие коварства, Тем более что прощены друзья. Порадуют читателей также трогательные, наполненные доб­ ротой лирические откровения Алексея Шишкина, прочувство- ванные медитации Александра Лошкарева и пронизанныежизненной умудренностью стихотворения Анато- лия Нестерова. Лекарство от безнадежности Публицистика второго номера до- статочно разносторонняя по жанрам и тематике. Елена Янушевская (третья дебютантка) размышляет о стихо­ творном сборнике Андрея Новикова «Перекрестье». Небольшой объем ре- цензии не помешал ей выделить яркие отличительные черты, свойственные только его поэзии. Татьяна Жебылева увлекательно рассказала о выставке картин из собра- ния известного липецкого коллекцио- нера АнатолияНехорошева, а Татьяна Щеглова—о фотохудожнике Николае Черкасове, обладающем особым уме- нием видеть красоту природы, птиц и животных. Исповедальное автобиографическое повествование «У порога» Анатолия Негробова выбивается из общего ряда. Перед нами волнующая, со специфиче- скими медицинскими подробностями исповедь человека, победившего он- кологию. Верное лекарство от безна- дежности. Алексей Колядов посвящает свой очерк Виктору Горлову, советско- му партийному работнику, а позже хозяйственнику, который в тог- дашней номенклатурной среде дей- ствительно был «белой вороной», а по сути — подлинным патриотом и увлеченным краеведом. Екатерина Таирова воскрешает одну из стра- ниц местной культуры — историю Липецкого книжного издательства. Оно просуществовало всего пять лет, но осталось важной вехой в развитии липецкой литературы. Воспоминаниями о былых случа- ях и встречах делятся с читателями Дмитрий Коробов и Юрий Макаров. О творческом пути известного проза- ика Александра Титова, ушедшего из жизни в апреле нынешнего года, за- метки Александра Богданова. Его же строками и закончу обзор: «Чтобы началось возрождение, необходимо разобраться с тем, что есть, где та печка, от которой плясать. Осталось ли еще то, на что можно опереться. Для этого надо спуститься на землю, внимательно осмотреться вокруг». И«Петровскиймост» вновь показал нам, куда смотреть. ИЛЛЮСТРАЦИИ ВИКТОРА НЕЛЮБОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz