Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

4 № 14/25892/24 ЯНВАРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Давайте разберемся Школьный общепит Как организованы горячие обеды в учебных заведениях нашего региона ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА Хорошаяпамять, усидчивостьистарательностьввыполнении заданийшкольниками—этоне толькорезультат благоприятной наследственности и нравоучений родителей. Успехи в учебе в большой мере зависят и от состояния здоровья, в поддержании которого, как известно, не последнюю роль играет питание. В СанПиН внесут поправки Организация школьных обедов в нашей стране регули- руется санитарными прави- лами и нормами, утвержден- ными в 2008 году, в которые периодически вносятся по- правки с единственной целью —улучшить качество питания учащихся. Сразу после ново- годних каникул довольно бур- нуюполемику общественности вызвала публикация, появив- шаяся в газете «Московский комсомолец», с информацией о том, что Роспотребнадзор запретит приносить в школу едуиз дома в соответствии с по- правками в СанПиН, которые разрабатывает ведомство. Однако, как разъяснили санитарные врачи, новая ре- дакция документа никак не затрагивает выбор родите- лями способа питания детей и не ограничивает их право давать ребенку что-нибудь на перекус из дома. Речь идет о запрете приготовления блюд в учебных учреждениях с ис- пользованиемпродуктов, при- несенных из дома. Авторы нововведений рас- считывают, что поправки в до- кумент позволят существенно снизить риски в отношении здоровья детей, обусловлен- ные погрешностями в пита- нии. Десять лет после реформы Обсуждение новой редак- ции СанПиНа стало поводом разобраться в ситуации с орга- низацией школьного питания в нашей области. В 2008 году регион был признан одним из победителей Всероссийского конкурса эксперименталь- ных проектов, направленных на модернизацию школьно- го питания. Предполагалось полностьюисключить нулевой цикл приготовления обедов на базе школьных столовых. Для этого планировалось соз- дать единый комбинат пита- ния, где будут производить полуфабрикаты сразу для всех школ Липецка и специ- ализированным транспортом доставлять их в столовые. По- варам оставалось бы только заложить порционные блюда в пароконвектоматыи довести их до готовности. Кроме того, тогда же был поднят вопрос об увеличении родительской до- платы за питание, что в конеч- ном итоге позволило кормить горячими обедами большее число школьников. В результате этой реорга- низации горячими обедами, по данным на конец 2018 года, в Липецке обеспечены более 82 процентов учащихся. За десять лет с момента старта реформышкольного общепита оборудовать единый специ- ализированный комбинат пи- тания в областном центре так и не получилось. Основным оператором, обеспечивающим горячие обеды, является ли- пецкийфилиал группыкомпа- ний «Фьюжен Менеджмент». Это предприятие победило в конкурсе на право оказания услуг организации питания учащихся в 55 школах Ли- пецка, а также в учебных уч- реждениях Ельца иЛебедяни. При этом в девяти школах областного центра столовые являются базовыми, где гото- вят обеды не только для своих учащихся, но и для учеников еще 22 учебных заведений, столовые которых работают в режиме «раздаточных». В 24 городских образовательных учреждениях пищу готовят только для своих учащихся из доставленного вышеупо- мянутой кейтеринговой ком- панией сырья, причем число такихшкол в последнее время увеличилось за счет переосна- щения столовых современным оборудованием. Илишь в семи школах Липецка завтраки и обеды готовят полностью са- мостоятельно из закупленных продуктов без участия частной фирмы. Альтернативное предложение Получается, что в город- ском департаменте образова- ния постепенно переходят к прежней практике — гото- вить детям непосредственно в школьных столовых, а не про- сто раскладывать по тарелкам привезенную еду. Несколько иной взгляд на организацию школьного питания у специа- листов управления Роспотреб- надзора по Липецкой области. —Мы предлагаем открыть сырьевую базовую столовую, где будут вести обработку сырых продуктов — мяса, рыбы, овощей, а в школах уже доводить до полной го- товности эти полуфабрикаты. То есть необходимо убрать из образовательных учреждений «грязные» процессы, — гово- рит заместитель начальника отдела санитарного надзора областного управления Роспо- требнадзораИринаСемушина. Санитарные врачи увере- ны, что такая централизация позволит усилить лаборатор- ный контроль за качеством продуктов. В настоящее время проверки в школах проводят- ся не чаще одного раза в год в соответствии с законодатель- ством. По словам Ирины Сему- шиной, серьезных нарека- ний в адрес кейтеринговой компании, обслуживающей большинство городскихшкол, у специалистов нет. Сотрудни- чество с ней ведется довольно давно, и предприятие непло- хо зарекомендовало себя. В штате компании есть свой санитарный врач, который следит за качествомпитания и своевременнымпрохождением медосмотров работниками школьных столовых. А что не так За последние несколько лет в липецких школах увеличи- лось число учащихся, полу- чающих горячее питание. Тем не менее около 20 процентов детей все же отказываются от школьных обедов. Причин для этого несколько. Некоторые ребята полноценно питаются дома, они не успевают про- голодаться, и в школе им до- статочно перекусить, кто-то нуждается в специальном дие­ тическом питании, другие же ссылаются на отсутствие фи- нансовых возможностей, ведь размер родительской доплаты в среднем составляет тысячу рублей в месяц. На отказ от обедов влияет неудобное время приема пищи — первая или последняя перемены, а также теснота в столовой, санитар- ное состояние помещения. Не устраивают ассортимент и качество приготовленной еды. — Мы не получаем жалоб, которые могли бы иницииро- вать какие-то внеплановые проверки, — уточняет наша собеседница.—Реакции детей на школьную еду, как прави- ло, субъективны. Многое за- висит от пищевых привычек, выработанных в семье. Кому что нравится. Бывает, конеч- но, что еда остывает, не совсем горячая, потому что на столы накрывают заранее. А вообще всем угодить невозможно. Главный критерий в организа- циишкольного питания—его безопасность. Как рассказала Ирина Се- мушина, в сельских школах от горячего питания не от- казывается никто. Обеды там обязательны для всех. А меню получается даже дешевле за счет овощей, выращенных на приусадебных участках. При этом поделиться плодами своего урожаяможет каждый, но предварительно их нужно сдать на анализ, подтвердить безопасность, а уже потом ис- пользовать приприготовлении школьных обедов. В большинстве учебных заведений дети питаются один раз в день, поскольку особен- но в больших школах очень сложно организовать двух- или трехразовое питание всех учащихся, на это просто не хватит перемен. Для тех уче- ников, которые проводят в образовательных учреждени- ях много времени, посещают дополнительные секции и фа- культативы, предусмотрены буфеты. В некоторых школах установлены вендинговые ав- томаты по продаже еды, что также не запрещено законом. Вкачестве перекуса детимогут приобрести шоколад, воду, другие сладости, к сожалению с большим содержанием кон- сервантов. Из беседы с родителями липецких школьников вы- яснилось, что в таких авто- матах ребята нередко поку- пают кофе, качество которого оставляет желать лучшего. Состояние здоровьянекоторых не позволяет употреблять этот напиток, но желание не от- стать от друзей перекрывает все запреты. —Я за то, чтобы лучше ор- ганизовать работу школьных буфетов, где дети для перекуса могли бы приобрести свежую выпечку, — говорит мама шестиклассницы Маргариты Людмила Потапова. — Есть и еще один момент, на кото- рый хотелось бы повлиять. В школьном меню первые блюда предусмотрены только для детей из многодетных семей, но, как показывает практика, очень многие их просто не едят. А моя дочка, к примеру, вынуждена поку- пать себе супы. За то, чтобы в меню включили первые блю- да, высказываются и другие родители. А мама четвероклассника Кирилла Бирюкова Татьяна сетует на то, что обеды подают зачастую холодными, в та- релках лежат заветренные со- сиски, которые, конечно, есть уже никто не хочет. Выходит, что питание, заявленное как горячее, не такое ужи горячее. Родительский контроль Кстати, на формирование меню могут влиять родите- ли школьников. Они имеют право ознакомиться с работой столовой, проконтролировать ситуацию и при необходимо- сти обратиться в надзорные органы. Но этот инструмент на сегодняшний день практиче- ски не задействован. Позиция родителей в большинстве слу- чаев инертная, что отражается на качестве. Но, как оказалось, даже далеко не во всех школах го- рода родители входят в состав так называемых бракеражных комиссий, члены которых контролируют всю систему школьного питания, начиная от поставки продукции и за- канчивая снятием проб с го- товых блюд. Апока всяполемика вокруг школьного питания в основ- ном ограничивается выклады- ванием в соцсети фотографий неэстетичных обедов, сопрово- ждающихся комментариями, что это есть невозможно. Боль- шинство нареканий вызывают столовые тех школ, которые выступают в роли «раздаточ- ных». А меньше всего замеча- ний к учебным заведениям, в которых весь процесс питания налажен самостоятельно, без посредников. Так, по словам липчанина Дмитрия Вороно- ва, одним из немаловажных аргументов в пользу выбора школы для его дочери-перво- классницы было как раз на- личие в школе собственной столовой и трехразового каче- ственного питания. В 2008 году регион был признан одним из победителей Всероссийского конкурса эксперименталь­ ных проектов, направленных на модернизацию школьного питания ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz