Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

19 № 128/26006/4 ИЮЛЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Десятилетие детства Вот еще одно отличие детей от взрослых: дети умеют быть искренними, а взрослые знают, «как надо» ” Три Эльзы и один принц Важно сохранить в себе ребенка ЕЛЕНА БРЕДИС В этом году исполняется двадцать пять лет авторской Школе-студии Ольги Буевой. Четверть века в эту студию приходят дети с трех лет и до… тут ограни- чений нет. Они рисуют, пишут, лепят, занимаются декоративно-прикладным искусством. Ученики Школы-студии многократно становились лауреатами «Премии В.С. Сорокина». В течение последних десяти лет они получили немало президентских грантов в области изобразительного искусства. Но дело даже не в этом. Двадцать пять лет член Союза художников России Ольга Буева зани- мается тем, что открывает в детях таланты. И вот ведь чудо: почему-то у Ольги Сергеевны оказываются талантливыми все дети. Такая вот загадка природы. Или загадка педагога. Но лучше обратимся к самой Ольге Буевой. Дайте палитру! — Мне сейчас, конечно, нелегко, поскольку параллельно я занимаюсь еще и галереей современного искусства «Буксир». Сидеть на двух стульях всегда сложно, а тут еще и третий при- страивается—ведь самой писать тоже хочется. Но пока я не готова что-то вы- брать или от чего-то отказаться. Мне необходимо все это, раз хватает сил. — С детьми какого возраста слож- нее заниматься? — Со всеми одинаково интересно! Просто надо их чувствовать и при- нимать. Скажем, в подростковом возрасте они могут все занятие очень интересно работать, с великолепными результатами, а в конце вдруг взять и все порвать в клочки. Как на это реаги- ровать? Да спокойно. Потому что для их возраста это нормально ипотому что это пройдет. Или приходят карапузы в три с половиной года, ничего пока не понимающие. И ты наблюдаешь, что происходит с ними в течение этого года. И вдруг после лета они приходят к тебе на занятия и с порога говорят: «Дайте мне палитру!» Значит, по- требность в творчестве, которую мы стараемся открыть у каждого, уже за год дала свои ростки. — А у вас есть какие-то учебные планы, программа? — Если вы имеете в виду, учимся ли мыправильно рисовать горшок или гипс, то нет. Я вообще не принимаю этих понятий: «правильно» — «не- правильно», «похоже» — «непохо- же». Какой-нибудь кривой горшок или дерево фиолетового цвета могут оказаться гораздо выразительнее, чем рисунки, похожие на фотографию. Нарисовать гипс — это не самоцель. Другое дело, если этот гипс становится частью какой-то истории. Мы всегда стараемся, чтобы темой занятия стала какая-то история, именно это под- стегивает фантазию. А вести занятия лучше спонтанно, следуя за диалогом с детьми, за яркими выплесками их воображения. Именно тогда и получа- ются самые интересные и талантливые работы. Каково быть Шекспиром —Я вовсе не стремлюсь к тому, что- бы каждый из них стал художником. Моя цель — научить их воспринимать искусство, причем самое разное, инте- ресоваться им. Научить творчески от- носиться к любому делу, чем бы ты ни занимался. Тем не менее очень многие из моих учеников поступают на худ- граф, на архитектурные факультеты. — Но ведь фантазия нуждается в том, чтобы ее подпитывали. — Конечно! И для этого есть масса способов. Даже из простой прогулки по старомупаркуможнопридумать столь- ко историй, что материала хватит на много занятий. Главное, дать свободу своему воображению. Почему все дети талантливы? Потому что свободны в своих фантазиях! — А куда же потом исчезает этот талант? — Ко мне нередко приходят взрос- лые люди с просьбой позаниматься. Но беда в том, что рядом с детьми у них это не получается, они чувствуют себя очень зажатыми и скованными. Взрослея, люди все больше ограждают себя рамками и правилами, все больше окостеневают. И уже не могут быть не- посредственными. Мы с детьми ездим по районам области, и каждая такая поездка становится тоже источником вдохновения на долгое время. —Значит, жизнь студии не ограни- чивается только стенами аудитории? —Ни в коем случае! Более того, она не ограничиваетсяисобственнорисова- нием.Мыобязательно отмечаемНовый год, причем каждый раз по-новому. Детям уже надоели традиционный Дед Мороз со Снегурочкой, все эти хороводы вокруг елочки. А мы при- думали и осуществили космическое путешествие! Вы не представляете, какой был восторг. Асейчасмысобира- емся поставить кукольный спектакль. Ребята сами делают и декорации, и ку- кол. Правда, по количествужелающих получилось, что у нас будет три Эльзы на одного принца. Вот за лето мне надо почувствовать себя Шекспиром и со- чинить пьесу. Как я приспособлю этих трех Эльз, пока ума не приложу. Личное важнее — Современные дети чем-то от- личаются? — Знаете, многие на этот вопрос отвечают, что дети — всегда дети. Но у меня есть одно печальное наблюдение: они сегодня совершенно не знают кине- матографа. Причемне только советско- го, но и современного. Не знают выдаю- щихся актеров. Мы с ними посмотрели фильм «Безымянная звезда». Ни про Вертинскую, ни про Костолевского они, понятно, не слышали. Но я стала обращать их внимание на атмосферу фильма, на игру актеров, на работу ху- дожника. Такпосле этогоониеще дваж- ды просили показать им этот фильм! Но что меня совсем добило, так это то, что они не видели «Шерлока Холмса»! «Собака Баскервилей» оказалась для нихнастоящимоткровением. Конечно, я обращала их внимание и на музыку Дашкевича, и на работу художников. Но с самойисториейонивообщене были знакомы, хотя этот сериал уже столько раз показывали по ТВ. Я не могу себе объяснить, почему они его не знают. Они не смотрели и современный фильм «ДомСолнца», хотя он омолодежи.По- казываешь — тоже откровение. —Апросмотрфильмов становится какой-то отправной точкой для за- нятий? — Обязательно. Причем речь не идет об иллюстрациях. Они стараются в работах выразить свое личное впечат- ление от фильма, то настроение, кото- рое он создал. И это куда важнее, чем «лобовая» иллюстративность. Лично мне интереснее увидеть страх собаки, чем саму собаку. Самое главное, что впечатление и настроение у каждого свое, поэтомуработыполучаютсяочень разные и интересные. Вот еще одно от- личие детей от взрослых: дети умеют быть искренними, а взрослые знают, «какнадо». Когдаикакпроисходит это «окостенение», трудно сказать. Знаю одно: оно очень мешает творческой са- мореализации уже во взрослойжизни. И вообще мешает жизни. Вот от этого я и пытаюсь детей избавить. — Только вы влияете на детей или дети на вас — тоже? — Еще как влияют! У нас идет какой-то потрясающий обмен энерги- ей, который я даже толком объяснить не могу. Яиду на работу, вижу рыжего кота на дереве и предвкушаю, какие истории родятся у нас на занятии про этого кота. Или я иду в мастерскую, вспоминаю прошлое занятие и те по- трясающие работы, которые во время него были сделаны, и чувствуюневеро- ятный творческий подъем. Более того, дети зачастую куда мудрее взрослых. Я порой ловлю себя на том, что мне с ними куда проще говорить по душам, чемс ровесниками.Что ониболее чутко реагируют, более тонко понимают. — А может, все дело в том, что че- ловек всегда остается ребенком? Пом- ните фразу из фильма «О чем говорят мужчины»: «Нет взрослых, естьпросто постаревшие дети». — Вполне возможно. Я бы даже сказала, что сохранить в себе этого ребенка очень важно. Сохранить вот эту искренность, непосредственность и творческую свободу. — А что у вас и ваших учеников в ближайших планах? — Как я уже говорила, на осень у нас намечен кукольный спектакль, к которому сейчас идет активная под- готовка. Ну а мне предстоит работа «драматурга». Кроме того, в августе в галерее «Буксир» откроется выставка наших ребят, посвященная творчеству Иосифа Бродского. —Выхотите сказать, что современ- ные подростки читают Бродского?! —Конечно, это мы им предложили прочитать определенные стихотво- рения. Но неожиданно для нас эти стихи вызвали очень сильный отклик в их душах. После этого они уже по своей инициативе стали изучать твор- чество великого поэта. Представьте себе, Бродский, порой сложный для восприятия даже взрослыми людьми, оказался невероятно близок и интере- сен подросткам. — И результатом этого интереса стали очередные работы? — Да, они написали потрясающие вещи! Опять же, это ни в коем случае не было иллюстрациями к стихам. Это были их впечатления от поэзии, их восприятие Иосифа Бродского, их эмоциональный отклик. Цифровые артефакты Окончание. Начало на 17-й стр. С каждым годом фонды электронной библиотеки ста- новятся все больше, а возмож- ности пользователей — все шире. По словам заведующего отделом автоматизации Алек- сандра Цветкова, поначалу полнотекстовая библиотека была, по сути, набором pdf- файлов, потом для удобства читателей программисты сде- лали контекстный поиск по ключевым словам. Сейчас на очереди обновление дизай- на, версия сайта для мобиль- ных устройств и интеграция электронной библиотеки с порталом www.gosuslugi.ru. Пользователи Госуслуг смогут напрямую заказывать копии интересующих их изданий. Вместо заключения Идея этой публикации ро- дилась во время «круглого стола», организованного в рамках нашего проекта «Ин- тересней, чем кажется». Раз- говор в областной научной библиотеке, в котором приня- ли участие краеведы, библио­ графы, ученые, архивисты, подарилжурналистамстолько любопытных тем, что их не- возможно было вместить в одной публикации (см. номер за 15 июня). И тогда мы пообе- щали читателям, что впереди будут новые статьи, которые расскажут о самых интерес- ных эпизодах, оставшихся «за кадром». Слово свое мы сдержали… ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОЛЬГИ БУЕВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz