Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

№ 123/26001/28 ИЮНЯ 2019 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение на 6-й стр. ВВЕДЕНИЕ В настоящем докладе представлена информация о положении детей и семей, имею- щих детей, проживающих в Липецкой области, за 2018 год, содержится анализ основных аспектов положения детей и семей, имеющих детей, за последние три года, а также меры, направленные на его улучшение. Доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», По- становлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 248 «О государственном докладе «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации», а также Законом Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой об- ласти» в целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправле- ния объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, име- ющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития. Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодная разработка и обсуждение областного доклада о положении детей и се- мей, имеющих детей, повышает эффективность реализации региональной политики в отношении семей и детей, способствует наиболее обоснованному определению основ- ных приоритетов и мер, направленных на повышение качества жизни, защиту прав и за- конных интересов семьи и детей. Доклад основывается на официальных материалах органов исполнительной власти Липецкой области, данных территориального органа Федеральной службы государ- ственной статистики по Липецкой области. В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых ак- тов, действующих в 2016 – 2018 годах, оказывающих влияние на жизнедеятельность де- тей и семей, имеющих детей, и статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей и семей, имеющих детей, в 2016 – 2018 годах. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ По данным Росстата, численность постоянного населения Липецкой области на 1 января 2019 года составила 1 144,0 тыс. человек, из которых 738,2 тыс. человек (64,5 %) – городские и 405,8 тыс. человек (35,5 %) – сельские жители. За 2018 год общая числен- ность населения снизилась на 6,2 тыс. человек (0,5 %), при этом снижение произошло как в городской, так и в сельской местности (на 2,1 и 4,1 тыс. чел. соответственно) (диа- грамма 1.1). Миграционная убыль составила -409 человек (2017 г. – (-646) чел.; 2016 г. – (+4 572) чел.). Диаграмма 1.1 Главной причиной снижения численности населения остается естественная убыль населения (-5 757 чел.) (таблица 1.1). Таблица 1.1 Естественное движение населения Липецкой области в 2016 – 2018 годах, человек Число родившихся Число умерших Естественный прирост (+), убыль (-) населения 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Всего по области 13094 11565 10884 17538 16914 16641 -4444 -5349 -5757 В Липецкой области в 2018 году отмечается снижение рождаемости на 5 % (с 10,0 на 1000 чел. населения в 2017 г. до 9,5 на 1000 чел. населения в 2018 г.), которое соответ- ствует общероссийским тенденциям демографического развития (диаграмма 1.2). Диаграмма 1.2 Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественной убыли населения в 2016 – 2018 годах (на 1000 человек населения) Среди субъектов ЦФО Липецкая область по показателю рождаемости находится на 6 месте, опережая соседние регионы: Белгородскую и Воронежскую области (9,2 на 1000 чел. населения), Тульскую (8,3 на 1000 чел. населения) и Тамбовскую (8,1 на 1000 чел. населения) области. Население региона характеризуется существенной гендерной диспропорцией (пре- вышением женского населения над мужским), что остается неизменным на протяжении многих десятилетий. При этом численность женщин детородного возраста (15 – 49 лет) в 2018 году сократилась почти на 6,3 тыс. человек по сравнению с 2016 годом, и, по пред- варительным прогнозам, численность их к 2020 году сократится еще на 4,1 тыс. человек (диаграмма 1.3). Диаграмма 1.3 Динамика численности населения Липецкой области по полу в 2016 – 2018 годах, на начало года, тыс. человек Ежегодное снижение количества женщин, вступивших в активный репродуктивный возраст, в общей структуре женского населения приводит к снижению рождаемости (диаграмма 1.4). Диаграмма 1.4 Динамика численности женщин фертильного возраста (15 – 49 лет) в 2016 – 2018 годах и прогноз на 2019 – 2020 годы, тыс. человек В возрастной структуре населения в Липецкой области преобладают жители тру- доспособного возраста (54,4 %), люди старше трудоспособного возраста составляют 28,5 %, жители моложе трудоспособного возраста – 17,1 %. На начало 2018 года доля лиц моложе трудоспособного возраста увеличилась на 0,5 % по сравнению с началом 2016 года, а доля лиц старше трудоспособного населения – на 1,1 % (диаграмма 1.5). Диаграмма 1.5 Динамика изменения возрастного состава населения Липецкой области в 2016 – 2018 годах, % (на начало календарного года) Комплекс мер, направленный на усиление государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка, обусловил положительную динамику чис- ленности детского населения области. На 01 января 2018 года численность детей и под- ростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих на территории Липецкой области, составила 216 622 человека. По сравнению с началом 2016 года численность детей уве- личилась на 5,36 тыс. человек (2,5 %). Доля детского населения в общей численности на- селения в 2018 году составила 18,8 % (2017 г. – 18,6 %; 2016 г. – 18,3 %) (диаграмма 1.6). Диаграмма 1.6 Численность детского населения Липецкой области в возрасте 0 – 17 лет в 2016 – 2018 годах, человек (на начало календарного года) В целях перехода от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3 ребенка в семье) в регионе реализуется комплексная го- сударственная поддержка многодетных семей, численность которых за последние три года увеличилась на 17 %. По состоянию на 01 января 2019 года в органах социальной защиты населения Липецкой области состоит на учете 13 329 многодетных семей, в ко- торых проживают 43 780 детей (диаграмма 1.7). Диаграмма 1.7 Количество многодетных семей в Липецкой области в 2016 – 2018 годах Комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения демогра- фической ситуации и улучшения материального положения семей с детьми в 2018 году обеспечивался за счет реализации мероприятий государственной программы Липец- кой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» на 2014 – 2020 годы, исполнения плана мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах Концепции демографической политики Российской Фе- дерации на период до 2025 года на территории Липецкой области. Учитывая текущие демографические тенденции в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» опре- делены стратегические направления по улучшению демографической ситуации, одним из которых является обеспечение устойчивого естественного роста численности населе- ния Российской Федерации, в том числе за счет увеличения рождаемости. Ключевой задачей для субъектов Российской Федерации является внедрение ме- ханизма финансовой поддержки семей при рождении детей. В рамках регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», входящего в состав наци- онального проекта «Демография», целевой показатель «суммарный коэффициент рож- даемости» (среднее число рождений одной женщиной на протяжении репродуктивного периода) установлен на уровне 1,652 в 2024 году (таблица 1.2). Таблица 1.2. Динамика целевого показателя «суммарный коэффициент рождаемости» регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в 2017 – 2018 годах и прогнозные значения на 2019 – 2024 годы Базовое значение Прогнозные значения суммарного коэффициента рождаемости 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 1,540 1,500 1,548 1,572 1,589 1,613 1,630 1,652 Принимая во внимание демографические тенденции, в 2018 году разработаны до- полнительные меры стимулирующего характера, установленные с 1 января 2019 года, в числе которых: – единовременная социальная выплата женщинам, родившим первого ребенка в возрасте от 18 до 24 лет (включительно), в размере 85,0 тыс. руб.; – увеличение регионального материнского капитала в 2 раза (с 50,0 до 100,0 тыс. руб.). В ходе реализации мероприятий регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» возможны риски недостижения установленного суммарного коэффициента рождаемости: – ухудшение экономической ситуации в регионе, в том числе снижение благосостоя- ния, уровня жизни и реальных доходов населения, увеличение безработицы, отсутствие возможности улучшить жилищные условия; – снижение уровня финансирования при назначении выплат из федерального и об- ластного бюджетов в связи с рождением детей; – уменьшение численности женщин фертильного возраста ниже прогнозных значе- ний Росстата, в том числе за счет миграции за пределы региона. РАЗДЕЛ 2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей Экономическая ситуация в 2018 году характеризовалась умеренным ростом эконо- мики: промышленного производства – 102,7 % (РФ – 102,9 %), сельскохозяйственного – 106,7 % (РФ – 99,4 %), объема инвестиций – 112,1 %, ввода жилья – 84 % (РФ – 96 %). Основной показатель экономического развития – валовой региональный продукт в 2018 году, по оценке, составил 539,1 млрд. рублей, или 102,2 % к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. По сравнению с 2000 годом валовой региональный продукт в сопо- ставимых ценах увеличился в 1,9 раза, а в основных текущих ценах – в 11,2 раза. Наблюдается положительная динамика в промышленности. Объем отгруженной про- дукции составил 794,1 млрд. руб., рост к 2017 году – 118 %. Область занимает лидирую- щие позиции по объему продукции обрабатывающих производств на душу населения: 2 место в ЦФО и 3 место в Российской Федерации. В области сохраняется благоприятный инвестиционный климат. В экономику и со- циальную сферу области в 2018 году, по оценке, привлечено инвестиций в основной капитал в объеме 159,6 млрд. рублей (112,1 % к 2017 г.). На душу населения в целом по области приходится 138,8 тыс. рублей инвестиций. Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей (в том числе семей мигрантов и семей, имеющих детей-инвалидов) За 2018 год среднедушевые денежные доходы населения выросли на 2,6 % по срав- нению с аналогичным периодом прошлого года и составили 29 916 рублей (2017 г. – 29 157 руб.; 2016 г. – 28 466 руб.) (таблица 2.1). Рост среднемесячных денежных доходов обеспечен за счет роста всех основных составляющих денежных доходов населения: оплаты труда, социальных выплат, доходов от предпринимательской деятельности. Таблица 2.1 Динамика основных показателей уровня жизни населения Липецкой области в 2016 – 2018 годах Показатели уровня жизни населения 2016 г. 2017 г. 2018 г. Среднедушевые доходы, рублей 28466 29157 29916 Среднемесячная начисленная заработная плата, рублей 26214 29048 31835 Доля населения с доходами ниже величины прожиточного мини- мума, % 9,0 8,8 Реальные располагаемые денежные доходы населения, по предварительным дан- ным, в 2018 году снизились на 1,9 %, в 2017 году – на 2,6 %, в 2016 году – на 3,2 %. В целом за 2018 год объем денежных доходов населения, по предварительной оценке, возрос относительно предыдущего года на 2,1 % и составил 411,8 млрд. рублей (2017 г. –405,4 млрд. руб.; 2016 г. – 394,9 млрд. руб.). Денежные расходы по сравнению с 2017 годом возросли на 1,9 % и составили 379,9 млрд. рублей (2017 г. – 372,9 млрд. руб.; 2016 г. – 365,1 млрд. руб.). Доля денежных доходов, использованных на покупку товаров и оплату услуг, выросла с 76,8 % в 2017 году до 80,5 % в 2018 году. По сравнению с 2017 годом расходы населения на текущее потребление выросли на 6,4 %. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах сократился на 35,6 % к 2017 году. Расходы на приобретение иностранной валюты выросли на 11,1 %, на покупку недвижи- мости сократились на 48,4 %. Население стало меньше покупать товары в кредит, снизилась задолженность по кредитам за 2018 год на 17,0 млрд. рублей. Отложенный спрос (прирост денег на руках у населения) сохраняется на уровне 2017 года. Основное влияние на процесс формирования денежных доходов населения области оказывает оплата труда работников. В январе – ноябре 2018 года реальная заработ- ная плата в области, рассчитанная с учётом индекса потребительских цен, составила 103,7 % (по РФ – 107,4 %). В 2017 году она составляла 104,8 %, в 2016 году – 100,8 %. Среднемесячная начисленная заработная плата за январь – декабрь 2018 года увеличи- лась на 9,6 % и составила 31 835 рублей (2017 г. – 29 048 руб.; 2016 г. – 26 214 руб.). Реальный размер назначенных пенсий в 2018 году составил 100,5 % (2017 г. – 105,8 %; 2016 г. – 140,6 %). Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения) составила 3,4 раза (2017 г. – 3,5 раза; 2016 г. – 3,4 раза). Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума является одной из самых низких в стране – 8,8 % в 2017 году, или 102 тыс. человек. По данному показателю область находится на 7 месте в России и 4 – в ЦФО. Доходно-имущественное расслоение граждан в последние годы сильно не измени- лось. На долю 20 % наиболее обеспеченного населения в 2017 году приходилось 45,2 % всех денежных доходов (2016 г. – 45,2 %; 2015 г. – 45,0 %), а на долю 20 % наименее обе- спеченных граждан – 5,8 % (2016 г. – 5,8 %; 2015 г. – 5,9 %). Характеристика миграционных процессов Основной поток мигрантов в Липецкую область традиционно образуют граждане государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ). В 2018 году миграционный прирост составил 12 060 человек: на миграционный учет поставлен 80 951 иностранный гражданин и лицо без гражданства, снят с миграционного учета 68 891 мигрант. Основу миграционного потока составляют граждане Узбекистана (30,3 %), Украины (18,2 %), Молдовы (11,0 %), Таджикистана (11,5 %), Армении (9,2 %), Казахстана (8,8 %), Азербайджана (4,3 %), Беларуси (2,7 %), Германии (1,4 %) и Киргизии (2,5 %). За последние 3 года доля несовершеннолетних в миграционных потоках, направлен- ных в Липецкую область, в среднем составила 9,97 % (таблица 2.2). Таблица 2.2 Количество граждан, в отношении которых принято решение о выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство в 2016 – 2018 годах 2016 г. 2017 г. 2018 г. Всего, человек 12445 10233 8735 в том числе в возрасте: 0 – 18 лет 1361 1019 752 В числе семей – участников региональной Программы по оказанию содействия до- бровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за ру- бежом, на 2013 – 2020 годы (далее – региональная Программа переселения) за послед- ние три года в Липецкую область прибыло 3 939 детей (по странам выезда: Украина – 32 %, Узбекистан – 18 %, Казахстан – 15 %, Молдавия – 21 %, Армения – 7 %, Таджики- стан – 3 %, Киргизия – 3 %, другие страны (Азербайджан, Грузия, Туркмения, Белорус- сия, Германия) – 1 % (таблица 2.3). Таблица 2.3 Количество участников Программы по оказанию содействия добровольному переселению и членов их семей, поставленных на учет (прибывших) в Липецкую область в 2016 – 2018 годах 01.01.2017 г. 01.01.2018 г. 01.01.2019 г. Всего, человек 9961 6674 6602 в том числе в возрасте: 0 – 5 лет 413 219 251 6 – 15 лет 986 713 804 16 – 17 лет 205 159 189 По состоянию на 1 января 2019 года на территории области зарегистрировано 58 972 человека, участвующих в региональной Программе переселения. Прибывшие переселенцы активно включаются в экономическую жизнь региона, так как 72 % при- бывших трудоспособного и продуктивного возраста, 25% – дети, подростки, постепенно пополняющие данную категорию, 62 % соотечественников имеют высшее и среднее специальное образование. Большая часть переселенцев (67 %) проживает в г. Липецке. В 2016 – 2018 годах отмечается снижение числа поставленных на учёт переселенцев, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (2016 г. – 5 428 чел.; 2017 г. – 2 462 чел.; 2018 г. – 2 197 чел.), и почти не меняется численность переселен- цев, прибывающих из-за рубежа (2016 г. – 4 533 чел.; 2017 г. – 4 212 чел.; 2018 г. – 4 405 чел.). Эта тенденция связана с тем, что практически все граждане Украины, прибывшие на территорию Липецкой области в экстренном массовом порядке и получившие статус временного убежища в 2014 –2017 годах, воспользовались своим правом на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению; в 2018 году количество заявлений на участие в региональной Программе переселения со- ставило 147. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия до- бровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» соотечественники, переселяющиеся в Россию, имеют право на получение компенсационного пакета, включающего в себя услуги государственных и муниципаль- ных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занято- сти, после их регистрации в установленном порядке и до приобретения ими российского гражданства. В регионе сформирована нормативная база, обеспечивающая получение семьями соотечественников дополнительных социальных льгот (сверх установленных федеральным законодательством) за счет средств областного бюджета, включающих при необходимости изучение русского языка, участие наравне с гражданами России во всех программах социальной поддержки населения. Дети участников Программы переселения, как и их родители, приобретают граждан- ство в упрощенном порядке в двухмесячный срок. За последние три года в Липецкой области 6 554 ребенка переселенцев стали полноправными гражданами Российской Федерации. Обеспечение прав лиц, ищущих убежище на российской территории, установлено Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» и постановлени- ем Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 «О предоставле- нии временного убежища на территории Российской Федерации». На основании данных актов граждане, получившие статус беженца или временное убежище на территории страны, и члены их семей имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, как и граждане России. Существенно сократилось количество граждан Украины, имеющих статус временно- го убежища и ставших участниками Государственной программы добровольного пересе- ления, которые желают оформить разрешение на временное проживание, являющееся для большинства мигрантов первым шагом для постоянного проживания в Российской Федерации. В 2018 году 141 гражданин Украины обратился по вопросу предоставления временного убежища на территории Липецкой области; получили статус 173 человека, из них 31 ребенок. По состоянию на 1 января 2019 года численность лиц, имеющих вре- менное убежище, составила 1 728 человек, среди которых 945 – дети, из них 1 727 чело- век являются гражданами Украины, один – Сомали (таблица 2.4). Лиц, состоящих на учете со статусом беженца, на территории региона нет. Таблица 2.4 Количество граждан, имеющих временное убежище на территории Липецкой области, в 2016 – 2018 годах на 01.01.2017 г. на 01.01.2018 г. на 01.01.2019 г. Всего человек 12091 2780 1728 в том числе в возрасте: 0 – 5 лет 1273 674 451 6 – 15 лет 2010 774 445 16 – 17 лет 499 46 36 В регионе сокращается количество вынужденных переселенцев (таблица 2.5). В настоящее время осуществляется работа с 72 переселенцами с территории постсо- ветского пространства (53 семьи), 83 % из которых прибыли из Республики Казахстан, 17 % – из Узбекистана. Таблица 2.5 Количество вынужденных переселенцев, проживающих в Липецкой области, в 2016 – 2018 годах на 01.01.2017 г. на 01.01.2018 г. На 01.01.2019 г. Всего вынужденных переселенцев, человек / семей 223 / 82 135 / 53 72 / 31 0 – 5 лет 0 0 0 6 – 15 лет 17 3 0 16 – 17 лет 0 0 1 В соответствии с законодательством Российской Федерации детям мигрантов обе- спечивается право на получение бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях наравне с гражданами Российской Федерации, а также оказывается содей- ствие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные учреждения. Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаются как на фе- деральном уровне, так и на региональном. Система государственных пособий семьям, имеющим детей, на федеральном уровне устанавливается Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (да- лее – Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ). В Липецкой области действует широкий комплекс мер социальной поддержки за счет регионального бюджета, который позволяет оказывать всестороннюю помощь и поддержку семьям с детьми, повышать качество жизни детей и подростков, укреплять институт семьи (таблица 2.6). Таблица 2.6 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в Липецкой области Наименование меры Законодательная база Размер выплаты Пособие на ребенка Закон Липецкой области от 02.12.2004 г. № 142-ОЗ «О пособии на ребенка» от 242 руб. до 605 руб. (с 01.01.2019 г. размер пособия проиндекси- рован) Единовременная социальная выплата лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей, в связи с рождением ре- бенка (детей) Закон Липецкой области от 27.03.2009 г. № 259-ОЗ «О социальных, поощри- тельных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демо- графической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» 30 000 руб. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области (2018 год) Постановление двадцать пятой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва № 841-пс от 30.05.2019, г. Липецк О ежегодном докладе «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области (2018 год)» Рассмотрев представленный исполняющим обязанности главы администрации Липецкой области ежегодный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области (2018 год)», руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, статьей 21 Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних в Липецкой области» и учитывая решение комитета Липецкого област- ного Совета депутатов по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и моло- дежи, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить ежегодный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области (2018 год)». 2. Направить ежегодный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области (2018 год)» главному федеральному инспектору по Липецкой обла- сти, Липецкому областному суду, прокуратуре Липецкой области, территориальному федеральному органу внутренних дел, органам и учреждениям системы профилакти- ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz