Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

17 № 122/26000/27 ИЮНЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Работа над ошибками Неприятно познакомиться Выявлен новый способ краж денег через соцсети АННА КАЛЕДИНА, ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ, ИЗВЕСТИЯ В соцсетях активно растет число мошеннических атак на детей с применением социальной инженерии. Чаще всего жертвами злоумышленников становятся мальчики старшего подросткового возраста. Сначала в Интернете у ребенка появ- ляется новый «друг», который активно и доверительно с ним общается. Через какое-то время, когда контакт уже налажен, со счета мобильного телефона пользователя соцсети, а потом и с его банковской карты начинают исчезать деньги. Ущерб, пока его не заметит сам подросток или его родители, может доходить до нескольких тысяч рублей. Вернуть эти средства практически невозможно, и эксперты советуют вести с детьми разъяснительную работу, причем делать это максимально аккуратно, учитывая специфику подростковой психологии. Встреча с разгромным счетом О том, что его 14-летний сын оказался жертвой мошен- ников, сообщил в Facebook со- трудник одного из российских банков. В кратком пересказе история выглядит следующим образом. Деньги с мобильного счета МТС подростка были переведены на номер другого оператора. После этого вклю- чилась услуга автоплатежа, и средства начали списывать- ся уже с карты автора поста (карта мальчика привязана к счету отца как дополнитель- ная). Пока разбирались, что произошло, испарилось 1,5 тысячи рублей. С аналогичной проблемой столкнулась читательница «Известий», у 17-летнего сына которой небольшими транша- ми — 250-450 рублей — злоу- мышленники похитили 7 ты- сяч рублей. Молодой человек довольно долго не обращал внимания на списания, на что обычно и рассчитывают преступники. В выписке из банка платеж обозначается как оплата мобильной связи или Интернета. В обоих случаях фигури- ровала карта Альфа-банка. Как пояснили в пресс-службе кредитной организации, по- добная ситуация, по всей ве- роятности, возникла в ре- зультате атаки с применением социальной инженерии. Там же «Известиям» рассказали и о схеме, которая распростра- няется в соцсетях в последнее время. Способ весьма простой в исполнении, хотя и требует некоторого времени. Мошен- ник знакомится с ребенком в социальной сети и втирается к нему в доверие. Например, в первом случае злоумышлен- ник действовал под видом де- вочки-ровесницы. В какой-то момент новый «друг» говорит ребенку, что хочет зарегистри- роваться на развлекательном ресурсе, но его собственный телефон сломался. — Поэтому просит сооб- щить номер телефона и SMS- код, который ему придет. После этого мошенник ре- гистрирует номер в сервисе мобильных денежных пере- водов. На телефон ребенка приходит сообщение с кодом подтверждения, он сообщает его мошеннику, который за- ходит в личный кабинет в сервисе переводов и начинает переводить все находящиеся на балансе средства на свой но- мер. Такимобразоми выводят- ся все деньги, — рассказали в пресс-службе Альфа-банка. При этом, если на номере настроен автоплатеж, баланс автоматически пополняется с банковской карты, уточнили в кредитной организации. Эту услугу россияне используют довольно охотно, поскольку она позволяет избежать от- ключения телефона: абонент привязывает карту к мобиль- ному счету и устанавливает лимит (скажем, 50 рублей), по достижении которого его следует пополнить, а также — сумму, которая должна по- ступить на баланс. Деньги при этом автоматически списыва- ются с карты. — Мошенник повторяет переводы до тех пор, пока на карте не кончатся деньги либо ребенок или его родители не заблокируют автоплатеж. Вер- нуть украденное в этом случае, скорее всего, не получится. Этих средств нет ни у банка, ни у мобильного оператора — мошенники выводят их в наличные в течение несколь- ких минут, — подчеркнули в пресс-службе Альфа-банка. Вернуть денежные средства в случае, если человек сам со- общил SMS-код злоумышлен- нику, можно только от самого мошенника — например, по- дав гражданский иск в ходе уголовного процесса, согласен советник международной юр- фирмы«Ильяшевипартнеры» Дмитрий Константинов. Это грамотное действие с правовой точки зрения, но оно вряд ли приведет креальному возврату средств: мошенников надо сна- чала поймать, да и денег у них к этому времени уже не будет, отметил он. —При этом и сотовый опе- ратор, и банкнемогут отвечать за действия клиентов или их детей. Они просто выполнили своиобязательства по договору и предоставили необходимые меры защиты счета, а клиент передал средства управле- ния ребенку и не научил ими пользоваться, — подчеркнул юрист. Именно поэтому, как со- общили «Известиям» в компа- нии МТС, сервис работал кор- ректно, и никаких претензий к нему нет. Группа риска Мошенники и раньше по- хищали деньги с мобильных счетов с использованием со- циальной инженерии. Самая распространенная схема — отправка пользователю со- общения о проведении акции с розыгрышем приза, чтобы получить который, необходи- мо отправить ответное SMS. Поскольку деньги списыва- ются небольшими суммами, люди не сразу обращают на это внимание. В новой вариации зло- умышленники выбрали себе четкуюцелевую аудиторию— подростков старшего возраста. — Это объяснимо. У «как бы уже взрослых» детей есть и банковские карты, и смарт- фоны с хорошими тарифами, — отметил сотрудник банка, чей сын пострадал от действий мошенников. Кроме того, присутствует тут и расчет на психологию, из-за которой специалисты даже выделяют подростков 14—17 лет в отдельнуюгруппу риска. — Прежде всего в этом случае речь идет о мальчиках. Во-первых, представители мужского пола вообще чаще становятся жертвой кибер- преступников. Во-вторых, у девочек-подростков, как правило, больше потребитель- ских интересов в виртуальном пространстве, больше опыта — они практичнее, чем их сверстникипротивоположного пола. Все эти качества способ- ствуют развитию избиратель- ности в онлайн-общении, — предупредила психолог Ольга Максимова. Да и «взять на слабо» сред- нестатистическую девочку значительно сложнее, уверена она. Что же касается маль- чиков, то сколько родители ни предупреждали бы их о возможных рисках общения в сети, им сложнее отказать в мелкой услуге «другу», пусть и виртуальному. Особенно, если это подруга. Лучшая защита — профилактика Развитие технологий и рас- ширение спектра услуг способ- ныоценить не только клиенты компаний, но и злоумышлен- ники, предупреждают экспер- ты.Например, описанный слу- чай стал возможен из-за того, что платежи со счета телефона сейчас можно использовать вместо банковской карты при оплате небольших сумм. По закону оплаты с лицевого счета — это «электронные денежные средства» (ЭДС), в трансакциях с которыми как эмитент ЭДС должна участво- вать кредитная организация (в случае сМТС—МТС Банк) . Возможность пополнять баланс сторонних номеров тоже делает эти операции бо- лее рискованными. Поэтому эксперты советуют проявлять бдительность и минимизиро- вать как технологические, так и психологические риски. По мнению гендиректора Telecom Daily Дениса Куско- ва, лучше не доверять детям управление счетами и пароль от личного кабинета. ФОТО АРТЕМА КОРОТАЕВА ИЗВЕСТИЯ В соцсетях активно растет число мошеннических атак на детей с применением социальной инженерии. Чаще всего жертвами злоумышленников становятся мальчики старшего подросткового возраста  Психолог Ольга Максимова напомнила о необходимости постоянно информировать подростка о новых способах мошенничества. —Но это не нужно делать в лоб, чтобы не вызвать сопротивления. Можно просто поделить- ся рассказом о чужом опыте в присутствии ребенка. Например, пересказать кому-то из родственников эту ста- тью, но чтобы рядом были «уши», — продолжает психолог. Если подросток заинте- ресовался, лучше обой- тись без нравоучений и предостережений в стиле «теперь ты понимаешь» и «вот поменьше сиди в своем Интернете». — В целом очень важно, чтобы родители непред- взято относились к тому, что ребенок может ошибиться. Дети должны понимать, что могут обратиться к вам, даже если нарушили правило, — сказала Ольга Макси- мова. —Пострадавшим от действий злоумыш- ленников в реальном мире сочувствуют и не травмируют их лишни- ми расспросами. Ту же практику необходимо применять и к жертвам киберпреступников. Обманутого подростка нужно поддержать и постараться перевести травму в жизненный опыт, подчеркнула пси- холог. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты « »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz