Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
Кроме того, в период детской оздоровительной кампании 2018 года проводилась системати- ческая работа по организации отдыха и оздоровления детей «группы риска» во всех муниципальных районах и городских округах, проведено более 1000 мероприятий профилактической направленно- сти на базе лагерей с дневным пребыванием и лагерей труда и отдыха. По инициативе УМВД России по Липецкой области на базе СОК «Прометей» проводились спор- тивные мероприятия для детей, в которых приняли участие сотрудники органов внутренних дел. В рамках мероприятия проведена работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, а также по ранней профессиональной ориентации школьников. Сотрудниками УМВД России по Липецкой области совместно с представителями ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» и «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» введены в практику групповые выезды в загородные оздоровительные лагеря в целях проведения информационных мероприятий, направленных на предупреждение антиобщественного поведения, самовольных уходов из организаций отдыха и оздо- ровления детей, случаев употребления наркотических средств, токсических веществ, алкогольной и табачной продукции. 14. Ежегодный форум «Вместе — ради детей!» как новая форма взаимодействия субъек- тов профилактики безнадзорности и правонарушений Стали традиционными мероприятия, направленные на консолидацию деятельности право- охранительных органов, депутатского корпуса, органов государственной власти и местного само- управления, молодежных организаций, институтов гражданского общества в воспитании здорового в физическом и нравственном отношении поколения, сокращении социального сиротства, случаев жестокого обращения с детьми, безнадзорности и подростковой преступности. Так, ежегодно проводится месячник «Вместе — ради детей!», в рамках которого в 2017 году про- ведена международная научно-практическая конференция «Ребенок и семья. Роль государства и общества в профилактике семейного насилия»; акция «Я и мой выбор», направленная на снижение повторных правонарушений среди несовершеннолетних, состоящих на учете, а также оказание раз- личных видов помощи подросткам, вступившим в конфликт с законом; акция «Семья — Семье», на- правленная на поддержку, оказание помощи малообеспеченным семьям и подготовку детей к началу учебного года и другие. В мае 2018 года в мероприятиях форума по защите прав семьи и детей «Вместе — ради де- тей!», инициатором которого выступила прокуратура Липецкой области, приняли участие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пред- ставители правоохранительных органов, депутатского корпуса, органов государственной власти и местного самоуправления, молодежных организаций, общественности. В рамках форума проведены различные мероприятия: «круглые столы», информационно-просветительские лекции, групповые за- нятия, мероприятия спортивно-патриотической направленности; была организована работа консуль- тационных пунктов по вопросам защиты прав семьи и детей, проведена акция «Сообщи о нарушении прав ребенка». Информационное сопровождение форума включало размещение новостной инфор- мации в СМИ, подготовку и распространение печатной продукции (листовки с информацией о меро- приятиях форума, памятки с номерами телефонов «горячей линии», памятки для детей и родителей по правам и обязанностям, буклеты по мерам социальной защиты). За два месяца состоялось более 2 тысяч мероприятий, в которых приняли участие жители обла- сти, оказана помощь тем семьям и детям, которые попали в сложную ситуацию. Форум — уникальная площадка для выработки новых действенных мер борьбы против подрост- ковой безнадзорности и преступности, а также по соблюдению прав и законных интересов несовер- шеннолетних. 15. Показатели реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений Проводимая в области межведомственная профилактическая работа способствовала сокраще- нию в 2017 году количества преступлений со стороны несовершеннолетних на 15,6 % (с 320 до 270). Их доля от общего количества расследованных преступлений снизилась с 4,0 % до 3,3 %. Меньше на 19,4 % (с 62 до 50) совершено тяжких и особо тяжких противоправных деяний, на 41,5 % (с 53 до 31) — в состоянии опьянения. За последние три года сократилось на 33,6 % (2015 г. — 143; 2017 г. — 95) количество несо- вершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Доля участников преступлений, не занятых общественно по- лезным трудом и учёбой, также снизилась с 26,6 % в 2015 году до 3,4 % в 2017 году. Внедрение дружественного к ребенку правосудия, проведение органами и учреждениями систе- мы профилактики индивидуальной профилактической работы с состоящими на учете несовершенно- летними способствовало ежегодному сокращению числа участников преступлений, совершивших их повторно. Количество участников преступлений, ранее судимых, за последние три года сократилось на 27,3 % (2015 г. — 11; 2017 г. — 8). В 2017 году уменьшилось на 3,7 % (с 107 до 103) число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, и увеличилось на 16,1 % (с 56 до 65) — освобожденных от нее. В результате обеспечения мер по содействию физическому, духовному и нравственному разви- тию детей по итогам 2017 года снизилось на 21,1% (с 280 до 221) число преступных деяний, совер- шенных в отношении детей и подростков. Вместе с тем, по итогам 7 месяцев 2018 года в регионе наметилась тенденция увеличения под- ростковой преступности. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, возросло на 31,7% (с 142 до 187). Мониторинг динамики и структуры преступности несовер- шеннолетних показал, что тенденция прироста преступлений начала отмечаться по итогам 6 и 7 ме- сяцев текущего года за счёт имущественных преступлений, а также направления в суд 52 уголовных дел о многоэпизодных преступлениях. Проведение проверок по установлению причин и условий, способствующих неоднократному со- вершению преступлений отдельных несовершеннолетних, показало, что с ними проведен был весь комплекс профилактических мер, вместе с тем они имели устойчивое противоправное поведение. Также прирост преступлений, совершенных несовершеннолетними, произошел в связи с изменени- ями в уголовном законодательстве Российской Федерации, касающимися привлечения к уголовной ответственности лиц, повторно совершивших мелкое хищение (ст. 158.1 УК РФ). В этой связи 16 августа 2018 года проведено расширенное заседание областной комиссии, на котором выработан комплекс мер, направленных на стабилизацию обстановки в молодежной среде и улучшение в регионе правопорядка среди несовершеннолетних. Таким образом, анализ аспектов государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Липецкой области показал не только положительные тенденции развития данного направления работы, но и выявил проблемные вопросы, требующие разрешения. IV. Реализация положений Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ органами местного самоуправления Липецкой области В целях исполнения Закона области 22 августа 2007 года № 87-ОЗ органами местного само- управления принимаются нормативные правовые акты, направленные на выявление семейного неблагополучия, организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Так, в каждом муниципальном районе Липецкой области принят нормативный акт, устанавливающий правовое регулирование вопро- сов межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (трудной жизненной ситуации). Помимо этого, утверждены схемы межведомственного взаимодействия по обеспечению своевременного предоставления информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных несовершеннолетних и семьях с детьми, находящихся в социально опасном положении, оказания им психологической, педа- гогической, социальной помощи. В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по профилактике безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних, установленных Федеральным законом от 6 октя- бря 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органами местного самоуправления нормативно закрепляется порядок определения мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуаль- ному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Для этих целей в муниципальных образованиях созданы экспертные комиссии по оценке предложений об определении таких мест. К общественным местам, нахождение в которых несовершеннолетних может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию относят пивные рестораны, бары, закусочные и другие места, которые предназначены для реализа- ции только алкогольной продукции, объекты незавершенного строительства, аварийные здания, под- вальные и чердачные помещения, подземные коллекторы энергетических сетей. В перечень общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, входят улицы, площади, парки, скверы, бассейны, сауны, спортивные сооружения, водоемы, автовокзалы, вокзалы, места общественного пользования в жилых домах, кинотеатры, дискотеки, территории, прилегающие к административным зданиям, жилым домам, детские и спортивные пло- щадки. В ряде муниципальных образований комплексный подход в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нормативно закреплен в соответствующих муниципальных программах. Например, постановление администрации Усманского муниципального района Липец- кой области от 26 февраля 2016 года № 88 «Об утверждении муниципальной программы «Молодеж- ная политика. Развитие физической культуры и спорта на территории Усманского муниципального района Липецкой области на 2016 — 2020 годы», постановление администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области от 21 февраля 2017 года «Об утверждении районной целе- вой Программы «Профилактика правонарушений в Чаплыгинском муниципальном районе Липецкой области на 2017 — 2020 годы». Данные муниципальные программы формируют системный подход в определении целей и задач, показателей эффективности, критериев мониторинга реализации установленных направлений по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, алко- голизма, наркомании, асоциального поведения молодежи в муниципальных образованиях. Кроме того, органами местного самоуправления ежегодно утверждается план комплексных мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми. Данный план предусматривает ряд мероприятий по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и подростковой преступности, создание усло- вий для трудоустройства и занятости несовершеннолетних, организации работы по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма, защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении. В рамках таких мероприятий проводятся совместные межведомственные выездные рейды по месту жительства детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью выявле- ния условий проживания несовершеннолетних. По итогам рейдов оформляются акты обследования жилищно-бытовых условий, а также принимаются меры, направленные на привлечение к админи- стративной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не испол- няющих надлежащим образом обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей. Допол- нительно проводятся рейды по проверке мест массового скопления молодежи, учреждений отдыха и досуга, направленные на профилактику наркомании, токсикомании и алкоголизма, совершения противоправных действий несовершеннолетними. Совместная выездная работа имеет ряд преимуществ — это общественный резонанс, более быстрый профилактический эффект и реализация еще одного важного принципа деятельности ко- миссий по делам несовершеннолетних — принципа адресности. При этом повышается уровень ин- формированности граждан о работе системы профилактики и местного самоуправления по устране- нию асоциальных проявлений среди родителей и несовершеннолетних детей, а также используются всевозможные ресурсы для обеспечения объективного разрешения поставленных вопросов. Таким образом, выездные мероприятия, как форма работы по профилактике социального небла- гополучия, показали свою высокую эффективность: налажено тесное сотрудничество с главами сель- ских поселений районов, членами межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при администрациях сельских поселений, проведение совместных посещений семей на дому. Отдельно стоит отметить опыт города Ельца и Елецкого муниципального района. На территории этих муниципальных образований созданы «мобильные бригады» для оперативного реагирования в случае возникновения экстренных ситуаций, в целях своевременного оказания помощи семьям и детям, предотвращения вторичного и социального сиротства. «Мобильные бригады» действуют на основании правовых актов администраций муниципальных образований в соответствии с утвержден- ным графиком выездов. Так, в Елецком муниципальном районе «мобильной бригадой» осуществлено в 2017 году 19 плановых выездов, в 2018 — 83 выезда. Помимо плановых мероприятий «мобильные бригады» работают в режиме экстренного реагирования в случаях поступления обращения об угрозе жизни или здоровью ребенка, наличия обстоятельств, препятствующих его нормальному воспитанию и развитию. Следует отметить, что непосредственную работу по профилактике безнадзорности и право- нарушений несовершеннолетних осуществляют не только сотрудники комиссий. В муниципальных образованиях разработаны механизмы вовлечения родителей, общественных организаций в профи- лактическую работу. Так, на территории Воловского муниципального района в каждом сельском поселении созданы общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью повышения уровня профилактической работы на местах. В Липецком, Долгоруковском муниципальных районах утверж- дены положения о «социальном патруле», задачами которого являются: — содействие реализации программ индивидуально-профилактической работы с детьми и под- ростками, состоящими на профилактическом учете, а также их семьями; — повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) несовершеннолет- них; — оказание социальной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей; — выявление семей с детьми, находящихся на раннем этапе семейного неблагополучия, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; — оказание содействия органам опеки и попечительства в выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в государственной поддержке; — оказание психолого-педагогической помощи родителям и законным представителям в вос- питании детей; — обмен информацией с органами государственной власти, органами местного самоуправле- ния, учреждениями и организациями по вопросам защиты прав и законных интересов несовершен- нолетних. Кроме того, функционирует институт «родительского патруля», направленный на профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, предупреждение совершения ими право- нарушений и антиобщественных действий, выявление причин и условий, способствующих этому, а также пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Подобная форма работы проводится также на территории Данковского муниципального района. Как отмеча- лось ранее, постановлением администрации Данковского муниципального района Липецкой области от 28 мая 2015 № 500 «Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершенно- летних» нормативно закреплен институт общественных воспитателей несовершеннолетних в целях совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет- них, повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних. Стоит отметить практику работы комиссии Лебедянского муниципального района по максималь- ному привлечению к решению выявленных проблем в организации работы с трудными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении, различных учреждений, ведомств, общественных организаций. В профилактической работе задействованы Общественная палата му- ниципального образования, Молодежный парламент, районная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и ряд других организаций и объединений. Говоря о работе в рамках межведомственного взаимодействия, отдельно стоит отметить активно реализуемые восстановительные технологии, в частности институт школьной медиа- ции. Службы примирения, созданные на базе учебных заведений, эффективно применяются в процессе профилактической работы с несовершеннолетними. Целевой аудиторией выступают ученики средних и старших классов, их родители, с которыми работает социальный педагог, про- шедший обучение по восстановительной медиации. Растущее количество обращений за по- мощью в примирении говорит о заинтересованности в бесконфликтном разрешении споров, возникающих у несовершеннолетних и их родителей или законных представителей. Так, в соот- ветствии с Порядком межведомственного взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, органов следствия, судов и служб примирения (медиации) Липецкой области по реализации восстановительных техноло- гий специалистами комиссий по делам несовершеннолетних г. Липецка за 2017 год и 9 меся- цев 2018 года были подготовлены 94 материала на проведение восстановительных программ Г(О)БУ «Семья» и службами школьной медиации, по 70% которых заключены медиативные соглаше- ния. По инициативе Липецкого регионального объединения общероссийской общественной органи- зации «Ассоциация юристов России» Липецкой области на территории Лебедянского муниципаль- ного района создан Центр альтернативных способов разрешения конфликтов и проведения общих родительских собраний, деятельность которого направлена на обеспечение получения информации по развитию медиации как способа бесконфликтного разрешения споров. Центр был открыт в апреле 2016 года на базе консультационного центра бесплатной юридической помощи. В соответствии со статьей 11 Закона области от 30 декабря 2004 № 167-ОЗ муниципальные комиссии проводят работу по составлению индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, учетной карты персонифициро- ванного учета. Основу индивидуальной программы реабилитации и адаптации составляет карта социально-пси- хологического сопровождения несовершеннолетнего. Для усиления эффективности проводимых в рамках индивидуальной программы мероприятий к работе привлекается зачастую педагог-психолог. Так, в Чаплыгинском муниципальном районе комиссия тесно сотрудничает с Центром психолого-ме- дико-социального сопровождения и Центром защиты материнства и детства «Колыбель» при прихо- де Михайло-Архангельского храма. В Данковском муниципальном районе создан единый банк данных на подростков, состоящих на всех видах профилактического учета, который ежеквартально систематизируется. Указанные подходы в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном по- ложении, привели к положительной динамике: в большинстве муниципальных образований наблюда- ется снижение роста стоящих на персонифицированном учете подростков: Елецкий муниципальный район (2008 год — 19 человек, 2017 год — 7 человек), Лебедянский муниципальный район (2017 год — 16 человек, 2018 год — 13 человек). В городе Ельце наблюдается рост несовершеннолетних, стоя- щих на учете (2016 год — 234 человека, 2018 год — 265 человек). Еще одним немаловажным направлением профилактической работы является деятельность по организации занятости несовершеннолетних во внеучебное время. В большинстве муниципальных образований ежегодно принимаются постановления, определяющие сроки и порядок проведения мероприятий организации занятости несовершеннолетних во время летних каникул и свободное от учёбы время, организация летних, палаточных лагерей. Временное трудоустройство — это решение проблемы незанятости подростка и, соответствен- но, серьезный фактор профилактики безнадзорности и правонарушений. Полезная занятость дает возможность подростку не только заработать, но еще и стать ответственным и самостоятельным в принятии решений. Основные виды временных работ, на которые привлекаются подростки, — уборка и благоустройство территорий предприятий, уборка помещений, посадка деревьев, оформление клумб, работа санитара и другие. В этой связи видится целесообразным выстраивание работы орга- нов местного самоуправления по стимулированию предприятий и организаций, находящихся на тер- ритории муниципального образования, к предоставлению квот рабочих мест несовершеннолетним в соответствии с действующим законодательством, а также проведение ознакомительных практик с целью ранней профессиональной ориентации подрастающего поколения. Кроме того, необходимо наладить работу по информированию образовательными организациями родителей о возможности временного трудоустройства детей в свободное от учебы время, о ситуации на рынке труда, востре- бованных и перспективных профессиях. Большое внимание профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органы местного самоуправления уделяют мероприятиям просветительского и организационного характера. В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганды правовых знаний комиссией по делам несовершеннолетних в образовательных учреждениях и других детских учреждениях проводятся «Дни правовых знаний», а также «Декады правовых знаний». В Данковском муниципальном районе в целях реализации комплексных мер противодействия злоупотребления наркотикам и их незаконному обороту проводятся выездные «Школы здоровья» в образовательных учреждениях района с участием представителей всех служб профилактики, пси- хологов, сотрудников прокуратуры. Работа выездных «Школ здоровья» направлена на повышение правовой грамотности учащихся и их родителей, на предупреждение употребления подростками психоактивных веществ и ведение здорового образа жизни. Во всех муниципальных районах области и городских округах проводятся межведомственные оперативно-профилактические мероприятия и акции «Контакт», «Семья», «Опасный возраст», «Я и мой выбор», «Твой выбор», «Дети России -2018», а также мероприятия по формированию здорового образа жизни, увеличению количества обучающихся образовательных организаций, занимающихся физкультурой и спортом во внеурочное время: фотоконкурс «Спорт в нашей жизни», «Папы за ЗОЖ», велопробеги, военно-спортивные игры «Вперед, мальчишки», «Патриот», спартакиада допризывной молодежи. Так, в рамках ежегодной акции «Семья семье» в городе Липецке оказана поддержка 900 семьям на сумму свыше 1 миллиона рублей. Еще одним эффективным мероприятием, проводимым органами местного самоуправления, яв- ляется акция «Всеобуч». Данная форма работы направлена на выявление и возвращение к учебному процессу несовершеннолетних, не приступивших к занятиям, организации учета детей, подлежащих обучению, контроля образовательного маршрута и трудоустройства выпускников, получивших основ- ное образование. В целях привлечения внимания общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации, оказания им помощи в ряде районов области проводится информа- ционно-просветительское мероприятие «День детского телефона доверия». В Чаплыгинском районе разработан муниципальный инновационный проект «Содействие про- дуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с за- коном, «Ветер перемен», который принял участие во всероссийском конкурсе проектов, проводимом Фондом помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. На основании вышеизложенного можно утверждать, что несовершеннолетние граждане, семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящие на учете в комиссии по делам несо- вершеннолетних и защите их прав, охвачены систематической и комплексной профилактической работой практически в полном объеме. Реализуемые меры правового, организационного, просветительского характера позволили: — достигнуть позитивных изменений в структуре и динамике подростковой преступности (Во- ловский муниципальный район: 2007 г. — 16 преступлений, 2017 г. — 3 преступления, Краснинский муниципальный район: 2007 г. — 10 преступлений, 2017 г. — 3 преступления, Грязинский муниципаль- ный район: 2007 г. — 50 преступлений, 2017 г. —11 преступлений, Липецкий муниципальный район: 2012 г. — 18 преступлений, 2017 г. — 5 преступлений, Измалковский муниципальный район: 2007 г. — 15 преступлений, 2017 г. — 4 преступления); — оздоровить обстановку в семьях в части сокращения числа семей, находящихся в социально опасном положении (Воловский муниципальный район: 2008 г. — 63 семьи, 2017 г. — 9 семей); — уменьшить количество исков о лишении и ограничении родительских прав (Воловский муни- ципальный район: 2007 г. — 10 исков, 2017 г. — 1 иск, Липецкий муниципальный район: 2012 г. — 12 исков, 2017 г. — 5 исков, Краснинский муниципальный район: 2009 г. — 18 исков, 2017 г. — 1 иск). На основании проведенного анализа реализации органами местного самоуправления Липецкой области положений Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов следует выделить следующие направления по повышению эффек- тивности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муници- пальными образованиями: 1. Утверждение в каждом муниципальном районе Липецкой области целевой программы по работе с молодежью, формирующей системный подход в определении целей и задач, показателей эффективности, критериев реализации установленных направлений по профилактике безнадзорно- сти, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, алкоголизма, наркомании, асоци- ального поведения молодежи в муниципальных образованиях, вовлечению их в занятия физической культурой и спортом, популяризации здорового образа жизни, активной гражданской позиции. 2. Внедрение во всех муниципальных образованиях Липецкой области следующих эффективных практик в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: 1) опыт работы города Ельца и Елецкого муниципального района по организации функциониро- вания «мобильных бригад», предназначенных для своевременного оказания помощи семьям и детям, предотвращения вторичного и социального сиротства; 2) институт «социального патруля» и «родительского патруля» на примере Долгоруковского, Гря- зинского, Данковского муниципальных районов; 3) формирование единого банка данных на подростков, состоящих на всех видах персонифици- рованного учета, на примере Данковского муниципального района; 4) взаимодействие комиссии по делам несовершеннолетних по максимальному привлечению к решению выявленных проблем в организации работы с трудными подростками и семьями, находя- щимися в социально опасном положении, различных учреждений, ведомств, общественных органи- заций на примере Лебедянского муниципального района. 3. Взаимодействие органов местного самоуправления с различными предприятиями и органи- зациями, расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований, с целью стимулирования работодателей на предоставление квотируемых рабочих мест несовершеннолет- ним, а также проведение ознакомительных практик с целью ранней профессиональной ориентации молодежи. 4. Осуществление работы по информированию образовательными организациями родителей о возможности временного трудоустройства детей в свободное от учебы время, о ситуации на рынке труда, востребованных и перспективных профессиях. 5. Привлечение максимально большого круга несовершеннолетних к участию в информацион- но-просветительских акциях и мероприятиях, таких как «Дни правовых знаний», «Правовой десант», «Школа здоровья», «Твой выбор» и другие. V. ИТОГИ МОНИТОРИНГА Закон области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ действует в нашем регионе более 11 лет. Прове- денный мониторинг позволил выявить как положительные аспекты, так и проблемы его реализации. В качестве положительных результатов реализации данного Закона можно выделить следующее: Во исполнение Закона создана необходимая нормативно-правовая база: приняты законы обла- сти и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в указанной сфере. Согласно информации, представленной органами и учреждениями системы профилактики, в области налажено тесное межведомственное взаимодействие органов субъектов профилактики без- надзорности и правонарушений в сфере организации профилактической работы с несовершенно- летними, в том числе на основе разработанных и принятых локальных нормативных правовых актов. Взаимоотношения органов и учреждений системы профилактики строятся на основе соглашений и совместных планов профилактической работы, в рамках которых проводятся совместные меропри- ятия, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризор- ности и правонарушениям несовершеннолетних. Особое внимание уделяется информационному взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики в вопросах предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также в вопросах защиты их прав и законных интересов. Так, например, при появлении информации о совершенных несовершеннолетними правонарушениях (возможности со- вершения ими правонарушения), а также нарушении прав детей незамедлительно ставятся об этом в известность родители (иные законные представители). С несовершеннолетними и родителями (иными законными представителями) проводятся профилактические беседы с привлечением со- трудников полиции, медицинских организаций, членов комиссии по делам несовершеннолетних либо специалистов, обеспечивающих их деятельность. Если в полученной информации содержатся сведения, указывающие на признаки совершенного или готовящегося уголовного преступления, не- замедлительно ставятся в известность соответствующие органы системы профилактики: комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура. Результаты мониторинга показали, что профилактическая работа с несовершеннолетними из так называемой «группы риска» носит планомерный слаженный характер. Принимаются меры по орга- низации занятости, отдыха и оздоровления детей, состоящих на профилактическом учете, оказанию социальной помощи детям из неблагополучных семей, привлечению к индивидуальной профилакти- ческой работе с трудными подростками общественности. Ежегодно областная комиссия проводит подготовку доклада «О положении детей и семей, имею- щих детей, в Липецкой области», в котором находят отражение итоги реализации Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ. Положительным аспектом реализации закона является внедрение ювенальных технологий, осу- ществление надзора за исполнением законов области в части профилактики правонарушений несо- вершеннолетних со стороны прокуратуры. Внедрение ювенальных технологий, дружественного к ребенку правосудия позволило сократить на 43,3 % (с 30 до 17) число преступлений, совершенных ранее судимыми подростками. За счет тесного межведомственного взаимодействия органов системы профилактики, органов власти области, органов местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов по во- просам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав и выработанной системы мер профилактического характера в регионе за 2017 год в сравнении с аналогичным периодом 2016 года снизилось количество уголовно наказуемых деяний, совершенных подростками: 270 (2016 г.: 320). Снизилось число совершенных несовершеннолетними особо тяжких (-25,0%) и тяжких (-18,5%) уголовно наказуемых деяний, а также преступлений средней (-8,8%) и не- большой (-22,5%) степени тяжести. В 2017 году количество рассмотренных судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних существенно уменьшилось по сравнению с предыдущим годом: на 23,1 % (со 186 до 143). Сократилось на 23,2 % (с 220 до 169) число несовершеннолетних лиц, в отно- шении которых рассмотрены уголовные дела. В отдельных муниципалитетах сформирован положительный опыт реализации Закона области от 22 августа 2007 № 87-ОЗ, который заслуживает внимания со стороны органов местного самоуправ- ления, других муниципальных образований: города Ельца и Елецкого муниципального района по организации функционирования «мобильных бригад», предназначенных для своевременного оказания помощи семьям и детям, предотвращения вторичного и социального сиротства; институт «социального патруля» и «родительского патруля» на примере Долгоруковского, Гря- зинского, Данковского муниципальных районов. Анализ регионального опыта позволяет рекомендовать к применению такие эффективные фор- мы работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профи- лактики, как групповые занятия с использованием медиативных техник. Например, в образователь- ных учреждениях Новосибирской области с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, проводятся групповые занятия «круги примирения» (форма работы, в рамках которой подро- сток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом споре). Эффективность «кругов примирения» заключается в организации активной работы в группе, проведении «мозгового штурма» по выработке решения, удовлетворяющего всех участников дискуссии. Также успешно ис- пользуются игровые тренинги как форма работы, где основная проблема — агрессивное поведение по отношению друг к другу как прием самоутверждения (характерно для несовершеннолетних, всту- пивших в конфликт с законом). Вместе с тем выявлен ряд проблем, который влияет на эффективность реализации положений Закона: 1. До настоящего времени администрацией области не приняты нормативные правовые акты в соответствии с Законом области «Об общественных воспитателях», что затрудняет его реализацию. Учитывая анализ правовой базы субъектов Российской Федерации в сфере регулирования во- просов деятельности института общественных воспитателей, указывающий на необходимость совер- шенствования областного законодательства, необходимо подготовить законодательную инициативу о внесении изменений в указанный закон области. Полагаем, что дальнейшее развитие института общественных воспитателей как одной из форм участия общественности будет способствовать сни- жению уровня правонарушений и иных асоциальных действий, совершаемых детьми и подростками. Кроме того, учитывая мнение управления молодежной политики Липецкой области о необходи- мости продолжения формирования института общественных воспитателей как в рамках отраслевых и ведомственных проектов, так и с привлечением иных организаций, необходимо обобщить опыт работы в данном направлении. Как видно из представленной информации, в отдельных муниципальных образованиях области успешно работает институт общественных воспитателей. В целях дальнейшей реализации данного института на территории Липецкой области необходимо обобщить указанный опыт работы с привле- чением к участию всех муниципальных районов области. 2. В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеют место недостатки, связанные с несвоевременным реагированием и взаимодействием органов системы профилактики с иными органами, учреждениями и организациями, принимающими участие в дея- тельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На отсутствие в ряде случаев эффективного взаимодействия между субъектами системы профи- лактики было указано прокуратурой области в представленной информации. В связи с этим необходимо принять дополнительные меры, направленные на повышение эффек- тивности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики без- надзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в части проведения совместной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также на- ладить более тесное взаимодействие всех органов системы профилактики с иными органами, учреж- дениями и организациями, принимающими участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. В ходе мониторинга сделан вывод о том, что, несмотря на наличие обширной нормативной правовой базы, призванной защищать ребенка, в том числе от насилия в семье, сегодня еще слабо развиты процедуры раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми. Сохраняется необхо- димость разработки и внедрения дополнительных механизмов предупреждения, пресечения насилия над детьми и оказания эффективной помощи ребенку и его социальному окружению. Необходимо проводить более широкую профилактическую работу в данном направлении. 4. Одной из причин правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних явля- ется недостаточная организация досуга детей и подростков по месту жительства. Сократилось коли- чество бесплатных детских учреждений, организаций спорта, секций и кружков. Стоимость платных услуг в этой сфере, как правило, достаточно высока. Многие оздоровительные лагеря для детей и подростков закрыты, а в действующие загородные организации отдыха дети из неполных малообе- спеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок. Отрицательную роль сыграл и тот факт, что общеобразовательная школа перестала отвечать за обучение и воспитание подростков после выпуска их из девятого класса. После окончания девя- того класса многие пятнадцатилетние подростки не работают и не учатся. Ввиду коммерциализации профессионального образования растет число нигде не учащихся подростков, многие несовершен- нолетние просто оказались на улице. Необходимо активизировать работу по трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, на квотируемые рабочие места в соответствии с Законом Липецкой области «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защи- те», обеспечить сохранение объемов и видов работ для временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период школьных каникул. На основе взаимодействия органов образования и службы занятости оказывать содействие в предоставлении подросткам услуг по профессиональной ориентации и профессиональному само- определению, продолжать организацию ярмарок учебных и рабочих мест для учащейся и незанятой молодежи. В случае необходимости применять меры административного воздействия в отношении руководителей, не обеспечивающих квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Вместе с тем с целью заинтересованности работодателей в предоставлении квотируемых рабочих мест несо- вершеннолетним необходимо рассмотреть вопрос о возможности установления мер по стимулиро- ванию таких работодателей. Кроме того, от субъектов профилактики правонарушений поступило предложение о возможности квотирования рабочих мест для несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания без изо- ляции от общества в ФКУ УИИ УФСИН России по Липецкой области, не занятых трудом и учебой, а также возможности обучения в Центре занятости населения востребованным на рынке труда специ- альностям, с последующим трудоустройством. 5. Несмотря на принимаемые меры профилактики правонарушений несовершеннолетних, в го- роде Липецке имеет место рост подростковой преступности. Так, за первые шесть месяцев 2018 года в Советском районе несовершеннолетними совершено 7 тяжких и особо тяжких преступлений. В два раза — с 6 случаев в прошлом году до 12 в этом — увеличилось число преступлений, совершенных группами молодых людей. На 78% выросло количество несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений. Данные тенденции требуют самого пристального внимания и оперативного реагирования всех субъектов профилактики. Необходимо выявить те причины, которые сегодня толкают несовершен- нолетних к такому асоциальному поведению. В рамках борьбы с подобными явлениями на первый план выходит социальная профилактика. Ввиду того, что в формировании норм морали, правовой культуры детей и подростков большую роль играют не столько органы и учреждения системы про- филактики, сколько родители и само общество, в котором они растут и развиваются, необходимо выстраивать работу как индивидуального, так и общего просветительского характера с учетом тех особенностей, которые сопутствуют современной подростковой среде. Необходимо вовлекать в эту работу родителей, педагогов, психологов, представителей общественности, формальных и не- формальных лидеров несовершеннолетних с целью комплексного охвата подростковой аудитории и максимального ее ограждения от негативных факторов. Необходимо активизировать вовлечение несовершеннолетних в социально значимую, в том чис- ле волонтерскую деятельность. В качестве форм работы по данному направлению можно использовать формирование волонтер- ских отрядов и привлечение к участию несовершеннолетних в акциях, организуемых ими, а также ор- ганизацию социально значимых мероприятий с привлечением к их участию подростков (субботников, концертов и др.). Участие общественных объединений в работе с несовершеннолетними по профилактике их без- надзорности и правонарушений является одним из механизмов повышения эффективности и каче- ства решения этой важной социальной задачи. Общественные организации имеют: большую гибкость в использовании различных подходов к решению имеющихся проблем несовершеннолетних и широкую возможность внедрения инноваци- онных технологий; возможность быстрого привлечения необходимого числа волонтеров; возмож- ность включений в сферу своей защитной деятельности более широкого круга несовершеннолетних, не попадающих в поле зрения органов и учреждений системы профилактики; значительную степень доверия со стороны несовершеннолетних и их родителей (иных законных представителей). Все это обусловливает значимость задачи вовлечения общественных объединений в сферу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения тесного сотрудничества это- го института гражданского общества с органами и учреждениями системы профилактики. 6. Не меньшую озабоченность вызывает смертность подростков от самоубийств. Одной из се- рьезных угроз безопасности жизни и здоровью детей является информация в сети Интернет о спосо- бах суицидов и призывы к их совершению. В целях установления правовых основ деятельности органов и учреждений системы профилакти- ки по выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям внесены изменения в законы области, регулирующие отношения в указанной сфере. 92% процента детей и подростков, совершивших суицид, решились на самоубийство для того, чтобы обратить вни- мание родителей или педагогов на свои проблемы. Такую работу с родителями должны взять на себя органы профилактики, поскольку только со- вместными усилиями семьи, власти и общества возможно обеспечить интересы и безопасность на- ших детей. Проблемы с родителями, в социальной среде подростка, недостаток общения, зависимость от компьютерных игр, в ряде случаев — алкоголь и наркотики, являются основными причинами, подтал- кивающими несовершеннолетних к совершению самоубийства. Необходимо усилить организацию просветительской работы среди несовершеннолетних и ро- дительской общественности по вопросам информационной безопасности детей. Систематически проводить работу с родителями (иными законными представителями), направленную на получение навыков выявления угроз безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникаци- онной сети Интернет. Выработка путей преодоления обозначенных проблем и развитие системы профилактики без- надзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области продолжает оставаться приоритетной задачей. По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод о необходимости разработки мер по повышению эффективности реализации Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ. VI. Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере про- филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и повышению эффек- тивности реализации Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ 1. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера- ции с просьбой поддержать законопроект № 14296-7 «О внесении изменения в статью 156 Уголов- ного кодекса Российской Федерации (в части введения легального понятия «жестокое обращение с несовершеннолетним»). 2. Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ОЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних» в части включения в число субъектов профилактики правонарушений следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в целях единообразного подхода в рамках федерального законодательства. 3. Подготовить изменения в Закон области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» с учетом результатов проведенного мониторинга. 4. Учитывая положительный опыт института общественных воспитателей в субъектах Российской Федерации, подготовить изменения в Закон области «Об общественных воспитателях» в целях даль- нейшей его реализации. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления изучить и принять к сведению положитель- ный опыт работы города Ельца и Елецкого муниципального района по организации функционирова- ния «мобильных бригад», предназначенных для своевременного оказания помощи семьям и детям, предотвращения вторичного и социального сиротства, а также «социального патруля» и «родитель- ского патруля» на примере Долгоруковского, Грязинского, Данковского муниципальных районов. 6. Органам и учреждениям системы профилактики правонарушений несовершеннолетних нала- дить более тесное межведомственное взаимодействие всех органов системы профилактики между собой и иными органами, учреждениями и организациями, принимающими участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также принять дополни- тельные меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с родителями (иными законными представителями), общественностью для проведения совместной профилактической работы. 7. Объединить усилия правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилакти- ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей социальной и педаго- гической сфер, сотрудников медицинских и психологических служб, общества с целью защиты детей и подростков от жестокого обращения, насилия и суицидов, предупреждения преступлений против них. В целях профилактики интернет-рисков и угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних, обе- спечения профилактики склонения несовершеннолетних к суициду обратить внимание органов и уч- реждений системы профилактики правонарушений, других заинтересованных лиц на необходимость комплексного подхода в вопросах профилактики, соблюдения прав детей, профилактики семейного насилия, обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, объединения усилий семьи, власти и общества в обеспечении прав и интересов детей. 8. Необходимо рассмотреть вопрос в части сохранения объемов и видов работ для временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период школьных каникул по трудоустройству подростков на квотируемые рабочие места в соответствии с Законом Липецкой области «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социаль- ной защите». 9. Рассмотреть вопрос о создании на территории Липецкой области электронного ресурса в сети Интернет с целью родительского всеобуча в целях ранней и наиболее эффективной профилак- тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содержащего памятки, алгоритмы, инструкции, диагностический инструментарий, видеосеминары, контактную информацию, которыми можно оперативно воспользоваться в случае выявления девиантного поведения подростка. Такой информационный ресурс должен регулярно актуализироваться материалами всех ведомств системы профилактики региона. При разработке вышеназванного направления изучить подобный опыт других регионов Российской Федерации. 10. Органам и учреждениям системы профилактики правонарушений несовершеннолетних реко- мендовать: 1) разработать мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, по преодолению последствий психологической или моральной травмы; 2) создавать необходимые правовые условия для участия в профилактической работе добро- вольцев, общественных воспитателей, детских общественных объединений; 3) продолжать проведение активной систематической работы по правовому информированию, разъяснению действующего законодательства среди населения, обратив особое внимание на про- светительскую работу с несовершеннолетними; 4) активизировать вовлечение несовершеннолетних в социально значимую, в том числе волон- терскую деятельность; 5) обеспечить обобщение и обмен эффективным опытом использования новых форм и методов профилактической работы, накопленным не только правоохранительными органами, но и обществен- ными объединениями и организациями; 6) продолжить работу по воспитанию и формированию у несовершеннолетних духовно-нрав- ственных, этических ценностей, основанных на уважении к родителям, а также людям старшего по- коления. Окончание. Начало на 29—31-й стр. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 32 № 9-10 /25887-25888/18 ЯНВАРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz