Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
В течение 2017 года муниципальные комиссии во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики проводили индивидуальную профилактическую работу с 1200 несовершен- нолетними, находящимися в социально опасном положении. В результате реализации программ реабилитации и адаптации снят с учета по исправлению 431 несовершеннолетний. В 2018 году органами и учреждениями системы профилактики осуществлялась профилактиче- ская работа с 1645 подростками, находящимися в социально опасном положении. В 1 полугодии 2018 года в отношении 430 несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики прекращена индивидуальная профилактическая работа, в том числе с 234 — в связи с улучшением ситуации. Ежегодно в сентябре областной комиссией организуется и проводится во взаимодействии с органами управления образованием, внутренних дел, социальной защиты населения мероприятие «Всеобуч», направленное на выявление и возвращение несовершеннолетних, не приступивших к за- нятиям в образовательных организациях, уклоняющихся от обучения. Устанавливаются причины и условия, способствующие систематическим пропускам учебных занятий без уважительных причин. В рамках мероприятий проводится комплексное обследование семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, в целях оказания социальной помощи. Принимаются меры по устройству выпускников 9 классов общеобразовательных школ в профессио- нальные образовательные организации. Муниципальными комиссиями разрабатываются планы организационных мероприятий по учету детей, подлежащих обязательному обучению; созданию условий для обучения детей, организации подвоза, оказанию адресной социальной поддержки; обеспечению психологического сопровождения образовательного процесса. В рамках выполнения поставленных задач комиссиями ежегодно проводится более 600 заседа- ний (2017 г. — 643, 2016 г. — 621, 2015 г. — 633), на которых обсуждаются профилактические вопросы, касающиеся положения несовершеннолетних и семей, защиты прав и законных интересов детей, а также рассмотрение дел и материалов об административных правонарушениях в отношении несо- вершеннолетних и взрослых лиц, в том числе родителей и законных представителей. Количество протоколов и постановлений об административных правонарушениях, рассмотрен- ных территориальными (муниципальными) комиссиями в отношении несовершеннолетних, в 2017 году увеличилось на 29 % (с 4340 до 5607). На 23,5 % (с 3081 до 3805) больше принято комиссиями постановлений о назначении административного наказания. Возросло на 1,4 % (с 7783 до 7895) число рассмотренных материалов об административных правонарушениях в отношении взрослых лиц. На 2,7% (с 6792 до 6974) больше принято комиссиями постановлений о назначении административного наказания в отношении взрослых лиц. В 1 полугодии 2018 года муниципальными комиссиями рассмотрено 5964 материала об адми- нистративном правонарушении, в том числе в отношении несовершеннолетних — 2473, в отношении взрослых лиц — 3491. Меры административного наказания приняты к 1566 несовершеннолетним и 3072 взрослым лицам, в их числе 2646 — родители или законные представители. В 2017 году муниципальными комиссиями в отношении несовершеннолетних рассмотрено 87 представлений органа, осуществляющего управление в сфере образования, в том числе 40 об остав- лении несовершеннолетним образовательной организации. Из них 40 удовлетворено: 2 — с последу- ющим трудоустройством и 38 — с продолжением освоения образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения. В 1 полугодии 2018 года соответственно рассмотрено 30 представлений, в том числе 9 — об от- числении, 1 несовершеннолетний трудоустроен, 8 продолжили обучение по иной форме. 2. Участие исполнительных органов, уполномоченных в сфере социальной защиты насе- ления, в профилактике безнадзорности и правонарушений Несовершеннолетним и их семьям оказывается помощь органами социальной защиты населе- ния: материальная поддержка, обеспечение горячим питанием, адресная и экстремальная помощь, оздоровление детей в детских загородных учреждениях по бесплатным социальным путевкам. Специалисты учреждений социального обслуживания в рамках межведомственного взаимодей- ствия осуществляют следующую деятельность в рамках профилактики правонарушений: предостав- ление социальных услуг гражданам, в том числе несовершеннолетним; профилактике безнадзорно- сти и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способству- ющих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и других антиобщественных деяний несовершеннолетними; перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных ор- ганизаций и иных организаций; предоставлению мер социальной поддержки гражданам, имеющих детей; организации отдыха и оздоровления детей. Принимались меры по выявлению и помещению в учреждения социальной реабилитации несо- вершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказанию им помощи. В 2017 году социальную реабилитацию в этих учреждениях прошли 477 детей, из них успешно реабилитировано — 347 детей и 130 продолжают проходить реабилитацию в 2018 году (в 2016 году проходили реаби- литацию — 448 детей). Все дети, прошедшие социальную реабилитацию (347 детей), жизнеустроены, из них 213 детей (61,4 %) возвращены в родные семьи. Кроме того, в 20 областных бюджетных учреждениях «Центр социальной защиты населения» соз- даны отделения психолого-педагогической помощи семье и детям и отделения предоставления мер социальной поддержки семье и детям, специалисты которых занимаются вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, социаль- ного сиротства и семейного неблагополучия, а также предоставляют различные меры социальной поддержки. За 2017 год семьи социального риска получили помощь на 18,8 млн рублей, в том числе в де- нежной форме на 2,2 млн рублей и в натуральной форме (продукты, одежда, обувь, предметы быта и гигиены) на сумму 3,7 млн рублей. Кроме того, за этот период было оздоровлено 828 детей из семей, состоящих на профилактическом учете, на общую сумму 12,9 млн рублей. Данным семьям оказыва- ется содействие в оформлении мер социальной поддержки. За 2017 год неблагополучным семьям дано около 27 тысяч консультаций, это на 12,3 % больше, чем за 2016 год. В каждом муниципалитете созданы межведомственные рабочие группы. В результате принима- емых мер количество семей, состоящих на учете в учреждениях социальной защиты населения обла- сти, ежегодно сокращается. За 2017 год количество семей социального риска уменьшилось на 4,6 % (1027 семей, в которых воспитывается 2213 детей) к уровню 2016 года (в 2016 году — 1076 семей, в которых проживало 2269 детей). В территориальных центрах социальной защиты населения юрисконсультами проводилось кон- сультирование жителей Липецкой области. Всего за I полугодие 2018 года проведено 54 выездных мероприятия в городах и районах области, в них приняли участие 2225 человек, в том числе 1898 детей. 3. Участие исполнительных органов, уполномоченных в сфере образования, в профилак- тике безнадзорности и правонарушений Основное количество профилактируемых лиц по социальному статусу являются учащимися общеобразовательных организаций. В этой связи в задачи образовательных организаций области входит принятие мер по раннему выявлению несовершеннолетних правонарушителей. Ежегодно в рамках исполнение приказа Минобрнауки от 16 июня 2014 года № 658 «Об утвержде- нии порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобра- зовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образова- тельных организациях высшего образования» в образовательных организациях области проводится социально-психологическое тестирование обучающихся на предмет определения распространен- ности факторов риска немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ среди учащихся в динамике обучения. В 2017 году в тестировании приняли участие 33151 обучающийся, из них: 23751 учащийся из общеобразовательных организаций; 8281 обучающийся из профессиональных образовательных ор- ганизаций; 1119 студентов из образовательных организаций высшего образования. В образовательных организациях имеется картотека на обучающихся «группы риска», а также детей, находящихся под опекой, проживающих в неблагополучных, малообеспеченных, многодетных, неполных семьях. Осуществляется контроль за явкой обучающихся на занятия в образовательные организации, выясняются причины их отсутствия. На протяжении последних 2-х лет работает Ассоциация служб примирения образовательных ор- ганизаций Липецкой области. В общеобразовательных организациях работают 147 служб примирения (52 %), в том числе в об- ластном центре — 52 службы медиации. В образовательных организациях среднего профессионального образования 4 службы прими- рения: Усмань — 2, Елец, Липецкий медицинский колледж. По одной службе: Центр дополнительного образования (г. Елец), Центр «СемьЯ» (г. Липецк). В Липецкой области членами служб примирения образовательных организаций являются 530 школьников («медиаторы-ровесники»). 4. Участие органов опеки и попечительства в профилактике безнадзорности и правона- рушений Отделом опеки и попечительства управления образования и науки Липецкой области организо- вана работа на регулярной основе межведомственного консультационного пункта, в которой при- нимают участие представители управлений образования и науки области, здравоохранения, соци- альной защиты населения, МВД, комиссии по делам несовершеннолетних области, службы судебных приставов-исполнителей, а также соответствующих муниципальных структур. По состоянию на 01.08.2018 года проведено 4 заседания межведомственного выездного кон- сультационного пункта по вопросу: «Социально-правовая защита несовершеннолетних. Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях усыновителей, опе- кунов, приемных родителей. Льготы, предоставляемые многодетным и малообеспеченным семьям» (в Становлянском, Добровском, Липецком и Лебедянском районах), каждое из которых посетило по- рядка 100 жителей соответствующего муниципального образования. Продолжает активно применяться внедренная в 2015 году форма работы органов опеки и попе- чительства — мобильный офис. Целью создания мобильных офисов опеки и попечительства является устранение правовой безграмотности населения в области опеки и попечительства, информирова- ние населения о возможных формах семейного устройства детей-сирот, а также оказание юридиче- ской помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и родителям замещаю- щих семей. Ежегодно в рамках проведения Всероссийского дня правовой помощи детям 20 ноября проходит единый день работы «мобильных офисов» органов опеки и попечительства во всех 20 муниципалите- тах. В 2017 году в рамках данной акции консультации получили свыше 1000 человек. Кроме того, в рамках соглашения о сотрудничестве с Многофункциональными центрами предо- ставления государственных и муниципальных услуг организовано предоставление бесплатной юри- дической помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также их законным представителям; лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребен- ка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридиче- ской помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью. Активно функционирует Интернет-портал «Опека и попечительство в Липецкой области», на ко- тором регулярно публикуются новости и правовые материалы в сфере опеки и попечительства, рабо- тает электронная приемная (за 1 полугодие 2018 года поступило 97 обращений граждан, количество посещений составило 11,2 тысяч, просмотров более 50 тысяч). В рамках акции «Правовой четверг» (юридическое он-лайн консультирование в социальных сетях) консультации по различным правовым вопросам получили 105 человек. 5. Участие исполнительных органов, уполномоченных в сфере молодежной политики, в профилактике безнадзорности и правонарушений В сфере молодежной политики субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений выступают Управление молодежной политики Липецкой области и подведомственное ему Государ- ственное (областное) бюджетное учреждение «Центр развития добровольчества». В регионе проводится большое количество мероприятий, целью которых является вовлечение несовершеннолетних в добровольческую (волонтерскую) деятельность, организация досуга для мо- лодежи, находящейся в социально-опасном положении. Одним из направлений работы Центра развития добровольчества является первичная профи- лактика и формирование у молодежи негативного отношения к употреблению наркотиков, вовлече- ние молодежи в возрасте от 14 до 18 лет в активную деятельность, направленную на формирование здорового образа жизни. С 1 марта по 31 мая 2018 года на территории области в целях создания условий для успешной социальной интеграции и эффективной реализации потенциальных возможностей молодежи, нуж- дающейся в особой защите государства, был реализован проект «Наставничество». Участниками проекта стали волонтеры-наставники из числа членов общественных организаций области, деятелей культуры, социально активных граждан, а также молодые люди от 14 до 18 лет, нуждающиеся в осо- бой защите государства. Социальная психолого-педагогическая помощь и поддержка была оказана 34 молодым людям, нуждающимся в защите. 6. Участие исполнительных органов, уполномоченных в сфере здравоохранения, в про- филактике безнадзорности и правонарушений Государственными медицинскими организациями проводятся организация и мониторинг семей с целью выявления детей, родители (законные представители) которых не исполняют или ненадле- жащим образом исполняют родительские обязанности. Организованы и проводятся регулярные ме- дицинские осмотры этих детей и патронаж таких семей, решаются вопросы жизнеустройства безнад- зорных детей, оказания им своевременной квалифицированной медицинской, правовой, социальной помощи. При выявлении семей и детей, находящихся в социально опасном положении, органы здравоохранения своевременно информируют их и подают сигнальные листы в органы социальной защиты населения, опеки и попечительства. В течение 2017 года выявлена 141 социально неблагополучная семья (2015 г. — 160), 306 детей, оказавшихся в социально опасном положении (2015 г. — 295 чел.). За 2017 год медицинскими работ- никами органов здравоохранения подано 135 сигнальных листов, по результатам чего родительских прав лишены 43 семьи, имеющие 58 детей. При патронаже семей, поставленных на учет, проводятся регулярные медицинские осмотры де- тей, решаются вопросы жизнеустройства безнадзорных детей, оказания им своевременной квалифи- цированной медицинской, правовой, социальной помощи. За 2017 год медицинскими работниками органов здравоохранения выявлено 135 случаев неблагополучия в семьях (2015 г. — 182), при этом в 43 семьях с 58 детьми родители лишены родительских прав (2015 г. — 114 семей). Зарегистрировано 411 случаев с телесными повреждениями (2015 г. — 319), 257 случаев насилия со стороны сверстни- ков (2015 г. — 242), 121 случай насилия со стороны других лиц (2015 г. — 51), 33 случая жестокого обращения со стороны родителей (2015 г. — 26). При наличии показаний дети забирались из семьи и госпитализировались в медицинские организации, где им было проведено лабораторно-клиническое обследование и лечение. В нашей области действует долгосрочный региональный социально-значимый проект «Здоровый регион», который направлен на популяризацию и формирование здорового образа жизни у жителей региона, развитие человеческого потенциала. В связи с исполнением мероприятий проекта управле- нием здравоохранения совместно с подведомственными медицинскими организациями проводится системная информационно-образовательная и профилактическая работа среди несовершеннолет- них по различным направлениям. Работа органов здравоохранения проводится во взаимосвязи с органами опеки и попечитель- ства, образования, службами внутренних дел. В рамках межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей совмест- но со специалистами органов местного самоуправления, МЧС проводят обследования социально- бытовых условий проживания семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на пред- мет возникновения пожара или иной ситуации чрезвычайного характера. 7. Участие органов службы занятости в профилактике безнадзорности и правонарушений При содействии всех заинтересованных служб, принимающих участие в реализации индивиду- альных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, проводится работа по трудоу- стройству подростков. Организация трудоустройства несовершеннолетних является средством профилактики право- нарушений среди несовершеннолетних и получения первичных профессиональных навыков работы и опыта коллективного труда, а также повышения уровня материальной поддержки подростков. В текущем году в области обеспечена временная занятость 3,1 тыс. подростков. Несовершенно- летним предоставлялась работа по благоустройству и озеленению пришкольных участков, подрост- ки помогали в библиотеках, работали в качестве вожатых в лагерях с дневным пребыванием и другие формы работы. Приоритетным правом участия в программе временного трудоустройства несовер- шеннолетних граждан пользовались подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. За 7 месяцев 2018 года трудоустроено 1,3 тыс. подростков (42,2 %) данной категории: из них 26 человек (2,0 %) — дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, 6 человек (0,5 %) — подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Управление труда и занятости проводит работу по организации временной занятости несо- вершеннолетних в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти, образовательными учреждениями, органами местного самоуправления и работодателями. Кроме того, в целях трудоустройства подростков, состоящих на учете в органах системы про- филактики, сотрудники органов службы занятости информируют несовершеннолетних на заседаниях комиссий о вариантах трудоустройства и переобучения. Центрами занятости населения заключаются договоры с работодателями о совместной деятельности по организации временного трудоустрой- ства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно Закону Липецкой области от 24 февраля 2012 года № 13-ОЗ «О финансовой поддержке граждан в сфере содействия занятости населения» несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период временного трудоустройства в свободное от учебы время по направлению орга- нов службы занятости выплачивается материальная поддержка за фактически отработанное время. В 2018 году в областном бюджете на эти цели предусмотрено 2470, 0 тыс. рублей. При проведении мониторинга выяснилось, что ряд работодателей отказываются от сотрудниче- ства со службой занятости населения по временному трудоустройству несовершеннолетних в сво- бодное от учебы время и в период летних каникул, ссылаясь на следующие причины: особые условия работы, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (сокращенный график рабо- ты, особые условия труда и др.); прохождение дополнительных проверок инспекции труда и прокура- туры; проведение обязательного платного медицинского осмотра при приеме на временные работы за счет работодателя; дополнительная ответственность за сохранение здоровья несовершеннолет- них; отсутствие мотивации наставничества и возможности привлечения куратора; сложное финансо- вое положение предприятия или недостаточное количество подходящих для подростков видов работ. В целях преодоления существующих проблем центрами занятости населения проводится разъ- яснительная и информационная работа, а также осуществляется оказание практической помощи при оформлении необходимых документов. 8. Участие органов внутренних дел в профилактике безнадзорности и правонарушений В целях консолидации усилий по розыску несовершеннолетних управлением МВД России по Ли- пецкой области разработан «Алгоритм взаимодействия правоохранительных, иных органов власти и общественности при поступлении сообщения о безвестном исчезновении ребенка (детей) и его (их) розыске на территории Липецкой области», утвержденный 14 августа 2017 года главой администра- ции области. По вопросам розыска детей, самовольно ушедших из дома и учреждений, с 2015 года УМВД Рос- сии по Липецкой области обеспечено взаимодействие с Липецкой областной общественной органи- зацией «Поиск пропавших детей» (далее — ЛООО «Поиск пропавших детей»), добровольцы которой участвуют в поисковых мероприятиях по розыску конкретных лиц, пропавших без вести, в первую очередь детей. Организация введена в реестр добровольческих организаций Российской Федера- ции. К основным направлениям деятельности ЛООО «Поиск пропавших детей» относятся: незамед- лительное распространение информации о разыскиваемых лицах, распространение ориентировок в средствах массовой информации и сети Интернет, проведение бесед с гражданами, привлечение сил общественности к участию в поиске пропавших. УМВД России по Липецкой области совместно с ЛООО «Поиск пропавших детей» с 2015 года на постоянной основе осуществляет мониторинг социальных сообществ в сети Интернет с целью выявления групп, призывающих несовершеннолетних к самовольному оставлению семей и детских учреждений. В ходе проведенного мониторинга начиная с 2016 года выявлено 17 таких сообществ в социальной сети «ВКонтакте». УМВД России по Липецкой области совместно с ООО «ВКонтакте» вы- явленные сообщества заблокированы. В прошедшем году члены добровольческой организации «Поиск пропавших детей» принимали участие в розыске 68 несовершеннолетних. Информационное обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних в части, касающейся органов внутренних дел, осуществляется на постоянной основе. Сотрудниками полиции организована информационная работа в образовательных организациях как среди детской, так и родительской аудитории. Её основные направления касаются правового вос- питания подростков, информирования о действующем законодательстве в сфере защиты прав детей от преступных посягательств, разъяснения мер по обеспечению их безопасности в общественных местах. В областных и районных средствах массовой информации осуществлено 295 выступлений с ос- вещением работы сотрудников полиции в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также проведено 135 встреч с населением. Следственным управлением Следственного комитета России по Липецкой области налажено тесное взаимодействие с Г(О)БУ «Центр Семья», с которым заключено соглашение об обеспечении гарантий государственной защиты прав и свобод детей, реабилитации и психологического сопро- вождения несовершеннолетних, пострадавших от преступлений, оказавшихся в социально опасном положении, в том числе совершивших попытки самоубийств, а также членов их семей. В этой связи является обоснованным и целесообразным поступившее от субъектов профилакти- ки правонарушений региона предложение о включении следственных органов Следственного коми- тета России по Липецкой области в число субъектов профилактики правонарушений. В целях обеспечения взаимодействия по вопросам соблюдения и защиты прав и законных ин- тересов детей следственным управлением Следственного комитета России по Липецкой области заключены соглашения с управлением Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потре- бителей и благополучии человека, управлением здравоохранения Липецкой области. По вопросам взаимодействия по противодействию негативным проявлениям в молодежной среде подписан ряд совместных нормативно-распорядительных документов с УМВД России по Ли- пецкой области: приказ № 31/866 «О создании постоянно действующей контрольно-аналитической группы по противодействию экстремизму», распоряжение «О пресечении распространения в сети Интернет сведений, посягающих на половую неприкосновенность несовершеннолетних, а также по- буждающих их к совершению в отношении себя действий, представляющих угрозу их жизни и здоро- вью», которым создана межведомственная рабочая группа. Проведены заседания указанных рабочих групп с участием сотрудников правоохранительных органов. 9. Участие учреждений уголовно-исполнительной системы в профилактике безнадзор- ности и правонарушений Областной комиссией по делам несовершеннолетних обеспечивается взаимодействие с УФСИН России по Липецкой области в сфере профилактики и правонарушений. С мая 2015 года несовершеннолетние, совершившие преступление на территории Липецкой об- ласти и осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания в Алексинскую вос- питательную колонию УФСИН России по Тульской области (далее — Алексинская ВК). С целью ознакомления с условиями содержания несовершеннолетних осужденных жителей Липецкой области и организацией работы по их ресоциализации областной комиссией совместно с УФСИН России по Липецкой области осуществляются выезды в Алексинскую ВК. В целях своевременного оказания содействия в решении вопросов трудового и бытового устрой- ства после освобождения администрация колонии взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики Липецкой области. В целях предупреждения правонарушений и повторных преступлений среди несовершенно- летних, состоящих на учете, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, комиссиями обеспечивается взаимодействие с органами внутренних дел и ФКУ УИИ УФСИН России по Липецкой области. В целях оказания содействия в получении осужденными социальной, правовой и других видов помощи ФКУ УИИ УФСИН России по Липецкой области заключены соглашения с 10 общественными объединениями, организациями и центрами. В течение 2017 года во взаимодействии с общественными организациями проведен ряд инфор- мационно-пропагандистских, просветительских, образовательных мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения, здорового образа жизни, негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков. В проводимых мероприятиях приняли участие все несовершеннолетние осужденные, состоящие на учете в комиссии, ФКУ УИИ УФСИН России и УМВД России по Липецкой области. 10. Участие прокуратуры в профилактике безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних Одним из ключевых направлений работы прокуроров продолжают оставаться защита и восста- новление прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проведение мероприятий по повышению эффективно- сти профилактики безнадзорности и правонарушений среди таких лиц. Только в 2017 году в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет- них прокурорскими работниками было выявлено более 1700 нарушений законов, принесено 94 про- теста на незаконные правовые акты, руководителям соответствующих организаций направлено 409 представлений, возбуждено 163 дела об административных правонарушениях. В 1 полугодии текущего года вскрыто 1011 нарушений законов, опротестовано 77 юридических документов, внесено 234 представления, к административной ответственности на основании поста- новлений прокуроров привлечено 59 виновных лиц. Особое внимание в органах прокуратуры области уделяется деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осу- ществляемой ими в рамках Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорно- сти и правонарушений несовершеннолетних» и Закона области от 22.08.2007 № 87-ОЗ. Как показывает практика, в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нередко допускаются формализм и волокита при осущест- влении профилактической работы с детьми и подростками. Не всегда применяется надлежащий ком- плекс социальных, правовых, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними антиобщественных действий. На недостаточном уровне на сегодняшний день проводятся необходи- мые мероприятия в семьях, находящихся в социально опасном положении, и т.п. В частности, в МБОУ СОШ № 40 г. Липецка не соблюдались требования ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части оказания психо- лого-педагогической помощи детям на основании письменного заявления (или согласия) их родите- лей (законных представителей). Руководителям МБОУ СОШ № 54 и МБОУ СШ № 11 (г. Липецк) прокурорами были высказаны за- мечания по порядку проведения в соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящи- мися в социально опасном положении. В ОБУ «Центр социальной защиты населения по Хлевенскому району» в ходе прокурорской про- верки выявлены недостатки в организации работы с родителями несовершеннолетних, которые при- вели к нарушению норм ст. ст. 5, 6, 12 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ. В 2017 году мировым судьей Добровского судебного участка рассмотрено несколько уголовных дел, возбужденных в связи с причинением телесных повреждений детям их родителями. Несмотря на это, к последним комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Добро- вского района на протяжении длительного периода времени необходимые меры воздействия не при- менялись, соответствующая профилактическая работа с ними не проводилась, что противоречило положениям ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ и ст. 11 Закона Липецкой области от 30.12.2004 №167-ОЗ. В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Добринского муниципального района вопреки ст. 32 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации и ст. 24.1 Закона области от 15.12.2015 № 478-ОЗ «О профилактике правонарушений в Липецкой области» не осуществлялся должным образом мониторинг уровня подростковой преступности, не анализирова- лись динамика и структура административных правонарушений, совершенных несовершеннолетни- ми, а также причины и условия, им способствующие. Помимо этого, не был налажен обмен информа- цией с другими субъектами системы профилактики в отношении лиц данной категории, состоящих на соответствующем учете. На отсутствие эффективного взаимодействия между субъектами системы профилактики было указано прокуратурой Елецкого района по результатам анализа деятельности комиссии по делам не- совершеннолетних и защите их прав администрации Елецкого муниципального района. В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правобережного округа г. Липецка недостаточно внимания уделялось вопросам взаимодействия с учреждениями здравоохранения в части работы с подростками, употребляющими алкогольную и спиртосодержащую продукцию, нарко- тические средства, психотропные или одурманивающие вещества. В соответствии же с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики право- нарушений в Российской Федерации» реализация основных направлений профилактики правона- рушений осуществляется, в том числе посредством совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений. В ходе прокурорских проверок регулярно выявляются случаи необоснованной либо несвоевре- менной постановки подростков на профилактический учет; факты несоблюдения требований адми- нистративного законодательства при привлечении несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) к административной ответственности; нарушения установленного порядка форми- рования и ведения учетных дел несовершеннолетних и необходимых документов (индивидуальных программ, карт социально-психологического сопровождения, учетно-профилактических карточек и др.). К примеру, как отмечено прокурором Хлевенского района, в подразделении по делам несо- вершеннолетних органа внутренних дел данного района не соблюдалась процедура подготовки и рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния. В связи с тем, что в Усманском районе за 1 полугодие 2018 года несовершеннолетними соверше- но 6 преступлений против 2 — за аналогичный период минувшего года, неоднократно предметом об- суждения была низкая эффективность профилактических мероприятий, проводимая с подростками в районном отделе полиции. В отделе полиции № 2 УМВД России по г. Липецку имели место факты снятия несовершеннолет- них с профилактического учета без достаточных на то оснований и т.д. Вместе с тем, согласно статье 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности, как по выявлению причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, так и по выявлению лиц, имеющих на- мерение совершить преступление, проведению с ними индивидуальной профилактической работы. Наряду с этим обязанностью сотрудников полиции является участие в профилактике безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних. Как свидетельствуют материалы прокурорских проверок, необходимо принять дополнительные меры, направленные на повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в части проведения совместной профилактической работы с семьями, находящимися в соци- ально опасном положении. Наряду с этим внимание должно быть акцентировано на раннем предупреждении и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Прокуратурой области высказаны предложения о внесении изменений в Закон области от 22.08.2007 № 87-ОЗ в целях дополнения нормами, конкретизирующими механизм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет- них, а также иных организаций, не входящих в систему. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 Закона области от 22.08.2007 № 87-ОЗ карта социально-психо- логического сопровождения несовершеннолетнего должна содержать, помимо прочего, сведения об окружении несовершеннолетнего, в том числе об общении его в информационно-телекоммуникаци- онной сети Интернет. В тоже время законодательно не определены механизмы и способы получения органами системы профилактики подобных данных, принимая во внимание технические возможно- сти и вопросы соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей, в связи с чем необходимо внесение изменений в этой части. 11. Участие психолого-педагогических служб в профилактике безнадзорности и правона- рушений Особая роль в реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершен- нолетних, находящихся в социально опасном положении, принадлежит психолого-педагогической службе. Мероприятия с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, включа- ют индивидуальную работу с подростками с привлечением педагогов-психологов, социальных педа- гогов ресурсного Государственного (областного) бюджетного учреждения Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики со- циального сиротства «СемьЯ» (далее — Г(О)БУ «Центр Семья») и коррекцию детско-родительских отношений. На базе Г(О)БУ «Центр Семья» созданы службы дружественного к ребенку правосудия; коррек- ции и реабилитации несовершеннолетних, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения; сопровождения замещающих семей. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается в процессе судопроизводства несо- вершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Помощь носит коррекционно-реабилитационный и профилактиче- ский характер. Педагоги-психологи осуществляют психолого-педагогическую экспертизу и сопрово- ждение несовершеннолетних правонарушителей. В данном вопросе обеспечивают взаимодействие со следственными органами и комиссиями. Специалисты службы дружественного к ребенку правосудия участвуют в ходе досудебного и су- дебного производства при исследовании судом особенностей личности, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него старших лиц, условий и причин совершения преступления, оценки возможностей перспектив исправления, дальнейшего обучения и воспитания, реабилитации, применения мер воспитательного воздействия с учетом особенностей личности. Специалисты служ- бы исполняют постановления, решения, приговоры суда в случае, если предписаны соответствую- щие поручения. Также комплекс профилактических мероприятий, направленных на профилактику правонаруше- ний среди несовершеннолетних, специалисты Центра реализуют по заявкам образовательных орга- низаций и заявлениям родителей (законных представителей). В 2018 году в образовательных организациях городов и районов области специалистами Центра проведено 56 мероприятий (52 с несовершеннолетними, 2 с педагогами, 2 с родителями), в которых приняло участие 2309 человек, из них: 2162 несовершеннолетних, 92 родителя (законного предста- вителя), 55 педагогов. С несовершеннолетними, родителями (иными законными представителями) и педагогами про- ведены тренинги практической направленности «Ответственное поведение», «Я и круг моей ответ- ственности», «Социальные сети — ловушка для подростков», «Толерантное общение», «Три аспекта здоровья», «Как справиться со стрессом», «Мы за здоровый образ жизни»; «круглые столы», часы общения «Отклоняющееся поведение подростков», «Подросток и закон», «Профилактика девиантного поведения в среде подростков», «Мой выбор»; психологические игры «Путешествие в мир права», «Необитаемый остров», «Звездный путь»; информационные лектории «Правовая ответственность подростков», «Я и мой выбор»; обучающие семинары «Кинезиология в системе образования», «Про- филактика девиантного поведения»; родительские собрания «Духовно-нравственное воспитание школьников», «Профилактика интернет-зависимости у подростков»; мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с курением, Международному дню борьбы с наркомафией и наркобиз- несом, Всемирному дню здоровья, Всемирному дню борьбы со СПИДом. В летний период педагоги-психологи провели 10 выездных мероприятий в детских оздорови- тельных лагерях (ОК «Березка», ООЛ «Олимп», ДОЛ «Лукоморье», ДОЛ «Елочка», ЗОЛ «Чайка», ДОЛ «Альбатрос»), охватывая детей профилактическими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепления здоровья. Обеспечивается взаимодействие психологов с Центром временного содержания несовершенно- летних правонарушителей УМВД России по Липецкой области (далее — ЦВСНП), где проводятся кон- сультационные и коррекционные занятия с детьми, совершившими правонарушения и состоящими на учете в комиссии. В 2018 году на базе ЦВСНП проведено 14 профилактических занятий и охвачено 35 несовер- шеннолетних. С 79 подростками систематически проводилась индивидуальная коррекционно-раз- вивающая работа по преодолению личностных проблем, связанных с асоциальными проявлениями, употреблением психоактивных веществ, и налаживанию межличностных взаимоотношений. Общее количество индивидуальных занятий — 375. В Липецкой области на базе трех учреждений: ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и де- тям», Г(О)БУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — Г(О) БУ ППМСП) и Г(О)БУ «Центр Семья» функционирует детский телефон доверия, по которым дети и родители могут получить психолого-педагогическую помощь и наметить основные пути выхода из проблемных ситуаций. Например, с 1 января 2018 года на телефон доверия Г(О)БУ ППМСП поступило 186 звонков, из них: 135 — от детей и подростков, 21 — от родителей (законных представителей), 30 — от иных граж- дан. Одной из проблем современного общества является жестокое обращение с детьми. Главной причиной произвола над детьми является равнодушие окружающих. Недостаточно срабатывает ме- ханизм раннего выявления неблагополучных семей. В апреле 2016 года по данной тематике было проведено заседание Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов, по результатам которого предложен комплекс мер для ор- ганов государственной власти области, органов и учреждений системы профилактики, органов вну- тренних дел, органов местного самоуправления. Весомая роль в процессе профилактики жестокого обращения с детьми отведена общественности. По итогам работы Общественного совета Липецким областным Советом депутатов была под- готовлена законодательная инициатива в Государственную Думу по внесению изменений в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации в части введения в Уголовный кодекс РФ понятия «жестокое обращение с несовершеннолетним». Сегодня этот законопроект № 14296-7 «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части введения легального понятия «жестокое обращение с несовершеннолетним») находится на рассмотрении Государствен- ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В рамках реализации мероприятий Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости, специалистами ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» проводилось рас- пространение брошюр «Защити ребенка от негативного влияния информации в средствах массовой коммуникации», буклетов «Медиабезопасность детей и подростков», памяток для родителей «Как оградить ребенка от деструктивного влияния интернета». 12. Участие Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пре- делах его компетенции принимает участие Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области. Ежегодно Уполномоченный готовит доклад о своей деятельности, который содержит аналитиче- скую информацию о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в регионе и реко- мендации для различных структур и ведомств, направленные на улучшение положения детей. Сведения, содержащиеся в докладе, учитываются при подготовке законопроектов, направлен- ных на защиту прав и законных интересов детей. Для эффективной совместной деятельности по вопросам защиты прав, свобод и законных инте- ресов детей Уполномоченным были заключены соглашения о сотрудничестве с государственными и региональными структурами. Так, в целях обеспечения взаимодействия Уполномоченным заключены соглашения о сотруд- ничестве со следующими органами: Липецким областным судом, УМВД РВ по Липецкой области, Управлением Минюста РФ по Липецкой области, Следственным управлением Следственного ко- митета РФ по Липецкой области, управлением Федеральной службы исполнения наказания РФ по Липецкой области, управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Уполномоченный и принимает активное участие во всероссийских и региональных семинарах, заседаниях Координационных советов Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. В целях повышения эффективности работы по предупреждению безнадзорности и правона- рушений несовершеннолетних, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, пресечению правонарушений и преступлений в отношении детей и подростков, устранению причин и условий им способствующих, Уполномоченным во взаимодействии с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области организованы оперативно-профилактические мероприятия «Быт», «Семья» (февраль), «Лидер» (апрель), «Опасный возраст» (май), «Всеобуч» (сентябрь). В марте 2017 года организована информационная акция «Кон- такт», в ноябре — профилактическое мероприятие «Я и мой выбор». Уполномоченным проводится целенаправленная работа по защите прав и законных интересов детей и семей с детьми. Особое внимание уделяется оказанию помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, проведению профилактики суицидального поведения среди детей и подростков, защите прав и законных интересов детей, обучающихся в общеобразовательных учеб- ных организациях, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Большая работа прово- дится по вопросам правового просвещения несовершеннолетних. С целью повышения эффективности региональной семейной политики Уполномоченный способ- ствует объединению усилий государственных структур, органов местного самоуправления, негосу- дарственных организаций, средств массовой информации, всех специалистов, работающих с детьми и в их интересах, в деле профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. 13. Взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних при организации досуга детей и подростков Важным направлением деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений является организация досуга детей и подростков. В целях максимального охвата организованными формами отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учёта детей, находящихся в социально опасном положении, проводятся мероприятия по летней оздоровительной кампании: — организация работы по увеличению продолжительности работы палаточных лагерей для под- ростков, находящихся в социально опасном положении; — организация временной трудовой занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе с использованием лагерей труда и отдыха; — осуществление персонифицированного учета по обеспечению различными формами отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой и в приемных семьях; — организация мероприятий по вопросам кибербезопасности; — организация работы с несовершеннолетними на базе областных оздоровительных организа- ций. Наиболее значимыми реализуемыми мероприятиями, благодаря которым удалось достичь к 2017 году снижения уровня преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, являются: — реализация на базе детских загородных оздоровительных лагерей регионального благотвори- тельного проекта «Здоровье и безопасность» и проекта «Дворовый Олимп» (формирование дворовых команд для участия в дворовой спартакиаде по футболу, волейболу, мини-футболу, шашкам и шахма- там и др.); — разработка и реализация профилактических программ и межведомственных проектов на базе загородных детских оздоровительных лагерей различной тематической направленности; проведе- ние профилактических мероприятий в рамках Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей»; привлечение несовершеннолетних к проведению добровольческих патриотических и экологических акций; участие обучающихся образовательных организаций области в мероприятиях Всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД»; — проведение форума по противодействию наркомании, алкоголизму и иным антиобществен- ным проявлениям; — привлечение детей и подростков к участию в работе молодёжных общественных организаций; — участие школьников в работе организаций, занимающихся поисковой работой на территории Липецкой области: ЛООО «Экспедиционный клуб «Неунываки»; ЛООО «Поисковый отряд «Заря»; «Во- енно-исторический поисковый отряд «Зверобой»; привлечение детей и подростков к занятиям в во- енно-исторических клубах ЛОМОО ВИК «Копьё», «Северный берег», «Ратоборец»; — привлечение детей к занятиям в организациях дополнительного образования, в целях разви- тия их физических, творческих и интеллектуальных способностей; — посещение членами муниципальных комиссий семей с детьми, находящимися в социально опасном положении; — привлечение обучающихся к трудовой деятельности по благоустройству школ, городов и сел; — проведение областной благотворительной акции «Семья — Семье» на базе территориальных центров социальной защиты населения; — организация работы клубов на базе муниципальных центров социальной защиты населения, деятельность которых направлена на индивидуальную и групповую профилактическую работу с деть- ми и подростками, их социально-психолого-педагогическую реабилитацию и предупреждение совер- шения ими правонарушений и антиобщественных действий. Продолжение. Начало на 29—30-й стр. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 9-10 /25887-25888/18 ЯНВАРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 31 Окончание на 32-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz