Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Закон Забайкальского края от 26.12.2011 № 617-ЗЗК «Об общественных воспитателях несо- вершеннолетних» определяет основные задачи, права, обязанности и основания прекращения дея- тельности общественных воспитателей, а также порядок закрепления общественного воспитателя за несовершеннолетним и порядок работы общественных воспитателей. Подбор общественного воспитателя осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних на основании заявления лица, изъявившего желание стать общественным воспитателем, и заполненной им анкеты по прилагаемой к закону форме, проводит собеседование с указанным лицом и проверку достоверности сведений, содержащихся в анкете, по результатам которых не позднее двух недель принимает постановление о закреплении лица общественным воспитателем за несовершеннолетним с учетом мнения несо- вершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, и по согласованию с его родителями или иными законными представителями либо принимает постановление об отказе лицу в закреплении обще- ственным воспитателем за несовершеннолетним с указанием причин отказа. Комиссия с общественным воспитателем разрабатывает индивидуальную программу реабилита- ции несовершеннолетнего и план мероприятий по ее реализации, которые утверждаются председа- телем комиссии. Контроль за работой общественных воспитателей осуществляют комиссии. Законом предусмотрено поощрение общественного воспитателя: по представлению комиссии по делам несовершеннолетних может поощряться органами государственной власти, органами местного самоуправления или организацией по месту своей работы или учебы. Формы поощрения устанавливаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, организа- циями по месту его работы или учебы. В Воронежской области принят Закон от 03.02.2017 № 5-ОЗ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних». Указанным законом установлены цели и задачи общественных воспитателей, порядок закрепления общественных воспитателей за несовершеннолетними, их права и обязанно- сти, отстранение общественного воспитателя, а также меры морального поощрения. Законом Воронежской области от 5 октября 2017 года № 114-ОЗ внесены изменения в части требований, предъявляемых к общественному воспитателю. Согласно принятым изменениям обще- ственный воспитатель несовершеннолетнего — совершеннолетний дееспособный гражданин Рос- сийской Федерации, по деловым и моральным качествам способный содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетнего, на- ходящегося в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, отвечающий од- ному из следующих требований: имеющий опыт работы с несовершеннолетними не менее двух лет; имеющий опыт работы на руководящих должностях в государственных (муниципальных) учреждениях и иных организациях не менее трех лет; замещавший государственную должность Российской Фе- дерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной гражданской службы Российской Федерации, должность государствен- ной гражданской службы субъекта Российской Федерации, относящуюся к категории руководители, должность муниципальной службы в качестве руководителя, воинскую должность командира (началь- ника) на военной службе, должность командира (начальника) на государственной службе иных видов, в иных учреждениях и органах, связанную с руководством личным составом, не менее трех лет. Согласно статье 4 комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет учет кандидатур общественных воспитателей; с согласия родителей несовершеннолетнего (лиц, их заменяющих) осу- ществляет подбор общественного воспитателя из числа лиц, соответствующих требованиям Закона Воронежской области; определив кандидатуру общественного воспитателя, с согласия родителей несовершеннолетнего (лиц, их заменяющих), а также с учетом мнения несовершеннолетнего, достиг- шего возраста десяти лет, принимает решение о закреплении общественного воспитателя за несо- вершеннолетним; в пятидневный срок со дня принятия решения выдает общественному воспитателю и родителям несовершеннолетнего (лицам, их заменяющим) решение о закреплении общественного воспитателя за несовершеннолетним и памятку, в которой излагаются права и обязанности обще- ственного воспитателя, а также с письменного согласия общественного воспитателя указываются номера его контактных телефонов, место работы и жительства; оказывает общественным воспи- тателям необходимую консультативную помощь, связанную с осуществлением ими указанной дея- тельности; по обращению общественного воспитателя организует оказание несовершеннолетнему медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой, социально-бытовой и иных видов помощи; анализирует информацию общественных воспитателей о работе с несовершеннолетними, при необходимости заслушивает общественных воспитателей на заседании комиссии по делам не- совершеннолетних. Общественные воспитатели, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добив- шиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по представлению комиссии по делам несовершеннолетних могут поощряться органами государственной власти Воронежской области, органами местного самоуправления, организациями по месту их работы или обучения. Фор- мы и порядок морального поощрения общественных воспитателей устанавливаются правительством Воронежской области, органами местного самоуправления, организациями. Помимо этого, в Республиках Тыва, Татарстан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарской Ре- спублике приняты законы об общественных воспитателях. Порядок закрепления общественных вос- питателей за несовершеннолетними и порядок работы общественных воспитателей определены ука- занными законами. Порядок назначения общественных воспитателей и контроль за их деятельностью осуществляются комиссиями по делам несовершеннолетних. Следует отметить опыт реализации закона об общественных воспитателях в Татарстане. Респу- бликанской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав принято постановление от 20.09.2017 № 11-17 «О проведении ежегодного республиканского конкурса среди общественных воспитателей несовершеннолетних «Лучший общественный воспитатель несовершеннолетних Ре- спублики Татарстан», которым утверждено Положение о проведении указанного конкурса. Конкурс призван способствовать совершенствованию социальной политики в области предупреждения без- надзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации конституцион- ных норм по защите семьи и детства. Несомненно, данный конкурс способствует повышению авторитета и статуса общественных вос- питателей несовершеннолетних. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, ут- верждающие Положения об общественных воспитателях. Например , постановлением Правительства Кировской области от 15 . 12 . 2015 № 74/824 утверждено Примерное положение об общественных воспитателях несовершеннолетних, на основании которого муниципальные образования принимают свои нормативные правовые акты, утверждающие Положения об общественных воспитателях, устанавливающие порядок закрепления общественных воспитателей за несовершеннолетними, их права, обязанности, порядок назначения, работы и прекращение деятельности. Постановлением главы администрации Белгородской области от 29.05.2001 № 351 «Об обще- ственных воспитателях детей и подростков Белгородской области, оказавшихся в трудных жизнен- ных ситуациях или склонных к правонарушениям» утверждено Примерное положение об обществен- ных воспитателях детей и подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или склонных к правонарушениям, на основании которого главы муниципальных образований принимают свои Положения. Так, во исполнении указанного постановления, постановлением главы администрации Старо- оскольского городского округа Белгородской области от 17.10.2014 № 3556 утверждено Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних на территории Старооскольского городского округа, которым определены основные задачи общественного воспитателя, порядок их закрепления, права, обязанности, прекращение их деятельности, а также поощрение общественных воспитателей. Анализ правовой базы субъектов Российской Федерации в сфере регулирования вопросов де- ятельности общественных воспитателей свидетельствует о том, что не во всех регионах достигнуто единообразие. В ряде регионов институт общественных воспитателей закреплен законом субъекта Российской Федерации, в отдельных субъектах РФ — указами, постановлениями глав регионов или органов местного самоуправления. Учитывая положительный опыт института общественных воспитателей в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Липецкой области, представляется необходимым подго- товить изменения в Закон области «Об общественных воспитателях» в целях его совершенствования и дальнейшей реализации. Законом Липецкой области от 29.12.2012 № 111-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ли- пецкой области» внесены изменения в следующие законы области: от 6 июня 2007 года № 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специ- ализированного жилищного фонда Липецкой области», в части определения порядка обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспи- рантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» в части дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение; от 27 декабря 2007 года № 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельны- ми государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области» в части, касающейся формирования списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставления единовременной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ремонт закрепленного жилого помещения. В настоящее время управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области разра- батывается проект закона «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О порядке предостав- ления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области» в части определения порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказа- ния вышеуказанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и расширения критериев для определения данных обстоятельств. В нашем регионе в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и закон- ных интересов детей принят Закон Липецкой области от 18 августа 2011 года № 523-ОЗ «Об Уполно- моченном по правам ребенка в Липецкой области». Законом определены порядок назначения на должность Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области (далее — Уполномоченный), случаи прекращения полномочий, компетенция, орга- низационные формы и условия его деятельности. В указанном законе регламентировано, что Уполномоченный по правам ребенка осуществляет в пределах своей компетенции, в порядке, установленном законодательством, участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Уполномоченный наделен полномочиями по продвижению и защите прав, свобод и законных интересов ребенка. При осуществлении своих полномочий независим от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом Липецкой области Российской Федерации и иными законами области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие формы и средства защиты прав, сво- бод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государствен- ных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Ежегодно Уполномоченный по правам ребенка представляет в Липецкий областной Совет депу- татов доклад о своей деятельности, который публикуется в областной «Липецкой газете» и направля- ется лицам, определенным законом. Доклад готовится с целью обеспечения органов власти всех уровней и иных заинтересованных органов объективной аналитической информацией о соблюдении прав и законных интересов несо- вершеннолетних в Липецкой области и содержит рекомендации для различных структур и ведомств, направленные на улучшение положения детей в нашем регионе. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 31.05.2018 года № 547-пс был при- нят Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2017 год. Одним из механизмов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является воз- можность получения бесплатной юридической помощи в указанной сфере. Так, на территории нашего региона с 1 марта 2013 года действует Закон области № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области», регулирующий отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Феде- рации на территории области в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. В дополнение к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, определенным Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», установлено, что право на получение бесплатной юридической помощи имеют: много- детные граждане (имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе переданных на вос- питание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью) и детей в возрасте до 24 лет, являющихся учащимися очной формы обучения в образовательных организациях, и в возрасте до 21 года, проходящих военную службу по призыву); одинокие родители, имеющие ребенка в возрас- те до 14 лет (по вопросам защиты прав и интересов детей); несовершеннолетние, пострадавшие от насилия и (или) эксплуатации, жертвы торговли детьми, а также их законные представители и (или) представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних. Зачастую причиной противоправного поведения несовершеннолетних является употребление алкоголя и наркотиков. В связи с этим огромную роль имеет принятие Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на террито- рии Липецкой области», устанавливающий дополнительные ограничения времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции. Так, например, в следующие дни: 25 мая или иной день, в который в поселениях и городских округах проводятся мероприятия по случаю окончания образо- вательного учреждения — «Последний звонок», Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний, не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Указанный закон области принят в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных ин- тересов граждан нашей области. Большое значение имеет принятие Закона Липецкой области от 3 марта 2014 года № 259-ОЗ «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных ве- ществ и их аналогов, а также потребления иных новых потенциально опасных психоактивных веществ в Липецкой области». Данный областной закон направлен на создание организационных и правовых гарантий в целях предупреждения распространения наркомании в Липецкой области. Указанным законом области установлено, что основными задачами в сфере профилактики не- медицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных веществ являются: развитие и укрепление системы комплексной профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных веществ; создание системы мониторинга наркоситуации в Липецкой области; формирование в обществе нетерпимого отношения к потреблению наркотических средств и иных ве- ществ, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды в средствах массовой информации; развитие и укрепление взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и координации деятельности всех органов государственной власти, общественных объединений и иных некоммерческих организаций по указанным вопросам; органи- зация и проведение профилактических мероприятий; проведение профилактических медицинских осмотров и тестирования с целью раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и иных веществ; формирование ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотические средства; совершенствование системы оказания медицинской помощи больным наркоманией и лицам, допускающим немедицинское потребление наркотических средств и иных веществ, и их реабилитации; организация системы обучения и трудоустройства лиц, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании; совершенствование работы по повышению профессионального уровня специалистов органов и организаций образования, здравоохранения, социальной защиты по вопросам профилактики наркомании; создание условий для вовлечения граж- дан Липецкой области в занятия творчеством, физической культурой и спортом. К категориям лиц, в отношении которых осуществляется профилактика немедицинского потре- бления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных ве- ществ, отнесены дети и молодежь, находящиеся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, — в целях предупреждения причинения вреда их здоровью, а также их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; родители (иные законные представители) — в целях приобретения ими знаний, необходимых для выявления детей, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, а также иные вещества, и в целях обучения навыкам бесконфликтного общения с детьми, потребляющими нарко- тические средства, психотропные вещества и их аналоги, а также иные вещества. За период 2017 года сотрудниками органов и подразделений внутренних дел области по линии незаконного оборота наркотиков раскрыто 1023 противоправных деяния. В суд направлены уголов- ные дела по 1004 преступлениям данной категории. Установлено 952 виновных лица в совершении данных деяний, в том числе 425 — по тяжким составам, из которых привлечены к уголовной ответ- ственности 935 лиц. В регионе обеспечено проведение целого ряда межведомственных целевых мероприятий по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их аналогов: «Мак-2017», «Дети России-2017», «Наркостоп-2017», Общероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!». Сотрудниками органов внутренних дел пресечено 1057 фактов потребления наркотиков без на- значения врача. В 2017 году полицейскими области в родительских и молодежных аудиториях проведено более 2 тысяч лекций по предупреждению распространения наркомании. С целью выявления и пресечения фактов пропаганды и рекламы наркотиков, а также новых по- тенциально опасных психоактивных веществ УМВД России по Липецкой области организован по- стоянный мониторинг липецкого сегмента сети Интернет. Особое внимание уделялось популярным социальным сетям «ВКонтакте», «Одноклассники» и другим. В ходе мониторинга выявлено 22 таких противоправных факта, по которым составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 6.13 КоАП РФ «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсо- ров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсо- ры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсо- ры, новых потенциально опасных психоактивных веществ». Помимо алкоголя и наркотиков, нашу молодежь привлекают и безалкогольные тонизирующие напитки, которые оказывают не меньший вред здоровью подростка, чем алкоголь или наркотики. В целях защиты нравственности и здоровья граждан 2 октября 2014 года принят Закон области № 320-ОЗ «О некоторых вопросах потребления и розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Липецкой области», устанавливающий ограничения потребления (распития) и розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Липецкой области ли- цам, не достигшим 18 лет. В результате реализации совместно с органами власти и заинтересованными ведомствами комплекса мероприятий по усилению борьбы с безнадзорностью, беспризорностью и правонаруше- ниями несовершеннолетних сохранилась тенденция снижения массива совершенных подростками уголовно наказуемых деяний (-15,6%) и числа несовершеннолетних правонарушителей (-5,2%). В 2017 году выявлено 489 случаев вовлечения взрослыми лицами подростков в употребление спиртных напитков. Сократилось на 3,5% (967) число случаев появления несовершеннолетних, не до- стигших 16-летнего возраста, в состоянии опьянения, а равно распития ими алкогольной продукции, потребления наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах. Выявлено 314 фактов вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака, по кото- рым составлены административные материалы по ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ «Вовлечение несовершенно- летнего в процесс потребления табака». 15 декабря 2015 года принят Закон области № 478-ОЗ «О профилактике правонарушений в Ли- пецкой области», регулирующий общественные отношения в сфере профилактики правонарушений на территории Липецкой области. Законом определено, что органы государственной власти области, органы местного само- управления, иные государственные органы, учреждения и организации осуществляют профилактику правонарушений несовершеннолетних в пределах своих полномочий путем: — участия в реализации государственной политики в интересах детей и молодежи; — обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; — принятия мер по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов, организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей; — содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества; — обеспечения защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллекту- альное, психическое, духовное и нравственное развитие; — принятия мер по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, спо- собствующих этому; — организации социально-педагогической и иной реабилитации несовершеннолетних, находя- щихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации; — участия, в том числе совместно с правоохранительными органами, в выявлении и пресечении случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям; — участия, в том числе совместно с правоохранительными органами, в выявлении и пресечении случаев систематического бытового насилия в отношении детей в семьях, образовательных и иных организациях; — участия, в том числе совместно с правоохранительными органами, в выявлении и пресечении деятельности организованных молодежных групп антиобщественной направленности; — осуществления мероприятий по поддержке семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе; — оказания поддержки общественным объединениям и иным организациям, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов ребенка; — применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей и иных закон- ных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федера- ции и законодательством области; — проведения иных мероприятий, направленных на профилактику беспризорности, безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних. Положительную роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних имеет установление статьей 8.2 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение установленных ограничений нахождения детей на объектах (на тер- риториях, в помещениях), в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 8.2 КоАП области, составляются должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными руково- дителями данных органов. За 7 месяцев 2018 года сотрудниками полиции установлено 9 случаев нахождения несовершен- нолетних детей без сопровождения родителей и иных законных представителей в вечернее и ночное время. Во всех установленных случаях в отношении родителей полицейскими области подготовлены материалы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ (неисполне- ние родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по со- держанию и воспитанию несовершеннолетних). В нашей области делается немало для обеспечения безопасности детей, оказания помощи се- мьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В целях установления правовых основ деятельности органов и учреждений системы профилакти- ки по выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям был принят Закон Липецкой области от 14.09.2017 № 112-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области в части профилактики суицидального поведения несовершеннолетних», которым законы Липецкой области: от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ; от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ; от 15 декабря 2015 года № 478-ОЗ «О профилактике правонарушений в Липецкой области» приведены в соответствие с положениями федерального законодательства в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению, определяющих участие органов и учреждений системы профилактики в работе по выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в противоправные дей- ствия, а также склонения их к суицидальным действиям. По данным Следственного комитета РФ за последние три года в Российской Федерации суицид совершили 2 205 детей. В Липецкой области за 3 года имели место 11 случаев суицида. Одной из самых серьезных угроз безопасности жизни и здоровью детей является информация в сети Интернет о способах суицидов и призывы к их совершению. На сегодняшний день на федераль- ном уровне предприняты дополнительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков: введена уголовная ответственность за побуждение детей к суициду и установлены дополнительные механизмы противодействия деятельности, направленной на побужде- ние детей к суициду. Специалисты называют основными причинами, подталкивающими несовершеннолетних к совер- шению самоубийства, проблемы с родителями и в социальной среде подростка, недостаток обще- ния, зависимость от компьютерных игр. В России в среднем каждый четвертый подросток сталкива- ется с унижением, оскорблением и преследованием в сети. Сотрудниками полиции на территории нашего региона организован комплекс мероприятий по выявлению интернет-сайтов, направленных на пропаганду суицидов, смерти и молодежного экс- тремизма. По информации УМВД России по Липецкой области полицейскими и представителями го- родских и районных прокуратур проведено и совместно отработано 73 интернет-кафе и помещения с бесплатным доступом к сети Интернет, осуществлено 216 проверок липецкого сегмента сети Интер- нет. В Управление Роскомнадзора по Липецкой области направлено 58 обращений о принятии мер к блокированию выявленных сайтов, групп и объединений, содержащих запрещенную информацию и сведения, причиняющие вред здоровью и (или) развитию несовершеннолетних. Сотрудниками полиции установлено 14 профилей регистрации в социальной сети «ВКонтакте» лиц, являющихся участниками сообществ суицидальной направленности, проживающих на террито- рии областного центра, г. Ельца, Грязинского, Усманского, Задонского и Тербунского районов. По трем фактам организовано проведение проверок с привлечением к работе с несовершенно- летними психологов с целью их выведения из группы суицидального риска. Два несовершеннолетних госпитализированы в ГУЗ «Липецкая областная психоневрологическая больница» для прохождения стационарного лечения. В 9 случаях факты участия подростков в группах и сообществах, пропаганди- рующих суицидальное поведение среди молодежи, объективного подтверждения не нашли. Работа по профилактике суицидального поведения осуществлялась во всех образовательных организациях. В целях предупреждения суицидального поведения подростков, вовлечения несо- вершеннолетних в деятельность молодежных объединений, пропагандирующих суицидальное пове- дение, в 2017 году проведено 648 встреч с администрациями и педагогическими коллективами всех образовательных организаций региона. В течение 2017 года специалистами ОКУ «Кризисный центр помощи семье и детям» на базе учреждений социальной защиты населения и образовательных организаций были проведены ме- роприятия на тему «Информационная безопасность детей в сети Интернет как мера профилактики суицидального поведения несовершеннолетних». Данное мероприятие проводилось как для несо- вершеннолетних и их родителей, так и для социальных педагогов и психологов. В целях профилактики суицидального поведения несовершеннолетних специалистами террито- риальных центров социальной защиты населения разработаны буклеты для родителей и подростков: «Суицид. Группа риска», «Крик души, или Суицид среди подростков», «Мифы и факты о суициде», «Преодоление интернет-зависимости у детей», «Влияние компьютерных игр на склонность к суици- ду»; памятки для родителей «Сохраним детям жизнь!»; проведены беседы с несовершеннолетними: «Я и мои ценности», «Мы выбираем жизнь», «Моя самооценка», «Жизнь — не игра, перезагрузки не будет» и др. В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере патриотического воспи- тания граждан принят Закон Липецкой области от 23 июля 2018 № 190-ОЗ «О патриотическом вос- питании в Липецкой области», определяющий основные цели, задачи и принципы, а также правовые, экономические и организационные основы деятельности по решению вопросов патриотического воспитания населения области. Целями патриотического воспитания граждан, проживающих на территории региона, являются возрождение, сохранение и развитие в обществе основ гражданственности и патриотизма как важ- нейших духовно-нравственных и социальных ценностей; создание условий для повышения граждан- ской ответственности за судьбу России, Липецкой области; повышение уровня консолидации обще- ства для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России, Липецкой области; укрепление чувства сопричастности граждан к истории, культуре и традициям России, Липецкой области; упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности и многонационального народа Российской Федерации (российской нации); обеспечение преемственности поколений; воспитание гражданина, имеющего активную жизненную позицию. Достижение указанных целей осуществляется, в том числе, посредством формирования у мо- лодых граждан любви к Отечеству, уважения к истории, культуре и традициям Отечества, формиро- вания у них высоких духовно-нравственных и культурных ценностей, потребности в их дальнейшем развитии. Сегодня можно сказать, что вышеуказанные законы области реально работают, о чем свидетель- ствует приведенная статистика. Объединение усилий всех ведомств и применение мер профилакти- ки позволило снизить число правонарушений среди несовершеннолетних. II. Предмет и задачи правового регулирования Закона области от 22 августа 2007 № 87- ОЗ Мониторинг Закона области от 22 августа 2007 № 87-ОЗ направлен на оценку состояния и эф- фективности реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно- летних, выявление проблем, связанных с его реализацией, и совершенствование областного законо- дательства в этой сфере. Основным нормативным правовым актом, регулирующим на территории Липецкой области во- просы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Закон об- ласти от 22 августа 2007 № 87-ОЗ. Указанный Закон направлен на формирования государственной политики Липецкой области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания в области системы выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорно- сти, совершению правонарушений и других антиобщественных деяний несовершеннолетними. Закон области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ принят в развитие Федерального закона «Об ос- новах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и использует основные понятия и термины вышеназванного федерального нормативного правового акта, а также Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федера- ции». Так, согласно действующему законодательству, несовершеннолетний — лицо, не достигшее воз- раста восемнадцати лет; безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспи- танию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определена как систе- ма социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и анти- общественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных дей- ствий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опас- ном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суици- дальным действиям. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осно- вывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с со- блюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятель- ности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Таким образом, вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних весьма многогранны с точки зрения правового регулирования по сферам субъектов такой профилак- тики и требуют комплексного подхода и отлаженного межведомственного взаимодействия. III. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их компетенция и деятельностьпо профилактике безнадзорности и правонарушений В соответствии с Законом области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ в систему органов по про- филактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области входят: областная и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — ко- миссии); исполнительный орган государственной власти области, уполномоченный в сфере социаль- ной защиты населения; исполнительный орган государственной власти области, уполномоченный в сфере образования; органы опеки и попечительства; исполнительный орган государственной власти области, уполномоченный в сфере молодежной политики; исполнительный орган государственной власти области, уполномоченный в сфере здравоохранения; органы службы занятости, расположен- ные на территории области; органы внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). Отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области осуществляют расположенные на ее территории: учреждения социального обслуживания населения, в том числе центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению, социальные приюты, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нужда- ющихся в социальной реабилитации; образовательные организации, в том числе образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представи- телей), образовательные организации для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и ме- дико-социальной помощи, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психо- логической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения, созданные для реализации молодежной политики; учрежде- ния здравоохранения; центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Кроме того, в порядке, установленном законодательством, в деятельности по профилактике без- надзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах их компетенции принимают участие расположенные на территории области: органы и учреждения культуры; органы и учреждения физи- ческой культуры, спорта и туризма; Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области; другие органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодатель- ством области. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних определены главой 2 Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ. Согласно статье 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы мест- ного самоуправления. Порядок создания этих комиссий и осуществления ими деятельности опреде- ляется законодательством субъекта Российской Федерации. В целях реализации указанной нормы на территории нашей области принят Закон области от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ, которым устанавливается порядок образования и деятельности об- ластной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) в Липецкой области. Вышеуказанным законом определены правовая основа и принципы деятельности комиссий, их цели и задачи, права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении пере- данных государственных полномочий, а также порядок осуществления контроля и ответственность по исполнению переданных государственных полномочий. Установлено, что органы местного самоуправления городских округов г. Липецка и г. Ельца и муниципальных районов области (далее — органы местного самоуправления) наделяются государ- ственными полномочиями по образованию и организации деятельности муниципальных комиссий на неопределенный срок. Органы местного самоуправления обязаны: осуществлять переданные государственные полно- мочия надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством Российской Федера- ции и области; использовать финансовые и материальные средства, предоставленные для осущест- вления переданных государственных полномочий из областного бюджета, по целевому назначению; представлять в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки и областную комиссию информацию, материалы и отчеты, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий; исполнять письменные требования исполнительного органа государ- ственной власти области в сфере образования и науки и областной комиссии по устранению наруше- ний, допущенных при осуществлении переданных государственных полномочий; в случае отзыва или прекращения переданных государственных полномочий возвратить неиспользованные финансовые и материальные средства; давать разъяснения по вопросам, отнесенным к переданным государ- ственным полномочиям, рассматривать обращения, заявления и жалобы граждан по указанным во- просам и принимать по ним необходимые меры. Кроме того, органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право: обращаться в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки и областную комиссию за оказанием методической помощи по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; запрашивать и получать от органов госу- дарственной власти области, организаций независимо от их организационно-правовых форм инфор- мацию, необходимую для осуществления переданных государственных полномочий. 1. Участие комиссий по делам несовершеннолетних в профилактике безнадзорности и правонарушений Согласно Закону области от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ Положение об областной комиссии, ее численный и персональный состав утверждаются главой администрации области с учетом числа органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних, объема и содержания выполняемой работы. Во исполнении указанной нормы распоряжением администрации Липецкой области от 19.04.2005 года № 253-р «Об образовании областной комиссии по делам несовершеннолетних и за- щите их прав» образована областная комиссия и утвержден её персональный состав, а также утверж- дено Положение об областной комиссии. Распоряжением администрации Липецкой области от 22 сентября 2015 г. № 471-р Положение об областной комиссии было переработано. Областная комиссия сформирована с учетом включения в ее состав руководителей и заместите- лей руководителей основных ведомственных служб, занимающихся вопросами образования и воспи- тания, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, за- нятости, молодежной политики, которые комплексно решают проблемные вопросы в данной сфере. В целях эффективной реализации Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ областной комиссией разработаны «Порядок организации учета несовершеннолетних в комиссии по делам не- совершеннолетних и защите их прав», «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы про- филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении», утверждена форма отчета деятельности комиссий в соответствии с их полномочиями. В целях повышения эффективности работы по профилактике правонарушений применяется про- граммно-целевой метод. Комплекс мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений не- совершеннолетних, реализуется в рамках подпрограммы 1 «Профилактика правонарушений» госу- дарственной программы «Обеспечение общественной безопасности населения и территории Липец- кой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 22.10.2013 № 474. В 2017 году в рамках указанной подпрограммы проведены следующие мероприятия: областной конкурс среди старшеклассников «Подросток и закон»; цикл «Права и обязанности несовершенно- летних»; смотр-конкурс на лучшую организацию работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди областных учреждений поддержки семьи, материнства и детства; комплекс мероприятий для молодёжи, направленных на пропаганду безопасности жизнедеятельности. Кроме того, отдельные мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, реализу- ются и по другим государственным и муниципальным программам (подпрограммам). Так, например, государственной программой Липецкой области «Социальная поддержка граж- дан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области», утвержденной постанов- лением администрации Липецкой области от 18.12.2013 № 598 (ред. от 01.02.2018) предусмотрен ряд мероприятий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержку семьи, материнства и детства. Для осуществления взаимодействия органов и учреждений системы профилактики и судов в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в нашей области создан Координационный совет по развитию дружественного к ребенку правосудия (далее — Координационный совет), который является межведомственным консультативно-совещательным органом. В 2016 году утвержден Порядок межведомственного взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, следствия, судов и служб примирения (медиации) Липецкой области по реализации восстановительных технологий. В области реализуется программа дополнительного профессионального образования «Органи- зация служб примирения: психолого-педагогические и социально-юридические аспекты» с привле- чением представителей судов, комиссий по делам несовершеннолетних, практикующих медиаторов. За 2016-2017 годы по данной программе прошли обучение 94 педагога Липецкой области. Разработано и растиражировано учебно-методическое пособие «Организация службы примире- ния (медиации) в системе образования», предназначенное для органов местного самоуправления, специалистов муниципальных комиссий, руководителей и кураторов служб примирения (медиации) в образовательных организациях общего образования, среднего профессионального, коррекционного образования, учреждений дополнительного образования детей и других организаций. В регионе продолжается системная работа по просвещению педагогов, специалистов комиссий о методах и технологиях восстановительного правосудия в отношении детей в формате семинаров, круглых столов, тренингов, курсов повышения квалификации. Анализ деятельности органов и учреждений системы профилактики, обобщения информацион- но-аналитических материалов и статистических сведений, характеризующих деятельность муници- пальных комиссий и субъектов системы профилактики, участие в разработке и реализации государ- ственных программ области по профилактике безнадзорности возлагаются на областную комиссию. Ежегодно областная комиссия готовит проект доклада «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области», который глава администрации области вносит на утверждение в Липец- кий областной Совет депутатов. В текущем году соответствующий доклад за 2017 год утвержден 31 мая 2018 года постановлением Липецкого областного Совета депутатов № 548-пс. Муниципальными комиссиями ведется персонифицированный учет несовершеннолетних. Орга- ны и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции ежемесячно направляют в комиссию сведения о несовершеннолетних, которые подлежат индивидуальной профилактической работе, и семьях, находящихся в социально опасном положении. По мере поступления сведений комиссия заносит эти сведения в документы персонифицированного учета — учетную карту несовершеннолетнего или карту семьи, находящуюся в социально опасном положении. На основе документов персонифицированного учета комиссией составляются и реализуются индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершенно- летних и семей, находящихся в социально опасном положении в соответствии со статьей 12 Закона области от 22.08.2007 года № 87-ОЗ. Основу индивидуальной программы составляет карта социально-психологического сопровожде- ния. Карта содержит сведения о социально-бытовых и жилищных условиях несовершеннолетнего и его семьи; о характере взаимоотношений в семье; об окружении несовершеннолетнего: круг друзей, сведения об общении несовершеннолетнего в информационно-телекоммуникационной сети «Интер- нет»; данные о привлечении к уголовной или административной ответственности, о состоянии здоро- вья, увлечениях; другие сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего; информация о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему мер воспитательного воздействия и рекомендации по его реабилитации. Карта составляется на основании сведений, по- лученных в результате посещения семьи несовершеннолетнего (если таковая имеется), его учебного заведения (если несовершеннолетний учится), бесед с преподавателями, классным руководителем, а также иных сведений. Социально-психологическое исследование несовершеннолетнего в целях со- ставления карты осуществляется с привлечением необходимых специалистов. В целях единого подхода к организации индивидуальной профилактической работы с данной ка- тегорией лиц областной комиссией для муниципальных комиссий разработан проект индивидуаль- ной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Совместно со специалистами социально-психологических служб подготовлен образец карты социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего, находящегося в социаль- но опасном положении. Ежегодно от органов и учреждений системы профилактики в комиссии поступает около 7 тысяч информаций, наибольшее их число от органов внутренних дел (более 4 тысяч), органов социальной защиты населения и органов здравоохранения (около тысячи), органов образования (более 1,5 ты- сяч), органов по делам молодежи и органов службы занятости (в пределах 400 информаций). Продолжение. Начало на 29-й стр. Продолжение на 31-й стр. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 30 № 9-10 /25887-25888/18 ЯНВАРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz