Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

ИНФОРМАЦИЯ о результатах мониторинга Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» и принятых в целях реализации его положений нормативных правовых актов Введение Дети — это будущее не только каждой отдельной семьи, но и страны в целом. Судьба любого государства зависит от того, какими будут люди, которые в нем живут. Поэтому воспитание подрас- тающего поколения — одно из приоритетных направлений государственной политики нашего госу- дарства. По данным Росстата, общая численность населения России по состоянию на 1 января 2018 года составила 146 880 432 человека. Из них младше 15 лет — 15,2% от общей численности, что составля- ет 22 245 758 человек. Общая численность населения Липецкой области составила 1 150 201 человек. Из них числен- ность детей и подростков до 18 лет, постоянно проживающих на территории Липецкой области, — 214 876 человек. Ввиду этого в последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства ста- ло одним из основных национальных приоритетов России. В последние годы принят ряд основополагающих концептуальных документов, касающихся госу- дарственной политики в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, определяющая основные направления и задачи го- сударственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Распоряжениями Правительства Российской Федерации утверждены: Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (от 30.07.2014 № 1430-р в ред. от 01.09.2018); Стратегия раз- вития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29.05.2015 № 996-р); Концеп- ция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на пе- риод до 2020 года (от 22.03.2017 № 520-р), определяющая основные направления развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Целью Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних на период до 2020 года является создание условий для успешной социализации (ресо- циализации) несовершеннолетних, формирование у них готовности к саморазвитию, самоопределе- нию и ответственному отношению к своей жизни. Концепция призвана служить основой для принятия органами власти, в том числе и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле- ния решений в области правоприменительной деятельности, касающихся повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в инте- ресах детей на 2012—2017 годы, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 2018—2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Помимо этого, успешно реализуются федеральные законы, направленные на за- щиту прав и законных интересов несовершеннолетних, от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно- летних», от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правона- рушений в Российской Федерации» и ряд других. Основным законом, регулирующим деятельность по профилактике правонарушений несовер- шеннолетних, является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный за- кон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). В нем предусмотрена система государственных мер, направленных на предупреждение безнад- зорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты их прав и законных интересов; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики безнадзорно- сти и правонарушений несовершеннолетних. Такую систему образуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и орга- ны государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-испол- нительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). Основное место в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних. Они призваны координи- ровать действия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, спо- собствующих этому. К их ведению также относятся: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Помимо этого, они рассматривают дела о правонарушени- ях несовершеннолетних. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних, образуемые орга- нами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная их задача — предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Она должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовер- шеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных пред- ставителей. Органом, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в сфере профи- лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, явля- ется Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Положение о которой было утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272. Прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилак- тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным про- курором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возложил на субъекты РФ значительные полномочия в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создал основу для законодательного урегулирования системы правоотношений всех органов и учреждений в указанной сфере с учетом региональных особенностей. В большинстве регионов в целях реализации задач по профилактики безнадзорности и правона- рушений несовершеннолетних приняты соответствующие законы. Так, в Астраханской, Архангельской, Тюменской, Свердловской, Орловской, Волгоградской, Во- ронежской, Пермской, Белгородской, Брянской, Тверской, Курганской, Кемеровской, Новгородской, Пермской, Омской, Магаданской, Челябинской областях, Красноярском крае, Республиках Коми, Саха (Якутия), Башкортостан, Марий-Эл, Дагестан и др. приняты региональные законы, регулирую- щие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В Липецкой области в целях формирования государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принят Закон Липецкой области от 22 авгу- ста 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области». I. Законодательство Липецкой области, регулирующее вопросы профилактики безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних В нашем регионе проводится последовательная планомерная работа по профилактике безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, сформирована законодательная база, закрепляющая основы профилактики безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе системы органов и учреждений в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и их взаимодействия; осуществления профилактической работы с несовершеннолетними на уровне органов местного самоуправления; создания института общественных воспитателей для индивидуальной профилактической работы с подростками, находящимися в социально опасном положении; педагогической, психологической, со- циальной, правовой помощи несовершеннолетним, осуществляющим немедицинское потребление наркотических средств. Данные вопросы регламентированы рядом принятых законов Липецкой области: от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочия- ми по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее — Закон области от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ); от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных ор- ганизаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»; от 29 марта 2005 года № 185-ОЗ «Об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций»; от 6 июня 2007 года № 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специ- ализированного жилищного фонда Липецкой области»; от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних в Липецкой области» (далее — Закон области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ); от 27 декабря 2007 года № 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Ли- пецкой области»; от 28 апреля 2010 года № 377-ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области»; от 30 декабря 2010 года № 458-ОЗ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» (да- лее — Закон области «Об общественных воспитателях»); от 18 августа 2011 года № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области», от 29 декабря 2012 № 111-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»; от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкоголь- ной продукции на территории Липецкой области»; от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области»; от 3 марта 2014 года № 259-ОЗ «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также потребления иных новых потенциально опас- ных психоактивных веществ в Липецкой области»; от 2 октября 2014 года № 320-ОЗ «О некоторых вопросах потребления и розничной продажи без- алкогольных тонизирующих напитков на территории Липецкой области»; от 15 декабря 2015 года № 478-ОЗ «О профилактике правонарушений в Липецкой области»; от 19 июня 2017 года № 83-ОЗ Кодекс Липецкой области об административных правонарушени- ях; от 14 сентября 2017 года № 112-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой обла- сти в части профилактики суицидального поведения несовершеннолетних»; от 23 июля 2018 года № 190-ОЗ «О патриотическом воспитании в Липецкой области». В целях исполнения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона области от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ, Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ приняты следующие нормативные правовые акты области: — по с т а н о в л е ние а дмини с т р а ции Лип ец к ой об л а с т и о т 18 . 1 2 . 2 0 1 3 № 5 9 8 (ред. от 01.02.2018) «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» (подпро- грамма 4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации); — постановление администрации Липецкой области от 07.10.2010 № 346 «Об установлении перечня учреждений, работники которых осуществляют перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учрежде- ний открытого типа и иных детских учреждений, между субъектами Российской Федерации»; — постановление администрации Липецкой области от 13.12.2013 № 587 «О создании областно- го казенного учреждения «Краснинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолет- них «Очаг»; — постановление администрации Липецкой области от 13.12.2013 № 586 «О создании област- ного казенного учреждения «Елецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ковчег»; — постановление администрации Липецкой области от 13.12.2013 № 584 «О создании областно- го казенного учреждения «Данковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»; — постановление администрации Липецкой области от 25.11.2014 № 496 «О реорганизации государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центра психолого-медико-социального сопровождения»; — постановление администрации Липецкой области от 31.12.2014 № 576 «Об утверждении ре- гламента межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Липецкой области в связи с реализацией полномочий Липецкой области в сфере социального обслу- живания»; — распоряжение администрации Липецкой области от 19.04.2005 № 253-р (ред. от 10.08.2018) «Об образовании областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» (утв. Поло- жение об областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав); — распоряжение администрации Липецкой области от 28.01.2008 № 32-р «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений»; — распоряжение администрации Липецкой области от 26.10.2012 № 500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012—2017 годы»; — распоряжение администрации Липецкой области от 31.01.2013 № 23-р (ред. от 19.09.2016) «О координационном Совете по реализации Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012 — 2017 годы»; — распоряжение администрации Липецкой области от 31.01.2013 № 24-р (ред. от 23.01.2018) «О создании комиссии по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Липецкой области»; — распоряжение администрации Липецкой области от 25.12.2013 № 568-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области на 2014—2018 годы»; — распоряжение администрации Липецкой области от 31.12.2014 № 564-р «Об утверждении Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»; — распоряжение администрации Липецкой области от 02.08.2016 № 374-р (ред. от 16.03.2018) «О создании комиссии по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных ситуаций в местах отдыха детей, по обеспечению безопасности организованных групп детей по маршрутам их следования всеми видами транспорта»; — распоряжение администрации Липецкой области от 13.04.2018 № 203-р «О создании област- ной межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей Липецкой области» и другие. В целях эффективной реализации Закона области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработаны: — «Порядок организации учета несовершеннолетних в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»; — «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»; — утверждена форма отчета деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с их полномочиями. Кроме того, в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в большинстве муниципальных образований области при- няты свои нормативные правовые акты в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Основным нормативным правовым актом, регулирующим на территории нашего региона вопро- сы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Закон области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ, который принят в развитие Федерального закона «Об основах си- стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сегодня, одиннадцать лет спустя, можно сказать, что данный закон эффективно действует, о чем свидетельствует статистика: за период с 2008 года по 2018 год количество лиц, лишенных родитель- ских прав, сократилось почти в 2 раза (2008 — 249; 2017 — 127); число преступлений, совершенных подростками, уменьшилось в 2,3 раза (2008 год — 613, 2017 год — 270, за 9 месяцев 2018 года — 226). Закон области от 30 декабря 2004 года № 167-ОЗ в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанав- ливает порядок образования и деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ли- пецкой области и наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований области государственными полномочиями по образованию и организации деятельности муниципальных ко- миссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. 28 сентября 2018 года Законом области № 207-ОЗ в целях приведения в соответствие с феде- ральным законодательством внесены изменения в части уточнения полномочий муниципальных ко- миссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Более подробно о реализации этих законов мы рассмотрим ниже. Закон области от 30 декабря 2004 № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образова- тельных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» определяет меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся под опекой (по- печительством) и в приемных семьях, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет дополнительно к гарантиям, установленным федеральным законодательством. Социальная поддержка обучающихся, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, а также лиц из их числа осуществляется в виде: — социальных выплат на питание учащихся общеобразовательных организаций, студентов об- ластных профессиональных образовательных организаций, слушателей по программам профессио- нальной подготовки, обучающихся за счет средств областного бюджета; — предоставления учащимся общеобразовательных организаций, воспитанникам организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, студентам областных профессио- нальных образовательных организаций бесплатных путевок для отдыха и оздоровления в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях Липецкой области; — государственной социальной стипендии студентам областных профессиональных образова- тельных организаций и других мер поддержки. Согласно указанным нормам, управление социальной защиты населения области предоставля- ет бесплатные путевки для детей в возрасте от 7 до 15 лет (включительно), находящимся в трудной жизненной ситуации. В ходе детской оздоровительной кампании 2018 года по линии социальной за- щиты населения отдыхом и оздоровлением планируется охватить 5465 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За летний период отдыхом и оздоровлением охвачено 3123 ребенка, в том числе: 2293 ребенка отдохнули в детских оздоровительных лагерях Липецкой области; 30 детей — в детском оздоро- вительном лагере «Нахимовец», расположенном на побережье Чёрного моря города Севастополя; 80 детей — в лагере палаточного типа «Исток» в Воловском районе; 550 детей в ОГБУ РОЦ «Лесная сказка»; 170 детей в детском оздоровительном комплексе «Дружба», расположенном на побережье Черного моря Сочинской курортной зоны. Закон области от 29 марта 2005 года № 185-ОЗ «Об осуществлении и финансировании деятель- ности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций» разработан в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профи- лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и устанавливает порядок осущест- вления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об- разовательных организаций и иных организаций. Законом устанавливаются органы, осуществляющие перевозку несовершеннолетних, сопрово- ждающее несовершеннолетнего лицо и документы, необходимые для перевозки самовольно ушед- ших несовершеннолетних. Нормами указанного Закона регламентируется, что перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, осуществляется работниками специализированного учреждения для несовер- шеннолетних, осуществляющего транзитные перевозки, либо непосредственно родителями (закон- ными представителями), перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, осуществляется уполномоченными сотрудниками организаций, из которых ушли дети. Перевозка несовершеннолетних осуществляется на автотранспорте указанных в Законе органи- заций, в соответствии с приказом руководителя в порядке, установленном Законом. Прием несовершеннолетнего осуществляется на основании акта приема от органа, организации или учреждения, выявившего безнадзорного несовершеннолетнего. ОКУ «Задонский социально-реабилитационный центр «Надежда» является транзитным учрежде- нием, осуществляющим перевозку детей к месту их постоянного проживания по области и террито- рии Российской Федерации. За последние 3 года перевозки между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств — участников Содружества Независимых Государств, несовершеннолетних, относящихся к вышеперечисленным категориям, не осуществлялись. По состоянию на 1 августа 2018 года в пределах территории Липецкой области было осуществлено 47 перевозок несовершеннолетних. Законом области от 27 декабря 2007 года № 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправ- ления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области» органы местного самоуправления Липецкой области наделены полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по формированию спи- сков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по предоставлению единовременной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ремонт жилого помещения, по предоставлению ежемесячной социальной выплаты в связи с усынов- лением (удочерением) ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Указанным Законом закрепляются права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий, методика расчета норматива для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, порядок осущест- вления контроля за переданными полномочиями и порядок отчетности органов местного самоуправ- ления и их ответственность. В целях создания правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, для наиболее полной самореа- лизации в интересах всего общества был принят Закон Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 377-ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области». В качестве отдельных направлений молодежной политики выделены такие, как патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений и негативных проявлений в молодежной среде, поддержка молодых граждан в сфере образования, инноваций, поддержка одаренной и талантливой молодежи, трудовое воспитание и содействие предпринима- тельской деятельности молодых граждан. Хотелось бы отметить, что все нормативные правовые акты, затрагивающие интересы молодежи, предварительно рассматриваются Молодежным парламентом Липецкой области, который является связующим звеном между властью и молодежью. Он способствует обеспечению участия молодых граждан в реализации молодежной политики. В целях создания условий для индивидуальной профилактической работы с несовершеннолет- ними, привлечения широких кругов общественности решению вопросов по предупреждению безнад- зорности и беспризорности среди подростков, а также снижения детской преступности принят Закон Липецкой области от 30 декабря 2010 года № 458-ОЗ «Об общественных воспитателях несовершен- нолетних» (далее — Закон области «Об общественных воспитателях»). Данным законом области учрежден институт общественных воспитателей несовершеннолетних. Основными задачами института общественных воспитателей несовершеннолетних являются: осу- ществление мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних; предупреждение без- надзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; оказание помощи родителям и иным законным представителям в воспитании несовершеннолетних. Исходя из положений регионального закона общественным воспитателем несовершеннолетнего может стать совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, по своим дело- вым и моральным качествам способный быть авторитетным наставником, социально положительным примером для несовершеннолетнего, содействовать физическому, интеллектуальному, психическо- му, духовному и нравственному развитию несовершеннолетнего. Общественными воспитателями не могут быть лица: признанные решением суда недееспособ- ными или ограниченно дееспособными; лишенные решением суда родительских прав или ограни- ченные в родительских правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обя- занностей, а также лица, являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине; не имеющие постоянного места жительства на территории Липецкой области (за исклю- чением обучающихся в образовательных организациях высшего образования); которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права в соответствии с федеральным законодатель- ством; состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; привлеченные к административной ответственности; привлекаемые к уголовной ответственности, имеющие или имевшие судимость. При этом подбор общественного воспитателя осуществляется с учетом характера несовершен- нолетнего, его возраста и интересов. Общественный воспитатель выполняет обязанности по отношению к конкретному несовершен- нолетнему с учетом согласия общественного воспитателя на безвозмездной основе. Общественный воспитатель закрепляется за несовершеннолетним решением органа, уполномо- ченного администрацией Липецкой области, с согласия несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей. При закреплении общественного воспитателя за несовершеннолетним родители или иные за- конные представители не освобождаются от обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и интересов несовершеннолетнего. В целях создания благоприятных условий эффективного взаимодействия органов власти и обще- ственных воспитателей в Липецкой области формируется Реестр общественных воспитателей. Порядок ведения Реестра общественных воспитателей определяет администрация Липецкой об- ласти. Органы и учреждения системы профилактики, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, общественные объединения в соответствии с компетенцией, предусмотренной действу- ющим законодательством, оказывают методическую помощь в работе уполномоченного органа, а также организуют при необходимости обучающие тематические семинары для общественных вос- питателей. К общественным воспитателям, активно и добросовестно исполняющим свои обязанности, до- бившимся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по представлению уполно- моченного органа применяются меры морального поощрения. Формы такого поощрения устанавли- ваются органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по месту работы или учебы общественного воспитателя. 11 декабря 2013 года в Закон области «Об общественных воспитателях» были внесены измене- ния в части требований, предъявляемых к общественному воспитателю и приведения положений закона в соответствие с федеральным законодательством. Так, дополнительно установлено, что общественным воспитателем может быть гражданин, способный быть авторитетным наставником, социально положительным примером для несовершеннолетнего. Кроме того, формулировки, используемые в областном законе, были приведены в соответствие с формулировками Семейного кодекса РФ, а статья 5 дополнена новыми обязанностями обществен- ного воспитателя: оказывать содействие в формировании морально-нравственных ценностей, па- триотизма и гражданской культуры; прививать несовершеннолетнему чувство ответственности перед обществом и государством; оказывать содействие в урегулировании конфликтов, возникающих между несовершеннолетним и членами его семьи. К сожалению, следует признать, что данный Закон, несмотря на свою актуальность, до настояще- го времени не реализован в полной мере. Администрацией области не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок закрепления общественных воспитателей за несовершеннолетними и порядок ведения Реестра общественных воспитателей. На это неоднократно указывалось в докладах Липецкого областного Совета депутатов «О состоянии законодательства Липецкой области». Тем не менее, при отсутствии до конца сформированной нормативной правовой базы, положе- ния Закона области «Об общественных воспитателях» реализуются в муниципальных образованиях региона. Так, постановлением администрации Данковского муниципального района Липецкой области от 28 мая 2015 № 500 «Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолет- них» нормативно закреплен институт общественных воспитателей несовершеннолетних. Вышеуказанным постановлением в целях совершенствования системы профилактики безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предписано ор- ганизовать работу общественных воспитателей несовершеннолетних на территории Данковского муниципального района и утвердить списки закрепленных общественных воспитателей за несовер- шеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также ежеквартально подводить итоги работы общественных воспитателей. Указанным Положением регламентирован порядок подбора и закрепление общественных вос- питателей, основные задачи общественного воспитателя и категории несовершеннолетних, за кото- рыми он закрепляется, их права и обязанности, прекращение деятельности общественного воспита- теля и его замена. Подбор и закрепление общественных воспитателей осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних, которая предлагает общественному воспитателю проект программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и проект плана мероприятий по ее реализации, которые после совместного обсуждения и доработки утверждаются председателем комиссии. Помимо этого, Положением предусмотрено поощрение общественных воспитателей. Обще- ственные воспитатели, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся поло- жительных результатов в работе с несовершеннолетними, по ходатайству (представлению) комиссии по делам несовершеннолетних могут поощряться по месту их работы. Список лучших общественных воспитателей публикуется в официальных печатных изданиях и размещается на официальном сайте муниципального образования. Как известно, такая форма работы с несовершеннолетними, как институт общественных вос- питателей, не является новеллой. Он был закреплен еще 13 декабря 1967 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовер- шеннолетних». В связи с принятием Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Положение об общественных воспитателях признано утра- тившим силу. На сегодняшний день в ряде субъектов Российской Федерации, так же как и в Липецкой области, приняты нормативные правовые акты об общественных воспитателях несовершеннолетних. Так, например, в Ульяновской области принят Закон от 09.03.2016 № 20-ЗО «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», регулирующий отношения, возникающие в связи с деятельно- стью общественных воспитателей несовершеннолетних в Ульяновской области. Вышеуказанным законом определены задачи общественных воспитателей, требования к ним и порядок их назначения, обязанности и права общественных воспитателей. Кроме того, законом ре- гламентировано, что порядок осуществления общественным воспитателем его деятельности опреде- ляется Правительством Ульяновской области. Во исполнение указанных норм принято постановление Правительства Ульяновской области от 12.12.2016 № 608-П «О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области «Об обществен- ных воспитателях несовершеннолетних», устанавливающее порядок подбора и учета кандидатов в общественные воспитатели несовершеннолетних, порядок назначения общественных воспитателей, а также порядок осуществления и прекращения деятельности общественных воспитателей. Назначе- ние несовершеннолетнему общественного воспитателя осуществляется муниципальными комисси- ями по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданными органами местного самоуправле- ния городских округов и муниципальных районов Ульяновской области. Муниципальная комиссия осуществляет подбор общественных воспитателей в процессе про- ведения профилактических и иных мероприятий; организует и проводит собеседование с лицами, изъявившими желание стать общественными воспитателями; выдает общественному воспитателю постановление о назначении его общественным воспитателем, памятку, в которой излагаются пра- ва и обязанности общественного воспитателя, а также удостоверение общественного воспитателя; организует обсуждение с общественным воспитателем проекта индивидуальной программы соци- альной реабилитации или плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, которые после обсуждения и доработки утверждаются на заседании муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних; осуществляет ежеквартальный анализ результатов деятельности обще- ственных воспитателей; ведет журнал учета кандидатов в общественные воспитатели по утвержден- ной форме; осуществляет иные функции в соответствии с законодательством. Постановление двадцать первой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва № 716-пс от 18.12.2018, г. Липецк О результатах мониторинга Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» и принятых в целях реализации его положений нормативных правовых актов Липецким областным Советом депутатов в соответствии с Законом Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области» и планом работы Липецкого областного Совета депутатов на 2018 год проведен мониторинг Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет- них в Липецкой области» и принятых в целях реализации его положений нормативных правовых актов. В ходе проведения мониторинга установлено, что дальнейшая реализация Закона области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» (далее — Закон области о профилактике) сохраняет свою актуальность. Нормы указанного закона области соответствуют положениям Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству области и направлены на создание действенного механизма реализации полномо- чий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Результаты мониторинга показывают, что на территории Липецкой области создана необходимая нормативная правовая база, направленная на регулирование вопросов профилактики безнадзорно- сти и правонарушений несовершеннолетних. Проводимая в рамках реализации Закона области о профилактике профилактическая работа способствовала сокращению в 2017 году количества преступлений со стороны несовершеннолетних на 15,6% (с 320 до 270). Меньше на 19,4% (с 62 до 50) совершено тяжких и особо тяжких противо- правных деяний, на 41,5% (с 53 до 31) — в состоянии опьянения. За последние три года сократилось на 33,6% (2015 г. — 143; 2017 г. — 95) количество несо- вершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Доля участников преступлений, не занятых общественно по- лезным трудом и учебой, снизилась с 26,6% в 2015 году до 3,4 % в 2017 году. В 2017 году уменьшилось на 3,7% (с 107 до 103) число несовершеннолетних, привлеченных к уго- ловной ответственности, и увеличилось на 16,1 % (с 56 до 65) — освобожденных от нее. В результате обеспечения мер по содействию физическому, духовному и нравственному разви- тию детей по итогам 2017 года снизилось на 21,1% (с 280 до 221) число преступных деяний, совер- шенных в отношении детей и подростков. В отдельных муниципалитетах области сформирован положительный опыт реализации Закона области о профилактике, который заслуживает внимания со стороны органов местного самоуправле- ния других муниципальных образований. Вместе с тем необходимо принятие мер, направленных на дальнейшее повышение эффектив- ности реализации Закона области о профилактике в целях улучшения межведомственного взаимо- действия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних, в том числе, в части проведения совместной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, более тесного взаимодействия всех органов систе- мы профилактики с иными органами, учреждениями и организациями, принимающими участие в де- ятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; активизации деятельности образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры в сфере профилактической работы; внедрения новых форм и методов профилактики с при- влечением общественных организаций, а также решения иных задач в сфере профилактики безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних. Необходимо усилить организацию просветительской работы среди несовершеннолетних и ро- дительской общественности по вопросам информационной безопасности детей. Систематически проводить работу с родителями (иными законными представителями), направленную на получение навыков выявления угроз безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникаци- онной сети Интернет. По результатам оценки эффективности реализации Закона Липецкой области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области», учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руко- водствуясь ч. 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и статьей 9 Закона Липец- кой области «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области», Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять информацию о результатах мониторинга Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» и принятых в целях реализации его положений нормативных правовых актов. 2. Подготовить законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120- ОЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части включения в число субъектов профилактики правонарушений следственных органов След- ственного комитета Российской Федерации. 3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера- ции с просьбой поддержать законопроект № 14296-7 «О внесении изменения в статью 156 Уголов- ного кодекса Российской Федерации (в части введения легального понятия «жестокое обращение с несовершеннолетним»). 4. Подготовить изменения в Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О про- филактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» с учетом результатов проведенного мониторинга. 5. Принять меры по реализации положений Закона Липецкой области от 30 декабря 2010 года № 458-ОЗ «Об общественных воспитателях» в целях эффективного использования института обще- ственных воспитателей, волонтеров. 6. Рекомендовать органам местного самоуправления изучить и принять к сведению положитель- ный опыт работы города Ельца и Елецкого муниципального района по организации функционирова- ния «мобильных бригад», предназначенных для своевременного оказания помощи семьям и детям, предотвращения вторичного и социального сиротства, а также «социального патруля» и «родитель- ского патруля» на примере Долгоруковского, Грязинского, Данковского муниципальных районов. 7. Органам и учреждениям системы профилактики правонарушений несовершеннолетних нала- дить более тесное межведомственное взаимодействие всех органов системы профилактики между собой и иными органами, учреждениями и организациями, принимающими участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также принять дополни- тельные меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с родителями (иными законными представителями), общественностью для проведения совместной профилактической работы. 8. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» информацию о результатах мониторин- га Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» и принятых в целях реализации его по- ложений нормативных правовых актов направить в Министерство юстиции Российской Федерации. 9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 9-10 /25887-25888/18 ЯНВАРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 29 Продолжение на 30-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz