Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

3 № 102/25980/29 МАЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Может ли плохиш стать командиром отряда? В ЛГПУ прошли региональные вожатские сборы Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru — Для меня это не первые вожатские сборы. И в лагере я работала дваж- ды, — рассказывает третьекурсница Институ- та психологии и педагоги- ки ЕГУ имени И.А. Буни- на Елизавета Ермошина. — Здесь получаешь много новых впечатлений и узнаешь массу полезной информации о том, как устроена жизнь в лагере. Главное, нас учат рабо- тать с детьми, играть с ними и увлекать полезны- ми делами. И Юлия Котова, одно- курсница Лизы, приехала на вожатские сборы, про- шедшие в ЛГПУ име - ни П.П. Семенова-Тян- Шанского в рамках об- ластной акции «Навстречу лету», не впервые. — Здесь нам помогают выстраивать грамотные взаимоотношения с деть- ми на отдыхе. Но важен и практический опыт. Толь- ко от смены к смене ты приходишь к пониманию своей главной задачи, — подключилась к разговору девушка. — Современный вожатый должен быть активным, жизнерадост- ным, творческим. При- поминаю случай, когда мальчик в моем отряде в начале смены абсолютно не принимал установлен- ные порядки, а в итоге стал командиром отряда и моим главным помощ- ником. Я сумела его за- интересовать и втянуть в общую работу. Девушкивошлив состав пятого отряда, возглавляе- могоИваномПестрецовым, второкурсником ЛГПУ, будущим учителем обще- ствознания и финансовой грамотности, изучающим параллельно юриспруден- цию. Парень уже работал вожатым в лагере. На сбо- рах в прошлом году был организатором одного из квестов, а в нынешнем вы- ступил в совершенно новом для себя качестве. В этом году вожатские сборы, в которых приняли участие около 200 студен- тов местных вузов и ссузов, проходили в 56-й раз. В течение двух дней будущие вожатые обживались в им- провизированном лагере, участвуя в спортивных со- стязаниях, презентациях, ярмарках, мастер-классах. И все это под руководством педагогов с большим опы- томвоспитательнойработы. Один из них—замести- тель директора санаторно- оздоровительного лагеря «Прометей» Владимир Та- ланов — вместе с ребятами искал ответ на вопрос: ка- ким должен быть сегодня вожатый в детском лагере? — С одной стороны, хо- рошо, что появился проф- стандарт для вожатого. Но, согласитесь, прописать его человеческие качества в должностных инструк- циях невозможно. Там не напишешь, что он должен любить детей. Когда мы го- ворим об этом с вожатыми, я предлагаю представить, что они имеют дело если не с собственным ребенком, то с младшими братом или сестрой, — поделился Та- ланов своим опытом. — Я впервые приехал в «Про- метей» в 1980 году. Многое поменялось с тех пор, но идеи Сталя Анатольеви- ча Шмакова, создавшего воспитательную систему в нашем лагере, живы до сих пор и работают. Они тиражируются во Всерос- сийском детском центре «Орленок». Их в своей ра- боте используют педагоги по всей России. Возродить престиж профессии По программе «Земский доктор» за пять лет в область приехали 335 молодых врачей Ирина Смольянинова, irinache2709@gmail.com Несмотря на высокие конкурсы в медицинские вузы, врачей по-прежнему не хватает не только в сельских поликлиниках и больницах, но и в город- ских медучреждениях. И Липецкая область не исключение. Временно исполняющий обязанности главы региона Игорь Артамонов назвал дефицит медицинских кадров одной из главный отраслевых проблем. Как она решается сегодня, «Липецкой газете» рассказал начальник областного управле- ния здравоохранения Юрий Шуршуков. — Ю р и й Юрьевич, как мы знаем, к не- которым специ- алистамнепрос- то попасть не только в район- ной поликли- нике, но и в об- ластномцентре. Записываться на прием порой приходится за месяц вперед. С чем это свя- зано? — Дефицит кадров в здра- воохранении — проблема повсеместная. Но в каждом регионе и даже в каждом районе свои нюансы. Основная причина — выпускники медвузов стараются найти работу в больших городах, где зарплата выше, или в частных медицинских клиниках. Липецкой области требуются врачи самых разных специальностей: участковые терапевты, педиатры, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи, фтизи- атры, психиатры, наркологи, специалисты клини- ческой лабораторной диагностики, есть вакансии в службе скорой медицинской помощи. При этом обе- спеченность специалистами в Липецке и Ельце суще- ственно выше, чем в районных больницах. И сегодня основнаянаша задача—устранить этудиспропорцию. —Федеральная программа «Земский доктор» по- могает в ее решении? — Начиная с 2012 года по программе «Земский доктор» в область прибыли 335 врачей. Это очень хороший результат. Конечно, в немалой степени по- пулярностипрограммыспособствует сумма вмиллион рублей, которуюполучают ее участники. На эти день- ги можно в селе купить дом или квартиру. Однако и отработать в сельском медучреждении придется не менее пяти лет. В дополнение к «Земскому доктору» с 2018 года начала действовать федеральная программа для ра- ботников со средним профессиональным образовани- ем «Земский фельдшер», размер выплат по которой составляет 500 тысяч рублей, а возраст участников программы увеличен до 50 лет. Эти условия теперь распространяются и на малые города с населением до 50 тысяччеловек. Какие специалистытребуются в том или ином районе, можно узнать на сайте управления здравоохранения. — В Воронежском, Рязанском и других медвузах немало липецких студентов, учащихся по целевому направлению. Какие преимущества они имеют? — В настоящее время по целевому направлению обучаются 600 студентов-медиков из нашей области и 120 специалистов по программам ординатуры. Всем, кто обучается по программам специалитета, за счет средств областного бюджета ежемесячно вы- плачивается стипендия в размере 1340 рублей. Сту- денты-целевики клинической ординатуры получают ежемесячно по пять тысяч рублей. Каждый целевик обязан после обучения отработать в регионе не менее трех лет. Если он не выполнит эти условия, должен вернуть средства, выплаченные ему в виде стипендии, и, кроме того, заплатитьштраф в двукратном размере суммы потраченных на него средств. —На какуюматериальную поддержку могут рас- считывать медицинские работники в нашемрегионе? — В области принят целый спектр таких мер. Это единовременные выплатыв размере 200 тысяч рублей выпускникам образовательных организаций высше- го образования, окончившим ординатуру и впервые трудоустроившимся в государственные учреждения здравоохранения, расположенные в районах области. Тем, ктоприходит в государственныемедучреждения, расположенные на территории городских округов, выплачивают по 100 тысяч рублей. Выпускники медколледжей, изъявившие желание работать в фельдшерско-акушерских пунктах или бригадах скорой помощи, получают единовременную выплату в размере 50 тысяч рублей. В сельской местности медикам предоставляется ежемесячная денежная компенсация за наем (подна- ем) жилых помещений и по оплате жилищно-комму- нальных услуг, а врачам наиболее дефицитных спе- циальностей—социальная выплата на приобретение или строительство жилья. — Будут ли вводиться какие-то новые меры под- держки? —В этом году увеличился размер единовременных выплат с 50 тысяч до 100 тысяч рублей выпускни- кам профессиональных медицинских организаций, которые впервые устроились работать на скорую помощь фельдшерами, медицинскими сестрами или медсестрами-анестезистами. Увеличилась и ежеме- сячная компенсация за наем (поднаем) жилья врачам в сельских районах, фельдшерам скоройпомощи—до 15 тысяч рублей. Кстати, в Липецке и Ельце врачи наиболее дефицитных специальностей теперь тоже имеют право на получение такой компенсации. —Муниципальная власть может как-то повлиять на ситуацию с медицинскими кадрами? — Муниципалитеты имеют право вводить соб- ственные меры социальной поддержки молодых специалистов. В основном это обеспечение жильем. Но есть примеры оплаты муниципалитетом обуче- ния студентов в клинической ординатуре, выплаты стипендий обучающимся в медвузе. Если глава му- ниципалитета заинтересован в решении кадрового вопроса, он найдет способ привлечь молодых специ- алистов в район. —Сейчас большие надежды возлагаются на теле- медицину. Способна ли она как-то компенсировать дефицит медицинских кадров? — Проблему дефицита кадров она не решит, так как далеко не все методы диагностики могут при- меняться дистанционно. Если на передачу данных исследований и их расшифровку врачом расстояние никак не влияет, то осмотр пациента просто жизнен- но необходим. И это отражено в федеральном законе № 323, запрещающем ставить диагноз и назначать лечение дистанционно. В то же время телемедицина действительно может облегчить доступ пациента к узким специалистам. ВАЖНО То, что подготовлено Шмаковым, по словам Вла- димира Таланова, отшлифовано и, как зернышки, отобрано для детей. В методике нет ничего слу- чайного, все проверено годами. Поэтому и сегодня будущим вожатым рекомендуют его книги. ладимир Таланов (справа): «Прописать человеческие качества в инструкциях невозможно». В Фото Анатолия Евстропова Решить задачу помогает робот В данковской школе № 1 успешно применяют цифровые технологии Ольга Васильева — Сегодня встречаюсь со студентами Лебедянского педколледжа, они собираются на отборочный тур состязаний по компетенциям WorldSkills. Проведу мастер-класс по информационным технологиям, чтобы научились пользоваться инструментарием, который есть в кабинете каждой современной шко- лы, — интерактивная доска, система опроса, документ- камера, интерактивный стол, робототехнические наборы «Лего» и планшеты к ним, — рассказывает учитель начальных классов средней школы№ 1 города Данкова Юлия Понятовская, получившая в этом учебном году грант президента РФ. Юлия Николаевна одна из первых в регионе стала применять информацион- ные технологии в началь- ной школе. Она без устали делится опытом с колле- гами и сама продолжает развиваться в профессии, осваивая новые форматы общения и обучения. Не так давно на X Все- российской конференции «Информационные техно- логии для Новой школы» в Санкт-Петербурге пред- ставила свой проект «Здо- ровое питание от А до Я», разработанный совместно с компанией «Данон» и платформой «Конструктор образовательного ресурса». Это российский образо- вательный проект, обе- спечивающий учащихся качественныминтерактив- ным материалом. Кроме знаний, предусмотренных школьной программой, каждыйкурс дает дополни- тельную информацию, что соответствует требовани- ям Федерального государ- ственного образовательно- го стандарта. — На конференции говорили о способах до- стижения планируемых результатов и системе их оценки. Был проведен мастер-класс, где учителя выступили в роли учени- ков,—рассказываетЮлия Николаевна. — Выполняя проектную задачу, они со- ставлялименюдля различ- ных категорий детей. Мне также удалось побывать на нескольких мастер-клас- сах коллег. В своей работе Юлия Понятовская активно ис- пользует не только инфор- мационные технологии, но и робототехнику. Предста- вив свой опыт на междуна- родном конкурсе «Педагог года-2017», иницииро- ванный компанией LEGO Education, она стала одним из его победителей и была приглашена в Данию — город Биллунд, столицу «Лего». —Тамживут наследни- ки основателя компании и находится завод по произ- водствуконструкторов.По- ражаютвоображениемузей «Столица детства» и огром- ный «Леголенд» — парк, где абсолютно все собра- но из кубиков «Лего», — делится впечатлениями педагог. — Кроме того, там проходил симпози- ум, в рамках которого мы вместе с коллегами из че- тырнадцати стран мира, использующими в своей образовательной практи- ке робототехнические ре- шения «Лего», посещали местные школы. ЮлияНиколаевна при- меняет роботов на уроках окружающего мира, тех- нологии и математики. Например, в математике, решая задачи на движе- ние, школьники исполь- зуют гоночные автомо- били на самостоятельно сделанных трассах, выяс- няя, от чего зависит ско- рость, как она меняется. А на уроках окружающего мира с помощью «Лего» дети изучают метаморфоз лягушки. За четверть века работы в начальной школе По- нятовская написала не- сколько обучающих книг, составила рабочие тетради для подготовки к школе, которыми активно поль- зуются местные учителя. Стала победителемконкур- са «Учитель годаЛипецкой области-2005» и вот теперь получила грант президента РФ. ОТКРОВЕННО — Я сотрудничаю с преподавателями, помогаю студентам, но никогда не смогу отказаться от работы с детьми, — признается педагог. — Планов много. Буду делиться опытом работыиспользования робо- тов со своими школьными коллегами. Что касается проекта о здоровом питании, то он рассчитан на начальную школу, но, думаю, и в среднем звене его можно реализовать. 45 миллионов для добровольцев Как получить грант на реализацию своей инициативы Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru До 16 июня все желающие могут заявить о своей волон- терской инициативе и побороться за грант до двух миллионов рублей на ее реализацию. Об особенностях всероссийского конкурса «Доброволец России» в 2019 году в пресс-гостиной Издательского дома «Липецкая газета» рассказала специалист областного управления молодежной политики Светлана Ноздреватых. — Конкурс проводит- ся уже девять лет, и если раньше категория была всего одна—«Социальный проект», то на этот раз до- бавились еще две: «Доброе дело» и «Творческая рабо- та», — сообщила Светлана Ноздреватых. — Кроме того, в этом году отсутству- ет и региональныйфильтр. Все работы напрямую идут на суд общероссийского жюри. Изменился и возраст- ной ценз конкурсантов. Теперь заявку на участие могут подать граждане Российской Федерации от восьми лет. Правда, для ребят до 14 лет доступны только «Доброе дело» и «Творческая работа». А «Социальный проект», подразумевающий более взвешенный и серьезный подход, открыт лишь для тех, кому уже исполнилось четырнадцать.Именно сре- ди проектов предполагает- ся распределение грантов, суммарный фонд которых составляет 45 миллионов рублей. К слову, денежная поддержка идей в рамках данного конкурса предо- ставляется впервые. Все заявки необходи- мо оформлять на сайте добровольцыроссии.рф. Конкурсные материалы о добрых делах представля- ют собой рассказыучастни- ков об их добровольческих поступках. Творческими работами могут стать фо- тографии, видеоролики, социальная реклама, со- чинения и даже музыкаль- ные композиции на тему волонтерства. Проекты по-прежнему остаются ос- новнымнаправлениемкон- курса. Здесь 12 номинаций —от охраныприродыи по- мощи животным до реше- ния социальных проблем. Помочь оформить за- явки готовы в управлении молодежной политики по телефонам: 23-01-70 и 23- 01-25. Здесь же каждую пятницу с 14 до 16 часов по адресу: г. Липецк, ул. Со- ветская, 7, проводятся консультации. Фото Павла Острякова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz