Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Как вернуть доверие —Почему так происходит? Откуда берется «трудное по- ведение» у детей? Жанна Глазунова: — Ре- бенок не появляется на свет с «задатками трудного поведе- ния». Чаще всего оно форми- руется на фоне неблагополуч- ныхвзаимоотношенийв семье. Отдаленность от ребенка, без- различие к его интересам и чувствам, жестокие меры на- казания, непоследовательные и непредсказуемые реакции родителей на поведение — вот основные причины его плохих поступков. — А как быть родителю, если он узнал, что ребенок лжет? Татьяна Давыдова: — Не всегда причины, по которым ребенок лжет, связаны с его желанием обмануть. Это мо- жет быть страх чего-то: на- казания, потерять любовь и доверие родителей и т. д. или же попытка выдать желаемое за действительное, получить похвалу, повысить самооцен- ку, привлечь внимание. Даже стремление подражать пове- дению взрослых. И разрешать проблемы лжи в каждом воз- расте необходимо по-разному. Малыши, особенно в 3-5 лет, не отличают вымысла от лжи. Обманываявзрослыхили сверстников, ребенок играет с ними, предлагая включиться в свои фантазии и тем самым разделить эмоции. Если до- школьник хитрит сознатель- но, есть вероятность, что он проверяет свою возможность делать что-то вопреки взрос- лым. Наиболее типичный об- ман младшего школьника — имитация недомогания. Резь в животе, головная боль, рвотный рефлекс, повышение температуры появляются в случае чрезмерных, с точки зрения ребенка, требований взрослых. Симптомы возни- кают неосознанно, но могут привестикреальнымзаболева- ниям, если родители будут не- адекватно реагировать на них. Стоит помнить, что ложь является необходимым меха- низмомсоциализации. Умлад- шего школьника появляется возможность соотнести дости- жения свои и сверстников. Это вызываетновыепричинынеис- креннего поведения, в частно- сти желание выглядеть лучше перед одноклассниками. В подростковом возрас- те появляется новая цель — скрыть правду, чтобы уберечь свой внутренний мир, в ко- торый постоянно вторгаются взрослые и разрушают его не- тактичными действиями. На этом этапе ребенок про- бует разные роли, чтобы по- Услышать друг друга Как поладить с «трудным» ребенком 16 № 98/25976/23 МАЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Психология 21 МАРИНА КУДАЕВА Ребенок ведет себя плохо: не слушается, не реагирует на за- мечания, не выполняет поручения, игнорирует просьбы, ведет себя подчеркнуто холодно и даже грубит. А бывает и такое, что обманывает, проявляет агрессию. Да совершает много чего из того, к чему часто не готовы родители. Как быть и что делать? Наши собеседницы —Жанна Глазунова и Татьяна Давыдова —педагоги-психологи областного Центра развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без по- печения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ», тренерыШколы приемных родителей. — Так что же делать? Жанна Глазунова: — Если вы понимаете, что ребенок об- манывает вас, нужно с ним об этом откровенно поговорить. Без сцен и криков, без наве- шивания ярлыка «ты лгун», бросить все свои важные дела и просто поговорить с ребен- ком. Покажите ему, что вы готовы его выслушать. Сядьте рядом с ним, обнимите, рас- скажите, как вы его любите, а потом опишите ваши чувства в тот момент, когда узнали, что он вам солгал. Можно, как вариант, сказать ему не- что подобное: «Знаешь, ты мне очень дорог, я тебя очень люблю, мне очень нравится, когда мыдоверяем друг другу. Мы семья, мы близкие люди. И мне очень больно, что дове- рие уходит. Давай поговорим, что нужно сделать нам обоим, чтобывновь начать доверять». Не стоит торопиться, если ребенок откажется говорить или будет молчать. Просто посидите рядом. Помолчите с ним. Обнимите его. Только не требуйте мгновенного ответа. ТатьянаДавыдова: —Пом- ните о том, что у всех есть право на внутренний мир и личную тайну. Это мир, в который нельзя вторгаться. В него могут впустить или не впустить. И если ребенок с вами что-то не обсуждает—не провоцируйте его на ложь. Он пока не готов к диалогу. Никогда не обижайтесь на ребенка. Обида — детское чувство, демонстрируя кото- рое обиженный манипулиру- ет другим человеком, стре- мясь заставить его поступить определенным образом. При формировании искренности в отношениях не должно быть и намека на манипуляцию. ”” Если вы понимаете, что ребенок обманывает вас, нужно с ним об этом откровенно поговорить. Без сцен и криков, без навешивания ярлыка «ты лгун», бросить все свои важные дела и просто поговорить с ребенком Жанна Глазунова. Татьяна Давыдова. нять, кто он, и выбрать себе путь в жизни. И при чрезмер- ной опеке со стороны родите- лей и стремлении полностью контролировать егожизньпод- росток вынужден защищаться от них ложью. Тогда и ребенок научится не обижаться, а договариваться, действовать, совершать по- ступки. Не стоит постоянно искать неправду в словах других, в том числе детей. Важно на- учиться доверять себе и быть искренним с собой. Идети, для которых вы являетесь приме- ром, будут поступать так же. Мое и чужое — А бывает так, что в бла- гополучной семье ребенок принес украденное. Как быть родителям в такой ситуации? Жанна Глазунова: — «Ук­ рал» звучит категорично. Дело в том, что дети младше шести лет не понимают суть воров- ства. И, в отличие от подрост- ков, для них не характерны групповые кражи, кражи «на спор» или «тебе слабо». До- школята берут чужое в основ- номиз-зажелания владеть, на- пример, интереснойигрушкой или сделать подарок кому-то из близких. Конечно, есть случаи, когда и они, и дети младшегошкольного возраста могут взять предмет, принад- лежащий обидчику, чтобыему отомстить. Очень часто дети через во- ровство выражают протест, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся не- справедливо илиже чрезмерно контролируют. И еще одна причина — это когда члены семьи проявляют двойную мораль: внушают детям, что брать чужое нельзя, одно- временно принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, следуя их примеру, долго не может понять, за что его руга- ют, если он делает то же, что и родители. Татьяна Давыдова: — Ро- дителям в этой ситуации важ- но не поддаться эмоциям, а сказать ребенку о своих чувствах и дать оценку его от- рицательному поступку. Под- черкну, именно поступку, а не личности ребенка. За чистосердечное при- знание нужно обязательно похвалить и только потом объ- яснить последствия дурного поступка. Например, спросив, что бы чувствовал он сам, об- наружив пропажу любимой игрушки. А еще научите ре- бенка четко различать «мое» и «чужое», спрашивать, а не просто брать понравившуюся ему вещь. И, конечно, предо- ставляйте право принимать самостоятельные решения в соответствии с его возрастны- ми возможностями. Почва для агрессии — Бывают сложные дети, которые постоянно прояв- ляют агрессию. Откуда она берется? Татьяна Давыдова: — Для начала следует разделить по- нятия «агрессия» и «агрес- сивность» — поведение и пси- хическое свойство личности. Агрессия в определенных пределах необходима любому ребенку. Она может служить способом самозащиты, отста- ивания своих прав и границ, удовлетворенияжеланий и до- стижения целей. Выраженная в приемлемой форме агрессия помогает адаптироваться к незнакомойобстановке, позна- вать новое, добиваться успеха. Чаще всего выделяют фи- зическую агрессию, когда ребенок дерется, кусается, ломает, бросает предметы и т.п. Но враждебность может проявляться и в виде криков, угроз, оскорблений. Желание посплетничать, наябедни- чать, оговорить сверстников тоже может быть выражением агрессии. При ее подавлении и в некоторых других случаях ребенок способен наносить вред самому себе: грызть ног- ти, выдирать волосы, намерен- но травмироваться. ЖаннаГлазунова: —Агрес­ сия, какправило, не возникает на пустом месте. Хорошая почва, если в семье нет близ- ких отношений или родители настроены враждебно по от- ношению к ребенку или же безразличны к нему. Часто агрессия является защитной реакцией от сомнения в соб- ственной безопасности, даже если это только кажется. Ви- ной враждебного поведения может быть ипостоянная трав- ля со стороны сверстников или регулярные побои от членов семьи. Иногда — чрезмерный родительский контроль. Татьяна Давыдова: — Я рекомендую родителям, ко- торые столкнулись с таким поведением ребенка, прислу- шаться к нему и постараться понять первопричину. Запре- тить себе проявлять агрессию в отношении ребенка. Создать для него в семье безопасные и комфортные условия. За- писать на плавание, лепку или в театральный кружок, чтобы ребенок мог там в при- емлемой форме выплескивать негативные эмоции, которые пока не в состоянии осознать и переработать в силу возраста. Нуждаясь в одиночестве — А если ребенок без при- чины уходит из дома? Татьяна Давыдова: — По- рой дети убегают и из лагеря отдыха после ссоры со свер- стниками или вожатым. Уход из дома может быть реакцией на стресс или конфликтную ситуацию. На фоне же соци- ального благополучия возни- кает как симптом каких-либо психическихрасстройств. Осо- баяпсихологическаяпроблема — отсутствие своей комнаты, где ребенок мог бы побыть один. Не имея возможности уединиться, дети осваивают чердаки и подвалы домов, что чревато уходом из дома и бро- дяжничеством. Жанна Глазунова: — Если ребенокушелиз дома впервые, необходимо крайне корректно выяснить причину. Насколько четко ребенок помнит обстоя- тельства принятого им реше- ния, обстоятельства самого ухода и события, которые про- исходили с ним далее? Как ре- бенок вернулся домой: самили был кем-то приведен? Что он думает о своем поступке, как его оценивает, может ли его повторить и при каких услови- ях? Уход из дома — серьезная проблема, которую необходи- мо решать совместно с пси- хологами и в ряде случаев — с психиатром.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz