Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
13 № 98/25976/23 МАЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг чтения Расширяя рамки привычного формата Журнал «Петровский мост» шагнул во второе свое десятилетие с содержательно иным контентом АЛЕКСАНДР БОЙНИКОВ По словамглавного редактораИгоряБезбородова, основу егопервогономера составила «обширная подборка произведений прозаиков и поэтов из разных регионов» (Пенза, Иркутск, Самара, Кемерово, Новосибирск, Чита и др.), вместе с которой читатели еще раз убедились, «сколь богата великая Россия талантливыми людьми…» Этот проект стал итогом 45-дневного творческого марафона, состоявшегося в прошлом году по инициативе двух липецких пи- сателей — Андрея Новикова и Александра Пономарева. И был фейерверк… Знакомство с прозой данного вы- пуска начинается с повести «Песня журавлиная моя…» Анатолия Байбо- родина. Размеренно текущее действие с флером орнаментальности, сочный язык с вкраплениями пословиц и острых народных словечек (излишних в авторской речи) создают своеобраз- ную психологическую атмосферу, а любовный треугольник с глубокими переживаниями его участников ин- тригует и оставляет ощущение под- линности происходящего. Незатейлива фабула рассказа «Братья» Александра Громова: двое работяг-братьев не могут из-за празд- ника 1 сентября купить спиртного, чтобы опохмелиться, и в конце кон- цов приходят в церковь разжиться кагором. Однако за внешним юмором скрывается более глубокий под- текст, побуждающий задуматься о сущности веры. Михаил Смирнов на фоне траектории посленовогоднего похмельного блуждания главного героя рассказа «В темном небе фейер- верк» изображает изнанку нынешней действительности с явными призна- ками людского обыдления. Второе его произведение этого же жанра «А над рекою рассвет»—пронзительная история настоящей любви, пробива- ющей дорогу сквозь давящие уговоры родственников, меркантильный рас- чет и даже наветы. Объемистый рассказ «Народ и царь» Алексея Солоницына рисует нетипичную ситуацию: известный петербургский артист, прибывший в сибирский театр в качестве исполни- теля главной роли в трагедии А. Пуш- кина «Борис Годунов», совершенно случайно оказывается среди народа. А после авантюрного празднества, перевоплотившись на сцене в царя, он понял, «что земное и небесное сча- стье нельзя построить на крови даже одного ребенка». Пушкинскую тему продолжает иЕлена Суханова, рассказ которой заставляет задуматься над приспособлением русской классики к потребностям современной туристиче- ской индустрии. Михаил Рудковский в диптихе «Пазлы детства» с ностальгической теплотой и добродушной усмешкой, в ярких подробностях повествует о той поре взросления, когда открываются истины добра и совести, проносимые затем через всю жизнь. Завершается раздел прозы очень печальным рас- сказом «Последний»; его автор Ана- толий Коновалов скончался в конце прошлого года. Безысходность участи вымирающей российской деревни уси- ливается раздумьями персонажей об одинокой старости, которая страшнее вдвойне, чем просто старость… Пора прозрения В стихах Бориса Шигина вопло- щено отношение зрелого человека к неизбежности ухода, к творчеству, к самому себе с ноткой усталости и мудрым выводом: «А жизнь течет, ведь есть один секрет: // Мы в разные минуты бытия // Защищенылюбовью — ты и я!» «К познанию» — не только на- звание одного из стихотворений, но и лейтмотив поэтической подборки Ольги Борисовой. Романтическое ми- ровидение, вселенское начало, чистота лиризма придают ее строкамобаятель- ную притягательность: А жизнь люблю! Еще ценю мгновенья, Их бессловесныйтайныйперезвон. И жду с небес святого озаренья, Чтоб с Мировым дышать мне в унисон. Стихотворения Дмитрия Мурзи- на — разнородны: то с философским ядрышком, то с иронией, то пред- ставляют собой обрывки впечатлений. Тем не менее они найдут отклик у читателя, ибо синтезируют те чувства, что охватывают едва ли не каждого из нас, хотя бытакое: «Русский—значит трезвый». Нина Дьякова вселяет оптимизм уже самим названием подборки «И снова — вся жизнь впереди». Сила души, преодолевающая «боль и сквер- ну», жажда самопознания и общения с миром порождают особый взгляд на него: «Глядим сквозь дождь, // А видим лишь одно: // Большую радугу // На чистом небосводе». Андрей Бабожен соединяет в своей лирике восхищение природной красо- той (стоит отметить оригинальность метафор и олицетворений) с мотивами грусти и одиночества, с «пасмурно- стью души». Поэт принимает Русь во всех ее противоречиях: Здесь роднятся боль и воля, проза да стихи, Сквернословие и нежность, храмы да грехи. Все едино в этом крае. И так будет пусть! Сторона моя лихая, ситцевая Русь! И, конечно, читатель не пропустит мимо иронические стихи Дмитрия Рябова. Каждое его произведение в нечастом сегодня жанре позволяет увидеть какую-то грань нашего быта в необычном свете. Да и на себя взгля- нуть с другой стороны. От Липецка до самых до окраин Третью тетрадь номера открывают очерки биолога-охотоведа Эдуарда Бочкина под общим названием «В Колымской стороне». Поражаешься, с какой любовью, классической раз- меренностью, точной и экспрессивной детализацией автор воссоздал коло- ритную картину суровой и величе- ственной северной природы. Часть журнальной площади отве- дена юбилеям выдающихся липчан. Татьяна Нечаева в материале «Под знакомВодолея», посвященном80-ле- тию заслуженного художника России Александра Сорочкина, нарисовала его прекрасный портрет, органично соединив в нем личность и творчество. Игорь Федорин пишет о поэте, проза- ике и публицисте Сергее Панюшкине в связи со 100-летием со дня его рож- дения. Ему удалосьподробно раскрыть индивидуальность героя своего очерка —«человека жилистой породы», про- шедшего не одну войну. Юрий Бакланов продолжает мему- арный цикл «И судьбы как истории планет…» (предыдущие главы были опубликованывжурнале в2016—2018 годах) и на сей раз приводит нас в Еврейскую автономную область, куда его забросила журналистская судьба. Трудно пересказать содержание этого — весьма познавательного, легко и с интересом читаемого — материала даже кратко. Здесь и исторический экскурс, и рассказы о настоящих хо- зяйственниках, и описание развала экономики этого края в результате «перестроечных» реформ. ВалентинБаюканскийрецензирует тематически разнообразный коллек- тивный сборник «Милый край…», выпущенный Союзом писателей «Во- инское содружество» в канун 65-летия Липецкой области. Привлекает статья «Торопить эту с вечностью встречу — не надо…» Юрия Голубева, в центре которой — анатомия литературного творчества, исследуемая в контексте депрессии, эмоциональных потрясе- ний и восприятия смерти. С автором можно спорить, но и полностью иг- норировать весомость его рассужде- ний не получится. Запоминается и добротный историко-биографический очерк Виктора Елисеева «Первейшая красавица России» о Зинаиде Скобе- левой-Лейхтенбергской, дочери зна- менитого «белого генерала» Михаила Скобелева, героя Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Особая страница — отчет Андрея Новикова о поездке в Сирию вместе с прозаиком Александром Пономаре- вым. Там российским военнослужа- щим и сирийским друзьям-журна- листам были презентованы повесть А. Пономарева «Прозрачное небо Сирии» ижурнал «Петровскиймост». Завершает выпуск рубрика «Дет- ская комната», где юный читатель встретится с забавными и добрыми стихотворениямиЕвгенияНовицкого. Журнал не стоит на месте, пыта- ясь вырваться из привычных рамок. 2019-й год станет для его редакции и авторов годом обновления, годом плодотворных изменений вкупе с со- хранением лучших прежних тради- ций. И читатели, уверен, оценят это по достоинству. Журнал не стоит на месте, пытаясь вырваться из привычных рамок. 2019-й год станет для его редакции и авторов годом обновления, годом плодотворных изменений вкупе с сохранением лучших прежних традиций. ” ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ « ПЕСНЯ ЖУРАВЛИНАЯ МОЯ... »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz