Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
3 № 97/25975/22 МАЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Фото Геннадия Логунова Фото Павла Острякова Бери друзей, идем в музей! В Липецке прошел межрегиональный фестиваль хранителей истории Михаил Зарников Сразу в нескольких точках города в минув- шую пятницу стартовал Второй межрегиональ- ный фестиваль «Музей для друзей». Липчане получили возможность в течение трех дней посе- тить площадки на терри- тории Городища, Комсо- мольского пруда и в Нижнем парке. Более восьмидесяти объектов — палаток ремесленни- ков, реконструкторов и экспозиций музеев из соседних областей и зарубежья — распахнули двери перед гостями фестиваля. — Цель сегодняшнего праздника — сблизить горожан с историей, по- казать многообразие куль- турного наследия и ин- тересно провести время, — рассказала организатор фестиваля директор Ли- пецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства Ирина Сулина. На Городище распо- ложился «Музей живой истории». Гостифестиваля познакомились с твор- чеством самых разных направлений: старинных забав, обрядов, обычаев, музыки, быта и гастроно- мии. Иногородние музеи представили небольшие экспозиции и интерактив- ные мероприятия. Всего же здесь работали двад- цать пять палаток. Среди липецких ма- стеров и гостей из сосед- них регионов не затерялся клуб «Дворцовые масте- ра». Литовские умельцы приехалиизВильнюса рас- крыть липчанам секреты гончарного мастерства и изготовления старинных украшений. — Мы используем са- мые разные приемынарод- ного промысла — начиная с раннего Средневековья и заканчивая эпохой Ренес- санса, — рассказал участ- ник клуба Вячеслав Ку- тырский. — Настольные игры, предметыбыта, кни- ги воссоздаются нашим коллективом для того, чтобыне только рассказать людям об ушедшей эпохе, но и дать возможность при- коснуться к ее наследию своими руками. Особенно много гостей собралось на мастер-клас- сах по лепке домашней утвари из глины и ее по- следующей раскраске. — Давно хотелось по- учиться этому замеча- тельному ремеслу, самой слепить посуду и нанести красивый рисунок, — по- делилась липчанка Ирина Антонова. — Фестиваль подарил мне такую воз- можность, теперь подумы- ваю записаться на курсы гончарного дела. —Считаю, главнаяцен- ность музеев — возмож- ность обогатиться знани- ями, — уверена студентка Яна Иванова. —Но важно не только сохранить ин- формацию о прошлом, а передать его дух. Участ- никам фестиваля, мне ка- жется, удалось это сделать. Кроме палаток рекон- структоров фестивальная программа была наполне- наразнообразнымитворче- скимипредставлениями. В их числе довольно нестан- дартные танцевальные номера, своего рода соче- тание старинных вальсов с более ритмичными сти- лями наших дней. А неподалеку от Горо- дища расположились пло- щадки «Музей арт-город» и «Культурный пикник». И здесь работали десятки арт-объектов, фотозон, выставок, а также прово- дились интерактивные ме- роприятия.Мастер-классы по рисованиюи игра в кро- кет особенно пришлись по вкусу липчанам. КСТАТИ Не только на арт-площадках липчанам удалось прикоснуться к живой истории. В рамках фестива- ля всем любителям старины выпал уникальный шанс посетить музеи, галереи и арт-пространства города, включая режимные и малодоступные в обычные дни, в том числе ведомственные, школьные и частные музеи города. Они делают мир лучше Добровольцы показали свои таланты на творческом конкурсе Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com Волонтерское движение в нашем регионе набирает обороты. В этом еще раз убедил ставший традици- онным областной творческий конкурс «Липецкое добровольчество-2019». В нем участвовали 339 талантливых и неравнодушных жителей городов и районов, половина из которых вышла в финал. Награждение победителей состоялось на днях в городском Дворце молодежи. — По итогам первого квартала Липецкая область оказалась в лидерах российского добровольческого движения. Это очень важный показатель, свиде- тельствующий о том, что сегодня молодое поколение становится добрее, стремится оказать помощь окру- жающим и сделать этот мир лучше,—сказал, откры- вая торжественную церемонию, заместитель главы администрации области Анатолий Якутин. Участники конкурса состязались в четырех но- минациях. Первая — «Фото- или видеорассказ» о реальных людях, занимающихся добрыми делами. Принимались работы, снятые на профессиональные и любительские камеры, а также телефоны и смартфо- ны. Вторая номинация — «Флэшмоб», где надо было придумать и снять видеоролик, демонстрирующий массовую акцию на тему добровольчества. Главные критерии — в работах должны найти отражение лю- бовь к России и готовность помочь людям. В резуль- тате первые места в этих номинациях заняли Вадим Богатиков из Измалковского и Галина Горковская из Лебедянского районов. Лучших в номинациях «Хореография» и «Во- кал» жюри определило по итогам живых номеров на сцене ГДМ «Октябрь». Зрители горячо аплодирова- ли юным исполнителям современных, народных и классических танцев. Апальма первенства досталась выпускнице школы имени Л.Н. Толстого Егануш Назарян. Выяснилось, что девушка не только пре- красно танцует, но и является активисткой отряда «Добровольческие ини- циативы». На ее счету немало добрых дел, в том числе помощь по- жилым левтолстовцам в подключении цифро- вого телевидения. Народные, эстрад- ные, авторские песни, а также битбоксы про- звучали в номинации «Вокал». Вне конкурен- ции оказался 13-летний Дмитрий Щетинин из Тербунского района. Песня «Крылатые ка- чели» из популярного в свое время детского кинофильма «Приклю- чения Электроника» в его исполнении была встречена овациями. У мальчика чудесный голос—первое сопрано. Юный талант несколько лет назад раскрыла и поддержала учитель музыки Татьяна Болгова. Сегодня Дмитрий — неизменный участник рай- онных и региональных концертов. В его реперту- аре — патриотические, школьные песни, а также романсы. Параллельно он занимается вокалом в Тербунской школе искусств под руководством опытного педагога ЕкатериныШепелевой и мечтает о профессиональной карьере. Несмотря на большую загруженность, юноша успевает помогать другим людям, участвует в акциях школьного добровольческого отряда. По б е дит е ли и призеры конкурса «Липецкое добро- вольчество-2019» получилидипломыи памятные подарки, а остальным участни- кам будут отправле- ны по электронной почте именные сер- тификаты. Кроме того, благодарствен- ными письмами на- градили активистов мероприятий, про- шедших в нашем регионе в Год добро- вольца. ” Липецкая область — в лидерах российского добровольческого движения. Это свидетельствует о том, что сегодня наше молодое поколение становится добрее, стремится оказать помощь окружающим и сделать этот мир лучше С открытым сердцем Литератор размышляет о коллегах по цеху Владимир Петров, petrof2332@yandex.ru «У камина друзей соберу...» — так назвал свою новую книгу липецкий литератор Владимир Богданов. Камин в названии, конечно, символический: вряд ли сам автор, его коллеги по цеху, тем более ушедшие в мир иной, собирались у камина — символа роскоши, богат- ства, европейского эстетства. Но камин — еще и сердце, и память автора, которые и собрали вместе всех, с кем довелось повстречаться ему на жизненном пути. Это прозаики, поэты, крае- веды, музыканты, художни- ки, коллекционеры, учителя. Воспоминания охватывают целую эпоху в истории нашей области, эпоху переломную, на грани столетий. В некотором смысле они — летопись лите- ратурной жизни Липецка и липецкого края, представ- ленная в лицах тех собратьев по перу, которых Богданов знал, с кем дружил, кого про- сто ценил как читатель. Он не анализирует творчество своих друзей, отмечая порой лишь штрихами особенности дара каждого. Он рисует портреты людей, живых и ушедших, такими, какими они им вос- принимались. Каждый портрет — небольшая новелла, пропущенная через чувства и впечатления автора. А подмеченные детали характера, особенности мировоз- зрения, художественного метода весомо дополняют воспоминания. Светлана Мекшен, Сергей Панюшкин, Борис Шаль- нев, АлександрАдпостенков, ИванЗавражин, Владислав Зорин—литераторынавсегда ушедшей советской эпохи, характерной особым отношением к мастерам пера. А затемидет плеяда писателей нового времени, вынужден- ныхжить и трудиться в принципиально иных условиях. Творческая среда, что греха таить, жестока по отно- шениюк собратьямпо цеху. Нелестные отзывы, ярлыки, враждующие группировки — все это было ранее, есть и теперь. Но Богданов, как летописец жизни современни- ков, выше этойничтожной суеты. Он вспоминает лучшее, что увидел в каждом, создавая атмосферу благодарной памяти, ценя неповторимость судеб и времени. Особый настрой создает и добрая интонация повествования. Есть в книге страницы глубоко личные: о друзьях юности, об Учителях с большой буквы, о врачах, сохра- нивших жизнь автору, об отце-фронтовике. Каждая работа—и в этом тоже особенность сборника, —сопровождается авторскими стихами-посвящениями, своего рода крупинками чувств и переживаний. Книга писалась не один год, выходили небольшие брошюры — ее части. Но теперь они собраны вместе под одной об- ложкой, эстетично оформленной. А эпиграфомк сборни- ку можно было бы поставить строки самого Владимира Богданова: «... Каждый день я открытым сердце Для стихов и людей держу!» И шепот слышнее, чем крик... Сквозь призму вековых традиций И. Неверов На этой выставке вряд ли кто-либо вспомнит хресто- матийное ахматовское: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Не то чтобы московская художница Алина Баталина демонстра- тивно отгораживается от повседневных впечатлений и настроений. Для иных ее работ первым импульсом становятся как раз они. Взять, допустим,цикл, а я бы сказал —живопис- но-графическую сюиту, навеянную памятью о русском северном лете. Закаты, рассветы, жен- ский профиль, озаренный солнечным лучом, полет бабочки на темно-крас- ном бархатном фоне... Но никаких подробно- стей и мелочей. Мастера вдохновляли не только природа и люди, но и ро- списи на царских вратах сольвычегодского храма. Они захватили Баталину радостным и гармонич- ным приятием сущего, всего Божьего творения. И художница стремилась передать по-своему то же состояние духа и души. У нее быстротечное соеди- нилось с вечным, обрело эпические, а то и метафи- ческие черты, продлилось в бесконечность. Алине Баталиной важ- на оптика вековых, если не тысячелетних тради- ций. Ее произведения пропитаны любовью к античности, византий- скимфрескам, древнерус- ским иконам. И даже как будто бы в бесхитростном натюрморте вдруг улав- ливаешь эхо рублевской «Троицы». Сосуды, изо- браженные художницей, увидены ею теми же гла- зами, что и стоящая перед тремя прекрасными кры- латымиюношамичашана великой иконе. То, что создает Батали- на, лишено сюжетности, бытовых деталей, а по- тому не годится для «из- ложения по картинке». Пусть что-то и навеяно чтением литературных текстов — евангельских илисовременных.Но, пре- вратившись в линии, бли- ки и тени, в прихотливые мозаичные композиции, эти образы, эти мотивы противятся возвращению в словесный ряд... Мне показалось, Бата- лина и сама до конца не знает ответа на вопрос, что заставляет ее брать в руки кисть, карандаш или складывать, какпазл, мозаику из разноцвет- ных камешков и смальты. Она то ли не может, то ли не хочет разгадывать, чем притягивают нас ее рисунки и картины, по- буждая озадаченно или завороженно следовать за нею по манящим тропин- кам и лабиринтам. Она на зависть изобретательна и неутомима в своих по- исках. То по-детски про- стодушна, то изыскана или дерзка. То смиренно воспроизводит каноны давних предшественни- ков, то вдруг говорит с тобой на языке авангарда двадцать первого века и пытается сделать невиди- мое видимым. Кпримеру, изобразить... шепот. Эта ее работа опятьже адресо- вана чуткому, отзывчиво- му зрителю—шепот о со- кровенном, достигающий нас, как шелест травы и дыхание ветра или слета- ющий с высоты, слышнее, проникновеннее крика на пределе голосовыхсвязок. Понятие сопережи- вания для Алины Бата- линой — ключевое и в жизни, и в искусстве. —Искусство стимули- рует дар сопереживания, —говорит она.—Нынеш- нее время перенасыщено агрессивностью. Нехват- ка сочувствия, понима- ния другого, уважения к жизни оборачиваются равнодушием и жестоко- стью. А искусство стара- ется это изменить, как-то нас очеловечивать. По крайней мере, я надеюсь, что мои вещи воздейству- ют именно так. ВАЖНО Известный художник-монументалист в Липецке не впервые. Она дорожит возможностью пока- зать свое творчество липчанам, ценит многолет- ние контакты с Галереей Назарова. И верит, что впереди у нее новые встречи на липецкой земле. Фото Николая Черкасова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz