Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Добрых незнакомцев не бывает Именно это надо объяснять малышам 26 № 93/25971/16 МАЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Правила поведения Главное — не навредить — Прошлый год у нас вы­ дался насыщенным. Ну, преж­ де всего, надо было реализо­ вать президентский грант, который мы выиграли. Мы приобрели УАЗ, разместили в нем все имеющееся у нас обо­ рудование, которого немало, организовали пространство. Так у нас появилсямобильный штаб, который значительно повысил эффективность поис­ ков в полевых условиях. По­ сле этого мы провели учения в Липецке, Ельце, Тербунах, Данкове и Чаплыгине. — А зачем потребовались эти учения? — Люди не всегда знают, как именно надо действовать в подобных ситуациях. Ну, собрались, обследовали место, где в последний раз видели ребенка, попытались отыскать его следы. В результате сами все так затоптали, что уже ни одна поисковая собака след не возьмет. Они верят любой появившейся информации, а потому мечутся из стороны в сторону. Мы же, работая в жесткой связке с МВД, МЧС и СК, пользуемся только их проверенной информацией. Нас курирует управление уго­ ловного розыска. Мы не ме­ шаем им, а берем на себя ту часть работы, которую нам поручают, и не начинаем дей­ ствовать, не получив серьезной консультации. Допустим, не всегда верно идти по домам и опрашивать соседей, если это уже делает участковый. Такое дублирование может помешать. Вот об алгоритме, о последовательности действий мы и рассказывали в районах. Теперь там уже созданы свои ячейки, которые вполне спо­ собны подключаться к работе. В нашем деле главное — не навредить. Я от бабушки ушел… — У нас в Липецке есть уникальный проект — «Про­ филактика ухода детей из семьи». Он рассчитан на пя­ тые-седьмые классы, является авторским. В нем участвует не только наша организация, но и сотрудники МВД, МЧС, так что в координации он до­ вольно сложен. Зато очень эффективен. Начинали мы этот проект в 2015 году, тогда у нас было двести восемьдесят четыре ухода. А в прошлом году только сто двадцать три. —До детей реально можно достучаться?  Десятилетие детства в России ЕЛЕНА БРЕДИС Пропажа ребенка — наверное, самое страшное, что может произойти с родителями. Потому что тыне знаешь, где он, что с ним, жив или нет. Аглавное, тыне понимаешь, в какуюсторону кидаться, что предпринимать. Наверное, далеко не все знают, что еще с 2017 года в нашей области разработан и существует четкийалгоритмдействийвподобных ситуациях. Не надо ехать в полицию и писать заявление, не надо выжидать трех суток, надо немедленно звонить. Реакция последует мгновенно. Об этом рассказывает руководитель ЛООО «Поиск пропав- ших детей» территориального подразделения Национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, помощник Уполномоченного по правам ребенка в Ли- пецкой области, член общественного совета ГУВД России по Липецку и экспертного совета по правам человека в Липецкой области Вячеслав Телин. —Конечно, этоже пластич­ ный материал. Не только до­ стучаться, но и, верно расста­ вив акценты, применив нуж­ ные психологические приемы, можно выработатьисохранить на всю жизнь правильную ло­ гику поведения, его принципы в чрезвычайных ситуациях. Не надо никого убеждать. Дети сами убеждают себя. До­ статочно правильно поставить вопрос, смоделировать ситу­ ацию, и они сами расскажут, как надо повести себя, чтобы в результате не подвергнуть свою жизнь опасности. В этом и заключается главная основа нашего проекта. Сейчас его уже опробуют в нескольких регионах. — Так в чем же причина уходов? — Если речь идет о малы­ шах, то это уходыспонтанные, чаще всего неосознанные. Пошел к бабушке, по дороге свернул и не дошел. Тут, ко­ нечно, халатность взрослых, банальный родительский не­ догляд. Что говорят психо­ логи? Первый кризис в три года, когда появляется «я сам», второй — в семь лет, связанный со школой, в 11- 13 лет следующий кризис взросления, когда начинают демонстрировать характер, а уж в подростковом возрасте начинаются конфликты — и с миром, и со взрослыми. Говорить, что уходят только из пьющих, маргинальных семей, было бы неправильно. Уходят из разных. Опять же, нельзя говорить о том, что причина всегда в недостатке родительского внимания. Де­ скать, деньги зарабатывают, материально обеспечивают, а на ребенка сил и времени не остается. Очень часто сбегают как раз от гиперопеки. Знае­ те, знакомая позиция: «Я же мама!»Аеще хотелось быобра­ тить внимание на фразы типа «мы сдаем экзамены», «мы победили на соревнованиях». Вот ребенок и сбегает в поис­ ках своей собственной жизни, чтобы мама за него эту жизнь не проживала. — А этот проект предпо- лагает работу с родителями? — Изначально мы рассчи­ тывали только на детей, но потом поняли, что нам нужна обратная связь. Если мыполу­ чим областную субсидию, то начнем регулярную работу с родителями. Сначала будем рассказывать им о том, чего хотим добиться от детей, ка­ кие цели перед собой ставим. А потом будем узнавать, что рассказывают им дети, какие вопросызадают. Авопросыпо­ сле наших встреч у них обяза­ тельно возникают, нам об этом сами родители говорят. Для чего нужна субсидия?Унасже общественная организация, и наши люди еще где-то работа­ ют, чтобы содержать семьи. А проект требует регулярного внимания. Опять же, мы хо­ тим распространить его на всю область. Еще есть мечты осна­ стить все районыдополнитель­ ным оборудованием для более продуктивной помощи терри­ ториальным подразделениям организации. При наличии обученных, подготовленных ячеекмыполучимцелыйреги­ он, готовый в нужный момент организованно и эффективно подключиться к поискам про­ павших людей. — Чем еще запомнился минувший год? — Это был год пятилетия нашей организации. У нас че­ тыре человека награжденыме­ далями отМЧС, четырнадцать человек — медалями от МВД, более двадцати получили по­ четные грамоты от губернато­ ра. Как видите, нашу работу оценивают достаточно высоко. Злодей не всегда страшный — Расскажите подробнее об эксперименте, который вы не так давно провели в ТРЦ «Европа». —Этаинициативапоступи­ ла из управления уголовного розыска. Нам предложили провести эксперимент с деть­ ми разного возраста и посмо­ треть, насколько легко они могут уйти с чужим челове­ ком.Проанализировать, какие причинымогут толкнуть их на это. Ну и, естественно, потом все это серьезно изучить. — Но этот эксперимент был чисто постановочным? — О том, что происходит, знали все, кроме детей. Были предупреждены родители, были специально приглашен­ ные волонтеры, изображавшие похитителей. Ксожалению, из десяти детей девять удалось увести. Не пошел только один мальчик, мама которого как раз была уверена, что ужон-то пойдет. Свой отказ он объяс­ нил просто: «Я его не знаю», хотя мужчина называл его по имении представлялся другом мамы. Еще одно печальное наблюдение: только в одном случае посторонние взрослые обратили внимание на то, что происходит рядом с ними, — две девушки, сидевшие за соседним столиком, заметили сомнения ребенка и сказали, что никуда его не отпустят до прихода мамы. В остальных случаях никто и головы не повернул. — Но как же так, ведь все родители предупреждают детей, что с чужими уходить нельзя. — Обратите внимание, что взрослые не предлагали де­ тям конфетки или игрушки, от чего мы, как правило, их предостерегаем. Нет, они ссы­ лались на то, что мама под­ вернула ножку и не может идти, что папе стало плохо. В общем, родители нуждаются в помощи и просят к ним прий­ ти. Это уже ломка того стерео­ типа, на который мы ребенка настраиваем. Еще один нюанс. С самого раннего детства ребе­ нок привыкает по мультикам, по картинкам в книжках, что злодей — непременно очень страшный дядька в черном плаще и черной шляпе, с жут­ кими усами и бородищей. А подойти может очень милая тетенька с доброй улыбкой, да еще с малышом на руках, как было в нашем эксперименте. —А как же научить ребен- ка отличить хорошего челове- ка от плохого? — Да никак! Что, если с плохим нельзя уходить, то с хорошим можно?! Ни с кем нельзя! Даже со знакомым, если это не оговаривалось за­ ранее. Вот это ребенок должен усвоить. Исключение могут составлять только ситуации катастроф типа пожара, на­ воднения, землетрясения. Во всех остальных случаях ребенок должен потребовать позвонить маме и самому по­ говорить с ней. Или у него с мамой должно быть секретное кодовое слово, своего рода па­ роль, который знают только они двое. И если незнакомец это слово назовет, то ему мож­ но доверять. Если же начина­ ют применять силу, тащить за руку, то надо немедленно орать изо всех сил, звать на помощь полицию, охрану. А еще надо объяснить, что и мама, и папа, попав в сложную ситуацию, никогда не станут обращаться за помощьюк сво­ ему ребенку. Иужесликого-то за ним пошлют, то это будет охранник или полицейский, причем заранее малыша об этомпредупредят по телефону. А пока что результат экспери­ мента неутешительный. vk.com poiskdeteilipeck vk.com poiskdeteilipeck ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz