Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
Добрых незнакомцев не бывает Именно это надо объяснять малышам 26 № 93/25971/16 МАЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Правила поведения Главное — не навредить — Прошлый год у нас вы дался насыщенным. Ну, преж де всего, надо было реализо вать президентский грант, который мы выиграли. Мы приобрели УАЗ, разместили в нем все имеющееся у нас обо рудование, которого немало, организовали пространство. Так у нас появилсямобильный штаб, который значительно повысил эффективность поис ков в полевых условиях. По сле этого мы провели учения в Липецке, Ельце, Тербунах, Данкове и Чаплыгине. — А зачем потребовались эти учения? — Люди не всегда знают, как именно надо действовать в подобных ситуациях. Ну, собрались, обследовали место, где в последний раз видели ребенка, попытались отыскать его следы. В результате сами все так затоптали, что уже ни одна поисковая собака след не возьмет. Они верят любой появившейся информации, а потому мечутся из стороны в сторону. Мы же, работая в жесткой связке с МВД, МЧС и СК, пользуемся только их проверенной информацией. Нас курирует управление уго ловного розыска. Мы не ме шаем им, а берем на себя ту часть работы, которую нам поручают, и не начинаем дей ствовать, не получив серьезной консультации. Допустим, не всегда верно идти по домам и опрашивать соседей, если это уже делает участковый. Такое дублирование может помешать. Вот об алгоритме, о последовательности действий мы и рассказывали в районах. Теперь там уже созданы свои ячейки, которые вполне спо собны подключаться к работе. В нашем деле главное — не навредить. Я от бабушки ушел… — У нас в Липецке есть уникальный проект — «Про филактика ухода детей из семьи». Он рассчитан на пя тые-седьмые классы, является авторским. В нем участвует не только наша организация, но и сотрудники МВД, МЧС, так что в координации он до вольно сложен. Зато очень эффективен. Начинали мы этот проект в 2015 году, тогда у нас было двести восемьдесят четыре ухода. А в прошлом году только сто двадцать три. —До детей реально можно достучаться? Десятилетие детства в России ЕЛЕНА БРЕДИС Пропажа ребенка — наверное, самое страшное, что может произойти с родителями. Потому что тыне знаешь, где он, что с ним, жив или нет. Аглавное, тыне понимаешь, в какуюсторону кидаться, что предпринимать. Наверное, далеко не все знают, что еще с 2017 года в нашей области разработан и существует четкийалгоритмдействийвподобных ситуациях. Не надо ехать в полицию и писать заявление, не надо выжидать трех суток, надо немедленно звонить. Реакция последует мгновенно. Об этом рассказывает руководитель ЛООО «Поиск пропав- ших детей» территориального подразделения Национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, помощник Уполномоченного по правам ребенка в Ли- пецкой области, член общественного совета ГУВД России по Липецку и экспертного совета по правам человека в Липецкой области Вячеслав Телин. —Конечно, этоже пластич ный материал. Не только до стучаться, но и, верно расста вив акценты, применив нуж ные психологические приемы, можно выработатьисохранить на всю жизнь правильную ло гику поведения, его принципы в чрезвычайных ситуациях. Не надо никого убеждать. Дети сами убеждают себя. До статочно правильно поставить вопрос, смоделировать ситу ацию, и они сами расскажут, как надо повести себя, чтобы в результате не подвергнуть свою жизнь опасности. В этом и заключается главная основа нашего проекта. Сейчас его уже опробуют в нескольких регионах. — Так в чем же причина уходов? — Если речь идет о малы шах, то это уходыспонтанные, чаще всего неосознанные. Пошел к бабушке, по дороге свернул и не дошел. Тут, ко нечно, халатность взрослых, банальный родительский не догляд. Что говорят психо логи? Первый кризис в три года, когда появляется «я сам», второй — в семь лет, связанный со школой, в 11- 13 лет следующий кризис взросления, когда начинают демонстрировать характер, а уж в подростковом возрасте начинаются конфликты — и с миром, и со взрослыми. Говорить, что уходят только из пьющих, маргинальных семей, было бы неправильно. Уходят из разных. Опять же, нельзя говорить о том, что причина всегда в недостатке родительского внимания. Де скать, деньги зарабатывают, материально обеспечивают, а на ребенка сил и времени не остается. Очень часто сбегают как раз от гиперопеки. Знае те, знакомая позиция: «Я же мама!»Аеще хотелось быобра тить внимание на фразы типа «мы сдаем экзамены», «мы победили на соревнованиях». Вот ребенок и сбегает в поис ках своей собственной жизни, чтобы мама за него эту жизнь не проживала. — А этот проект предпо- лагает работу с родителями? — Изначально мы рассчи тывали только на детей, но потом поняли, что нам нужна обратная связь. Если мыполу чим областную субсидию, то начнем регулярную работу с родителями. Сначала будем рассказывать им о том, чего хотим добиться от детей, ка кие цели перед собой ставим. А потом будем узнавать, что рассказывают им дети, какие вопросызадают. Авопросыпо сле наших встреч у них обяза тельно возникают, нам об этом сами родители говорят. Для чего нужна субсидия?Унасже общественная организация, и наши люди еще где-то работа ют, чтобы содержать семьи. А проект требует регулярного внимания. Опять же, мы хо тим распространить его на всю область. Еще есть мечты осна стить все районыдополнитель ным оборудованием для более продуктивной помощи терри ториальным подразделениям организации. При наличии обученных, подготовленных ячеекмыполучимцелыйреги он, готовый в нужный момент организованно и эффективно подключиться к поискам про павших людей. — Чем еще запомнился минувший год? — Это был год пятилетия нашей организации. У нас че тыре человека награжденыме далями отМЧС, четырнадцать человек — медалями от МВД, более двадцати получили по четные грамоты от губернато ра. Как видите, нашу работу оценивают достаточно высоко. Злодей не всегда страшный — Расскажите подробнее об эксперименте, который вы не так давно провели в ТРЦ «Европа». —Этаинициативапоступи ла из управления уголовного розыска. Нам предложили провести эксперимент с деть ми разного возраста и посмо треть, насколько легко они могут уйти с чужим челове ком.Проанализировать, какие причинымогут толкнуть их на это. Ну и, естественно, потом все это серьезно изучить. — Но этот эксперимент был чисто постановочным? — О том, что происходит, знали все, кроме детей. Были предупреждены родители, были специально приглашен ные волонтеры, изображавшие похитителей. Ксожалению, из десяти детей девять удалось увести. Не пошел только один мальчик, мама которого как раз была уверена, что ужон-то пойдет. Свой отказ он объяс нил просто: «Я его не знаю», хотя мужчина называл его по имении представлялся другом мамы. Еще одно печальное наблюдение: только в одном случае посторонние взрослые обратили внимание на то, что происходит рядом с ними, — две девушки, сидевшие за соседним столиком, заметили сомнения ребенка и сказали, что никуда его не отпустят до прихода мамы. В остальных случаях никто и головы не повернул. — Но как же так, ведь все родители предупреждают детей, что с чужими уходить нельзя. — Обратите внимание, что взрослые не предлагали де тям конфетки или игрушки, от чего мы, как правило, их предостерегаем. Нет, они ссы лались на то, что мама под вернула ножку и не может идти, что папе стало плохо. В общем, родители нуждаются в помощи и просят к ним прий ти. Это уже ломка того стерео типа, на который мы ребенка настраиваем. Еще один нюанс. С самого раннего детства ребе нок привыкает по мультикам, по картинкам в книжках, что злодей — непременно очень страшный дядька в черном плаще и черной шляпе, с жут кими усами и бородищей. А подойти может очень милая тетенька с доброй улыбкой, да еще с малышом на руках, как было в нашем эксперименте. —А как же научить ребен- ка отличить хорошего челове- ка от плохого? — Да никак! Что, если с плохим нельзя уходить, то с хорошим можно?! Ни с кем нельзя! Даже со знакомым, если это не оговаривалось за ранее. Вот это ребенок должен усвоить. Исключение могут составлять только ситуации катастроф типа пожара, на воднения, землетрясения. Во всех остальных случаях ребенок должен потребовать позвонить маме и самому по говорить с ней. Или у него с мамой должно быть секретное кодовое слово, своего рода па роль, который знают только они двое. И если незнакомец это слово назовет, то ему мож но доверять. Если же начина ют применять силу, тащить за руку, то надо немедленно орать изо всех сил, звать на помощь полицию, охрану. А еще надо объяснить, что и мама, и папа, попав в сложную ситуацию, никогда не станут обращаться за помощьюк сво ему ребенку. Иужесликого-то за ним пошлют, то это будет охранник или полицейский, причем заранее малыша об этомпредупредят по телефону. А пока что результат экспери мента неутешительный. vk.com poiskdeteilipeck vk.com poiskdeteilipeck ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz