Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом СМОТРИМ В ЯНВАРЕ Кто остановит мистера Стекло? СЕРГЕЙ ИВАНОВ 24 № 8/25886/17 ЯНВАРЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Родина начинается со сказки... П оловина янва- ря прошла на ТВ под деви- зом «Лучшие ф и л ь мы — старые филь- мы». Его запу- стили на канале «Мир». С этим простодушным, но честным слоганом де-факто солидарны телевизионщики большинства каналов. На новогодних и рождествен- ских каникулах они устроили впечатляющую ретроспективу нашегокино лет за семьдесят. Вих числе и православный «Спас», где атеистические советские времена не сильно жалуют, но советские ленты демонстрируют постоянно, а не только по праздникам. Объяснение тому простое. За- клейменные как тоталитарные, лживые, пропагандистские кар- тины эти в действительности ни в чем не расходятся с евангельски- ми заповедями. Онио совести, вер- ности и любви. В отечественном киноарсенале не отыскать ниче- го притягательнее рязановской «Карнавальной ночи» или при- ключений гайдаевского Шурика. Даже красноармеец Федор Сухов из «Белого солнца пустыни» зани- мает законное место в этом ряду. Даже наивная довоенная «Музы- кальная история», где симпатич- ного таксиста Петю Говоркова, у которого вдруг прорезывается красивый оперный голос, сыграл сам Сергей Лемешев, до сих пор вполне конкурентоспособна. Авоттрадиционныхянварских телепремьер народ не дождался. Во всяком случае, ни новую«Иро- нию судьбы», ни новое «Обыкно- венное чудо» онне увидел. Да ипо- следние сенсациибольшого экрана не украсили бы праздничный голубой экран. Как предлагать пу- блике под тосты «С Новым годом, с новым счастьем!» «Левиафана», «Нелюбовь» либо депрессивные артхаусные эксперименты? О чем, между прочим, на по- мянутом канале «Спас» нака- нуне Рождества перебросились репликами ведущий программы «Парсуна» Владимир Легойда и режиссер Андрон Михалков- Кончаловский. Легойда спросил: а когда после фильма возникает желание повеситься, он тоже счи- тается искусством? И Михалков- Кончаловский ответил: да, тоже. Но искусствомсо знаком«минус». Минусовиминусующих сейчас полным полно. Минусуют состра- дание и патриотизм, крепость семьи и дружбы, прошлое и бу- дущее. Нас окутывают мглистым туманом безверия. Во все. В Бога. В человека. В человечество и че- ловечность. В небессмысленность нашего существования. А то, старое кино, как ни кру- ти, помечено знаком «плюс». Оно не ломало людей, не лишало на- дежды. Оно было опорой для тех, кто с крестиком на груди или без исповедует деятельное добро. И, пожалуй, главное тому свидетель- ство — сотни детских фильмов, сеявшихразумное, доброе, вечное. Их создатели служили детям по-рыцарски, верой и правдой, не сомневаясь: у ребенка есть право на настоящее, большое искусство. Они знали, с чего начинается для подрастающего человека Родина. Задолго до «картинки в твоем букваре»— с колыбельной, игры, сказки. Вдневниках одногоиз рыцарей детстваРоланаБыковаосталасьза- пись: детямнужно оченьмногое— герой, утверждение радости жиз- ни, оптимизм и фантастика, лес, поле, сад, завод.Но все этопосле.А изначальноне обойтись без сказки. Сперва про гусей-лебедей. А там уже и про Финиста-ясна сокола, и про Конька-Горбунка, и про царя Салтана, и про трех толстяков, и про старикаХоттабыча. Этикниж- ки и экранные их версии, как на днях сформулировал нынешний единомышленник Быкова, — во- прос национальной безопасности. Но о какой национальной, да и государственной безопасности могла идти речь в девяностые! Тогда взрослое кино дышало на ладан. А детское... Оно пере- стало существовать. Фильмы не снимали. Коллекция шедевров «Союзмультфильма» уплыла на Запад. И реформаторов это не беспокоило. Сказка им была без надобности. Акое-кто усматривал в ней нешуточную опасность. Уже в двадцать первом веке некий свободомыслящий профес- сор, кажется, доктор философии, грезя о возвращении в девяно- стые, о возвращении девяностых, откровенно объяснил, почему. Русская сказка слишком русская. «По щучьему велению» приучает к халяве. АИльяМуромец, Иван- царевич либо Иван-крестьянский сын совершают бескорыстныепод- виги, спасая чужих, посторонних или ради абстракции, именуемой Россия-матушка. Между тем ге- ройски оборонять надо не отвле- ченные понятия, а свое, кровное, нажитое — дом, огород, комод со шмотками. Ведь частная собствен- ность священна. Сейчас как будто бы в отече- ственном кинематографе что-то медленно, как при съемке рапи- дом, со скрипом поворачивается, меняется. Но наследникам за- мечательного киносказочника Александра Роу и того же Ролана Быкова пока живется тяжко. К примеру, «звездный» актер Сергей Безруков заболел идеей фильма «Реальная сказка». Но и ему потребовались годы, чтобы осуществить свой проект. При всей безруковской популярности он, кажется, так и не получил поддержки из бюджета. Не потому ли, что вдохновлял- сянеправильными, нерыночными соображениями? Ну что это за сюжет, господа?Усталая учитель- ницаВасилисаПремудраявозится на тесной кухне стандартной го- родской квартиры и уговаривает мужа Ивана не лезть на рожон, не вязаться с Кощеем. А Кощей предстает сразу в двух обличиях – всемогущего и коварного колдуна и не менее всемогущего и подлого новорусского дельца. А обнищав- шие богатыри вынуждены нани- маться к нему в телохранители и сторожа. Сказка, не правда ли, очень реальная, реальнее некуда? Но вот Иван, не слушая ничьих советов и предостережений, вы- зывает-таки Кощея на бой... Обратите внимание: фильмсде- лан гораздо раньше нашумевшего «Последнего богатыря». Емунедо- ставало размаха, спецэффектов. Зато по духу, нравственному по- сылу он близок и «Новому Гулли- веру», и «Марье-искуснице». Не то что собравший в прокате почти миллиард «Последний богатырь», в котором фольклорный антураж остается лишь антуражем. А по сути в нем куда больше от голли- вудского блокбастера. Русская сказка рассказана с сильным англосаксонским акцентом. И ее не без оснований называют то комиксом, то капустником. В новогодней сетке телеве- щания «Последнему богатырю» место, разумеется, нашлось. А на RЕN два дня с утра до вечера кру- тили анимационный цикл о трех богатырях. От былинного эпоса там тоже остались рожки да нож- ки. Былинные мотивы понадоби- лись как повод для балагурства, иронической игры, пародийных и поверхностных перекличек с современностью. Авторы полагают, что серьез- ное отношение к исходному мате- риалу нелепо. Это в Индии могут с трепетнымпиететомпросвещать соотечественников, а заодно и нас с вами, грандиозной экра- низацией «Рамаяны». Сегодня она идет на российском канале «Культура». А мы, отдавая себе отчет, что в сегодняшней России мало кто читал, мало кто помнит свод богатырских былин, исполь- зуем их исключительно для пере- смешничества, перемигивания с публикой. Впрочем, сомнительно, что новомуАлександруПтушко дадут денег на не хохмаческий, а герои- ческий, эпический фильм об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Может, реше- ние офинансированиипринимают двойники профессора, не одобря- ющего русские сказки? Значит, родившийся в январе слоган «Лучшие фильмы — ста- рые фильмы» еще долго будет актуальным. “ Минусов и минусующих сейчас полным полно. Минусуют сострадание и патриотизм, крепость семьи и дружбы, прошлое и будущее. Нас окутывают мглистым туманом безверия Джеймс Мак Эвой, Брюс Уиллис, Сэмю- эл Л. Джексон в фантастическом фильме М. Найт Шьямалана «Стекло» . Похититель с множественными расстройствами личности и террорист-инвалидМистер Стекло выходят на своих давнихпротивников—травмирован- ную девочку-подростка Кейси и стареющего супергероя Дэвида Данна. «Одинокий миллиардер в поисках острых ощущений» — девиз картины «1+1: Голли- вудская история» . Пентхаус в Нью-Йорке, целый гараж коллекционных автомобилей и миллиарды скучающих президентов на банковском счету. Если есть тот, кто готов рискнуть состоянием ради минуты подлин- ного счастья, найдется и тот, кто ему в этом поможет. В главных ролях: Николь Кидман, Кевин Харт, Брайан Крэнстон. Сильвестр Сталлоне в спортивной драме «Крид-2» . Жизнь Адониса Крида преврати- лась в череду компромиссов. Пока он раз- рывается между долгом и тренировками к следующему большому бою, судьба готовит ему новую невыполнимую миссию. Будущий противник тесно связан с историей его семьи, что лишь повышает ставки перед предстоя- щим выходом на ринг. Рокки Бальбоа всегда будет на стороне Крида, и вместе они выйдут на битву с призраками их общего прошлого, выяснят, за что действительно стоит сражать- ся, и поймут, что нет ничего дороже семьи. «Ее таланты — настоящие. А резюме — нет» — это о героине Дженнифер Лопез в ко- медии «Начни сначала» . КогдаМайя уже пе- рестала надеяться, что ее мечты осуществят- ся, она случайно получает работу в большой корпорации. Теперь у нее есть шанс доказать снобам с Мэдисон Авеню, что врожденный талант и блестящий креатив так же важны, каки дипломпрестижного университета. Ине имеет значения, что у тебя за спиной, — ведь никогда не поздно начать сначала! «Две сестры—одна судьба»—девиз исто- рической драмы «Две королевы» с Сиршей Ронан и Марго Робби. Безжалостная Елиза- вета I и дерзкая Мария Стюарт соперничали в политике и любви. Как получилось, что во времена абсолютной власти мужчин две женщины борются за престол Англии? За основу фильма взят роман британского исто- рика Джона Гая «Моя жизнь принадлежит мне: настоящая история Марии — королевы Шотландии». Отпуск — худшее испытание для пары, считают героифранцузской комедии «Ничего себе каникулы!» . Марион—развязная и сво- бодная, ей за тридцать, она самодостаточна и не слишком разборчива в связях. Знакомить- ся с парнями в Tinder для нее привычное дело. Бен — серьезный мужчина, слово «рутина» ему хорошо знакомо, и он не слишком опытен в плане знакомств по Интернету. Возраст, город Париж и приложение Tinder в теле- фонах — больше ничего общего между ними нет. Но эти двое влюбляются друг в друга на первомже свидании. Обезумев от спонтанной радости, они тут же решают отправиться в совместный отпуск. В Болгарию. Дикарями. Как скоро они обнаружат, что их представле- ния об идеальных каникулах, мягко говоря, не совпадают? Срочно требуется друид — галлам, геро- ям французского мультфильма «Астерикс и тайное зелье» . Могучие галлы издревле черпали силу в секретном напитке, который готовил великий старец. Но пришла беда, от- куда не ждали — почтенный друид свалился с дерева и сломал обе ноги. Теперь Астериксу и Обеликсу предстоит отправиться в опасное путешествие, чтобы отыскать нового друида, достойного постичь рецепт тайного зелья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz