Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 77 /25955/19 АПРЕЛЯ 2019 14 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Во исполнение данного закона создана необходимая нормативно-правовая база: приняты законы области и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в указанной сфере. Согласно информации, представленной органами и учреждениями системы про- филактики, в области налажено тесное межведомственное взаимодействие органов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений в сфере организации профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе на основе разрабо- танных и принятых локальных нормативных правовых актов. Взаимоотношения органов и учреждений системы профилактики строятся на ос- нове соглашений и совместных планов профилактической работы, в рамках которых проводятся совместные мероприятия, направленные на устранение причин и усло- вий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несо- вершеннолетних. Особое внимание уделяется информационному взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики в вопросах предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также в вопросах защиты их прав и законных интересов. Так, например, при появлении информации о совер- шенных несовершеннолетними правонарушениях (возможности совершения ими правонарушения), а также нарушении прав детей незамедлительно ставятся об этом в известность родители (иные законные представители). С несовершеннолетними и родителями (иными законными представителями) проводятся профилактические беседы с привлечением сотрудников полиции, медицинских организаций, членов комиссии по делам несовершеннолетних либо специалистов, обеспечивающих их деятельность. Если в полученной информации содержатся сведения, указывающие на признаки совершенного или готовящегося уголовного преступления, незамед- лительно ставятся в известность соответствующие органы системы профилактики: комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура. Результаты мониторинга показали, что профилактическая работа с несовершен- нолетними из так называемой «группы риска» носит планомерный слаженный харак- тер. Принимаются меры по организации занятости, отдыха и оздоровления детей, состоящих на профилактическом учете, оказанию социальной помощи детям из не- благополучных семей, привлечению к индивидуальной профилактической работе с «трудными подростками» общественности. Положительным аспектом реализации закона является внедрение ювенальных технологий, осуществление надзора за исполнением законов области в части профи- лактики правонарушений несовершеннолетних со стороны прокуратуры. Внедрение ювенальных технологий, дружественного к ребенку правосудия по- зволило сократить на 43,3 % (с 30 до 17) число преступлений, совершенных ранее судимыми подростками. Проводимая за счет тесного межведомственного взаимодействия органов си- стемы профилактики, органов власти области, органов местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав профилактическая работа способствовала сокращению в 2017 году количества преступлений со стороны несо- вершеннолетних на 15,6 % (с 320 до 270). Снизилось число совершенных несовер- шеннолетними особо тяжких (-25,0%) и тяжких (-18,5%) уголовно наказуемых деяний, а также преступлений средней (-8,8%) и небольшой (-22,5%) степени тяжести. В отдельных муниципалитетах области сформирован положительный опыт реа- лизации Закона области о профилактике, который заслуживает внимания со стороны органов местного самоуправления других муниципальных образований. Анализ регионального опыта позволяет рекомендовать к применению такие эф- фективные формы работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики, как групповые занятия с использованием меди- ативных техник. Вместе с тем выявлен ряд проблем, который влияет на эффективность реализа- ции положений Закона области о профилактике: Необходимо принятие дополнительных мер, направленных на повышение эффек- тивности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы про- филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в части проведения совместной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также наладить более тесное взаимодействие всех органов системы профилактики с иными органами, учреждениями и организациями, принимающими участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правона- рушений несовершеннолетних. В ходе мониторинга сделан вывод о том, что, несмотря на наличие обширной нор- мативной правовой базы, призванной защищать ребенка, в том числе от насилия в семье, сегодня еще слабо развиты процедуры раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми. Сохраняется необходимость разработки и внедрения допол- нительных механизмов предупреждения, пресечения насилия над детьми и оказания эффективной помощи ребенку и его социальному окружению. Необходимо прово- дить более широкую профилактическую работу в данном направлении. Одной из причин правонарушений и антиобщественных действий несовершен- нолетних является недостаточная организация досуга детей и подростков по месту жительства. Необходимо активизировать работу по трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, на квотируемые рабочие места, обеспечить сохранение объемов и видов работ для временной занятости не- совершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период школьных каникул. На основе взаимодействия органов образования и службы занятости оказывать содействие в предоставлении подросткам услуг по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению, продолжать организацию ярмарок учебных и рабочих мест для учащейся и незанятой молодежи. В случае необходимости при- менять меры административного воздействия в отношении руководителей, не обе- спечивающих квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Вместе с тем, с целью заинтересованности работодателей в предоставлении квотируемых рабочих мест несовершеннолетним необходимо рассмотреть вопрос о возможности установ- ления мер по стимулированию таких работодателей. Необходимо выявить причины, которые толкают несовершеннолетних к асоциаль- ному поведению. В рамках борьбы с подобными явлениями на первый план выходит социальная профилактика. Ввиду того, что в формировании норм морали, правовой культуры детей и подростков большую роль играют не столько органы и учреждения системы профилактики, сколько родители и само общество, в котором они растут и развиваются, необходимо выстраивать работу как индивидуального, так и общего просветительского характера с учетом тех особенностей, которые сопутствуют со- временной подростковой среде. Необходимо вовлекать в эту работу родителей, пе- дагогов, психологов, представителей общественности, формальных и неформальных лидеров несовершеннолетних с целью комплексного охвата подростковой аудитории и максимального ее ограждения от негативных факторов. Необходимо активизировать вовлечение несовершеннолетних в социально значи- мую, в том числе волонтерскую деятельность. В качестве форм работы по данному направлению можно использовать формиро- вание волонтерских отрядов и привлечение к участию несовершеннолетних в акциях, организуемых ими, а также организацию социально значимых мероприятий с привле- чением к их участию подростков (субботников, концертов и др.). Кроме того, в отдельных муниципальных образованиях области успешно работа- ет институт общественных воспитателей. В целях дальнейшей реализации данного института на территории Липецкой области необходимо обобщить указанный опыт работы в данном направлении и принять необходимые нормативные правовые акты. Участие общественных объединений в работе с несовершеннолетними по профи- лактике их безнадзорности и правонарушений является одним из механизмов повы- шения эффективности и качества решения этой важной социальной задачи. Необходимо усилить организацию просветительской работы среди несовершен- нолетних и родительской общественности по вопросам информационной безопасно- сти детей. Систематически проводить работу с родителями (иными законными пред- ставителями), направленную на получение навыков выявления угроз безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Выработка путей преодоления обозначенных проблем и развитие системы про- филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области продолжает оставаться приоритетной задачей органов государственной вла- сти Липецкой области. Часть III. Предложения по совершенствованию законодательства и по реализации Послания Президента Российской Федерации Глава 1. Предложения по совершенствованию законодательства Липецкой области В 2019 году будет продолжена работа по приведению законодательства Липецкой области в соответствие с федеральным законодательством и совершенствованию действующего правового регулирования. Основные направления нормотворческой деятельности, а также предложения субъектов права законодательной инициативы о проектах нормативных правовых ак- тов области, рассмотрение которых запланировано на 2019 год, нашли свое отраже- ние в Плане работы Липецкого областного Совета депутатов на 2019 год, утвержден- ном постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 18 декабря 2018 года № 728-пс. Кроме того, принятые в конце 2018 года и начале 2019 года изменения федераль- ного законодательства потребуют внесения изменений в ряд законов области. Так, Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 566-ФЗ «О внесении из- менений в статьи 3 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и му- ниципальных образований» предоставлено право заключать соглашения с контроль- но-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля всем предста- вительным органам муниципальных образований. Ранее эти правом были наделены только представительные органы внутригородских муниципальных образований го- родов федерального значения. Для реализации указанной нормы необходимо принятие закона области, устанав- ливающего порядок заключения таких соглашений. Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 550-ФЗ О внесении изменения в статью 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и пра- ва на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения в пункт 11 статьи 58 указанного федерального закона, согласно которому все денеж- ные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. При этом на выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей. Согласно ранее действовавшей редакции указанной нормы создание избира- тельного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета было возможно, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышали пяти тысяч рублей. Соответствующие изменения должны быть внесены в часть 12 статьи 56 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ «О выборах депутатов представи- тельных органов муниципальных образований в Липецкой области». Федеральным законом от 22 января 2019 года № 1-ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации» положения статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнены нормой, согласно которой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверж- дающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления в соответствии с феде- ральными законами и законами субъектов Российской Федерации компенсации рас- ходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего иму- щества в многоквартирном доме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу в порядке, установленном норматив- ным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким образом, соответствующий порядок должен быть установлен на регио- нальном уровне. Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенство- вания целевого обучения» статья 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» излагается в новой редак- ции. Федеральным законодателем исключается понятие целевого приема, транс- формируется в понятие приема на целевое обучение и определяется как особен- ность приема на обучение по образовательным программам высшего образования. С учетом этого Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дополняется новой статьей 71.1, устанавливающей положения по приему на це- левое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В этой связи необходимо привести в соответствие нормам федерального за- конодательства положения Закона Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, в Липецкой области», касающиеся предостав- ления ежемесячной выплаты обучающимся по программе ординатуры, студентам образовательных организаций высшего образования, заключившим с исполнитель- ным органом государственной власти области в сфере здравоохранения договор о целевом обучении и принятым на обучение на условиях целевого приема. Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях установления единого порядка учета детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, под- лежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующего регионального списка уточняется порядок включения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в список на получение жилья и их исключения из списка. Так, измене- ния, внесенные в Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополни- тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливают заявительный порядок включения в регио- нальный список, что упорядочивает его формирование, а также позволяет осущест- влять эффективный контроль. В этой связи необходимо внести соответствующие изменения, касающиеся установления заявительного порядка, в Закон Липецкой области от 6 июня 2007 года № 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области». Кроме того, в вышеназванный закон области необходимо внести изменения, каса- ющиеся изменения организационно-правовой формы организаций, в которых пре- бывают дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в соответствии с федеральным законодательством. В связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» необходимо внести соответствующие изменения в Закон Липецкой области от 18 августа 2011 года № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области». Глава 2. Предложения по совершенствованию федерального законодательства В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе- рендуме граждан Российской Федерации» законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», к которым относятся Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации. При этом возникает вопрос о возможности наделения законом субъекта Рос- сийской Федерации соответствующим правом Общественную палату Российской Федерации. На наш взгляд, для реализации в региональных законах данной нормы требуется дополнительное правовое регулирование на федеральном уровне. Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» правовую основу деятельности Общественной палаты Российской Федерации составляют Конститу- ция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. То есть речь идет о федеральном за- конодательстве. Таким образом, на сегодняшний день субъекты Российской Федерации указан- ным федеральным законом не наделены полномочиями в установлении какого-либо правового регулирования в отношении Общественной палаты Российской Федера- ции. Не предусмотрены соответствующие полномочия и в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Для реализации права Общественной палаты Российской Федерации назначать наблюдателей на региональных и местных выборах требуется внесение соответ- ствующих изменений в федеральные законы «Об Общественной палате Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представи- тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных органи- заций. При этом в отличие от религиозных организаций правовой статус религиозных групп недостаточно определен нормами указанного федерального закона. Так, согласно положениям Федерального закона «О свободе совести и о религи- озных объединениях» религиозная организация создается учредителями и действу- ет на основании устава. Религиозные организации в зависимости от территориаль- ной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граж- дан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Соответствующее правовое регулирование в отношении религиозных групп от- сутствует, что на практике порождает целый ряд вопросов, а именно: – обязаны ли участники религиозной группы постоянно проживать в одной мест- ности либо в одном городском или сельском поселении; – возможно ли создание религиозной группы на территории одного муници- пального образования, если уже действует местная религиозная организация того же вероисповедания; – могут ли входить в религиозную группу участники, зарегистрированные или проживающие в разных субъектах Российской Федерации; – с какого возраста граждане могут быть участниками религиозной группы. Таким образом, целесообразно рассмотреть вопрос о дополнительном право- вом регулировании деятельности религиозных групп в Российской Федерации. Статья 451 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации регули- рует вопросы направления в суд уголовных дел, касающихся лиц, в отношении кото- рых применяется особый порядок производства по уголовным делам. При этом в качестве исключения из установленного данной статьей правила указаны случаи, предусмотренные статьей 452 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Указанная статья устанавливала особенности рассмотре- ния уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государствен- ной Думы и судьи федерального суда и была признана утратившей силу с 1 декабря 2013 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Соответствующие изменения в статью 451 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации до настоящего времени так и не внесены. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» оплата труда адво- катов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Рос- сийской Федерации. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бес- платной юридической помощи, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законо- дательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты вправе отказать в предоставлении любых сведений, связанных с оказани- ем адвокатом юридической помощи своему доверителю, поскольку данные сведе- ния являются адвокатской тайной. В силу части 3 статьи 18 указанного федерального закона не допускается истре- бование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юриди- ческой помощи по конкретным делам. То есть, исходя из требований федерального законодательства, отсутствует какая-либо возможность проверки и контроля достоверности представленных ад- вокатской палатой документов в целях подтверждения целевого использования бюджетных средств. Кроме того, на наш взгляд, оказание бесплатной юридической помощи не может быть поставлено в зависимость от финансовых возможностей региона. Для обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств предлагаем рассмотреть вопрос об установлении на федеральном уровне единого порядка контроля за деятельностью адвокатов, оказывающих бесплатную юриди- ческую помощь, а также единого механизма финансирования бесплатной юридиче- ской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ) концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными за- конами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответ- ствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Фе- дерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ или существа концессионного соглашения. Стороной концессионного соглашения является субъект Российской Федера- ции, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Россий- ской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ). Согласно статье 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Рос- сийской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос- сийской Федерации» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ) соглашение о государственно-частном партнерстве представляет собой гражданско- Окончание. Начало на 8–13-й стр. правовой договор между публичным партнером и частным партнером. Публичным партнером является субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Феде- рации или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Концессионное соглашение, равно как и соглашение о государственно-частном партнерстве, вступает в силу с момента его подписания (статья 36 Федерального за- кона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ, часть 6 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ). Право подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Феде- рации согласно пункту «а» части 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи- тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ) предо- ставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководи- телю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октя- бря 1999 года № 184-ФЗ заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации утверждаются законом субъекта Российской Федерации, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ не конкре- тизируются договоры и соглашения, подлежащие утверждению законом субъекта Российской Федерации, следовательно, концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве подлежат утверждению законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федера- ции. Данное положение, на наш взгляд, вступает в противоречие с конституционным принципом разделения государственной власти в Российской Федерации, закре- пленным в статье 10 Конституции Российской Федерации. Несогласованность правовых норм федерального законодательства с конститу- ционным принципом самостоятельности органов государственной власти по вопросу заключения и утверждения концессионного соглашения на практике в Липецкой об- ласти привела к судебному разбирательству. Главой администрации Липецкой области было подписано концессионное согла- шение в отношении реконструкции объекта недвижимого имущества. Проект закона Липецкой области об утверждении заключения концессионного соглашения в отношении объекта недвижимого имущества не был представлен в за- конодательный орган Липецкой области. Концессионер обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее – Управление Рос- реестра) о государственной регистрации, ограничении (обременении) в отношении объекта концессионного соглашения, в чем ему было отказано в связи с тем, что кон- цессионное соглашение не утверждено законом Липецкой области. Данное обстоятельство послужило поводом для обращения концессионера в Ар- битражный суд Липецкой области по обжалованию действий Управления Росреестра. Аналогичная ситуация могла бы сложиться и в случае неутверждения концессион- ного соглашения законом Липецкой области. Учитывая изложенное, на наш взгляд, необходимо четко разграничить полно- мочия законодательных (представительных) и исполнительных органов государ- ственной власти субъектов Российской Федерации при заключении и расторжении договоров субъекта Российской Федерации с целью исключения неоднозначности применения норм федерального законодательства. Глава 3. Предложения по реализации Послания Президента Российской Федерации 20 февраля 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Путин обра- тился к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодным Посланием. В Послании затронуты вопросы повышения благосостояния населения, демо- графии, социальной поддержки семьи, пенсионного обеспечения, трудоустройства, образования, здравоохранения, экологии, развития цифрового экономического про- странства, международных отношений. В качестве наиболее важных тезисов можно отметить следующее. Президентом Российской Федерации в целях повышения благосостояния семьи, улучшения демографической ситуации поставлена задача по увеличению выплат на первого и второго ребенка до двух прожиточных минимумов на члена семьи. Кроме того, увеличивается пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы с 5,5 до 10 тысяч рублей. Обозначена необходимость снижения налоговой нагрузки на семью путем уве- личения федеральной льготы по налогу на недвижимое имущество для многодетных семей: по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каж- дого ребенка, а также освободить от налога полностью 6 соток земельных участков, принадлежащих многодетным семьям. Предлагается установить льготную ставку для ипотеки в размере 6 процентов в отношении семей, в которых родился второй или последующий ребенок, на весь срок действия ипотечного кредита. Кроме того, вводится дополнительная мера поддержки семей, где рождается третий и последующий ребенок, – государство из федерально- го бюджета оплачивает за такую семью 450 тысяч рублей из ее ипотечного кредита. В целях развития доступности, а также повышения качества оказания медицин- ской помощи будут разработаны стандарты «бережливых поликлиник», приняты правила их аттестации, и в дальнейшем данная практика будет внедрена во всех ре- гионах страны. Отмечена важность укрепления общего пространства просвещения и культуры, развития институтов цифровой экономики, формирования цивилизованной, безопас- ной системы обращения с отходами. Для реализации данных задач представляется необходимым провести работу по совершенствованию механизма правового регулирования Липецкой области по сле- дующим направлениям. В рамках повышения уровня благосостояния населения, социальной защищенно- сти, гарантий осуществления гражданами своих прав большую актуальность приобре- тает обеспечение социального благополучия таких уязвимых категорий населения, как граждане пожилого возраста и инвалиды. Такие граждане нуждаются в гарантирован- ном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: в надежном жили- ще, в полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедея- тельности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе. В этой связи перспективным видится развитие института приемных семей для граждан старшего поколения и инвалидов. На законодательном уровне должно быть закреплено понятие такой приемной семьи, правовые основы ее создания, деятельно- сти, формы государственного контроля за такими приемными семьями. Развитие института приемной семьи для граждан старшего поколения, а также иных стационарозамещающих форм социального обслуживания положительным обра- зом отразится на повышении качества жизни, профилактике социального одиночества и выработке альтернативной модели жизнеустройства граждан данных категорий. Кроме того, важным направлением деятельности является вопрос дополнитель- ной поддержки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и испытывающих трудности в социальной адаптации. После выпуска из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, выпускник не всегда в состоянии решить бытовые вопросы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Эффективной формой поддержки детей-сирот по завершении их пребывания в организации для детей-си- рот является постинтернатное сопровождение, которое устанавливается над выпуск- никами на основании соответствующего договора. В настоящее время отсутствие эффективного правового регулирования постин- тернатного сопровождения в Липецкой области выявляет пробел в законодательстве и вызывает трудности в развитии комплекса мер по данному направлению. В этой связи необходимо принять закон области, определяющий основания и по- рядок установления постинтернатного сопровождения, включая этап заключения до- говора и разработки индивидуальной программы с учетом потребностей конкретного выпускника, права и обязанности сторон таких общественных отношений, формы государственного контроля и надзора за этой деятельностью. В рамках обозначенного президентом процесса оптимизации правовой базы контрольно-надзорной деятельности необходимо провести комплексный анализ системы нормативно-правовых актов, касающихся предоставления мер социальной поддержки населению в части унификации и закрепления минимально достаточного перечня документов. Так, например, с 1 января 2019 года в соответствии с прото- колом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 ноября 2016 года № 143 граждане освобождены от обязанности по предоставлению справок о составе семьи (и иных документов, содержащих сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем, и родственных связях между данны- ми лицами и заявителем). Указанная информация должна предоставляться в порядке межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В этой связи не- обходимо привести в соответствие следующие региональные законы: 1. Закон Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, по- ощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демо- графической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью»; 2. Закон Липецкой области от 02 декабря 2004 года № 141-ОЗ «О мерах социаль- ной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области»; 3. Закон Липецкой области от 29 марта 2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи»; 4. Закон Липецкой области от 06 июня 2007 года № 54-ОЗ «О порядке предостав- ления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липец- кой области»; 5. Закон Липецкой области от 05 августа 2005 года № 208-ОЗ «О порядке при- знания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»; 6. Закон Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 165-ОЗ «О мерах социаль- ной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работ- ников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб»; 7. Закон Липецкой области от 05 августа 2005 года № 207-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан, нуждающихся в жи- лых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципаль- ном жилищном фонде»; 8. Закон Липецкой области от 07 сентября 2011 года № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муници- пальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей»; 9. Закон Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, в Липецкой области»; 10. Закон Липецкой области от 07 октября 2008 года № 187-ОЗ «О поощритель- ных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области»; 11. Закон Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья»; 12. Закон Липецкой области от 15.01.2014 года № 245-ОЗ «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жи- лые помещения в связи с репрессиями, и членов их семей в случае их возвращения для проживания на прежнее место жительства»; 13. Закон Липецкой области от 18 августа 2006 года № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»; 14. Закон Липецкой области от 11 ноября 2015 года № 451-ОЗ «О некоторых во- просах предоставления жилых помещений по договору найма жилых помещений жи- лищного фонда социального использования»; 15. Закон Липецкой области от 14 июля 2011 года № 507-ОЗ «О порядке обе- спечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых других категорий граждан».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz