Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
17 № 76/25954/18 АПРЕЛЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Вера. Надежда. Любовь « Ãîñïîäè è Âëàäûêî æèâîòà ìîåãî, äóõ ïðàçäíîñòè, óíûíèÿ, ëþáîíà÷àëèÿ è ïðàçäíîñëîâèÿ íå äàæäü ìè. Äóõ æå öåëîìóäðèÿ, ñìèðåííîìóäðèÿ, òåðïåíèÿ è ëþáâå äàðóé ìè, ðàáó Òâîåìó. Åé, Ãîñïîäè, Öàðþ, äàðóé ìè çðåòè ìîÿ ïðåãðåøåíèÿ è íå îñóæäàòè áðàòà ìîåãî, ÿêî áëàãîñëîâåí åñè âî âåêè âåêîâ. Àìèíü» Молитва преподобного Ефрема Сирина О спасении и покаянии В дни Великого поста Православная Церковь особое внимание уделяет молитве святого Ефрема Сирина. В будни на утренних и вечерних службах несколько раз чтение и пение в храме ненадолго останавливается, и священник перед алтарем в полной тишине громко произносит основную молитву поста. Все находящиеся в храме, мысленно повторяя словамолитвы, вместе со священникомсопровождаютее земными и поясными поклонами. Многократное употребление в днипостаподчеркиваетважность этоймолитвы. И, как увидим, она заслуживаеттого, чтобы мы глубже вникли в ее смысл. Но сначала несколько слов об авторе молитвы. Тюрьма приняла его грешником... ЕфремСирин—известнейшийхристианскийсвятой, скромный сирийский монах-подвижник, плодовитый церковный поэт, исследователь и истолкователь Би- блии, сотни письменных сочинений которого вошли в «золотой фонд» православного Святоотеческого на- следия, жил в IV веке. Еще в молодые годы он отрекся от мира и ушел в пустынное место, где стал иноком. Что побудило энер- гичного восточногоюношу круто изменить своюжизнь? Сам о себе он рассказывает так: «От природы пламен- ный, за маловажные дела я вступал в ссоры, поступал безрассудно. Юность моя едва не уверила меня, что все совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысел Божий вразумил пылкую молодость». Однажды у соседа пропали овцы. Ефрема ложно обвинили в краже овецибросили в тюрьму. Удрученный несправедливостью юноша стал плакать и жаловаться Богу. Сам он после вспоминал: «Проведя семь дней, в восьмой вижу я во сне, что кто-то говорит мне: «Будь благочестивиуразумеешьПромыселБожий, переберив мыслях, о чем тыдумал и что делал, и по себе осознаешь, что страдаешьненесправедливо». Вспомнилосьему, как однажды ради бесшабашной забавы и юношеской ша- лости выпустил он из загона корову, принадлежавшую бедняку. Корову настиг хищный зверь, а жизнь бедняка наполнилась новыми трудностями и страданиями. В тот раз Ефрем не понес наказания. А вот теперь в тесной тюремной камере дух его отрезвился, и он понял, что попал в тюрьму не за пропавших овец, но за множество своих прежних проступков. Он стал слезно молиться Богу о прощении своих тайных согрешений и одно- временно благодарил Его за вразумление, что брошен в темницу заслуженно, хоть и не был виновным в краже овец. Вскоре истинный виновник был обнаружен (им оказался пастух). Ефрема оправдали и освободили. Но это переживание произвело переворот в его душе, он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Бо- жественный Промысл. Оставив мир, Ефрем удалился в горы к отшельникам. Святитель Николай Сербский так отзывается о нем: «Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святым». Грехи и добродетели Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все происходящее жила в сердце святого всю его дальнейшую жизнь. Смиренный, покаянный настрой выражен им в молитве, известной под его именем. Эта молитва кратко и емко отображает наиболее важные прошения, с которыми верующий обращается к своему Господу, Подателю жизни и всех благ. Святой Ефрем молит Бога не просто помочь ему не совершать грехи лени, беспечности, властолюбия и пустословия, он просит освобождения от самого духа их, т.е. от того порочного душевного состояния, возника- ющегоот закоснения в нравственных падениях, которое является первопричиной всех греховных поступков. До тех пор пока не исправится злое устроение души, греховные поступки будут продолжать совершаться, сколько бы человек в них ни каялся. То же касается и добродетелей. Святой Ефрем хочет не просто время от времени совершать хорошие по- ступки, он просит Бога даровать ему дух добродетелей (дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви), иметь такое здравое устроение души, естественными плодамикоторогоявляютсявсенастоящиедобрыедела. Удивительно выглядит окончание молитвы. После перечисления страстей и добродетелей, после просьбы о даровании любви, вдруг: «Дай мне видеть мои грехи, чтобы я смог не осуждать брата моего». Неужели так важно для человека увидеть свои грехи? Что в этомпри- ятного? Разве не старается каждый понадежнее скрыть их от окружающих? Тем неожиданнее звучат слова святых: «Человек, увидевший (осознавший) хотя бы один свой скрытый грех, блаженнее человека, увидевшего ангела». Уви- деть ангела для человека, конечно, большое счастье. А дальше что? Ну, порадуется он такой встрече, и этим все закончится. Причин, менять характер в лучшую сторону, у него нет: «Я же ангела видел!». Если он еще станет хвалиться и гордиться перед другими тем, что видел ангела, тогда для него вреда будет больше, чем пользы. Напротив, в случае осознания человеком вре- доносности греха, которого он ранее не замечал, есть шанс, что, ужаснувшись этому «открытию», человек изо всех сил захочет от него освободить свою душу и тем самым спасти ее. Вспомним пример св. Ефрема Сирина, осознавшего грехи и в корне изменившего свою жизнь. Скрытые грехи, как и скрытые болезни самые опасные, потому что мы про них не знаем и своевременно от них не из- бавляемся. Потому и просим Бога: «Даруй ми зрети моя прегрешения». Человеку, потрясенному открывшимся зрелищем своих грехов, уже не до обсуждения чужих проступков. Так же, как тяжелобольному нет дела до осуждения чужих болезней, своибынедуги вылечить. Но современ- ный мир пронизан духом осуждения. Судят все и всех: в науке, в искусстве, в быту. Политика и бизнес построены на стремлении не просто осудить, но еще и осмеять и задавить конкурента. На таком фоне заповедь Христа «не судите» — одна из самых трудных для исполнения. Значит, нужно Бога молить дать нам силы не осуждать брата своего. Иначе «каким судом судим, таким и сами будем судимы» Мф. 7:2). Олег БЕЗРУКИХ, протоиерей, настоятель Никольского храма с. Каменка Задонского района, кандидат богословия, доцент кафедры философии, социологии и теологии ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского НИКОНА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz