Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь… Много таинственного и неразгаданного находится в Усманском центре культурно-исторического наследия ЕЛЕНА ПАНКРУШИНА Не подумайте, что мы пошли по простому пути, выбрав для нашего проекта «Интересней, чем кажется» музей. Ведь в любом таком учреждении наверняка имеются необычные экспонаты, редкие и с богатой историей. Но, поехав в центр культурно-исторического наследия имени Бориса Княжин- ского (проще — Усманский краеведческий музей), мы точно знали, что там найдем нечто особенное. Музей среди музеев О самом здании известно немного. — Город относился то к Тамбовской губернии, то кВо- ронежской области, поэтому архивные данные о первыххо- зяевах очень трудно найти,— сетует старейшийэкскурсовод музея Ольга Кванина. —Нам известно лишь, что строил здание купец Гладилин. Боль- ше мы не знаем о нем ничего, даже имени. Это первый кирпичный жилой дом в городе, постро- енный аж в 1808 году. До этого из камня возводили только церкви, их судьба на усманской земле сложилась трагично. Во время Вели- кой Отечественной войны все храмы города и некоторых ближайших деревень были разрушены для того, чтобы из этого кирпича построить военные аэродромы. Сдела- но таким образом было три взлетные площадки. Одна из них до сих пор сохранилась —вШаршках, где проводятся международные соревнования по планерному спорту. Однаконастоящие бомбеж- ки город миновали, так же как и погромы времен Граж- данской войны. Так Усмани удалось сохранить истинно купеческий вид. Многие цен- тральные улицы города сегод- ня выглядят как музей под открытымнебом. Разумеется, фасады домов подретуширо- ваны свежей краской, крыши перекрыты, окна заменены, дороги, транспорт, вывески — все современное, но это не мешает при желании ощу- тить атмосферу дней давно минувших. Пора на прогулку Конечно же, в музее тоже отметили, что за его порогом интересного не меньше, чем внутри. И потому в план экс- курсийвнесликак знакомство с собственными экспозиция- ми, так и прогулки. Вообще уличных экскурсий здесь три, но лишь одна — непо- средственно по Усмани. Мно- гие старинные дома сегодня являются зданиями обще- ственного значения: в них, например, располагаются учебные и медицин- ские учреждения. И даже далеко не все коренные усманцы знают, каково было их первоначальное назначение. Еще два маршру- та ведут на Татар- ский вал, местный участок Белгород- ской засечной черты ( объект культурно- го наследия России федерального значе- ния — прим. авт. ), проходящий через несколько сел, и на опушку Че рно г о бора, относящегося кВоронежскому биосферному заповеднику. Тайны подземелья Но вернемся обратно в му- зей и расскажем еще немного о самом здании. Особняк за два столетия не раз подвер- галсяперепланировке. Сейчас вместо террасы на втором этаже — крытая пристройка, просторные комнатыразбиты перегородками, в полупод- вальном помещении обору- довано литературное кафе. Эту идею несколько лет назад предложил глава муниципа- литета ВладимирМазо. Салон используется для творческих встреч и камерных выступле- ний артистов. — Здесь потрясающая акустика, причем в каждой точке особая, — сообщает Ольга Кванина, высчитывая по плиткамна полу идеальное место. — Эксперты вычис- лили, откуда звук выходит самый звонкий. В этом кафе есть отдель- ный небольшой зал, который тоже является весьма любо- пытным местом. Здесь когда- то располагалась кочегар- ка, отапливавшая весь дом. Правда, где именно в стенах проходят воздуходувы, ни- кто не имеет представления. Все помещения были наглухо заштукатурены задолго до появления здесь музея, а ка- питальный ремонт ни разу (!) не проводился. Что сокрыто в этих метровых стенах, никто не знает. Бытует легенда, что под- валы всех старинных зданий в Усмани соединены сетью коридоров. Но и их наши со- временники тоже не видели. Авот еще одинмиф, совсем недавно закрепившийся за музеем, утверждает, что в зда- нии есть… привидения. Про- являть себя ониначали совсем недавно, когда мастера взя- лись за ремонт подвального помещения. Говорят, иногда в стенах музея слышится то тихое пение, то детский смех, то скрип… В шутку музейщи- ки дали своим загадочным постояльцам имена: Федор, Элеонора и Шурочка. Однако скептики склонны думать, что это, скорее всего, просто эхо в воздуходувах, скрытых в метровых стенах старинного здания. Ведь какие-то прока- зы или хулиганские выходки духи себе не позволяют. Экспонат — не экспонат?.. Среди экспонатов много таких, которым позавидова- ли бы другие музеи. Напри- мер, трофеи из Парижа после разгрома наполеоновских войск, оригиналы докумен- тов, подписанных великими людьми, уникальные иконы, подлинники картин. Особой гордостью являются залы, посвященные Первой миро- вой войне и нобелевскому лауреату по физике Николаю Басову — уроженцу Усмани. Но есть один «трофей», который сами сотрудники не знают, считать его экспонатом или нет. Это лапотьПротасьи- ча — огромный металличе- ский, весь ржавый башмак. Один из местных краеведов выяснил, что в начале двадца- того века вУсмани обитал бла- женный по имениПротасьич, носивший медные лапти, и выдвинулпредположение, что имеющаяся вещица как раз его наследие. Но музейщики в этом сомневаются. Их-то башмак железный… История усманских котов Неформальным брендом Усманского краеведческого музея является… кот. Люби- телямистории сотрудники го- товырассказать легенду о том, как императрица Елизавета велела доставить во дворцы кошек для ловлимышейикак ее примеру вскоре последова- ли все знатные семьи. Но у здешних краеведов коты«завелись»слегкойруки администратора музея Татья- ны Колодяжной, увлеченной рукоделием. Посетителям по- нравились ее вязаные котики. И дело стало на поток. Котов стали именовать музейными, начали проводить мастер- классы по их изготовлению. Потом большой гипсовый кот появился в вестибюле. Гостям сообщают, что, если его по- гладить и загадать желание, оно обязательно исполнится. Местные ребятишки, посе- щающие музей регулярно, утверждают, что это реально работает. Подхватил «кошачью» тему и электрик Валерий Никонов. Из арматурыон сде- лал подставку для уличного цветочного вазона в виде… кошки, разумеется. А вот живых котов в музее нет. Ведь все помещения оборудованы сигнализацией, реагирующей на движение. Борис Петрович КНЯЖИНСКИЙ (1892—1975) — уроженец Усмани, краевед, по образованию врач. В родном городе прожил до 1927 года. В 1917-м стал первым редактором «Усманской газеты». В 1920-м создал краеведческий музей. Всю жизнь его страстью и увлечением было изучение истории родного края: составлял путеводители, писал очерки. Если кто-то из наших читателей знает интересные достопримечательности и связанные с ними предания, просим написать нам по электронной почте: lka28@ yandex.ru. Быть может, ваш рассказ ляжет в основу следующих публикаций в «Липецкой газете». И ЕЩЕ... В качестве сувенира из Ус - мани можно увезти с собой семена катальпы — дерева, похожего на смесь каштана и сирени и необыкновенно благоухающего во время цветения. Несколько лет назад их высадили в центре города, в том числе перед музеем, и они прекрасно прижились, несмотря на то, что нетипичны для на - шей местности. По словам работников музея, семена, которые круглогодично ви - сят на деревьях в стручках, всхожи. В этом уже убеди - лись многие усманцы. 16 № 76/25954/18 АПРЕЛЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Интересней, чем кажется ФОТО ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ Усманский краеведческий музей старше областного. Он был основан в 1903 году, а музей в Липецке — в 1906-м. Хотя первые три года он носил статус школьного музея наглядных пособий, а краеведческим стал лишь в 1920-м. Получается, только в следующем году он отметит свое столетие. Факт

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz