Липецкая газета. 2019 г. (г. Липецк)
13 № 76/25954/18 АПРЕЛЯ 2019 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Люди среди людей Отведать «Коня и Дракона» —Кубанка на голове — это что-то значит?—интересуюсь у Николая при встрече. — Во мне казацкие кор- ни. Дед по отцу с Верхнего Дона, — и неожиданно задал вопрос: — А вы с утра что-нибудь ели? — Да вроде бы перекусил, —отвечаю, не понимая, кчему клонит собеседник. Наша встреча проходила в аргамаченском трактире «Воевода Мясной», где мно- жество всяких бытовых древ- ностей. Николай направился к одной из них—сундуку—и достал из него что-то вроде деревяннойшахматной доски, только без клеточек, но с про- резями. — Это по-китайски — ча- бань, — поясняет Николай. — Чайная доска. Тут же на доске появляют- ся маленькие пиалки, чайни- чек и пакет с иероглифами. В пакете нечто прессованное. — Будем пить напиток под названием«Чудесный чайный куст Коня иДракона»,—гово- рит Николай. Скустом, да еще чудесным, все понятно, но при чем здесь Конь и Дракон? Впрочем, та- кова неведомая намкитайская грамота. А тем временем мой собе- седник продолжает совершать на чабане манипуляции — размалывает прессованный чай, не какой-нибудь, а кол- лекционный и, как пояснил мастер, еще молодой — ему всего-то 13 лет. Понятное дело, потом сле- дует заварка, а дальше Ни- колай ошпаривает пиалки кипятком и воду из них выли- вает на…чайную доску. Но все правильно. Внутри ее специ- альныйвыдвижнойящичек.И наконец-то по миниатюрным чашечкам разливается «Чу- десный чайный куст…». Напи- ток необычно розового цвета. — Чувствуете, какой за- пах? — спрашивает Николай. Да, запах своеобразный. А про утренний завтрак во- прос был неслучайным. От этого чая у непривычного к нему человека на голодный желудок может и давление повыситься. Чайя отведал. Что сказать? Не «Майский», конечно… К тому же без сахара. Хотя по- нимаюсвоюнекомпетентность в этом вопросе. —Вначале апреля в «Арга- маче» проводили чайнуюцере- монию, — продолжал рассказ Николай, выпивая одну пиал- ку за другой.—Двадцать пять человек собралось—гостей из нашего юрт-отеля. Первый такой опыт, как довелось слышать, не вышел комом. Вслед за фестивалем исторической реконструкции «Русборг», на котором чаи от Волкова тоже будут представ- лены, с 10 по 12 мая в «Арга- маче» пройдет фестиваль чая и трав. О них Николай может говорить бесконечно. В бесе- де привел занятные факты. Оказывается, прессованному чаю проложили путь русские купцы, которые привезли в Китай специальное оборудова- ние и там стали делать плитки в форме этаких блинчиков. А еще есть в мире не только чайные кусты, но и деревья. И бывает чай не только суше- ный, но икопченый. Что такой китайский сорт напитка, как «Большойкрасныйхалат», это сбор нашего иван-чая. В этом году ожидается уча- стие Николая Волкова в раз- личных фестивалях в Самаре, Тамбове,Липецке, где он будет представлять сувенирную продукцию археологического парка «Аргамач», сборы со- бранных здесь трав. И мимо байкеровского фестиваля на Кубе не пройдет. Только на другой Кубе — в долгоруков- ском местечке с таким назва- нием. Его небеса обетованные По воскресеньям Николай отправляется на церковную службу в Воронеж. Служба эта длится долго—с семи утра и до полудня. С исповедью и причастием. И в молельном доме—храмеМихаилаАрхан- гела—женщины стоят строго слева, а мужчины справа… Николай Волков — право- славный и глубоко верующий человек. И этой деликатной для него темы я коснулся с разрешения своего собесед- ника. Он не принадлежит к Русскойправославнойцеркви, но в рядах Русской православ- ной, только старообрядческой церкви. Иначе — старовер, крестится так, как крестились со времен равноапостольного князя Владимира, — двумя перстами. История же старообрядче- ства такова. Представители русского духовенства во главе с патриархом Никоном в 40-е годы XVII века выступили за приведение к единообразию церковных текстов и правил богослужения. Были споры, что взять за образец — древ- нерусские церковные книги или греческо-византийские. Победили сторонники визан- тийских канонов. Церковная реформа Никона привела к расколу церкви и религи- озной войне. Значительная часть православных людей не приняла нововведений: напи- сания «Иисус», а не «Исус», поясные поклоны во время службы вместо земных…Цер- ковные власти подвергли же- стокимгонениямпротивников реформы. Сосланного в Си- бирь лидера русских старооб- рядцев протопопа Аввакума приговорили к заточению в земляной тюрьме, а затем заживо сожгли. В XX веке позиция канонической Рус- ской православной церкви значительно смягчилась. Все проклятия, наложенные на старые обряды и христиан, их придерживающихся, были от- менены. Но гонения и пресле- дования не прошли бесследно, общины старообрядцев раз- бросало по всему миру — они есть в Европе, Латинской Америке, Австралии. Идо сих пор являются строгими при- верженцами своей веры. Ее выбрал для себя по глубоким убеждениямНиколай Волков. И крестился как старовер — с троекратным погружением в воду. Той же веры придержи- ваются его жена и двое деток. И борода нашего героя — это не дань моде, а характерная особенность старообрядческих мужей. Сегодня патриарх Русской православной старообрядче- ской церкви митрополит Кор- нилий, с которым встречался Президент РФ Владимир Пу- тин и который поблагодарил главу государства за возмож- ность видеться староверам со всего мира в Москве. А такая встреча, пояснил Николай Волков, традиционно про- водится в столице в празд- ничную неделю святых жен- мироносиц. Начинается она в этом году с 12мая. Собираются последователи старой веры со всех континентов и из таких далеких стран, как Боливия. А ездит на службы в Во- ронеж Николай потому, что староверческих общин в Ли- пецкой области нет, но есть в Курске, Тамбове… То, что староверыне курят, об том известно. А как насчет употребления спиртного? —А почему бы и нет, —без всякого лукавства отвечает Николай. —Чем мы уж такие особенные? Вот сейчас идет пост. Дочка из школы прихо- дит и говорит, что согрешила, котлетку съела. Ну и что? Зачем ребенку себе во вред вы- деляться, это не есть, другое… …Чай выпит, идем на объ- ект, где трудится Николай Волков. «Хоромы» для Булата По профессии Николай Волков газосварщик, работал строителем, поэтому дела на сооружении кузницы ему знакомые. И кузница будет не бутафорская, а всамделиш- ная, где туристам покажет мастер-класс елецкий кузнец Джамполад Гасанов, который не пропускает ни одного рай- онного, городского фестиваля и известен на праздниках со своим молотом и наковальней под творческим псевдонимом Булат. Старательным мастером доволен управляющий дела- ми парка «Аргамач» Алексей Попов. Фундамент растет на глазах. И красная казачья шапка-кубанка Николая то и дело мелькает, как только он начинает укладывать камни на раствор, работать мастер- ком. Кстати, связи с местными казаками уВолкова самые тес- ные. Не раз отправлял вместе с ними и московскими дру- зьями гуманитарную помощь в Луганск, Донецк, Горловку. Однажды, вспоминает, неделю не могли выбраться назад из горячей точки. …Вот такой он, Николай Михайлович Волков, корен- ной уроженец Елецкого рай- она, знаток чаев, старовер, казак и мастер на все руки. В этом году ожидается участие Николая Волкова в различных фестивалях в Самаре, Тамбове, Липецке, где он будет представлять сувенирную продукцию археологи- ческого парка «Аргамач» АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ Без участия этого молодого человека примечательной внешности — с красным верхом кубанка на голове, оклади- стая каштановая борода, косоворотка, четки — не обходится в Елецком районе ни один фестиваль. Да не только в районе. Знают его в городе, где он держал в свою пору сувенирную лавку, известен и в других регионах, связи его в социальных сетях самые обширные. На недавнем фестивале ремесел, что проходил в археологическом парке «Аргамач», помогал устроителям праздника торговать сувенирами, рассказывал о всевозможных чаях и предлагал бесплатную их дегустацию. Итак, представим его читателям — Николай Волков, под- вижник из команды археологического парка, где в эти дни выкладывает известняковый фундамент будущей старинной кузницы, которая станет еще одним этнографическим объ- ектом «Аргамача». ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА Чаепитие со старовером Ипостаси потомка казака с Верхнего Дона
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz