Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского НИКОНА № 62/25690/ 5 АПРЕЛЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 16 Страницу подготовила Нина Вострикова ВОПРОС БАТЮШКЕ На вопросы читателей от- вечает протоиерейОлег Безру- ких, настоятель Никольского храма с. Каменка Задонского района, кандидат богосло- вия, доцент кафедры фило- софии, социологии и теологии ЛГПУим. П.П. Семенова-Тян- Шанского. Не кара, а спасение «Любите врагов ваших, благословляйте обижающих вас», — сказал Сам Господь. Но как молиться за того, кто делает вам неприят- ности? Людмила, г. Липецк. — Е с л и стало совсем невмоготу, то можно уда- литься, что- быотдохнуть, прийтивсебя. Обстоятель- ства нашей жизни, в том числе и окружа- ющие люди, — это наш крест, данный нам от Бога. Крест из рук Божиих — это не кара, а спасение и помощь. Церковь учит нас просить у Бога не того, чтобы Он снял с нас этот крест, а чтобы дал силы нести его. Что это за силы? Это тер- пение, мужество, милосердие, любовь. Как Бог дает их нам? Не по мановению волшебной палочки. Не так, что ты уснул злым, а наутро вдруг про- снулся добрым. Преподобный Макарий Великий объясняет, что когда мы испрашиваем в молитве у Бога добродетель терпения, то тем самым про- сим послать нам побольше скорбей, через преодоление ко- торых вырабатывается в душе терпение. А когда, например, молимся о стяжании любви? Это значит, что просим Бога окружить нас людьми с тяже- лымхарактером. Трудножить с такими? Непросто. Но опыт общения с ними помогает нам воспитать в душе настоящую крепкую любовь. Итак, Бог особым образом отвечает человеку на молитву о даровании сил. Вокруг чело- века по воле Божией склады- ваются такие обстоятельства, которые побуждают душу напрячь нужные силы, и в ха- рактере начинают развиваться и укрепляться необходимые добрые качества. Только при- обретенные с напряженным усилием воли добродетели бывают самыми надежны- ми. Христос заповедал нам молиться за людей, которые делают нам неприятности, не потому, что хочет, чтобы им все сошло с рук, а для того, чтобымымолитвой сохранили от злобы себя и свое сердце. Вопросы присылайте по адресу lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой«Вопросбатюшке». Особенное время Страстная седмица: день за днем Приближается светлый праздник Пасхи — Воскресения Христова, предваряющийся Страстной седмицей — особой неделей (2-7 апреля) в жизни православных христиан. Слово «страсть» в переводе на современный русский язык со старо- славянского означает «страдание». Неделя получила такое название, потому что она посвящена воспоминаниюпоследних дней вжизни ГосподаИисусаХриста, важнейшими событиями которых стали страдания и крестная смерть Спасителя. Об этом времени, значении каждого из Великих дней рассказывает клирикХристо-Рождественского собора Липецка, протоиерей Алексий Носач. — Из В е - л и к и х д н е й Страстной сед- мицы особо вы- деляются среда, четверг, пятни- ца и суббота. В Великую среду Церковь вспо- мин а е т , к а к один из учени- ков Христовых договаривается о предательстве своего Учителя за 30 сребрени- ков.Пообъясне- нию преподоб- ного Амвросия Оп т и н с к о г о , дни скорби для христиан — это дни среды (пре- дательства) и пятницы(распя- тия Спасителя). С апостольских времен Церко- вью в эти дни был установлен пост в течение всего года. В Великий четверг мы вспоминаем, как Господь на Тайной вечере устанавливает для всех христиан таинство Евхаристии (Причастия) . «Сие творите в Мое воспоми- нание» (Лк. 22:19), — гово- рит Спаситель. Вот почему все христиане стараются в этот день принять участие в Причащении Тела и Крови Христовых. ВтаинствеПрича- стия мы соединяемся с Самим Господом. Под видомхлеба мы принимаем то самое ТелоХри- стово, которое было отдано за нас на поругание и смерть, а под видом вина — ту самую Кровь, которая излилась на Кресте за наши грехи. В Великий четверг вспо- минается также, что по окон- чании Тайной вечери Господь умывает ноги своим ученикам и поясняет духовный смысл этого события: «Если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вытоже должнымыть ноги друг другу» (Ин. 13:14). Наверное, самые тяжелые и скорбные для христианского сердца службы в году — это богослужения Страстной пят- ницы. В четверг вечером на утрене Великого пятка чита- ются 12 Евангелий—отрывки Нового Завета о страданиях и смерти Спасителя. Перед гла- зами христиан во всех подроб- ностях предстают страшные события. Вот ночь молитвы до кровавого пота, взятия под стражу, допросов, клеветы, унижений и избиений. Вот суды у первосвященника, Пи- лата, Ирода и снова у Пилата. Кроткое молчание Христа против всех обвинений. Преда- тельство Иуды и троекратное отречение Петра. Убежавшие, бросившие Христа ученики- мужчины, но бывшие до конца соХристомженщины-мироно- сицы. Избиение Христа и изъ- язвление плетьми, на концах которых были наконечники из кости, вырывавшие плоть, превращавшие спину и бока в кровавое месиво. Оплевание и издевательское поклонение римских воинов, которые вме- сто царского венца возложили на Господа венец из терния. Суд Пилата, его желание от- пустить Христа и испуг перед угрозами толпы, лицемерное омытие рук и предание на распятие Господа. А затем несение Христом Креста на Голгофу. Мы как будто видим распятие на Кресте и слышим молитву любви за распинате- лей: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!». В храмах в самый день Ве- ликойпятницывыносится для поклонения Плащаница, сим- волизирующая погребальные пелены Господа. Она кладется на гробницу. На Плащанице изображено положение Спа- сителя во Гроб Господень. Поются трогательные песно- пения. Читается канон «Плач Богородицы» и совершается Чин погребения Господа. Именно в Великую субботу единственный раз в году по- ется за литургией песнопение «Да молчит всяка плоть че- ловеча, и да стоит со страхом и трепетом...», выражающее призыв Церкви ко всем хри- стианам. Посещение храмовых бо- гослужений в эти дни для христиан очень важно. Пере- живания страданий Христо- вых в дни Страстной седми- цы составляют сердцевину христианской веры. Нельзя лишать себя этого. Как писал об этом апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:18). В самый праздник Пасхи о предшествующем времени Страстнойседмицыпоется сле- дующее: «Вчера спогребохся Тебе, Христе! Совостаю днесь воскресшу Тебе! Сраспинахся Тебе вчера! Сам мя прослави во Царствии Твоем!» Время Страстной седмицы — время сраспинания Христу. Вот как определяет его Церковь. В это время в храмовых богослуже- ниях мы видим образ невыра- зимой любви к намСпасителя. Любви, страдающейиумираю- щей за нас на Кресте. Любви, которая учит нас любить. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Возженная свеча Что делает человек, пересту- пивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С зажженной восковойсвечкиначинаетсянаше практическое христианство, при- общение к обряду. Толковательлитургииблажен- ный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту инескверность людей, его приносящих. Кроме того, свеча— это свидетельство веры, причаст- ности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формаль- но, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами. Возженная свеча присутствует намногихцерковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Средимножества горящих свечей совершается чин отпевания. При- крывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход. Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременитель- ная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Те, кто исправно посещает храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к об- разу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Можно по- ставить свечку любому святому или святым. Богу приятна вос- ковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужениине ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная бла- годать. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА СЛОВАРЬ. БУКВА Ж Жертвенник —стол в алта- ре храма, на котором соверша- етсяпроскомидия—готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет че- тырехугольную форму и, как престол, облачен в такие же «одежды». ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ЛИПЕЦКОЙ ЕПАРХИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz