Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Фаберже и не снилось В Задонске создали пасхальное яйцо в виде юрьевской лампы Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru Этническую диковинку — стилизованный символ Пасхи около пятидесяти сантиметров высотой и не менее двадцати в самой широкой его части — создал мастер отдела гончарного промысла Центра культуры «Элегия» Александр Алехин. —По сути, это типичная юрьевская лампа, которой в старину накрывали свечу, но наша — вытянута, в форме яйца и дополнена сверху маленькой шкатулкой с крестиком, — объяснила заведующая отделом гон- чарного промысла Галина Потаенкова. Специально дляжурна- листов «Липецкой газеты» она провела экскурсию по выставке пасхальных яиц, украшениемкоторойистал этот предмет искусства. —Юрьевская керамика традиционна для наших краев, а в XVIII-XIX веках ее с удовольствием поку- пали даже в Москве, — со- общил мастер Александр Алехин. — Село Юрьево тогда былоцентромгончар- ного промысла Задонского уезда и славилось по всей империи. Мастер рассказал, что несколько лет назад на- шел остатки подобной лам- пы на раскопках в этом селе. С тех пор и теплилась мысль сделать что-то свое, но на основе традиций ста- ринных мастеров родного края. Керамические яйца на Пасху Алехин делает не в первый раз. Однако имен- но последнюю его работу коллеги сочли вершиной творчества мастера. По- тому что он, взяв за основу наработки народных про- мыслов, смог создать нечто новое, сохранив первона- чальный стиль. Александр Алехин не единственный, чья работа на выставке заслуживает внимания. Экспозиция «Пасхальное яйцо» уже в шестой раз открылась в гончарной мастерской, расположенной во дворе Задонского краеведческо- го музея. Представлено на ней более двухсот яиц, расписанных, вышитых и связанных во всех угол- ках Задонского района. Только техник, в которых создавали экспонаты, на- считывается не менее двад- цати. Возрастной диапазон участников тоже впечат- ляет — от самой пожилой, 67-летнеймастерицыдо де- тей: кто-то из них занимал- ся с педагогом в сельской школе, многим помогали творить родители. — На этот раз удивили работыдевятилетнейВеро- никиЯрошенко,—делится впечатлениями Галина Потаенкова. — Девочка сделалаяйцаиз тыквенных семечек и покрасила их в золотой цвет. Ребята из рогожинского Дома куль- туры напекли пряников в виде яиц и покрыли их глазурью, раньше такое не практиковалось. В этом году впервые я увидела и яйцо, расписанное воском. Опытная рукодельница сразу вычисляет в экспози- ции идеи, подсмотренные в Интернете. Говорит, что фигуры из макарон ей уже порядком надоели. А вот посетителям как раз такие работы нравятся — они им кажутся ажурными и утонченными. Немало на выставке вязаных из- делий, есть даже панно на пасхальную тему. Яйца шьют в лоскутной технике, обвязываютмакраме, укра- шают бисером, используют стиль «темари» (японское искусство вышивки ша- ров). Всегда выигрышно смотритсяплетение из лент (это направление назы- вается канзаше). Сестры Фурдины создали в виде яиц керамическиешкатул- ки, украсив их веточками вербы, не забыв водрузить на свои работы петушка и даже божью коровку. Есть на выставке и настоящие яйца, использованные в качестве формы для све- чей. Украсили даже нату- ральное страусиное яйцо, причем снесла его птичка на задонской ферме. А вот яйцо, лежащее отдельно от общей экспо- зиции: обычное, куриное, цвета луковой шелухи, но искусно украшено малень- кими тканевыми цветами и расписано акриловой пряжей. —С этимяйцом работа- ла я, — объяснила Галина Потаенкова. Ока з ало с ь , Галина Алексеевна — известная в Задонске мастерица, поэто- му ей и доверили занимать- ся выставкой. Нашей ли собеседнице не знать, как украсить пасхальное яйцо... Работает она не только с тканевы- мицветами, может пустить в ход и соломку. Читате- лям «Липецкой газеты» советует воспользовать- ся природными материа- лами, например растереть сухую траву и обсы- пать ею яйцо, о бма з а нн о е клеем. Свои- ми премудро- стями Галина Алексеевна делится со всеми желающими на мастер-классах, которые проводит здесь же. Началось же ее увлече- ние с желания порадовать своего духовного отца на- кануне светлого празд- ника. А поскольку Гали- на Алексеевна работала с тканевыми цветами, ими она и украсила пасхаль- ное яйцо. Оно получилось похожим на то, которое увидели корреспонденты в избе гончара. Так появи- лось еще одно увлечение в ее жизни. В один из празд- ников ГалинаПотаенкова изготовила 99 яиц и все раздарила. Признает- ся, что радуется, когда люди ставят ее творения у иконостасов. Кстати, натуральные яйца, если они не треснули, можно не выбрасывать. Со временемихсодер- жимое высыхает и превращает- ся в камешек внутри, объ- ясняет Гали- на Алексе- евна. 3 № 61/25689/4 АПРЕЛЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю В ожидании робота Исаак Розенфельд В популярном журнале круп- ным шрифтом и весьма почти- тельно выразили сочувствие сильным и богатым мира сего. У них, представьте, жутко тяжелая жизнь. Но я лучше процитирую: «Высокие доходы означают — у вас все меньше свободного времени, больше ответственности и обязанностей. Какое уж тут удовлетворение». В прочем, эта песня не нова. Натурально, в милли- онерыимиллиардерывыбиваются лишь гениии трудоголики. Такчто свое ониимеютпо заслугам и справедливости. Ипусть злопыхателине лезут кним с ехидными вопросами типа: да сколько же должен человек пахать, что совершить, каким геркулесовым усилием сдвинуть горы, чтобы положить себе на счет миллиард-другой? Пусть помалкивают и о сотнях, тысячах работяг, вкалывающих на нефтяных приис- ках и заводах, пока хозяева подсчитывают барыши. Что же касается ответственности... Понятно, она неподъемным для обычных людей грузом давит на могучие плечи олигархов. И ее смешно, господа, сравнивать, предположим, с ответственностьюхирур- га, спасающего чью-то жизнь, или тех, кто собирает самолеты новейшей модификации. Но давайте согласимся: так или иначе трудятся все. Включая, извините, «домушников» и «медвежат- ников». Попробуйте спуститься по веревке с крыши высотного здания к окну квартиры, которую наме- рены ограбить. Или изготовьте набор безотказных универсальных отмычек. Или ювелирно вскройте сейф с секретным кодом. Семь потов сойдет. И так, все мы беззаветно трудящиеся люди: и предприниматель, и бизнесмен, и грабитель. Некоторые авторитетные эксперты усматри- вали даже сходство между этими занятиями. Выдаю- щийся поэт и драматург Бертольд Брехт, к примеру, заметил: «Что такое ограбление банка по сравнению с основанием банка». Правда, на Руси и тем паче в Советском Союзе под трудом подразумевались не только физические и умственные усилия, а потребность изменить жизнь к лучшему, причастность к общему делу, стремление послужить своим мастерством благу родной страны. И те, что работали в доменном цехе, на стройке, на хлебном поле, ценились не меньше сидящих ныне за компьютером в офисе с кофе-машиной и конди- ционером. Конечно, компьютеры в ту пору еще не были распространены, но офисов и начальственных кабинетов хватало. По радио чуть ли не каждый день передавали песню, посвященную бу- дущим рабочим, а пока питомцам ПТУ: «Пройду т года, настанут дни такие, когда совет- ский трудовой на- род вот эти руки, р у к и м о л о ды е , руками золотыми назовет». Сейчас про золотые руки слышишь гораздо реже, чем про «зо- лотые парашюты». Кто зарабатывает на хлеб насущный руками в мозолях, негласно причис- лен к гражданам второго сорта. Это дети усваивают уже в школе, а может, еще в яслях. Поня- тие «трудовое вос- питание» теперь так же архаично, как старинные письмена на бересте. Не то что воспитание лидеров. Н е скрою: я был шокирован, прочитав в интер- вью солидного ученого, что в нынешнейшколе растят подлецов. Тут явный перебор. Но вот то, что тамнередко готовят потенциальных карьеристов, по-моему, бесспорно. И еще бесспорнее, что уважение к рабочим профессиям им не прививают. Ну что за карьера у токаря, каменщика, кузнеца? Амежду тем на рынке труда как-то не слишком ощутим дефицит девелоперов и мерчендайзеров. Зато хорошего фрезе- ровщика или сварщика пойди найди. Фермер из села, что под Данковом, рассказывал: его трактористы и комбайнеры — народ опытный и добросовестный. Они еще в советские времена стави- ли рекорды на севе и намолоте. Да вот возраст у них пенсионный. А заменыне видно. Молодые нежаждут унаследовать непрестижные профессии отцов и дедов. Они намерены искать счастья подальше от родных мест — в Липецке, а то и в Москве. Милая, интеллигентнаяженщина очень непосред- ственно поделилась своими мечтами. Физический труд — он же такой нетворческий. Вот придет срок, и в цехах, на полях будут работать только роботы. А всяРоссия поголовно отдастся творчеству, все напере- гонки начнут проявлять завидную креативность — в бизнесе, науке, искусстве. Она рисовала эти утопические картинки, а я вспо- минал замечательных заводчан, с которыми меня, слава Богу, сводили судьба и газетные командировки. Молодого механика, что приходил в цех ни свет, ни заряопробоватьновшество, придуманноеимбессонной ночью. Токаря, чьи приспособления тянули не то что нарацпредложения, анаизобретения.Аеще о столяре- виртуозе. Онмог отреставрировать старинное кресло и даже клавесин. Вот вам и грубое физическое занятие! М астера у нас и сегодня не перевелись. Но когда гегемон перестал называться гегемоном, о нем забыли.Телеэкраныоккупировалиэстрадники, хохмачи, склочные борцы за бабкино наследство, уни- версальные эксперты, влюбоймомент готовыепочесать языками о чем велят — о Сирии, феминизме, секс- скандалах, пластическойхирургии. Рабочего увидишь развечтов старыхсоветскихфильмах.Он —неформат. Вотличие от лощенойилибрутальнойновойзнати, про которую наснимали десятки, если не сотни сериалов. Мы рассчитываем на резкий рывок в экономике. Мы надеемся оказаться впереди планеты всей не только по части вооружений. Значит, пора обратить внимание на соотечественников, которые держат в руках не только калькуляторы и смартфоны, а руба- нок, напильник, штангенциркуль. Причем отдать им должное и в виде действительно приличной зарплаты. Сделать это повсеместно. В школе. В кино. На ТВ. В обществе в целом. Не присоединяться к вздохам да- мочки, убежденной, что в отсутствие роботов землю пашут, металл выплавляют, мосты, вродеКрымского, строят сплошь бедолаги и лузеры, не годные в бизнес- мены, банкиры, шоумены. Полтора столетия на сцене Липчане впервые услышали « заблудшую Виолетту » Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru В конце прошлой недели в Областном центре культуры, народного творчества и кино состоялась концертная поста- новка оперы «Травиата». Одну из самых известных и поэтичных опер итальянского композитора Джузеппе Верди липчане вживуюуслышали впер- вые. Ее музыка захватывает с первых звуков и приковывает внимание зрителей. Опера была написана в 1852 году итальянским либреттистом Франческо Мария Пьяве по мо- тивам романа Александра Дю- ма-сына «Дама с камелиями». Прототипомгероиниромана была знаменитаяпарижскаякуртизан- каМариДюплесси, чья красота и незаурядныйумпривлекалимно- гих выдающихся людей. Одним из ее поклонников был тогда еще начинающий литератор Дюма- сын. Считается, что в разрыве с Дюплессии отъезде сына виноват прославленный автор «Трехмуш- кетеров»Дюма-отец.Вернувшись в Париж, младший Дюма не за- стал свою любимую в живых. Приступая к опере, Верди из- менилименаперсонажей, некото- рые события, однаконеизменным осталась основная сюжетная линия романа — история жизни, любви и гибели главной героини оперы «Травиата», в переводе с итальянского «падшая» или «за- блудшая», — Виолетты. Судьба героини романа Дюма-сына и оперыВердиактуальна во все вре- мена, что подтверждает ее неверо- ятная популярность, которая не ослабевает уже полтора столетия. В постановке, прошедшей в концертном варианте на ита- льянском языке при полном аншлаге, приняли участие мо- лодые солистыЛипецкой филар- монии, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Игорь Пронин, Сергей Блинков, Софья Овчинникова, Михаил Вербицкий, Елена Баранчук и Наталья Батлукова, исполнив- шая партию Виолетты. Партия Альфреда прозвучала в испол- нении солиста Большого театра, участника арт-проекта «ТенорА XXI века» Станислава Мостово- го. Музыкальное сопровождение обеспечил Воронежский моло- дежный симфонический оркестр под руководством заслуженного артиста РоссииЮрияАндросова. —«Травиата»—одна из моих любимых постановок Большого театра, и я очень рад, что, пусть и в концертном варианте, ее се- годня смогли услышать липчане, — сказал Станислав Мостовой. —Замечательная постановка, удивительная музыка и велико- лепные голоса, — поделилась впечатлениями липчанка Ната- лья Некрасова. — Спасибо всем, кто придумал и организовал та- кой проект, хотелось бы, чтобы подобные мероприятия прохо- дили в нашем городе как можно чаще. Любителей классической музыки в Липецке очень много, и лучшее доказательство тому— аншлаг в зале. Он боролся за чистоту родного языка В Липецке прошли « Вторые Щеулинские чтения » Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com Выдающийся ученый, талантливый руководитель, замечательный человек — таким помнят доктора филологических наук, профессо- ра, основателя липецкой лингвистической школы Василия Щеу- лина его коллеги, друзья, ученики. К 90-летию со дня рождения ученого в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского прошли «Вторые Щеулинские чтения», организованные кафедрой русско- го языка и литературы Института филологии. В них участвовали как из- вестные ученые, так и молодые исследователи из разных городов России, в том числе Воронежа, Москвы, Орла, Ставрополя, Бел- города, Тулы, Брянска, Курска. В общей сложности более 50 человек. С приветственным словом к участникам чтений обратилась проректор по научной работе ЛГПУ, доктор социологических наук, профессор Ирина Бурмы- кина. Она отметила, что конфе- ренция—дань уважения одному из крупнейших представителей современной науки о языке. На пленарном заседании про- звучало немало интересных до- кладов. Например, заведующая кафедрой русского языка и ли- тературы Института филологии ЛГПУ, доктор филологических наук, профессор Елена Попо- ва рассказала о жизненном и творческом пути выдающегося ученого-филолога ВасилияЩеу- лина, а также проанализировала основные направления его науч- ной деятельности. — Великие люди, такие как профессор Щеулин, уходят, но их дело живет и продолжается, их работы используются при под- готовке современных научных исследований, — отметил доктор филологическихнаук, профессор, заведующий кафедрой русского языкадляиностранныхучащихся основныхфакультетовИнститута международного образования Воронежского государственного университета Виктор Копров. Много теплых слов было ска- зано о личности выдающегося ученого и его огромном вкладе в науку о русском языке. — Это был уникальный уче- ный, человек доброго сердца, — отметила в своем выступлении доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка, методики его преподава- ния и документоведения Елец- кого государственного универси- тета имени И.А. Бунина Тамара Свиридова. —Много аспирантов и докторантов Василий Щеулин вырастил и в нашем вузе. После пленарного заседания для участников конференции состоялась экскурсия по универ- ситету. С главными достопри- мечательностями вуза гостей познакомил проректор по учеб- но-воспитательной и социальной работе ЛГПУ Денис Кретов. В рамках конференции рабо- тали четыре секции—«Единицы языка в системно-структурном, функциональномиисторическом аспектах», «Национально-куль- турный и когнитивный аспекты изучения языковых единиц», «Текст: семантика и прагма- тика», «Интерпретационные аспектылитературоведения: про- блемы и перспективы». Кроме того, состоялся «круглый стол», организованный совместно с липецким Институтом развития образования. По материалам конференции подготовлен сбор- ник научных трудов «Вторые Щеулинские чтения». КСТАТИ Экспонатов в гончарной мастерской столько , что глаза разбегаются . Жюри не позавидуешь . Победителей будут определять после Пасхи в несколь - ких номинациях . Лучшие работы отправят на областные ярмарки и вручат многодетным семьям . Только техник, в которых создавали экспонаты, насчитывается не менее двадцати. Возрастной диапазон участников тоже впечатляет – от самой пожилой, 67-летней мастерицы до детей ” Фото Геннадия Логунова Фото Сергея Литаврина Мы рассчитываем на резкий рывок в экономике. Значит, пора обратить внимание на соотечественников, которые держат в руках не только калькуляторы и смартфоны, а рубанок, напильник, штангенциркуль. Причем отдать им должное и в виде действительно приличной зарплаты. Сделать это повсеместно. В школе. В кино. На ТВ. В обществе в целом ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz