Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
6 № 53-54/25681-25682/24 МАРТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Творчество Романы начинаются с репортажей Многие известные в России писатели прошли школу « Липецкой газеты » Исаак Розенфельд А если, читатель, мы с вами переделаем старую армейскую поговорку про солдата, который хочет стать генералом? Пусть она звучит теперь так: плох тот журналист, что не хочет попро- бовать себя на писательском поприще. В конце концов, обе профессии требуют знания жизни, людей, событий не впри- глядку, не со стороны. А главное — умения воплотить то, что тебе дорого, близко, важно в слове — точном, выразительном, неравнодушном. За сто лет в нашей газете ра- ботали десятки людей, чьи ре- портажи, очерки, статьи сосед- ствовали с их же стихами, по- эмами, новеллами, повестями, романами, пьесами. Причем отнюдь не дилетантскими, не графоманскими.Ихподостоин- ству оценили не только жены, тещи, кумовья или соседи по дому. Сегодня мы расскажем лишь онекоторыхлитераторах, временем и судьбой связанных с «Липецкой газетой»и ее пред- шественницами. « Слово — оружие , стоящее тысяч ...» Судьба Николая Б и р юк о в а в о многом схожа с трагической и все-таки оптими- стической био- графиейНиколая Островского. Ему было дано многое: ум, та- лант, жажда действовать, быть там, где полные веры и энту- зиазма люди меняют облик страны. Онавторромана «Воды Нарына» — о строительстве Ферганского канала, о потря- сающем молодом советском поколении тридцатых годов двадцатого века. И читатели, отдаваясь мощному течению этого повествования, нечасто догадывались: книга, завора- живающая своей энергетикой, пафосом переустройства мира, написана человеком, прико- ванным к постели приговором врачей, который невозможно ни отменить, ни смягчить. Николай Зотович имел полное право повторить вслед за своим тезкой Островским: умейжить и тогда, когда жизнь становит- ся невыносимой... «Воды Нарына» переводи- лись на иностранные языки. Книга выдержала два десят- ка изданий. Но все-таки в историю русской словесности Бирюков вошел прежде всего романом «Чайка». Его героиня по духу, по складу характера была для писателя, как родная сестра. Несправедливо и горько, что имя Лизы Чайкиной се- годня неведомо ее нынешним ровесникам. Если о Зое Космо- демьянской хотя бы спорят — одни пытаются перечеркнуть подвиг юной партизанки, а другие неуступчиво защищают мученически погибшую, но не предавшую ни себя, ни свою страну девушку, то Чайкину практически забыли. А ведь осенью сорок первого года она, руководитель подпольной ор- ганизации молодежи, попав в пленкнемцам, вынесла жесто- кие пытки и не сказала врагам, где находится партизанский отряд. Двадцатитрехлетнюю комсомолку-разведчицу гит- леровцы расстреляли. Спустя несколько месяцев Чайке — Елизавете Чайкиной — было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Подвигу Лизы и посвятил свой вдохновенно написанный роман Николай Бирюков. Без преувеличения — миллионы читателей, выстраивая«линей- ку» книг о людях, с кого стоит делать жизнь, ставили рядом «Овода», «Как закалялась сталь», «Молодую гвардию» и — бирюковскую «Чайку». Но какое отношение это имеет к «Липецкой газете», спросите вы. Да самое прямое! Когда началась война, Нико- лай Зотович искал возмож- ность хоть чем-то помочь Ро- дине в тяжелейшей борьбе. Но что он мог, искалеченный не- дугом, лишенный способности самостоятельно передвигать- ся? Тогда у него и сложились строчки, похожие на клятву: Родина, я солдат твой и сын. Слово — оружие, стоящее тысяч, И все, что смогу я из мозга высечь, Родина, клади на свои весы! Он, москвич, с радостью принял предложение пере- браться в Липецк и стать кор- респондентом местной газе- ты. Надо, наверное, отдать должное и нашим коллегам, решившимся взять в товарищи тяжелобольного человека. Они наверняка помогали ему встре- чаться с людьми, находить адреса будущих публикаций. ИБирюков, обладавший врож- денным даром публициста, невзирая ни на что, горячо рассказывал липчанам о муже- стве защитников Отечества на фронте и в тылу. Парадоксы Жаренова Большинство книг, что напи- саны журнали- стами, настое- ны на реальных фактах, доку- ментах или от- талкиваются от событий, свиде- телями и участ- никами кото- рых были сами авторы. К при- меру, проза и драматургия до сего дня не выпускающего пера из рук (даром что уже перешаг- нул рубеж девяностолетия) нашего коллеги Анатолия Ба- юканского начинались с газет- ных публикаций. А заведую- щий одним из отделов редак- ции «Ленинского знамени» Сергей Гриняев опубликовал повесть «Седая юность». Ее герои — военные корреспон- денты, каким он и сам был в годы Великой Отечественной. Николай Смольянинов в своей деревенской прозе прежде все- го шел от того, что увидел, по- нял, впитал в родной деревне под Лебедянью. Не зря Нико- лай Афанасьевич однажды сказал: «Горжусь своим кре- стьянским происхождением». На этомфоне АнатолийЖа- ренов — редкое исключение. В середине шестидесятых он, уже опытный журналист (лет десять трудился в газетах на Камчатке) и даже автор ма- ленького сборника рассказов «Конец сказки», оказался в Липецке. В«Ленинском знаме- ни» Анатолий Александрович вошел в наш редакционный штаб. Он был заместителем от- ветственного секретаря. И кто мог предположить, что за при- чудливые, неожиданные, зани- мательные сюжетыприходили ему в голову, пока он ставил на полосы заметки о ходе жатвы или пуске доменной печи на Новолипецком металлургиче- ском заводе. То была эпоха восхождения братьев Стругацких и колос- сальной популярности Ивана Ефремова с его «Туманностью Андромеды». Участник войны, Жаренов, подобно многим со- ветским людям, поверившим в «оттепель», пытался заглянуть в будущее, угадать, куда несет нас рок событий, что ждет вну- ков и правнуков. Это дразнило, будило воображение и писате- лей, и читателей. Впрочем, Жаренов не при- надлежал, как говорится, к «чистым» научным фанта- стам. Фабулы нескольких его повестей были откровен- но детективными. В повести «Яблоко Немезиды» Жаренов виртуозно соединил детектив и фантастику. Причем, как сей- час признают литературоведы, описывая западную жизнь, он не мазал всю ее черной кра- ской, не изображал тамошних персонажей сплошь коварны- ми «акулами империализма». Поклонники жанра отдали должное и другой повестиЖа- ренова — «Парадокс великого Пта». В ней он вновь изобре- тательно и увлекательно пере- плелшпионские и фантастиче- ские мотивы. Чего в этой книге только нет! И таинственные исчезнувшие цивилизации, и просыпающаяся в нас «память предков», и тема цикличного развития Вселенной. Как ис- тинный мастер, он спаял все это оригинальным сюжетом. От книги нельзя оторваться и сегодня, хотя чего-чего, а и фэнтези, и научной фантасти- ки, и крутых детективов мы, а в особенности молодые, честно признаемся, переели. Была в ту пору дефицитней- шая книжная серия приключе- ний и фантастики. Коллекцио- нерыдля краткости именовали ее «рамочкой», потому что пе- реплет этих изданий окантовы- вался рамкойиз всевозможных экзотических рисунков. В этой почетной серии вышли и пове- сти Анатолия Жаренова. Их и тогда нелегко было приобрести —разве что по большому блату из-под прилавка. А в наши дни они и подавно раритет. Память , говори ! Эвакуирован- ная из блокад- ного голодного Ле н и н г р а д а тетя Соня про- читала Лень- кину заметку в ш к о л ь н о й стенгазете и предсказала его судьбу: ты от природы вла- деешь словом, тебе на роду на- писано быть журналистом. Ленька Винников немножко загордился и уже, кажется, ни о чем другом и не помышлял. А п е р в ую на с т оящую «взрослую» статью восемнад- цатилетний Леонид напечатал в районке. Ее герой — тракто- рист-передовик. Начинающий автор не стал занудно излагать биографию механизатора, а кратко рассказал эпизод из жизни.Причемудачноухватил нужные, точные детали, пере- дал интонации, свойственные собеседнику. И, кажется, не сразу дога- дался, что у человека в кабине трактора нет одной ноги. А узнав, естественно, сравнил его про себя с Алексеем Маре- сьевым, чье имя было известно всей стране. Леонид Иванович, по - моему, ни разу не пожалел о выборе профессии. Он работал в маленьких провинциальных изданиях, в прославленной газете «Известия», где пусть не числился в друзьях, но был знаком с живыми классиками советской журналистики — Татьяной Тэсс, Анатолием Аграновским и другими масте- рами, каждая статья которых воспринималась как событие. В нашей редакции Винни- ков появился тихо, незаметно. Мы не сразу оценили, какого автораповезлонамприобрести. По должности заместитель редактора, Леонид Иванович писал постоянно. Он, похоже, давно и твердо взял за правило: любой руководитель редакции должен быть готов взяться за перо. И написать так, чтобы подчиненные понимали, какой журналист оказался срединих. Но с возрастом его тянуло попробовать силыи в писатель- ском деле. Жизнь за плечами была большая. Такчто сюжетов в памятиили блокноте хватало. Причем, сюжетыВинников по- нимал по-горьковски. Алексей Максимович однажды сформу- лировал: сюжет — это судьба, это человек, а вовсе не цепочка более-менее занятных событий. Вообще к людям Леонид Иванович присматривался остро и с неиссякающим лю- бопытством. Уже на заслужен- ном отдыхе, став секретарем региональной журналистской организации, он с увлечением составлял внушительные фо- лианты по истории областных средств массовой информации. Иделал это неформально—вел дотошную изыскательскую работу. Помню, как радовал- ся он, собрав ни больше ни меньше — тысячу фотографий редакторов, журналистов, что служили в местных периоди- ческих изданий, начиная с первых лет двадцатого века. Он с редким уважением относился кколлегампо перу.Не зря одну из лучших своих документаль- ных книг о газетчиках так и назвал: «О сословии людей государственных». А вот первый сборник ко- ротких рассказов посвятил военному детству в глухой деревеньке. Для меня это было неожиданностью. ЛеняВинни- ков появилсяна свет за два года до того, как грянула война. К концу ее ему исполнилось шесть. Ну что, скажите на ми- лость, мог запомнить мальчик о том времени? А он запомнил. Цепко. Подробно. Да еще пони- мая, по крайнеймере, чувствуя боль и тревогу, выпавшую на долюматери, близких, соседей, всех односельчан. Он уже знал цену, которуюизо дняв деньим приходилось платить за само право выжить, пережить, не сломаться, не спиться от уста- лости и отчаяния. Все написано у него с до- кументальной строгостью. Но если читатель не глух, если он не пробегает строчку за строч- кой, то, может, и не удержит в уголке глаз слезы. На обложке маленького томика Леонида Ивановича значится: «Маль- чик в полотняной рубахе». Свидетельства о быте, о людях, отнюдь не безупречных, не- идеальных, сильных и слабых одновременно. Но оказавших- ся способными все вытерпеть и выполнить что должно. В «Мальчике в полотняной ру- бахе» есть маленькая главка- отступление «Мои герои». Нечто вроде журналистского и писательского кредо. Когда Леонида взяли в штат район- ной газеты, молодой, помятый жизнью и вечной редакцион- ной суетой коллега ему посо- ветовал: «Шел бы ты отсюда... Сгоришь на этом деле». Но он не ушел. Не сгорел, хотя, по его собственным сло- вам, с огнем в душе прожил всю свою корреспондентскую жизнь. «И мне, признаться, везло: и занимательные беседы были, и людей интересных по- видал, и исписал целый вагон бумаги. В основном — о лю- дях-героях». И не обязательно о тех, кто выносил детей из горящего дома или разминиро- вал старые немецкие снаряды. Подвиг, по Винникову, поня- тие более широкое. Он постиг это в те самые незабываемые сороковые. Его первый прозаический сборник я осмелился привет- ствовать стихами. Они ему понравились. Строчку из них он даже взял как название для второй своей книги: «Детства полотняная рубаха навсег- да останется чиста». Я и по сей день немножко этим гор- жусь... И ЕЩЕ... Добрые традиции по - прежнему живы в « Липецкой газете ». И сегодня в редакции бок о бок с коллегами трудятся талантливые поэты и прозаики , члены профессионального творческого Союза писателей России — Эмма Меньшикова и Владимир Петров . Сюжеты для своих произведений они так же , как и их предшественники , часто черпают из журналистских командировок . Снился мне сад... В Липецке вновь экспонируются картины Елены Гориной И. Неверов На одной из выставок художницы Елены Гориной, кажется, в Тауру- се, молодая женщина, явно не из знатоков, не из завсегдатаев верни- сажей, удивилась: «Надо же. На картинах как будто бы только разноцветные пятна, а так красиво, так трогает и волнует...» Может быть, для Елены Ива- новны эта устная рецензия до- роже любых глубокомысленных рассуждений маститых искус- ствоведов. — Мне всего-навсего хочется напомнить людям: в нашей сует- ности, в нашей утомительной по- вседневности гармония все-таки существует. Она не выдумка, а состояние души, — говорит она. В Липецке работы Гориной демонстрируются второй раз. Между двумя вернисажами про- легло десять лет. Живопись ма- стера стала во многом другой. Художница продолжает искать, меняться, не цепляется за от- крытое прежде, за то, что уже принесло ей успех. Но москов- ская наша гостья остается самою собой в главном: по-прежнему околдовывает редким чувством цвета и света, неземным взглядом на мир, собственной философией творчества. Цикл работ, что пред- лагается сегодня в Галерее Наза- рова, начинался необычно. Не в стенах мастерской, не с кистей и палитры, а с... лопаты и граблей. Елене Ивановне достался в на- следство небольшой старинный сад. И она азартно взялась его возделывать. Она мечтала создать пространство, внутри которого не будет рассеянных повсюду флюидов недоброжелательно- сти, ущербности, зависти, боли, чернухи, грязи. А потом встала к мольберту. И под кистью возник- ли навеянные этим садоммотивы. В сущности, Елена Горина вырас- тила сад дважды: сперва на земле, затем — на своих картинах. Вместе с искусствоведом Гале- реи Назарова Татьяной Нечаевой они так бесхитростно и назвали новую экспозицию: «Мой сад». Естественно, это сразу ассоции- руется со знаменитыми, увы, не сбывшимися стихами Марины Цветаевой: «За этот ад, за этот бред пошли мне сад на старость лет». Ада и бреда в жизни по- прежнему хватает. Но Елена Ивановна плотно закрывает перед ними двери мастерской. Нет, это не бегство от невеселой дей- ствительности. Это скорее непо- казная, но упорная готовность плыть, грести против течения. В искусстве нашего времени нико- го уже не шокирует, если кто-то помещает в угрюмом небе поза- имствованное из шолоховского «Тихого Дона» черное солнце. А у кого-то над серыми и желты- ми безликими городскими вы- сотками парят огромные черные птицы — предвестники близкого разрушения, смерти, конца. Сейчас именно такие настроения взяли верх и в зарубежном, и в отечественном искусстве. Вот чему бесстрашно, но не напоказ противостоит Елена Горина. Даже небольшая горинская картина, на которой все заволокли клубящи- еся темно-фиолетовые тучи, назы- вается не «Гроза», не «Ожидание ливня», а «Просвет», потому как в сгущающемся сумраке остается голубая полоска: небо никуда не делось, а то, что его заслоняет, — невечно, преходяще. Пока зрители потихоньку со- бирались на премьеру выставки, я все допытывался у Гориной, отче- го ее коллеги питают неодолимую склонность к трагическому, что давно уже сделалось синонимом безнадежности, откуда берется эта жажда то пугать, то унижать публику. — А знаете, — не цепляясь за философско-искусствоведческий жаргон, объяснила она, — «чер- нуха» так распространена, по- скольку ее очень легко писать. Она не подразумевает, тем более не требует ответственности и сама лезет на холст. Ошеломить, подавить, погрузить в тоску или цинизм по отношению ко всему на свете куда проще, чем поднять, распрямить, вдохновить челове- ка. Я убедилась: нельзя, грешно выплескивать на холст злое. Ведь так мы его размножаем, тиражи- руем, навязываем людям. Не за- буду, что мне довелось испытать, когда я не удержалась и напи- сала картину, вложив в нее мое тогдашнее недоброе настроение. Оно ко мне вернулось еще более отягощенное негативом. С тех пор я пересмотрела свое понимание, зачем нужно искусство. И реши- ла: уж наверняка не за тем, чтобы выбивать у зрителя почву из-под ног, культивировать комплексы, лишать его силы жить. —В Липецке вы экспонируете ваши картины второй раз. Вас не смущает, чтоЛипецк—отнюдь не столица, не город-миллионник? — Ничуть. Липецкие выстав- ки в ряду самых удачных, самых любимых. Галерея Назарова осо- бое, как бы сакральное место. К слову, я похвасталась в Москве фотографиями с моей предыду- щей выставки. Имои друзья ахну- ли: неужели это твои работы? Да и я сама, переступив сегодня порог галереи, поразилась, как Татьяна Нечаева умеет расположить кар- тины. А эта маленькая галерея, подаренная Александром На- заровым городу, великолепна. Неслучайно столько прекрасных мастеров так охотно отзываются на ее приглашения. Примерить «Талицкие валенцы» В Добринском районе открылась арт - резиденция Кирилл Васильев Проект сельских библиотекарей из села Талицкий Чамлык по созданию арт- резиденции стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Он нацелен на возрождение интереса к народным ремеслам, поддержку мест- ных умельцев, развитие сельского туризма, создание дополнительных рабочих мест. В Доме культуры планируется раз- местить мастерскую по изготовлению валенок. Будут занятия и по гончар- ному делу, вязанию, национальной кухне. В сувенирной лавке участни- ки проекта смогут выставлять свои изделия, а в специализированной горнице устроят праздничные посиделки. Итоговыми мероприятиями проекта станут фестиваль народного творчества «Талицкие валенцы» и «круглый стол» на тему «Декоративно-прикладное ис- кусство как фактор развития сельских территорий». —Мыхотим, чтобынаша арт- резиден- ция стала своеобразным исследователь- ским, учебным и производственным цен- тром, местом притяжения для активных жителей как нашего, так и других рай- онов области, — рассказала заведующая Талицкой сельской библиотекой Татьяна Нестерова. — Для этого уже налажены связи с мастерами декоративно-приклад- ного творчества, образовательными уч- реждениями и туристическимифирмами, закуплено оборудование для мастерских. Аещемыдумаеморганизовать поисковые экспедиции по Добринскому району. Воз- можно, у кого-то из земляков отыщутся старинные вещи, инструменты, кто-то поделится интересными историями. Однимиз первыхмероприятий по возрож- дению народных традиций стали празд- ничные посиделки в начале января теку- щего года «Рождественская сказка». А на Масленичной неделе в арт-резиденции отметили «Разгуляй». Родители под- готовили детям народные костюмы, и ребятишки почувствовали себя русскими красавицами и богатырями. — «Ручеек», «Потяг», «Веревочка», «Стенка на стенку» — названия этих на- родных игр многие даже и не слышали, но поиграли—и понравилось. На «Разгу- ляе» веселились и молодые, и пожилые. После игровой программы настала самая вкуснаячасть праздника. Вот тут иначали сыпаться рецепты блинов со всех сторон. А закончились посиделки дружными пес- нями, — вспоминает Татьяна Нестерова. КСТАТИ Инициаторы проекта приглашают в гости всех творческих , активных и неравнодушных к своему историческому прошлому людей . Расписание мастер - классов и фольклорных посиделок можно узнать по телефону 8 (47462) 46-780 или на сайте Фонда содействия развитию культурных инициатив « Истоки » www.fond-istoki.ru. Николай Бирюков. Анатолий Жаренов. Леонид Винников. Работа с выставки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz