Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Однако от по-настоящему страшнойжестокости подчас стра- дали даже сами носители «голу- бых кровей». Еще одной одиозной персоной из семейства уездных сатрапов, утверждает мемуарист- ка, была Екатерина Муромцева, ставшая женой изувеченного в ба- талиях Отечественной войны1812 годаДмитрияКолпинского. Детей его от первой жены Екатерина ти- ранила. Старшую Лизу однажды так ударила подсвечником, что сломала черепаховый гребень, придерживавший косу. Падчери- ца умерла, говоря современным языком, от несовместимой с жиз- нью травмы. Сановные мерзавцы не от- ставали от «шалостей» любезной Екатерины Матвеевны. Леонид Матвеевич Муромцев (1825-1899) обзавелся наложницей Анютой. Обладание молодым телом горнич- ной не давало холостяку покоя. Когда после балов мужчины спу- скались на первый этаж усадебно- го дворца, чтобыпокурить, барчук хвастал своими «подвигами». Соч- но и горделиво. Затем под шитым белыми нитками предлогом он звал Аннушку и, выставив ее на всеобщее обозрение, с подмигива- нием отпускал в адрес несчастной хамские шутки. Чтокасается аналогичныхфак- тов из жизни барчуков в других губерниях — они тоже имеются, хотя в современном российском обществе почему-то главенству- ет стереотип, что дворянские усадьбы, мол, сплошь являлись оазисами человечности и высо- чайшей культуры. А как быть с тупыми недорослями, коих тоже хватало? Чуть ли не ежедневно нынешние псевдоисторики льют «крокодиловы слезы», оплакивая разбросанных по миру отпрысков эмигрантов-аристократов первой волны. Судьбы черносошных крепостных остаются за кадром. Редкие «патриоты» вспоминают, какой баснословной ценой дости- гался утонченный блеск дворян- ской вольницы. Важно понимать, что самодур- ство, подогреваемое безграничной властьюнад нижестоящими людь- ми, всегда чревато смертными гре- хами. Причем заслуги на типич- ном для дворянских отпрысков военном поприще здесь не в счет. Одно другому немешало. Очень вероятно, что какой-нибудь герой Наварина или Бородино сек по- техи ради холопов или тащил за сарафан в альков несговорчивую розовощекуюкрасавицу. Удачной сделкой считался обмен надоев- шей «игрушки» на... свинью. Уду- шающая атмосфера рабства, по сути, отражена в общеизвестных еще сошкольной скамьи историях деревень «Горелово, Неелово, Не- урожайка тож», в произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, других наших классиков. Иначе говоря, лет двести-три- ста назад истязания дворовой челяди считались, можно сказать, рутиной, отдельные порицания вызывала лишь крайне изощрен- ная методика. Ворон ворону глаз не клевал. Много раз подавали жалобы вла- стям на истязания помещицы Дарьи Салтыковой. Толку было ноль. Дело о загадочных людских исчезновениях сдвинулось с мерт- вой точки лишь после коронации императрицы Екатерины II. А какже Екатерина Бибикова- Раевская? Справедливости ради отметим, что отдельные иссле- дователи упрекают мемуаристку в предвзятости. Не взял, мол, в жены бедноватую соседку Катень- ку, владевшую лишь половиной родного Баловнево, помянутый Леонид Муромцев, и она из-за этого крепко осерчала, настрочив на крепостников увесистый ком- промат. Такое мнение, что любопытно, опровергает сама хроникерша. «Я описала, как могла, жизнь нескольких поколений семьи. Ничего не прибавляя от себя. Придет время, и Господь покарает Муромцевых. Камня на камне не останется от всего великолепия Баловнево». Автор как в воду глядела. Революционный вихрь 1917-го смел наследников-сатрапов, а за- одно и уникальный Баловневский архитектурно-ландшафтный ан- самбль, последнее обстоятельство, конечно, вызывает сожаление. Участь большинства дворянских гнезд оказалась незавидной. И немудрено, ведь слишком много зла в них случилось. Но это уже другая тема. Скотт Иствуд в главной роли в фантасти- ческом боевике «Тихоокеанский рубеж 2» . Команда пилотируемых роботов-защитников остановила вторжение гигантских инопла- нетных монстров. Великая битва за Тихо- океанский рубеж ознаменовала новую главу в истории человечества. Однако война только начинается… Пришло время нового поко- ления отстаивать свое право на Землю. Это первый блокбастер в режиссерской карьере Стивена С. ДеНайта, который прежде писал сценарии сериалов и снимал их. «Таксист XXI века» — так, имея в виду классическуюкартину Скорсезе, охарактери- зовали критики драму Линн Рэмси «Тебя ни- когда здесь не было» с Хоакином Фениксом. У сурового Джо непростая судьба. Он никого не боится, лишь вспышки воспоминаний за- ставляют его вздрагивать. Безжалостный герой-одиночка, идущий напролом ради спасения слабых. Для Нины, юной дочери сенатора, Джо — единственная надежда. И даже самые изощренные и жестокие силы не должны помешать ему вызволить ее из ада, в который она попала. Фильм отметили на про- шлом Каннском кинофестивале за лучшую мужскую роль и лучший сценарий. Сюжет триллера «Незнакомцы: Жестокие игры» прост, но не стандартен. Американская семья отправляется в небольшое путешествие —навестить родственников, которые живут в кемпинге.Но автомобильныйлагерь оказыва- етсяпуст.Подпокровомночипоявляютсятрое психопатов вмасках, цель которыхне грабить или убивать, а выяснить, какой у каждого из членов семьи личный предел жаждыжизни… «Любовь осветит путь» — слоган мело- драмы «Полночное солнце» Скотта Спира. Ночами 17-летняя Кэти сочиняет свои кра- сивые песни под гитару, а днем вынуждена скрываться во мраке: ее нежная кожа не выносит солнечного света. Но однажды в полночь она знакомится с Чарли, веселым парнем с копной рыжих, как солнце, волос и очаровательной улыбкой. Внезапная и страстная любовь яркой вспышкой озаряет жизнь больной девушки. И теперь ради воз- любленного она готова сгореть в лучах света безумного чувства… В главных ролях: Белла Торн и Патрик Шварценеггер. «Узнай неразгаданную тайну, потрясшую мир» — девиз британской биографической ленты Джеймс Марш «Гонка века» с Рэйчел Вайс, ДэвидомТьюлисомиКолиномФертом. В 1968 г. английский яхтсмен-любитель Дональд Кроухерст, заложив все свое со- стояние, решил осуществить мечту всей жизни, совершив в одиночку рискованное кругосветное путешествие в рамках гонки за приз газеты Sunday Times. Вскоре после отплытия он понял, что это соревнование ему не выиграть, и задумал совершенно бе- зумную авантюру. «Лучшее лекарство от весеннего авита- миноза» — мультфильм «Кролик Питер» , считают его создатели. Фильм расскажет о приключениях маленького и непоседливого крольчонка по имени Питер, который хочет пробраться в огородк грозномуфермеруи вдо- воль полакомиться тамфруктами и овощами. Еще одна анимационная лента недели — «Дикие предки» . Каменный век и даже более поздние цивилизации—все равно дикие пред- ки, но как же они были похожи на нас. У них тоже было слишком много родственников, а мужчиныборолисьзалюбимуюженщину.Они тоже обожали драгоценности, играли в кожа- ныймяч, икаждый стремился стать первым… На рубеже веков легко попасть в историю. Т елепремьера «Кро- вавой барыни» на- делала много шума. Видеть зверства Салтычихи было, право, тяжело. Ис- тязания, реки слез и крови — такими были будни помещицы. Однако если характер главного персонажа сериала вы- писан относительно честно, то слишком вольное обращение сце- наристов с историей Отечества бросилось в глаза внимательным зрителям. Ошибок немало. Например, урожденная Дарья Иванова сыз- мальства не была маньячкой, как это показано в фильме. Неверна и сцена венчания фаворита царицы Екатерины II Сергея Салтыкова с католичкой в православномхраме, а также факт записи священни- ком в метриках этого брака. По церковным канонам настоятель совершает преступление. Унасле- дованная Дарьей якобы от своей матери страсть к пыткам — тоже чистой воды выдумка. Скептическую улыбку вызы- вают и иные уловки сценаристов, превративших фильм в этакую сказку. Ведь если судить по уце- левшим архивам, родившая двух сыновей Дарья Салтыкова из- начально являлась чуть ли не эталоном благочестия среди под- московной знати. Ничего дурного за ней не замечалось. Деградация личности началась гораздо позже. Впрочем, не все так грустно — лучик света в экранизации тоже есть. По-своему комичны род- ственники героини актрисыЮлии Снигирь, братья Салтыковы, не- понятно почему всюду ходящие вдвоем и в одинаковых сюртуках. Однако говорить об общей низ- копробности недавно завершив- шейся на телеканале «Россия1» «Кровавой барыни», по-моему, чересчур. Сериал примечателен хотя бы тем, что заставляет нас еще раз осмыслить эпоху крепост- ничества в России в целом. Замаш- ки прежних хозяев, к примеру, нынешних данковских земель, мало чем отличались от нравов го- спожиСалтыковой.Убедительным подтверждением этого является «Хроника села Баловнево», вы- шедшая из-под пера Екатерины Бибиковой-Раевской. Она, как соседка здешних аристократов Муромцевых, отобразила в своих записках массу эпизодов непри- глядногожитья-бытья, касающих- ся истязаний безропотных рабов. «Все дворовые крестьянки должны были до света приходить в дом работать. Сам барин выйдет к нам, задает уроки огромные. Сидим до полуночи, а если не кон- чим вязать, то начнет нас угощать пощечинами, а то и кулаками, за волосы таскает. Кровь из носа течет, а господин не унимается. Хватает одну из нас и тащит к себе в кабинет. А если кто упира- ется, тех секут», —цитирует свою хлебнувшую горя нянюЕкатерина Бибикова-Раевская. Красный след «голубой крови» СМОТРИМ В МАРТЕ Судьбы черносошных крепостных остаются за кадром. Редкие «патриоты» вспоминают, какой баснословной ценой достигался утонченный блеск дворянской вольницы “ ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Роботы против монстров СЕРГЕЙ ИВАНОВ Переключая телеканалы с Романом Ромашиным 24 № 51/25679/22 МАРТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Прямая речь | кино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz