Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

СОБЫТИЕ День православной книги 14 марта в России широко отмечался Деньправославнойкниги, установленный девять лет назад Священным Синодом РПЦ. Именно в этот день в 1564 году вы- шла в свет первая на Руси печатная книга под названием «Апостол». А накануне праздника по благосло- вению Высокопреосвященного Никона, митрополита Липецкого и Задонского, в нашей епархии состоялось торжествен- ное мероприятие. День православной книги пришли отметить представители духовенства, воскресных школ, светских культурных и образовательных учреж- дений, дети. Вела мероприятие главный редактор официального сайта Липецкой епархии Валентина Швайдак. О значимостиБиблии вжизни каждого человека поведал руководитель отдела религиозного образования Липецкой епархии протоиерей Виталий Диесперов. Не менее увлекательным оказался рассказ преподавателя теологического отделения ЛГПУ, кандидата богословия, протоиерея Олега Безруких о богослужебных книгах и их составителях. А игумен Стефан (Ки- селев) и протоиерей Геннадий Рязанцев (оба поэты и писатели) свои выступления сопроводили еще и духовными стихами. На празднике книги было предостав- лено слово и представителям светского общества. Главный библиотекарь научно- методического отдела областной универ- сальной библиотекиЛюдмила Селиванова и заведующая библиотекой духовно-нрав- ственного развития «Преображение» Екатерина Кругликова, корреспондент «Липецкой газеты» Александр Хаустов, исследователь духовного наследия усман- ского краяАнатолийАвакумов говорили о том, как их деятельность помогает людям делать первые шаги к православию. По итогам конкурса рисунков и сочи- нений среди детей на тему «Православная книга в моей жизни» победители и при- зеры были награжденыпочетными грамо- тами. А творческий коллектив учащихся 33-й липецкой школы, руководит кото- рым Ирина Шелковая, особым образом почтил память святой великой княгини Елизаветы (100-летие со дня мучениче- ской кончины), вдохновенно исполнив литературно-музыкальную композицию «Белый ангел». ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского НИКОНА № 46/25674/ 15 МАРТА 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 16 ФОТО НИНЫ ВОСТРИКОВОЙ ФОТО ЛИПЕЦКОЙ ЕПАРХИИ Страницу подготовили Нина Вострикова и Александр Хаустов ВОПРОС БАТЮШКЕ На вопросы отвечает про- тоиерей Олег Безруких, на- стоятель Никольского храма с. КаменкаЗадонского района, кандидат богословия, доцент кафедры философии, социо- логии и теологии ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. Возлюби ближнего своего Что такое грех человеко- угодия? И чем он вреден? —Нам дана заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Чтобы ее правильно исполнять, необходимо научиться видеть грань между любовью к ближнему и человекоугодием. Есть несколько видов греха человекоугодия. Надо смотреть, что именно эту греховную страсть питает. Распространенная причина — корысть, когда человек желает получить земные блага, высокое общественное положение без особых трудов и заслуг. Он лебезит перед своим начальником не потому, что его любит и уважает, а ради его покровительства или из опасения потерять выгодное положение. Отсюда ясно, что человекоугодник любит не самого человека, а те выгоды, которые стремится от него получить. Поэтому с легкостью допускает в отношение его хитрость, лесть и лицемерие. Другая причина человекоугодия — тщеславие. Праведный Давид сказал: «Узнаю, что говорит обо мне Господь», а тщеславный волнуется: «Узнаю, что говорят обо мне люди». Людская оценка, переменчивая и необъективная, для него важнее Божьей оценки. Человекоугодие может сделать нашу духовную жизнь совершенно бесплодной. Преподобный Нил Синайский говорит: «Камень, как сильно ни брось его, не достигает до неба; и молитва человекоугодника не взойдет на небо». Старец Паисий Святогорец писал: «Если кто-то действует с мыслью, что Бог видит его, наблюдает за ним, то надежно все, что бы он ни делал. В противном случае, делая что- то для того, чтобы показаться людям хорошим, он все теряет, все растрачивает впустую. Человек должен вопрошать себя о каждом своем действии. Что бы мы ни делали, мы должны делать это только для Христа, осознавая, что Христос видит нас, наблюдает за нами. Если мы делаем что-то с целью понравиться людям, то это не приносит никакой пользы. Потому что, когда я хочу сделать что-то доброе и при этом подмешивается человекоугодие, — тогда я черпаю из колодца воду дырявым ведром». Вопросы присылайте по адресу: lgs@lpaper.ru с пометкой «Вопрос батюшке». ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ Время духовных раздумий Священник о святой Четыредесятнице СЛОВАРЬ. БУКВА Е ЕПИТРАХИЛЬ —принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея — длинная лента, огибаю- щаяшеюи обоими концами спускающа- яся на грудь, спереди сшита или скре- плена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Без епитра- хили священник и архиерей не могут священнодействовать. КАЛЕНДАРЬ Особые дни памяти z 15 марта —Празднование иконыБо- жиейМатери, именуемoй«Державная». z 16 марта — Волоколамской иконы Божиeй Матери. z 17 марта — Родительская Суббота, поминовение усопших. День памяти благоверного князя Даниила Москов- ского. z 19 марта —Обретение Честного Кре- ста и гвоздeй святой царицею Еленою вo Иерусалиме. Празднование икон Божией Матери: Ченстоховскoй, Ше- стоковской и «Благодатное небо». z 20 марта — Иконы Божией Матери «Споручница грешных». z 21 марта — Преподобного Феофи- лакта исповедника, епископа Никоми- дийского. Что значит Великий пост для православного священ- ника, как он его переживает? Рассказать о своих чувствах, духовной работе в эти дни мы попросили отца пятерых сыновей, протоиереяАлексия Кондратюка, клирика Троиц- кого храма в Липецке. — Скажу без лукавства, у меня сложные отношения сВе- ликим постом, как и с осталь- ными многодневными поста- ми, — говорит отец Алексий. — В то же время это прекрас- ный период для внутреннего подъема и духовной радости. Поститься осознанно я начал лет с 14. Для меня, подростка, пост означал воздержание от определенной пищи и только. Причем следил я за этим до- статочно строго. Вкушалпищу в соответствии с уставом Рус- ской Православной Церкви. Воздержание от скоромного давалось легко благодаря мо- лодому организму. После поступления в се- минарию поститься стало еще проще. По крайней мере, в начале, так как мы питались в семинарской столовой и просто не было выбора. Семи- нарская жизнь предполагает не только умственную работу, но и физическую. А потому по благословению теперь уже по- чившего Святейшего Патри- арха Алексия I, студентам се- минарий даже в Великий пост давали рыбу. Во время учебы вместе с богословскими на- уками я усваивал и духовные. Тогда-то и понял, что главное в святой Четыредесятнице — это не диета, а внутреннее состояние, покаяние и духов- ный рост. Здесь я хочу сделать не- большое отступление. Устав Русской Православной Церк- ви—это немного измененный устав преподобного Саввы Освященного, написанный им в 524-м году для своего монастыря. Он распростра- нился по всему православному Востоку. А на Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киев- ского Киприана. Понятно, что документ был написан для монахов, и лишь потом его приняли и все остальные. Он предписывает послабление в еде тем, кто не может понести всю полноту воздержания. Так что ко всему, и к посту в том числе, нужно подходить с пониманием. Эта истина до меня дошла не сразу. В общем, я решил следовать уставу вопреки бла- гословению священноначалия и, как следствие, это сказалось на моем здоровье. Со временем поститься стало сложнее. Став священником, однажды вели- копостным утром я просто не смог подняться с постели. А ведь у меня уже была семья. Тут я понял, что, наверное, не этого от меня ждет Господь. В изнеможении лежать в посте- ли и при этом воздерживаться по уставу едва ли полезнее, чем трудиться. Поэтому по со- вету духовника я стал больше внимания уделять духовной составляющей. Воздерживаясь от того, от чего могу, в пище, я стара- юсь больше молиться, читать Священное Писание. Таким образом, пост из диетыпревра- тился в духовное созерцание за намерениями, мыслями, поступками. Через эту при- зму я стал иначе видеть то, что делаю, чем занимаюсь, о чем думаю. Это позволило мне увидеть всю важность этих святых дней, когда начинаешь познавать свои недостатки и немощь, формируешь полез- ные привычки, которые потом формируют тебя. Остается больше времени на общение с детьми и полезные дела. Удивительно, но чтобы дойти до этих простых мыслей мне потребовалось несколько лет. Слава Богу за это! Потому чтонекоторыелюдивсюжизнь могут поститься, сводя все к воздержанию от скоромной еды. К сожалению, иногда сталкиваюсь с такими при- мерами: кто-то не ест рыбу в пост, внимательно смотрит, чтобы не попался, например, яичный порошок в печенье, но при этом пьет пиво, водку и праздно проводит время, не меняя своюжизнь к лучшему. Но, чтобы не впасть в грех осуждения, вернусь к глав- ному. В чем же заключаются мои сложности в многоднев- ные посты? Каждый раз мне нужно определить, как мне поститься, без чего я не смогу держать пост. Нужно опытно проверить, испытать своего рода упадок сил, чтобы по- нять это. Но, если хорошо по- трудиться, это возвращается плодами. Господь благотворно влияет на нашу жизнь уже здесь, на Земле. Надеюсь, мой опыт кому-то поможет правильно держать Великий пост, укрепит духовно, сдела- ет способным воспринимать Божию благодать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz