Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
Фото Александра Дементьева Огни большого огорода Комбинат « Елецкие овощи » вводит новые мощности теплиц Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru Зимний день. Но уже за проходной комбината, перед теплицами, пахнет летом. Так пахнут в огороде огу- речные плети. Запах — от стога зеленой массы, отслу- жившей свое и готовой к отправке на площадку сбора растительных отходов. А рядом — более впе- чатляющая картина. В хмурое ранее утро нача- ла трудового дня залиты солнцем электричества теплицы. Этот свет пого- жей ночью виден в Ельце, в окрестностях района и даже в задонских селах. В теплицах лето круглый год, а солнце внутри за- ходит только днем всего на четыре часа в сутки. И так ныне светятся пять гектаров действующих площадей комбината. А что будет, когда по проек- ту введут все 60 гектаров? Будет как раз под стать ночным огням большого города. Лето в январе Трудно представить, что всего два года назад в этомместеАрхангельского сельского поселения Елец- кого района было голое поле. Но инвестор — груп- па компаний «Агрокапи- тал» — недаром положил на него глаз. Рядом — федеральная магистраль «Дон», железнодорожный узел, подъезднойпуть к бу- дущему комбинату и, что не менее важно для произ- водства, мощная распреде- лительная электрическая подстанция. Закладнойкамень, сим- волизирующий о начале стройки, был положен 16 сентября 2016-го. А уже в середине мая 2017-го комбинат выдал первую продукцию. И к полно- масштабному открытию первойочередикомбината, которое состоялось в июне, с пятигектарной теплич- ной плантации собрали центнеры огурцов. Помнится, на торже- ственном открытии строй- киглаваЛипецкойобласти ОлегКоролёв привел такой факт. Если общая площадь теплиц пятого поколения — самых совершенных по выращиваниюовощейв за- крытом грунте—занимает во всеммире 560 гектаров, то 10 процентов из них приходится на Россию. А точнее — на Липецкую область, ее Данковский и Елецкий районы. И с вво- дом новых площадей наш регион станет ведущим производителем овощей в закрытом грунте. Стройка на комбинате продолжается и сегодня. Вводится еще 10 гектаров теплиц второй очереди проекта. Пять гектаров сданы в конце декабря, а еще пять намечается за- пустить в январе. И тогда же пройдет новоселье в большом административ- ном корпусе. Директор комбината Андрей Калашнюк, лю- безно согласившийся по- казать все овощное хо- зяйство, провел нас по новым объектам, но самое интересное, ради чего мы и приехали сюда, ждало впереди. Микробам здесь не место Мало того, что вне те- плиц мы ходили по ком- бинату в бахилах. Чтобы попасть туда, где находит- ся солнечное огородное лето, пришлось всерьез экипироваться. Нас попро- сили надеть полиэтилено- вые сапоги, комбинезон из какого-то марлевого мате- риала, шапочки на голову и резиновые перчатки. В этом одеянии все стали похожи на пришельцев из космоса. При этом при- шлось продезинфициро- вать ифотоаппарат. Чтож, в чужой огород со своими порядками не ходят, а они в теплицах, куда не долж- ны попасть зловредные для растений бактерии, строгие. Огуречное царс тво встретило нас ослепитель- ным солнцем, теплом тро- пиков и сочной зеленью плетей, устремляющихся ввысь на несколько ме- тров. На самой макушке огурцы собирала молодая работница, стоящая на автоматическом подъем- нике, который катился по рельсам между рядов растений. Пошли между рядов, чтобы сфотографировать другую сборщицу и на- пугали ее. Нет, не своими скафандрами. Просто не ожидала она встретить по- сторонних. Представилась Галей из Ельца. Работа нравится. Да уж, есть те- перь и такая профессия — огурцы собирать. — На комбинате тру- дятся 240 че- ловек, много м о л о д ежи , — рассказы- вает Андрей Калашнюк. — Конечно же, с вводом новых очере- дей теплиц наш коллек- тив будет ра- сти. Сейчас 60 процентов работников — горожане, о с т а л ь н ы е из Елецкого района. До- ставляем их на комбинат автобусами, которые зака- зываем. Но есть намерение приобрести свойпассажир- ский транспорт. — Если не коммер- ческая тайна, то какая зарплата в «Елецких ово- щах»? — интересуемся у руководителя. — Да нет никакой тай- ны. Недавно подводили итоги. Средняя вышла 25,6 тысячи рублей. Что ж, по труду и по урожаям огурцов. А их с квадратного метра полу- чают в год более ста со- рока килограммов, что на уровне современных до- стижениймирового овоще- водства. Плети не гнутся только лишь потому, что подвязаны. А наполнен- ных продукцией коробков с длинноплодным «Лоэн- грином» (сорт такой) уже в утренний час было при- личное количество. Можно представить, как комбинатовский «Ло- энгрин» разойдется от Мо- сквыдо самых до окраин, а позаботится об этомТорго- выйдом«Долина овощей», куда отправляются короб- ки с продукцией елецких теплиц. Сердце и мозг комбината В конце октября те- пличное хозяйство попол- нилось рассадным отде- лением, и теперь «Елец- кие овощи» обеспечены собственным посадочным материалом. Прежде он доставлялся сДанковского комбината. На половине гектара было высажено 80 тысяч семян огурцов. Этого хватит для произ- водственной тепличной площади в два с половиной гектара. Рассада отсю- да пойдет на обновление плантаций, а это делается через каждые три месяца, и на посадку в новой сдан- ной очереди комбината. Но на строительстве в этом уголке Елецкого района точка не постав- лена. Впереди и третий, и четвертый этапы сооруже- ния объектов тепличного хозяйства с тем, чтобы до- вести их общую площадь до 60 с лишним гектаров. Кроме огурцов, в новых те- плицах будут выращивать- ся и томаты. Вот тогда-то «Елецкие овощи» в полной мере подтвердят свой фир- менный знак — красную помидорину. Наше путешествие по комбинатовским произ- водственным просторам закончилось на участках, которые Андрей Бори- сович назвал сердцем и мозгом тепличного хо- зяйства. Сердце — это зона ир- ригации, откуда из сме- сительных баков идет пи- тание и капельный полив растений. А какими после этого экологически чисты- ми вырастают огурцы, сви- детельствует такой факт —нитратов в них в 1,5 раза меньше, чем допускается по сертификату. Считай, вообще нет. Операторская — мозг комбината. Отсюда зада- ются параметры работы теплиц, микроклимата и полива растений. Все процессы компьютеризи- рованы. * * * …Запах лета провожал нас на улице. Золотом от- ливали стекла теплиц с их огуречной жизнью. По- думалось: огни большого огорода в новогоднюю ночь не помешают. И к празд- ничному столу «Елецкие овощи» уж точно росси- ян порадуют. А о загра- ничных огурцах они уже забыли. Чем не пример инвестиций в импортоза- мещение? Маршруты успеха Созданное по инициативе главы региона первое народное предприятие в январе отметит пятилетие ВАЖНО « Экспресс - Липецк » связывает наш город транспортным сообщением с Брянском , Курском , Воронежем , Кишиневом и другими городами . Но главная цель — еще прочнее закрепиться на отечественном и международном транспортных рынках . Сейчас прорабатывается возможность освоения маршрутов в Белоруссию , Прибалтику , на Кавказ . Сысоев хорошо понимает , что без постоянного развития и движения вперед конкурентов не победить . Поэтому в ближайшее время автобусы предприятия будут доставлять пассажиров в Минск и Ригу , Ереван и Баку . И это не предел . жиров — кондиционер, туалет, индивидуальное освещение, вентиляция. В пути можно послушать радио, посмотреть теле- визор, кресла при необ- ходимости превращают- ся в удобные спальные места. —Приятно встречаться с крымчанами, они всег- да ждут нас, — делится впечатлениями Сергей Васильевич. — Наши ав- торейсы они воспринима- ют как надежный канал связи с Россией и ценят наш труд. Жители полу- острова стали частыми го- стями Липецка, а липчане с удовольствием посещают курортный Крым. Наши маршрутные автобусы не пустуют. Еще больше уве- личится пассажиропоток с открытием Керченского моста, и мы с нетерпением ждем завершения его стро- ительства. Липецкая марка Все эти годы«Экспресс- Липецк» остается един- ственным перевозчиком, осуществляющим поездки в Крым. Пассажирыценят не только комфорт автобу- сов и доброжелательность водителей, но и четкость выполнения рейсов, высо- кий уровень безопасности. Люди доверяют липчанам. Даже воронежцы, ростов- чане, краснодарцы для поездки в Крым предпочи- тают наши автобусы. Сергей Сысоев пока- зывает новую форму для водителей, выполняющих дальние рейсы. Белая ру- башка, черные брюки, гал- стукиобязательно улыбка. Считает, что пассажиры, проводящие в дороге мно- гие часы, не должны хму- риться, ведь предприятие народное и для народа. Фото Николая Черкасова Николай Рощупкин В кабинете у руководителя НП «Экспресс-Липецк» Сергея Сысоева на видном месте висит фотография в рамке. На ней запечатлен торжественный момент: министр транспорта России Максим Соколов вручает ему знак высшего профессионального отличия «По- четный автотранспортник». Памятное событие про- изошло в Москве на финише 2017-го. По стопам отца Трудовых наград у Сер- гея Васильевича немало, но к этой он относится по-особому. Ведь почет- ное звание присваивается профессионалам, кото- рые внесли существенный личный вклад в развитие транспортной отрасли, и в Министерстве по достоин- ству оценили почти соро- калетнюю вахту Сысоева за баранкой автомобиля. —Зарулья селещепод- ростком, отец часто брал с собой в рейс и приучал к вождению, — вспоминает он. — Романтика дорог увлекала все больше и больше: к окончаниюшко- лы я уже твердо знал, кем быть. Вначале автошкола ДОСААФ, затем служба в армии, автопредприятие Липецкого транспортного управления, автоколонна № 1415 — вот основные этапы моей шоферской биографии. Каждый из них сталдляменяхорошей профессиональной и жиз- ненной школой... В1997 году Сысоеву по- ручили возглавить четвер- тый отряд крупнейшего на тот момент автотранспорт- ного предприятия области — автоколонны № 1415. Парк машин тогда состав- ляли около ста автобусов, коллектив — более двух- сот водителей, имелась крепкая материально-тех- ническая база. В 2004 году отряд влился в структуру ПТП-3. Идею подсказал губернатор Однажды на встрече с руководителем областного управления дорог и транс- порта Валерием Елфимо- вым Сысоев откровенно пожаловалсяна трудности, которые постоянно при- ходится преодолевать. Тот молча выслушал собесед- ника и... огорошил: хватит сидеть на шее у государ- ства, пора выходить в сво- бодное плавание и учиться самим зарабатывать день- ги! Разговорна томи закон- чился бы, но предложение глубоко запало Сысоеву в душу. Поэтому когда глава администрации области Олег Королёв предложил создавать народные пред- приятия в отраслях эконо- мики, Сергей Васильевич не раздумывая взялся за претворение губернатор- ской идеи в жизнь. Так в регионе появилось первое народное предприятие «Экспресс-Липецк». Первопроходцамвсегда нелегко. Сергею Сысоеву преодолевать трудности помогало, прежде всего, желание доказать пре- имущества и возможности новой формы организации труда. Ведь в народном предприятии каждый ра- ботает и на себя, и на об- щий успех. Коллективный труд всегда импонировал Сысоеву, а здесь он полу- чилшанс доказать его воз- можности. — Вспоминаю встречу Олега Петровича с транс- портниками области. Тог- да глава региона говорил о будущем отрасли, за- острил внимание на важ- ности создания народных предприятий как эффек- тивной форме труда. В его словах была убежденность в правоте своей инициати- вы, и жизнь убедительно доказала ее на нашем при- мере, — говорит Сергей Васильевич. Команда профессионалов В областном управле- нии дорог и транспорта видят коллектив «Экс- пресс-Липецка» и его ру- ководителя как единое целое. Сысоев сумел со- брать команду едино- мышленников и повести ее к успеху. К нему потя- нулись лучшие водители транспортного предпри- ятия Анатолий Полухин, Александр Попов, Игорь Брылев. К ним добави- лись молодые работни- ки Юрий Шуст, Евгений Вишневский. Да, были срывы и неудачи, прома- хи и ошибки, но никогда не было разочарования. Совместное преодоление трудностей только сбли- жало людей, делало их сплоченнее. За кратчай- ший срок предприятие стало образцовым по всем основным характеристи- кам и, без преувеличения, гордостью региона. — Сегодня «Экспресс- Липецк» — пример наи- более успешного опыта создания народных пред- приятий, — считает заме- ститель руководителя от- раслевого ведомства Олег Князев. — Оно стало луч- шим по оснащению под- вижным составом, уровню обслуживания пассажи- ров, культуре труда. Ав- тобусы с эмблемой региона знают во многих областях России. Предприятие вот уже три года выполняет регу- лярные рейсы по марш- руту Липецк — Ялта, Ли- пецк — Севастополь, и руководителюприходится частенько утрясать воз- никающие проблемы в паритетных отношениях с крымскими коллегами. Дорога в один конец зани- мает более суток. Поэтому в автобусе два водителя, бортпроводник, предус- мотрено питание, созданы все условия для пасса- 4 Проекты XXI века ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 1-2/25629-25630/1 ЯНВАРЯ 2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz