Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

МИЛАДА ФЕДЮКИНА В жизни каждого творческого человека, будь то художник, музыкант, актер или писатель, наступает время, когда твор- чество его становится частью той культуры, где живет этот человек. Именно так случилось в судьбе героини нашего рас- сказа Ольги Тулиновой. Она член Областного краеведческого общества, известный в Липецкой области и Ельце публицист, музыковед, блестящая пианистка и концертмейстер, педа- гог, организатор просветительских концертов, автор книг о музыкальной, художественной и театральной культуре липецкого края и Ельца… Сочетание столь различных видов деятельности в одном человеке — явление не частое. Каковы же его истоки? ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОЛЬГИ ТУЛИНОВОЙ 8 № 5/25633/11 ЯНВАРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Люди среди людей Священный долг таланта Два юбилея ученого, музыканта, публициста и краеведа из Ельца Ольги Тулиновой Убеждена, что любой человек в зрительном зале — личность. Вот почему мы выходим на сцену не для всех, но — для каждого ” Сорочинский самородок Ее жизненный и творче- ский путь предсказуем для отечественного музыканта: девочка из провинциального городка, пожелавшая стать профессиональной пианист- кой, воплотила свою мечту, пройдя по образовательным ступеням от музыкальной школы до консерватории. Родилась Ольга Вадимовна Тулинова в декабре 1957 года. Детство и юность ее прошли в маленькоммолдавском город- ке, расположенном на берегу Днестра прямо на границе с Украиной, с интересным на- званием Сороки. Как это принято говорить, музыка рано вошла в еежизнь. Маленькая Оля часто слушала мамину игру на фортепиано, бывала на репетициях го- родского духового оркестра, которым руководил отец. Да что там говорить, если сам воз- дух живописного городка на берегу Днестра был наполнен звуками народных песен и танцев! А город нередко стано- вился концертной площадкой весьма известных в стране музыкантов. Родители сразу обратили внимание на рано проявивши- еся музыкальные способности у девочки и определили ре- бенка в музыкальную школу. Затемпоследовали годыучебы в Кишиневском республикан- ском музыкальном училище и Дальневосточной академии искусств города Владивосто- ка, после окончания которой Ольга Вадимовна в качестве молодого специалиста была направлена в Находку При- морского края преподавате- лем по классу фортепиано. Здесь в приморском городе у Ольги Тулиновой появились первые настоящие зрители — рыбаки иморяки, а музыкаль- ное сотрудничество с японской пианисткой Джунко Осио подарило ей совместные кон- церты в нескольких городах Страны восходящего солнца. Это многолетнее знакомство, к слову, стало толчком к изу- чению не только языка, но и вообще японской культуры, традиций, системы органи- зации музыкального образо- вания. Жизнь — это миг Двадцать лет назад в био- графии Ольги Тулиновой по- явился Елец. Этот провин- циальный город, овеянный легендами и пропитанный особой духовной аурой, от- крыл новую главу в еежизни и творчестве. Будучи человеком активным, Ольга Вадимовна преподает в Елецком коллед- же искусств им. Т.Н. Хренни- кова, а затем на музыкально- педагогическом факультете ЕГУ им. И.А. Бунина, одно- временно продолжая вести огромную музыкально-про- светительскую работу среди ельчан на разных концертных площадках города, Елецкого и Становлянского районов: число проведенных Тулино- вой концертов исчисляется сотнями. — Сильно ошибаются те, кто называет Елец музыкаль- ной провинцией, — говорит Ольга Вадимовна. — Каждый концерт — это событие, где оттачиваются наши музы- кальные вкусы, удовлетворя- ются запросы, проявляются слушательские интересы и симпатии. Убеждена, что лю- бой человек в зрительном зале — личность. Вот почему мы выходим на сцену не для всех, но — для каждого. Главное, я просто убеждена, достучаться до сердца зрителя. Работа ве- дущего часто переплетается с музыковедческой: ведение концерта и вступительное слово. Ия уже сейчас могу сказать с уверенностью: моя школа — концерт, моя среда обитания — сцена, где уста- навливаются единая темпера- тура, настроение, отношение к происходящему. Имоя задача — все подчинить интересам зала, сцены, музыкантов и публики. Исследователь и краевед Ольга Тулинова всегда ут- верждала и продолжает на- стаивать и теперь: особое место в ее работе занимает изучение творческого наследия компо- зитора Тихона Хренникова. С Маэстро ей посчастливилось быть близко знакомой, об- щаться на протяжениимногих лет. Научные исследования, посвященные жизни, творче- ствуипедагогическойдеятель- ности Маэстро, легли в основу книг «Елец — любовь моя. Т.Н. Хренников: встречи на елецкой земле» и «Щедрость души и таланта. Т.Н. Хренни- ков-педагог». Со временем сфера кра- еведческих исследований Ольги Вадимовны заметно расширилась, а предметами изучения краеведа стали исто- рия становления и развития музыкальной, художествен- ной, театральной культуры г. Ельца XIX-XXI веков, исто- рия Липецкой филармонии, ансамбля «Казаки России», история елецких предпри- ятий, учебных учреждений, а также судьба народных про- мыслов и декоративно-при- кладного искусства нашего края, в том числе елецких кружев, и в культурологиче- ском аспекте —жизнь и твор- чество Ивана Бунина. А еще Ольга Ту- линова разработала и успешно ввела в учеб- ный процесс Елецко- го госуниверситета имени И.А. Бунина лекционные курсы и авторскую программу «Музыкальнаяихудо- жественная культура Липецкой области», создала семь научно- популярных доку- ментальных фильмов для использования в учебном процессе на основе собранных краеведческих мате- риалов. И вот что удиви- тельно: на каждую тему автор пишет просто, доступно, в свойственной ей, Ту- линовой, оригиналь- ном авторском стиле. Отчего книги легко воспринимаются и студентами, и чита- телями пожилого воз- раста. И можно было бы столь подробно не рассказывать об этой исследовательской работе, но в послед- ние годы в связи с развитием туризма в регионе наблюдается повышенный инте- рес именно к крае- ведению в любом его проявлении, будь то литературное направ- ление, православное или музыкальное… Причина такого инте- реса, помнениюсамой Ольги Вадимовны, объясняется острой необходимостью проведения конкретных, локальных ис- следований культуры различ- ных краев и областей России, и главное — практическим применением добытого ма- териала в учебном процессе. Так вот в этом смысле все, что сделала Тулинова в Ельце за- долго до самой идеи развития туризма и продолжает делать по сей день, можно назвать одним словом — подвижни- чество. У Ольги Вадимовны в од- ном из рассказов И.А. Бунина есть любимые строки: «Бог всякому из нас дает вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. Зачем? Почему? Мы этого не знаем. Но мы имеем право знать, что все в этом мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то вы- сокое Божие намерение, на- правленное к тому, чтобы все в этом «было хорошо» и что усердное исполнение этого Божьегонамерения есть всегда наша заслуга перед ним, а по- сему и радость, и гордость». А еще Тулинова точно знает, что вжизни никогда не бывает ничего случайного, отвлека- ющего: «Вся моя жизнь была и, к счастью, остается подчи- ненной стремлению двигаться вперед, к воплощениюв реаль- ные дела этого самого Божьего намерения. Это все потому, что смысл моей жизни — в творчестве, в созидании добра и красоты». „ Тихон Николаевич Хренников и Ольга Тулинова после концерта в учи- лище искусств. г. Елец, 1999 год. „ Со студентами ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz