Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

№ 25/25653/ 8 ФЕВРАЛЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 18 ПСИХОЛОГИЯ 21 — Понимаете, для начала надо разделить понятия ода- ренности, таланта и гения. Гениев—единицы, они своим даром создают то, что остает- ся на века. Да, их жизнь не укладывается в рамки жизни обычных людей. И далеко не всегда этажизнь складывается счастливо. Но гениальность— это не только дар свыше, это еще и бремя. Поэтому вряд ли стоит мечтать, чтобы ваш ребенок вырос гением. Талант — это уже меньшая степень дарования, но, опять же, для его развития требуется колос- сальный труд, способность жертвовать многими радостя- ми и удовольствиями. При этом то, что приносят в наш мир эти люди, на века не оста- ется, несмотря на все жертвы. Об этом тоже надо помнить, в томчисле и родителям. Чтоже касается одаренности, то она есть у каждого ребенка. Мода на раннее развитие —Да, но ведь очень трудно определить, в чем именно ода- рен ребенок… — Согласна, трудно. Тем более что маленькие дети, об- ладая исследовательским ин- стинктом, очень быстро увле- каются всем, что им предлага- ют, и начинают делать успехи. Но не факт, что на следующем этапе эти успехи будут столь же окрыляющими, а ребенок будет так же увлекаться тем, чем он занимается. Не исклю- чено, что он увлечется чем-то совершенно другим. — Так что же делать? — Во-первых, я бы посо- ветовала отказаться от моды на слишком раннее развитие. Это же бред, начинать учить двухлетнего ребенка англий- скому, когда он еще и по- русски толком не говорит. Тем более если речь идет об одном занятии в неделю, а в семье никто английский не знает. Малышу гораздо важнее быть рядом с мамой, играть с ней. Когда я слышу, что трехлет- него ребенка уже таскают по разным кружкам и студиям, у меня возникает подозрение, что мама просто не знает, как с ним общаться, и боится оста- ваться наедине. Конечно, если вы видите, что такой малыш всякий раз начинает ритмич- но двигаться под музыку, это может свидетельствовать о том, что у него есть способ- ности к танцам, и на это стоит обратить внимание. А вообще, годам к шести-семи дети уже начинают понимать, что им нравится и что им интересно. В этом возрасте они уже могут делать какой-то выбор. Талант: дар или наказание? Как понять природу ребенка ЕЛЕНА БРЕДИС Думаю, что большинство родителей, которые смотрят программу «Лучше всех», начинают испытывать комплекс неполноценности. Ну как же, на экране трехлетний малыш обыгрывает в шахматы гроссмейстера, двухлетний знает все созвездия, четырехлетний говорит на иностранных языках. Поневоле начнешь сравнивать и переживать: выходит, у нас-то растет серая посредственность! И тут же захочется выявить у своего ребенка какие-нибудь особенные дарования и немед- ленно начать их развивать. Конечно, я понимаю, что такое желание возникнет далеко не у всех. Так все-таки, одаренный ребенок—это счастье или сплошные проблемы?Об этомбеседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. — И тем не менее, надо знать, что предложить ребен- ку. — А для этого надо по- нимать, что он представля- ет собой как личность. Если ребенок интроверт, то есть, погружен в себя, то нелепо от- давать его в драмкружок или выбирать для него командные виды спорта. А у нас ведь как обычно поступают: «Ой, он та- кой замкнутый, надо его как- то растормошить». Или: «Ой, он такой шустрый непоседа, надо отдать его в шахматный кружок». Нельзя ломать при- роду ребенка! Лучше присмо- тритесь к ней и постарайтесь понять, что именно будет ему по душе. Уодного будут успехи только в индивидуальных ви- дах спорта, у другого — толь- ко в командных. Один будет счастлив часами сидеть за пианино, а другой будет нуж- даться в общении с большим коллективом. Амбиции родителей —Я знаю случаи, когда ро- дители, обнаружив в ребенке талант, начинают всю ставку делать на это дарование. В итоге его лишают и детства, и юности, поскольку все свобод- ное время он или занимается музыкой, или решает шах- матные задачи, или играет в большой теннис… — Это пример нарциссиз- ма родителей, когда они соб- ственные амбиции пытаются реализовать через ребенка. Они не понимают, что в под- ростковом возрасте девочки должны учиться общаться с мальчиками, а мальчики — с девочками, что этот опыт не- обходим для последующего выстраивания отношений. По- том дети таких амбициозных родителей вырастают, мамы находят им жен или мужей, но ничего хорошего из этой семейной жизни не получа- ется. Более того, такие мамы очень любят чувствовать себя жертвами по принципу: «Я на тебя всю жизнь положила». Старайтесь чувствовать своего ребенка. Иесли вывидите, что в какой-то момент ему важнее не заниматься на скрипочке, а пойти в кино с девочкой, не начинайте взывать к его сове- сти и напоминать о грядущем конкурсе. В конце концов, что вам важнее: чтобы он завоевал Гран-при или просто рос счаст- ливым человеком? Поверьте, если музыка — это его, то он непременно все наверстает и всего добьется, но не в ущерб своей жизни. Самое преступ- ное — это пытаться прожить эту жизнь за него или вообще оградить его от жизни. —Есть и другая категория родителей, которые убежде- ны, что чем больше кружков и секций посещают их дети, тем лучше… — Да, «драмкружок, кру- жок по фото, а мне еще и петь охота, а за кружок по рисова- нью тоже все голосовали». На самом деле такие родители за «всесторонним развитием ребенка» прячут свое равно- душие к тому, что именно ему интересно и нравится. Более того, как правило, они и по- нятия не имеют, насколько профессионально ведутся за- нятия во всех этих кружках и секциях. Это своего рода оправдание для самого себя: «Вот сколько я для своего ребенка делаю! Он у меня и английский изучает, и рисует, и танцует, и спортом занима- ется, и в музыкальную школу ходит». А живет-то он когда? Когда гоняет с мальчишками во дворе, когда шушукается с девчонками на скамеечке? Ведь не так сложно понять, чем именно ребенок на самом деле увлечен, а чемзанимается только потому, что этого хочет мама. — А если ребенок целыми днями слоняется по квартире или играет в компьютере? Ну не интересно ему ничего, не хочет он ничем заниматься… Может, и дарований-то у него никаких нет. — Это означает только одно: он не интересен своим родителям. Быва- ют такие, которые говорят: «Пусть себе растет, как растет. Мы вы- росли, и он вырас- тет». Опять же, если папа лежит с пивом на диване перед телевизором и при этом убежда- ет сына заняться спортом, то вряд ли эти убеждения сработают. Если вы хотите выявить наклонности, даро- вания ребенка, вам неизбежно придет- ся включаться в его занятия и му- зыкой, и спортом, и рисованием. По- началу ребенку не- обходимо видеть вашу заинтересо- ванность, вашу го- товность помочь и поддержать. Не может быть так, чтобы его ничего не инте- ресовало и не увлекало, чтобы у него не было никаких даро- ваний. Просто родители не су- мели ему ничего предложить. Важное в жизни — А как вы относитесь к профессиональным династи- ям? —Содной стороны, тут есть явный плюс, поскольку имеет место передача накопленного опыта. С другой стороны, по- лучается так, что жизненная дорога детей и внуков предо- пределена. Если, скажем, дедушка был выдающимся врачом, то у них уже нет иного пути, кроме как в медицин- скийинститут.Причемв семье это как бы и не обсуждается, а ребенку с раннего детства гово- рят: «Вот вырастешь, станешь врачом, как дедушка и папа». И не важно, что у малыша может быть скрытый талант пианиста или вокалиста, все равно он будет усердно зани- маться химией и биологией, потому что за него все уже решили еще до его рождения. Но вряд ли этот ребенок, став взрослым, будет счастливым. В нем все время будет жить ощущение собственной нереа- лизованности, ощущение того, что он прошел в этой жизни мимо чего-то важного. — Екатерина Андреевна, у вас двое детей, и наверняка есть свой опыт. Вы не могли бы поделиться им с нашими читателями? — Это мой опыт, не факт, что он всем подойдет. Ну, например, я очень мечтала, чтобымои девочки танцевали. Я четыре года подряд записы- вала старшую в танцевальный кружок, а она оттуда «вы- писывалась». Правда, я и не настаивала. А потом она опре- делилась, что хочет рисовать и заниматься английским. Прекрасно, мынашли замеча- тельных педагогов, она с удо- вольствиемпосещает занятия. Младшая на танцы походила, но потом отказалась. Да и я была недовольна атмосферой в коллективе и установкой на конкурсы. Зато вскоре она стала проситься в цирковую студию. Если хочешь, если просишь — я все организую. Но! Когда они определились, я начала строго спрашивать результаты. Нет, я никогда не буду сравнивать их с другими детьми, но свой собственный результат они должны полу- чить. Если младшая вдруг говорит: «А давай сегодня пропустим», я отвечаю, что либо мы вообще бросаем, либо не пропускаем. Потому что я три раза в неделю вожу ее по вечерамнаТракторный, какой бы усталой я ни была. Если я вижу, что старшая за урок по рисованию ничего не сделала, я провожу серьезную беседу. Потому что я оплачиваю эти занятия, я по первому требова- ниюпокупаюхорошие краски, кисти, бумагу. Поэтому объ- яснения типа «я задумалась» или «мне не хотелось» меня не устраивают. Ребенок с детства должен уяснить, что резуль- тата можно добиться только трудом. Ребенок с детства должен уяснить, что результата можно добиться только трудом ” И ЕЩЕ... Ребенок не должен бояться ошибок. Этот панический страх может отбить напрочь охоту к учебе. Давайте возможность ошибаться и помогайте в исправлении ошибок. Никогда не сравнивайте с другими. Пусть ребенок будет самим собой. И любите его таким, какой он есть. Так он будет уверен в вашей поддержке в любой жизненной ситуации. Хва- лите за личные достижения. Не забывайте всегда восхищаться и подбадривать. Но не забывайте и о критике. Иногда ее необ- ходимо сочетать с похвалами. Запомните, что ваш ребенок — это не ваша копия. Он не будет учиться так же, как вы когда-то. Примите это как должное. Не ругайте и не называйте обидными словами за не- способность что-то выполнить. Оказывайте больше внимания ребенку. Радуйтесь с ним даже самым маленьким успехам, не отчитывайте за неудачи. Будьте во всем другом. И тогда даже сокровенное малыш будет доверять именно вам, а не друзьям во дворе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz