Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ № 244/25872/ 20 ДЕКАБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 «Еще один из стаи смелых...» История об отважном летчике ВИКТОР ЕЛИСЕЕВ, краевед, член Союза журналистов РФ, лауреат областной премии имени И.А. Бунина. 30 (по старому стилю17-го августа) 1911 года «Петер- бургская газета» в заметке «Еще жертва русской авиа- ции» поведала о трагедии, случившейся за два дня до этого в уездном городе Орлов- ской губернии Ельце. «В городе Ельце погиб шт. (абс) капитан Золотухин. Вечером в понедельник по- ручик ( в одних документах он именуется поручиком, в других—штабс-капитаном. — Прим. авт. ) Золотухинпри первом полете на «Блерио» упал, причем его придавило аэропланом. Ночью летчик скончался». Это была третья жертва зарождавшейся у нас авиа- ции. 22 сентября 1910 года погиб один из первых русских авиаторовМациевич, 10 июля 1911-го при перелете из Пе- тербурга в Москву разбился Константин Шиманский. В Европе к тому времени погиб уже 71 летчик. А в России воздухоплавание лишь начи- налось. И за это приходилось платить. Уездная газета «Елецкая жизнь» незадолго до приезда Золотухина сообщала: «14 и 15 августа ( по старому сти- лю. — Прим. авт. ) в нашем городе состоятся два воздуш- ных полета поручика Золоту- хина на двухместном моно- плане «Блерио» с 70-сильным «Гномом». Полеты будут про- исходить на беговом ипподро- ме с шести часов вечера». Для ельчан это, конечно, было событие. Кто же предполагал его печальный финал. Уроженец липецкого края Мстислав Золотухин ро- дился в 1881 году в селе Мо- сковка Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкой области). По неко- торымсведениям, происходил он из крестьянской семьи. Сохранился редкийдокумент, вернее обложка книги, по- видимому, Библии. На ней надпись: «Дана сия книга уче- никуОтскоченского сельского училища Мстиславу Макси- мовичу Золотухину в награду за успехи к науками отличное поведение. 1 сентября 1892 года». (Автор благодарен за эту информацию усманскому краеведу — журналисту Ни- колаю Нижегородову.) Село Отскочное ныне рас- полагается в Добринском районе, а тогда входило в со- став Дмитриево-Дуровской волости Усманского уезда. Каким образом одиннадца- тилетний подросток попал в Отскочное, остается загадкой. Аперед этимМстислав учился в Усманском начальном учи- лище, но его исключили «за вольнодумство». Судьбамоло- дого человека забросила в да- лекий Иркутск, где он посту- пилвюнкерское училище. В Иркутске и сегодня его счита- ют с воим земляком. Об этом в исследо- вании«Иркутсккрылатый: люди и самолеты вой- ны» пишет крае- вед Михаил Денискин. По- сле училища, которое он окон- чил с отличием, Мстислав Максимович служил в армии. В Царицыне, куда он был направлен, с ним приключи- лась странная история. Зо- лотухина привлекли к «суду чести» за отказ жениться на дочери местного дворянина и богача Шершнева. Что там случилось, непонятно. Во всяком случае, наш герой из города на Волге перебрался в Сибирь. Здесь он занял- ся изучением иностранных языков. И овладел не только английским и французским, но и японским. Когда началась Первая русская революция, Золоту- хин познакомился с «полити- ческими». И его уволили в от- ставку в чине поручика. В по- исках«лучшейдоли» онвновь отправляется вЦарицын и за- водит дружбу с крупнейшим рыботорговцем Ворониным, работает на рыбоконсервном заводе инженером. Позвало небо Однажды Золотухин уви- дел парящий аэроплан, и его страстно потянуло в небо. «Благодетель» Воронин стал своего рода спонсором в этой затее. Золотухин отправился воФранцию, где летному делу обучались многие русские. Но неудачи преследовали отстав- ного офицера. Во время учебы аэроплан нашего земляка тер- пит крушение, летчик чудом спасается. В России Золотухин по- ступает в Севастопольскую авиашколу.Иопять—осечка, опять авария при полете на «Блерио». Но он не отступил. В Гатчине закончил школу «Гамаюн». Диплом пило- та получил 22 августа 1911 года. Это был одиннадцатый авиатор в России с дипломом летчика. По контракту с Во- рониным Золотухин прово- дил показательные полеты в Царицыне, Одессе, Севасто- поле. А затем прибыл в Елец вместе с женой и механиком Лебедевым. 28 августа 1911 года дул сильный ветер. Адо того на го- род обрушился шквал дождя. Так что двухместный «Бле- рио» с огромными крыльями напоминал чем-то мокрую курицу. Лететь в тот день было рискованным делом. Но контракт есть контракт. Все билеты были раскуплены, на ипподроме в первых рядах сидели елецкие толстосумы, «отцы» города. И Мстислав Максимович решился. Среди горожан даже на- шлись смельчаки, пожелав- шиелететь сЗолотухиным.Но он категорически отказался взять в полет пассажира. А для балансировки двухмест- ного аэроплана приказал Ле- бедеву подвязать гирю. И вот затарахтел мотор тягой в 210 килограммов. Аппарат заскользил по сырой траве, затем медленно под- нялся в воздух. Встречный ветер рвал брезент крыльев. Аэроплан летел по прямой, а внизу буйствовала толпа — рукоплескала отважному авиатору. Неожиданно мотор заглох. Ипподром ахнул. Золоту- хин попытался положить аппарат на правое крыло и приземлиться. Но мотор мол- чал. Аппарат начал падать. В истерике забилась жена лет- чика. Самолет рухнул, при- давив авиатора. Толпа, сломав ограждение ипподрома, окру- жила упавший аэроплан. «Из стаи смелых» Смерть Мстислава Мак- симовича потрясла ельчан. «Елецкаяжизнь» напечатала стихотворение «На смерть авиатора Золотухина»: …Еще один из стаи Смелых Погиб… Собрались Торгаши. Волна суждений Скороспелых, Учтены цель и барыши…» В гибели Золотухина прес- са обвиняла Воронина. Отме- чалось, что он сам не остался внакладе, застраховав аэро- план на десять тысяч рублей. Похоронили отважного авиатора в Ельце на Казан- ском кладбище.Журнал «Ис- кра» в № 34 (воскресение, 4 сентября по старому стилю) 1911 года поместил фотогра- фии нашего земляка. Были там и снимки его похорон. Хорошо знавший Мстис- лава Максимовича авиатор БорисРоссинскийвспоминал: «Золотухин говорил мне, что хочет показать полеты своим землякам-ельчанам. Вскоре стало известно, что на его по- леты собрался весь город, но зрителям пришлось видеть только взлет самолета и ги- бель авиатора. Я совершал по- леты в Ельце 25 и 27 мая 1912 года. Конечно, народ, пере- живший трагическую гибель своего земляка, был настроен мрачно, некоторые заранее предсказывали мне смерть, что, разумеется, заставляло меня нервничать. Но я летал удачно… Прошло семь лет, и мне снова довелось летать над Ельцом—в поисках конницы Мамонтова. Вылетая из Бого- родицка, я очень волновался, приближаясь к Ельцу. Мне вспомнились былые времена зарождения авиации, когда даже минутные полеты вол- новали, удивляли народ. Мне вспомнился герой Золоту- хин, отдавший свою молодую жизнь припокорении воздуш- ной стихии, и много таких же героев. Это они прокладывали первую дорогу героям космо- са. Слава им, смельчакам!».  Из серии «Былое» Самолет «Блерио». Мстислав Золотухин с первыми энтузиастами летного дела. Мне вспомнился герой Золотухин, отдавший свою молодую жизнь при покорении воздушной стихии, и много таких же героев. Это они прокладывали первую дорогу героям космоса. Слава им, смельчакам! ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz