Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
3 № 226/25854/23 НОЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю По ложному следу Исаак Розенфельд ОднаждыМихаилЖванецкий придумал смешной, но невеселый монолог про завод.Жизнь на том заводе бурлит, все полны энтузи- азма, улучшают, повышают, выполняют, перевыполняют... Авключаешь его продукцию— не работает. О чень, по-моему, похоже на то, что происходит сейчас в нашем образовании. Бум инноваций. Дискутируем, реформируем, оптимизируем, экспериментируем. Педагогическое сообщество пре- бывает в перманентно воспаленном состоянии.Мамы, папы, бабушки, дедушки робко пытаются понять, что делают с их детьми и внуками сегодня и что могут сделать завтра. Недавно, кпримеру, прозвучала очереднаянеорди- нарная мысль: а не отменить ли, господа, школьные отметки? А вдруг отменим — и все сразу пойдет на лад? Двоечники не станут обижаться, троечники — огорчаться, отличники — зазнаваться. В отдельных цивилизованных странах с этим архаизмом — оцен- ками в дневниках и тетрадях — уже распростились. Естественно, тут же началось обсуждение. Еще бы: в костер реформаторов, где лет двадцать норовят спалить дотла традиции и опыт русской, российской и советской школ, подкинули свежую порцию дро- вишек. Собственно, и до того полыхало исправно. И споры не прекращались. Менялись лишь поводы. То сталкивались лбами на предмет сексуального просве- щения с первого класса. То из-за тестов ЕГЭ. Теперь вот из-за оценок. Уже закрадываетсяподозрение: а такливаженини- циаторамповод, чтобыломатькопья?Может,нуженим лишьшумовой эффект?Пусть граждане изо дня в день убеждаются: новаторы недаром свой хлеб едят. Они в поиске, они ведут беспрестанныймозговойштурм. По- терпите чуток, авось что-нибудь да получится. Т ерпим. Ждем. Но пока получается по Жва- нецкому: включаешь — не работает. Дети все меньше читают, все хуже считают, до седьмого класса нетвердо помнят таблицу умножения и путают Куликовскую битву со Сталинградской, а Медного всадника с всадником без головы. А урок для них — сорокапятиминутная пытка скукой. Про учение с увлечением (был когда-то такой симпатичный девиз) никто и не заикается. Какое тут увлечение, ежели впереди маячит жуткое пугало по имени ЕГЭ! И ведь чего толь- ко не перепробовали, каких только про- рывных инициатив не рождалось. А давайте по каждому предмету наштампуем десятки учебников. Ничего, что один другого хуже. Пустьучительпарится, выбирая в этой куче что-нибудь относитель- но приемлемое. Или: давайте проявиммило- сердиекбеднымдеткам и уберем из школьной программы астроно- мию. Зато велим им штудировать «Архипе- лаг ГУЛАГ» и галлю- циногенные антиуто- пииВиктораПелевина. Наталкиваясь на сопротивление, авторы и про- пагандисты дерзких прожектов иной раз делали шаг назад. Допустим, вернули сочинение по литературе и астрономию. И, скрепя сердце, вняли доводам умных учителей: чего ради потребовались уроки патриотиз- ма, разшкольникипроходят русскуюклассику?Разве «Бородино», «Война и мир» или «Судьба человека» не прививают патриотические чувства? Но, отступивна одномфланге, инноваторынемедля рвутся в атаку на другом. Как любил изъяснятьсяМи- хаилСергеевичГорбачев:намподбрасывают.Ивправду подбрасывают.Иэтосильносмахиваетнаотвлекающие маневры. Нас пускают по ложному следу, чтобы мы реже докучали неприятными вопросами о главном. Родители, скажем, уже отчаялись добиться чест- ного ответа: почему теперь без репетиторов у их чад почти нетшансов поступить в вуз? Сперва репетиторы готовили к вступительным экзаменам в университет. Теперь ониже натаскивают нашкольныйЕГЭ. А сама школа справиться с этим не в силах? Канули в Лету времена, когда большинство детей и взрослых о репе- титорстве слыхом не слыхивало. Обладатель прилич- ного аттестата зрелостимог уверенно претендовать на студенческий билет и местного пединститута, иМГУ. И меются сложности и с педагогами. Кое-кто из них тоже упорствует, смеет рассуждать о своей особой миссии. А им ведь сто крат объясняли: вы оказываете образовательные услуги. И нечего за- носиться. Да все равно заносятся. Несколько лет назад учитель с полувековым стажем выпустил книжку с длинным крамольным названием «Зачем я иду се- годня на урок литературы». В ней он иронизировал над подсчетомпроцентных показателей обучаемости, успешности своих подопечных. Мол, эта бухгалтерия никчемная, бюрократическая. Личность не вмещает- ся в прокрустово ложе компетенций и потребитель- ских интересов. Отодвинув подальше казенные бумаги, он и для себя, и для читателей сформулировал, что стремится «передать ученикамхотя бычасть великого богатства русской литературы... научить слышать слово писа- теля и соразмышлять с ним... научить думать о мире в себе и о себе в мире». Это не зачтется никакими комиссиями и прове- ряющими. Это не предусмотрено заданиями по ЕГЭ. Это не заботит репетиторов, нацеленных обеспечить нужное количество баллов. И не от этого ли уводят нас в сторону пустопорожними дебатами о Пелевине и упразднении системы оценок? К стати, насчет оценок социологи решили спро- сить самих учащихся. И восемьдесят два про- цента(!) представителей поколения «зет» уди- вились: да о чем эти взрослые затеяли спор? Очевидно же: без оценок учиться нельзя. Эти игры их явно не занимают. Вшколе и в жизни им хочется чего-то иного. И весьма вероятно, что их интерес, скорее, совпадает с интересами не реформа- торов, а старого учителя. Того, что до седых волос не устал размышлять, зачем он изо дня в день переступа- ет порог класса и говорит с детьми о стихах Пушкина и Маяковского, прозе Толстого и Платонова. В костер реформаторов, где лет двадцать норовят спалить дотла традиции и опыт русской, российской и советской школ, подкинули свежую порцию дровишек. Собственно, и до того полыхало исправно. И споры не прекращались. Менялись лишь поводы ” Когда и кот становится актером День за днем школьные репортеры пишут фотолетопись Красного Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru На пару уроков школьный двор превратился в яркую ярмарочную площадь. Одни предлагали выпечку и домашние заготовки на зиму, другие, пользуясь случаем, перекусывали и грелись на солнышке, третьи развлекали гостей танцами и песнями. За всем происходящим пристально следили, не упуская возможности сделать удачный кадр, школьные репортеры и учитель физики, информатики и астрономии, руководитель фотокружка средней школы села Красное Денис Клоков. —Фотокружок работает каж- дый день, потому что у нас не- пременно что-то происходит. Конечно, бывают и студийные занятия, но чаще ребята делают фоторепортажи с места событий. На этой ярмарке, например, работают одновременно десять человек, — рассказал Денис Алексеевич, возглавляющий не только фотокружок, но и сту- дию «Art-reflection», в которой ребята учатся режиссировать и снимать видеоролики.—Вшколе есть необходимая аппаратура. Но часто, когда родители видят, как ребенок увлечен съемкой и заинтересован в развитии репор- терских навыков, они для него покупают фотоаппарат. Обменятьсявпечатлениямиот съемки на пленэре ребята собра- лись в одномиз учебных классов. По мнению одиннадцатикласс- ницы Алины Кенийз, увлечение фотосъемкой помогает выразить свой внутренний мир. Особенно девушке удаются портреты. Восьмиклассниц Ульяну Ов- сянникову и Екатерину Бороз- дину занятия в фотокружке привлекают возможностью уви- деть что-то новое. Ульяна любит фотографировать природу. Катя, нацеленная на факультет жур- налистики, предпочитает оста- ваться в гуще событий и снимать людей. А готовясь к конкурсу «Вести за собой», девушка сняла ролик, в котором объяснила свое понимание лидерства. Девятиклассник Александр Панков увлекается фотографи- ей всего пару лет. Однажды на школьный конкурс он предло- жил фотографии, где запечатлел родные места. Денис Алексеевич оценил снимки, заметив у парня настоящий талант, и не ошибся: на всероссийском фестивале для детей «Уникум» Саша занял первое место, представив фото- графию под названием «Канику- лы в деревне». Самые яркие впечатления парень получил не от церемо- нии награждения, а от Санкт- Петербурга, где она проходила. Денис Алексеевич победу своего ученика считает большим дости- жением, потому что его соперни- ки были из больших городов и с совсем другими возможностями. — Мы серьезно потрудились над композицией и идеей сним- ка. Лучший выбрали примерно из ста кадров. Нашли героев, ходили на пруд. И кот нам поды- грал, — раскрыл секрет успеха педагог. По словам Саши, с Денисом Алексеевичем интересно рабо- тать и на уроках физики, и после школьных занятий. —Я стремлюсь, чтобы ребята не просто заучивали правила, а понимали их и пересказывали своими словами. Так у нас про- ходят уроки, и в студии занима- емся тем же. Получается даже совмещать физику с фотографи- ей, — объясняет Денис Клоков. —Есть и другая закономерность: когда занимаешься делом с удо- вольствием, ребята тоже охотно в него втягиваются. Внеурочные занятия для меня не нагрузка. Хочется передать свои умения другим. Это желание, возможно, рождает ответное стремление у детей — научиться. Так воз- никает содружество единомыш- ленников. И ЕЩЕ… В этом году краснинская школа стала победителем конкурса Министерства про - свещения РФ «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской местности». За победу полагается грант в полтора миллиона рублей. По словам директора школы Сергея Зотова, на эти сред - ства планируется создание медиацентра с мини-ти - пографией и телестудией. Одну оснастят аппаратурой для цветной печати разных масштабов. Для другой при - обретут профессиональную телекамеру. Реальность, закаленная фантастикой «Петровский мост», № 3 / 2018 Александр Бойников Нынешний осенний номер журнала оказался урожайным на фантастические произведе- ния. И после знакомства с ними невольно начинаешь задумываться о том, что фантастическое часто вырас- тает из самой приземленной реальности, а последняя, в свою очередь, иногда открыва- ет выход из совсем безнадеж- ного тупика… Боль памяти и свобода выбора Проза на сей раз представ- лена лишь рассказами, но не- одинаковость тематики, эмо- циональная полифоничность, сюжетная оригинальность прак- тически всех вещей данного жанра будут удерживать вни- мание читателей до последних страниц издания. Неизбывная боль, сопрово- ждаемая в одном случае чув- ством всегдашней вины, а в другом — воспоминаниями о потерянной любви, — лейтмо- тив двух рассказов Дмитрия Коробова (второй, кстати, почти повесть). Действие в них разво- рачивается в разное время и в разной обстановке. Писатель до- стоверно передал переживания героев — простой крестьянки- труженицы и преуспевающего, но одинокого владельца шикар- ного дома. Углубленный психологизм и энергичность действия отли- чают рассказы Тамары Алек- сеевой. Их персонажи попали в так называемые пороговые ситуации — находятся на во- лоске от смерти, в шаге от мрачного и убийственного: здесь и жертва в безраздельной власти насильника со стажем («Девственница»), и фатальный медицинский диагноз, сразу же напрочь перечеркивающий всю прежнюю жизнь («Отказать онкологу», «Сашка и красная рыба»). Но все не так безысход- но, и фраза «Надо верить в рас- свет», произнесенная одной из героинь, не только приобретает символическое звучание, но и завершается спасением. А вот Татьяна Скрундзь в явно анти- утопическом повествовании «Ну здравствуй, Бог» изобра- зила экстраординарную встречу Бога и человека, но его герой просто растерялся, оставшись в привычных тисках надоевшего существования. Рассказ Андрея Коннова явно документальный, тяготеющий к мемуаристике. Автор вспомина- ет, как ребенком, школьником и студентом он просил ветера- нов Великой Отечественной вспомнить о той войне. И не мог понять, почему они говорят о ней скупо или вовсе отмалчива- ются, пока не ответил сам себе на вопрос: легко ли ворошить тяжелейшее былое, и особенно то, «как воевали, как жили среди окопной грязи, крови, постоянного ожидания смерти, без малейшего понятия, когда закончится весь этот кошмар. Как менялось их сознание от того, что убивали они, убивали их товарищей…». Трагический эпизод чеченской кампании лег в основу динамичного рассказа «Охота на призрака» Алексан- дра Пономарёва, не понаслышке знающего специфику боевых действий на Кавказе в лихих девяностых. За криминально-бытовой фа- булой рассказа «Фидес» Фёдора Ошевнева кроется страшная проблема: как простому пожи- лому человеку с букетом болез- ней защитить не только личное достоинство, но и жизнь — соб- ственную и близких людей? Фи- нал истории поразителен, и если кто-то скажет, что подобное в жизни исключено, то можно вспомнить слова Достоевского: «Человек есть тайна». Одну из ее граней — что происходит с тем, кто делает эпохальное на- учное открытие и в результате погружается в интимные и урод- ливые тайны сначала соседей, а потом жителей района и го- рода, — разгадывает Валентин Баюканский в фантастической новелле «Тайна Еремея Твер- доумова». «Поэзия — это сердце в огне» Эмоциональную тональность и основную тему всего поэти- ческого блока журнала задает подборка стихотворений Алек- сандрыТамбовской под названи- ем «Хочется воздуха Родины». Создавая колоритные образы, она с редким добросердечием и нежной грустью пишет: «Когда дожди, туман и грусть // И мир —как раненая птица, // Родная, полевая Русь // Тебе нечаянно приснится». Лирика Андрея Новикова всегда отличалась образной ши- ротой, что проявилась и в его новых произведениях. Боль- шинство из них навеяно памя- тью летнего провинциального детства, выпавшего на далекие 60-е годы, и приметы так назы- ваемого застоя выглядят почти идиллически: «Мне девять лет, и жизнь красива, // День в мага- зине заводной, //Индийский чай, где слоник синий, // Кальмары в банке жестяной». Стихотворения Николая Фи- лина наполнены космическими мотивами и подчеркнуто филосо- фичны, поэтика выразительная и запоминающаяся, хотя иногда несколько претенциозная: Жизнь — сон о мнимой беспредметности, Отьме и свете в лабиринтах тем. Жизнь — сон о безъязыкой Вечности В размеренном течении проблем. Своеобразно преломляется есенинская аллюзия: «Я — по- следний поэт эпохи, // Что схо- дила с ума не раз…» В этомвыпускежурнала впер- вые успешно выступила Ксения Аксенова, поэт и переводчик. Яркость и самостоятельность ее поэтического почерка про- сматривается во всем: в тропах и метрике стиха, полноте миро- ощущения, раскованности обще- ния с читателем. Олег Севрюков представил свежий цикл стихотворений «Из «Дневника времен года», совме- щающий картинки природы и медитативные раздумья. В каж- дой его части, число которых со- ответствует количеству месяцев в году, заложен этико-религиоз- ный посыл, подчиненный одной, высказанной вначале путеводной идее: «Проживай же каждый день // Как последний, Богом данный…». Журнал почтил память за- мечательного русского поэта, липчанина Леонида Ширнина, ушедшего из жизни в июле это- го года. Классическая ясность стиха, красочность и экспрес- сия слова, подлинность патри- отического чувства не дадут его лирике исчезнуть в волнах времени. Полностью рецензия на журнал «Петровский мост» № 3 опубликова- на на сайте http://www.lpgzt.ru. Наше право голоса К 25-летию избирательной системы региона приурочена специальная выставка Кирилл Васильев В декабре избирательной системе области исполняется 25 лет. Этому событию будет посвящена выставка, которая в ближайшее время откроется в Липецком областном краевед- ческом музее. Свои экспонаты представят региональная избирательная комиссия, Липецкая областная универсальная научная библио- тека, а также Государственный архив области. Становление современной избирательной системы на- чалось в 1993 году. В нашей области оно проходило на фоне переломных событий для всей страны: референдум по приня- тию Конституции РФ, выборы в Государственную Думу первого созыва, первые и единственные выборы в Совет Федерации Федерального Собрания. Для подготовки и проведения этих кампаний в нашем регионе в декабре 1993 года были сформи- рованы окружные избиратель- ные комиссии по Липецкому и Елецкому округам. А затем утвержден состав избиратель- ной комиссии по выборам в представительные органы го- сударственной власти области. Состоявшийся 12 декабря 1993 года всенародный рефе- рендум по проекту Конституции России заложил основы граж- данского мира и согласия. Тогда в голосовании приняли участие 54,8 процента российских изби- рателей от их общего числа.Жар- кими были баталии и за места в Государственную Думу. В Ли- пецкой области по федеральному избирательному округу в борьбу вступили 13 избирательных объединений и блоков. Из них восемь были допущенык распре- делению депутатских мандатов, преодолев пятипроцентный ба- рьер. А по Липецкому одноман- датному избирательному округу №103 депутатомнижней палаты Федерального Собрания был избран Виктор Репкин, по Елец кому № 102 — Тамара Чепасова. Экспозиция в краеведческом музее охватит больший проме- жуток времени, нежели 25 лет, и расскажет об истории выборов на территории нашего региона с начала ХХ века. КСТАТИ Тогда на карте страны Липецкой области не было. Были Ли - пецкий, Лебедянский, Елецкий, Задонский и другие уезды, входившие в составы Воронежской, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний. Для юбилейной выставки Го - сударственный архив Липецкой области передал в краеведче - ский музей списки выборщиков, акты, объявления о выборах, баллотировочные листы более чем вековой давности. Фото Павла Острякова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz