Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
№ 225/25853/ 22 НОЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 ПСИХОЛОГИЯ 21 Детские игры Как найти общее пространство со своим ребенком ЕЛЕНА БРЕДИС В советское время игрушек в магазинах, конечно, было не очень много. Точнее — разнообразия особого не было. Пла- стиковые пупсы-голыши, страшноватенькое мягкое зверье, металлические грузовички печальной окраски. Но почему-то нам это не мешало получать колоссальное удовольствие от игр. Из этого минимума мы умудрялись сочинять массу историй, всякий раз — новую. А сейчас уже не редкость, когда малыш сидит в комнате, заваленной игрушками, находясь в полной растерянности. Ему скучно, он понятия не имеет, что делать со всем этимбогатством. Как ни странно, это довольно насторажи- вающаяпримета времени. Именно об этомбеседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. Мама, поиграй со мной — Тема очень важная и актуальная, поскольку мы говорим о детях, а они и есть будущее. И если уже в детстве они не получают удовольствия от игры, то это будущее видит- ся довольно безрадостным. Вначале игра для ребенка — это способ познаниямира. Ага, погремушка гремит, мячик катится, машинка едет, у нее колесики круглые. А кубик не катится, потому что он не круглый. Дальше появляются уже ролевые игры, где кто-то будет мамой, а кто-то — доч- кой, кто-то — врачом, кто-то — больным. Это уже игры про отношения. И с тойже куклой разыгрываются разные ситуа- ции. Вот в школе она прилеж- ная ученица, а дома не хочет делать уроки. Соответственно и ребенок, изображающий маму, ведет себя по-разному по отношению к кукле: где-то хвалит, где-то ругает. Идет «репетиция» будущих взаимо- отношений. — Но для таких игр у ре- бенка должно быть развито воображение… — Я бы уточнила: ребенку надо помогать развивать во- ображение. А для этого мама должна находиться в поле игры. Ведь именно мама мо- жет смоделировать ситуацию в детском саду, куда ребен- ку только предстоит пойти. Именно мама поможет «про- играть» самые разные момен- ты, которыемогут возникнуть. Поверьте, это во многом облег- чит ребенку первую встречу с коллективом, первый опыт со- циализации. Ведь он с мамой и игрушками уже много раз все это «прожил». — Я поняла: от того, на- сколько верно мама будет моделировать ситуации и отношения, во многом за- висит будущее благополучие ребенка. — Конечно! Представьте себе бредовуюситуацию, когда мама в процессе такой игры говорит: «Вот, мишка просит у тебя мячик, но ты ему не отдавай!» И каково будет это- му ребенку в садике, если он усвоит такую модель поведе- ния? Вот почему присутствие мамы в игре так важно. Потом уже дети начинают играть друг с другом, берут на себя какие-то роли, выстраивают отношения. Дальше. Игра — это всегда творчество, то есть развитие творческогопотенци- ала. Когда ребенок вырастает, детские творческие фантазии начинают выражаться в ри- сунках, сочинении сказок, в чем-то еще. Ав том, как важен творческий потенциал для человека, я думаю, никто не сомневается.Но еслиребенок с детства был лишен таких игр, то он не способен что-либо соз- давать, созидать. Иему просто скучно в этой жизни. Когда дите — обуза — Сейчас появилось мно- жество развивающих центров для детей, куда мамочки с удо- вольствием малышей водят. Я не скажу, что это плохо. Но это и не хорошо. Потому что большуючасть из того, чем за- нимаются в этих центрах спе- циалисты, мама легко может делать дома сама. Находясь в одном пространстве со своим ребенком. — Но я знаю массу при- меров, когда мамы таскают детей из развивающих цен- тров в кружки, из кружков — в секции. И пока с ребенком кто-то занимается, они сами успевают сходить в парик- махерскую, сделать маникюр и даже посетить тренажерный зал. — Да, это распространен- ное явление. Вроде бы свою совесть успокоила — ребенок развивается, но и для себя лю- бимой время оставила. Сейчас на самом деле какой-то бум: как можно больше задейство- вать ребенка во всяких«разви- вашках». Кто не задействован — уже аутсайдер. Ладно, в центре ребенка просят разло- жить бусинки по цветам. Ну а вы, гуляя с ним по парку, не можете собрать листочки разного цвета и разложить их? Вот вам и сортировка по цветам. Вы можете показать ему разные машины и ска- зать, какая большая, а какая маленькая? Не надо ничего специально придумывать, не надо искать специалистов, надо просто быть рядом со своим малышом, для него это гораздо важнее. Но если маме в этомпространстве игры ста- новится скучно, тревожно, если ей хочется поскорее уйти в свое пространство, то ребенок ни- какого драй- ва от игры не получит. Он попро- сит маму, но это останется незамеченным. Он сделает что- нибудь приятное длямамы, но она и на это не обратит внима- ния. Тогда ребенок начнет ис- терить, проявлять агрессию, и вот это мгновенно будет мамой замечено. Вот вам и паттерн, которыйпостепенно закрепля- ется. Теперь ребенок отлично знает, как привлечь мамино внимание. Не важно, отрица- тельное это внимание или по- ложительное, главное — «она со мной!» И зачем потом удив- ляться, что он растет таким истеричным и агрессивным? Он просто не знает другого способа стать заметным. И это будет уже касаться не только мамы, но и детей в садике или школе. Для маленького ребенка мама и папа — это опора, это структура, какие- то границы. Без них малышу очень трудно разобраться в непонятном пока мире. Получить удовольствие —А если мама отсутствует в «пространстве игры» ребен- ка, чемему этоможет грозить? —Мыуже с вами говорили, что ребенок не будет получать удовольствие. Но ведь как-то же его надо получить. А что нам дает удовольствие? Еда. Вот вами слишкомдлительное грудное вскармливание, когда ребенка невозможно оторвать от груди. Вот вампоследующее переедание. Или, скажем, телесный контакт, которого так не хватает с мамой. Такие дети вечно жмутся к кому-то, ластятся. Апотом это выража- ется в ранней сексуализации. Если же ребенок ищет у мамы телесного контакта, а та отве- чает ему агрессией, то можете себе представить, как он будет выстраивать отношения с партнером во взрослойжизни. — Я недавно прочитала, что длянормального развития ребенка, для того, чтобыонпо- лучал удовольствие от игры, ему достаточно пяти- шести игрушек… — Да, я согласна. Но это при условии, что изначально кто- то поможет ему раз- вить фантазию. Тогда с этими пятью игрушками можно такое понапридумывать! — Я помню, как в детстве мы из двух стульев с просты- ней и пиратский корабль де- лали, и шатер Шамаханской царицы, и пещеру с сокрови- щами. Вместо сокровищбыли пуговицы. — Да, фантазия ребен- ка безгранична! И тогда бу- дет огромный драйв даже от двух стульев с простыней. Но! Первоначально вам же кто-то рассказывал о пиратах, кто-то прочитал сказку «Золотой пе- тушок». Ибыли это наверняка родители. То есть они уже по- бывали с вами в этом«игровом пространстве», они уже что-то обсуждали с вами, о чем-то вам рассказывали.Адальше—два стула, и вперед! Для пиратов будут уже сочиняться новые приключения, Шамаханская царица, бытьможет, окажется очень доброй, а все найденные сокровища будут отданы док- тору Айболиту для лечения больных зверей. И это уже будет творчеством, это будет огромным удовольствием! Готовый «мир» — Я заметила, что в мое время мы могли очень долго играть в одну и ту же игру. А сейчас даже самая «наворо- ченная» игрушка вызывает у ребенка интерес на пару часов… —И это объясни- мо. Ну, во-первых, потому что у него игрушеки так слиш- ком много. А во- вторых, вы в своих фантазиях «прожи- вали» пусть иприду- манную, но жизнь, которая все время менялась. А сколько раз можно запустить светящуюся машин- ку, бегающую по кругу по рельсам? Сколько раз можно включить говоря- щего хомяка? Ну, пять, ну, десять. Но ведь скучно. Потому что ты вроде как со- зерцатель, ты сам в этом не участвуешь. И сейчас все боль- ше и больше делают игрушек, которые должны «сами по себе» развлекать ре- бенка. Предполага- ется, что он будет сидеть и часами смотреть на эту машинку. Как говорится, кушать подано и жевать не надо. Опять же, и мама в это времяможет заниматься свои- миделамиили болтать по теле- фону. А с ребенком хомяк по- говорит. Но вспомните, даже годовалые младенцы самым ярким погремушкам предпо- читают простую кастрюлю с крышкой. Потому что крыш- кой по кастрюле можно бить, крышкой ее можно накры- вать. И это уже — действие, это уже — фантазия. — А компьютерные игры предлагают уже вообще гото- вый «мир»… — Да, в компьютерных играх ребенку уже не нуж- ны фантазия и воображение. Потому что вот этот рыцарь выглядит так, а его лошадь — так. Дракон — такой, тролль — такой, фея — такая. Ты не создаешь сам этот сказочный мир, ты только лучше или хуже распоряжаешься его персонажами. Но, к сожале- нию, подобные игры слишком яркие ипривлекательные, они буквально затягивают ребенка «внутрь» себя. И если с ко- рабля из двух стульев можно моментально спрыгнуть и вернуться в реальный мир, где уже нет пиратов, зато есть мама, вкусный ужин и сказка на ночь, то из компьютерной игры «выскочить» очень не- легко. Увы, но потребность в контакте с мамой тоже может угасать. Игра — это всегда творчество, развитие творческого потенциала ребенка ” ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz