Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
3 № 221/25849/16 НОЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Кому нужна школа без… учителя Елена Бредис, lbredis@mail.ru Сразу уточню: я, как говорит- ся, чистый гуманитарий, а потому судить о том, каково это — сдать экзамен по мате- матике, не могу. Мне об этом и подумать страшно. По идее, для профессионалов это — что орешки щелкать. Но не факт, не факт, как выяснилось. П оловина учителейматематики и информатики не справилась с работой по своему предмету. Такие данные по результатам аттестации пре- подавателей-предметников приводит Рособрнадзор. Кроме того, четверть педагогов получили неуды по истории, экономике, русскому языку и литературе, «России в мире». Согласитесь, звоночек тревожный, поскольку сразу вопрос возникает: ктоже ичему учит наших детей? Но давайте разбираться по порядку. Скажите, профессия учителя и вообще работа в школе сегодня престижна в нашем обществе? Многие ли выбирают этот путь по призванию? Честно признаем: чаще все- го в педвузы идут те, кто набрал не слишком много баллов по ЕГЭ. Ну типа, надо же корочку о высшем образовании получить. С нею легче будет потом на работу устроиться. Куда? Ну не в школу же. В качестве доказательства: эксперты Общерос- сийского народного фонда провели исследование относительно кадров в отечественных школах. Ре- зультаты оказались плачевными. Оказывается, у нас явныйнедобор преподавателейматематики, русского и иностранных языков. Также не хватает педагогов, обучающих школьников в начальных классах. А значит, учителя истории ведут уроки географии, а педагоги из начальных классов — математику у учеников шестых-седьмых. Ну и каких результатов мы хотим от тех и других? Нет, я допускаю, что в каких-нибудь престижных частных школах типа «Золотого сечения» преподают кандидаты физико- математических наук, для которых проверочный тест — ерунда. Вот только оплата за обучение своих чад в этих школах даже нашему, так называемому среднему классу, не по карману. Н о продолжаем разбираться. Сегодняшний российский учитель треть своего времени тратит на чисто бумажную работу, заполняя всевозможные отчеты и документы. Скажите, где еще взять силы и время на повышение собственной квалификации, на поиск и изучение каких-то новых методических разработок, на чтение специализиро- ванных журналов? А тут еще надо учесть, что про- фессия учителя у нас — сугубо женская. Например, в средних классах, с пятого по девятый, женщины у нас составляют 99 процентов учительского состава. А это означает, что у нее еще есть семья, которая тоже требует времени и сил. Сегодня все чаще можно услышать от учителей- предметников, что сдать ОГЭ или ЕГЭ без индивиду- альной подготовки практически нереально. Требова- ния усложнились?Неправда. Раньше фундаменталь- ное образование, которое давалашкола, былонамного серьезнее и мощнее. Может, все дело в бесконечных реформах российского образования, за которыми не могут поспеть ни дети, ни сами учителя? Тем более, если учесть, что средний возраст российского учителя — пятьдесят два года. К стати, о рефор- мах.Такойрезуль- тат тестирования учителей льет воду на мельницу очередного этапа реформирования. А заключаться он будет в практической «оциф- ровке»всегопроцесса об- разования. Называется проект «РЭШ», то есть Российская электрон- ная школа. На первый взгляд все прекрасно: электронные учебники лучших авторов, как российских, так и за- падных, лекции выдаю- щихся ученых и специ- алистов, опять же, как выпонимаете, отнюдь не только российских. Министр Ольга Васи- льева говорит о том, что это прекрасный вариант для детей с ограничен- ными возможностями здоровья. И она права. Президент Владимир Путин считает, что это замечательная возможность и для ученика, и для учителя получать дополнительную эксклюзивную информацию. Тоже правда. Потому что мудрый учитель, он же воспитатель, всегда увидит скрытую угрозу для неокрепшего сознания и отделит зерна от плевел. Но! Это только в том случае, если ему, учите- лю, останется место в школе. Не будем забывать, что в скандально известном форсайт-проекте «Образование-2030» речь идет о полном переходе на дистанционное образование он- лайн. Какая будет выбрана программа, мы с вами пока знать не можем, поскольку на лицо все попытки встроить наше образование в глобальную цифровую систему. А ужтам какойКрысолов и на какой дудоч- ке играть будет, кому это известно? Да, на Западе эта система распространена, но… в частных школах для элиты уроки до сих пор ведут учителя, и даже система физических наказаний сохраняется. Один наш ученый дистанционное об- учение назвал «макдональдизацией образования». Дешево, легко, приятно. А уж какие будут послед- ствия, сами думайте. Провал наших учителей на те- стированиилишний раз к этой системе подталкивает. И еще.Реальнаязарплатаучителей, работающих на полторы ставки, это пятнадцать-шестнад- цать тысяч рублей. Где-то в Якутии, может, и больше. Почему учителя работают на полторы став- ки? Потому что, как говорится, на одну есть нечего, а на две — некогда. Поэтому проблема оплаты труда педагогов и превратилась в наиболее серьезную для нашего образования. В 1960 году адмирал Хайман Риковер, возглав- лявший комиссию американского Конгресса по изучению причин успеха нашей страны в освоении космоса, заявил: «Серьезность вызова, брошенного намСоветскимСоюзом, состоит не в том, что он силь- нее нас в военномотношении, а в том, что он угрожает нам системой образования». Может, хватит реформ? ” Эксперты Общероссийского народного фонда провели исследование относительно кадров в отечественных школах. Результаты оказались плачевными. Оказывается, у нас явный недобор преподавателей математики, русского и иностранных языков. Также не хватает педагогов, обучающих школьников в начальных классах В поисках крайнего Почему новые детские площадки стали бесхозными? Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru В следующем году в областном центре комплексно благоустроят 86 дворов, вошедших в программу «Формирование комфортной городской среды на 2018—2024 годы». Объем вложений из бюджетов различных уровней составит 60 миллионов рублей. Эти цифры привел председатель муниципального департамента ЖКХ Евгений Лепекин на заседании Общественной палаты Липецка. Но столь радужные перспективы не успокои- ли общественников, они указали представителям мэрии на недоработки при реализации програм- мы благоустройства. Так, председатель городской организации «Управдом» ВладимирТаратин обошел вместе с единомышлен- никами тридцать детских площадок. Выявленные недостатки запечатлел на фото. — Многие дворы, где установленыкрасивые гор- ки и лавочки, захламлены мусором, урны переполне- ны, — прокомментировал увиденное Таратин. — А кто должен отвечать за это безобразие, толком никто не знает. К дворникам пре- тензий нет — по договору они отвечают за террито- риюне далее десятиметров от отмосткимногоквартир- ного дома. А дополнитель- ные работы управляющие компании готовы выпол- нять только за отдельную плату, которая должна быть заложена в тариф. В частности, бесхозны- ми остаются новые игро- вые городки, появившиеся во дворах по программе благоустройства в 2017 году. Срок их гарантий- ного обслуживания истек, но ни муниципалитет, ни управляющие компании на баланс это оборудова- ние так и не взяли. Члены Общественной палаты Ли- пецка высказались за ме- жевание придомовых тер- риторий. Дело это дорогое и хлопотное, речь, в пер- вую очередь, идет о домах, включенных в программу «Формирование комфорт- ной городской среды». Но когда станет понятно, какая земля принадлежит муниципалитету, а ка- кая владельцам квартир, будет проще определить ответственного за содер- жание детских площадок и ремонт внутридворового оборудования. Но против такого сце- нария высказался первый вице-мэр Липецка Миха- ил Щербаков. Он позна- комил общественников с недавним решением арби- тражного суда, согласно которому именно жильцы многоквартирного дома от- вечают за состояние своей придомовой территории. Это правило применимо даже в тех ситуациях, когда двор не состоит на кадастровом учете и его территория неразграниче- на. Таким образом, чтобы новые детские площад- ки не превратились через пару лет в покореженный металлолом, владельцы квартир должны заклю- чить договор на их обслу- живание с управляющей компанией или другой организацией. Уже сейчас в муници- пальном департаменте ЖКХ настаивают, чтобы в протоколы собраний жи- телей многоквартирных домов по поводу участия в программе «Формирова- ние комфортной городской средына2018—2024годы» был включенновыйпункт, касающийся обслужива- ния будущих детских пло- щадок.Месячный тарифза услугупосчитан—от 4 до 9 копеек за квадратныйметр площади квартиры. В перспективе сумму собираются включить в тариф за содержание жи- лья для жителей тех до- мов, во дворах которых в 2017 и 2018 годах появи- лись детские и спортивные площадки в рамках про- граммы «Формирование комфортной городской среды». — Девять копеек с ква- дратного метра — сумма небольшая, думаю, люди с ней согласятся, — вы- сказала свое мнение секре- тарь совета общественного самоуправления Наталья Трубникова. — Но этим вопросом нужно было за- ниматьсядва годаназад, до установки детских площа- док. Кроме того, один дом не может нести затраты на установку и обслуживание пятимиллионной детской площадки, где гуляют ма- лыши и подростки со всей округи. Правильно было бы, если за уличный горо- док платили жильцы не- скольких соседних домов. В итоге, члены Обще- ственной палаты реко- мендовали департаменту ЖКХ Липецка разрабо- тать порядок содержания и обслуживания детских и спортивных площадок, дворовых территориймно- гоквартирных домов. Искусство побеждать В регионе прошли молодежные Дельфийские игры «Старт надежды» Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru Прозвучало небольшое музыкальное вступление, и на сцене Липецкого театра кукол ожили герои новеллы американского писателя О. Генри «Последний лист». Трогательную историю о доброте и истинном предназначении художника рассказали, а вернее, спели ребята из театра-мюзикла «Фаэтон» 49-й липец- кой школы. Его руководи- тель Анна Елисее- ва, вдохновленная творчеством О. Ген- ри, написала и ли- бретто, и музыку к постановке, которая была представлена в номинации «Театр» на Седьмых моло- дежных Дельфий- ских играх Липец- кой области «Старт надежды». В этом году онипрошлипод знаком 100-летия дополнительного об- разования России. В конкурсной программе «Фаэтон» соперничал с семью детскими театральными кол- лективами. — Год от года работы кол- лективов, выступающих в но- минации «Театр», становятся интереснее и глубже, — отме- тил заслуженный артист РФ, художественный руководитель Липецкого театра кукол Олег Пономарев, возглавляющий жюри конкурса. — Всякий раз после выступлений мы выска- зываем свое мнение о постанов- ках, акцентируя внимание на достоинствах и недостатках, и руководители студий учитыва- ют его, продолжая работу с деть- ми. Это чувствуется. В Первых Дельфийских играх принимало участие большое количество детских театральных коллек- тивов. В этом году их только восемь. Это говорит о том, что педагоги объективно оценивают возможности своих подопеч- ных, ведь речь не о количестве, а о качестве постановок. На- пример, у «Фаэтона» видно движение вперед, неслучайно он остается в числе участников состязаний. В этом году молодежные Дельфийские игры прошли по 26 номинациям на 19 площад- ках областного центра. Среди них Областной центр культуры, народного творчества и кино, Липецкий областной колледж искусств имени К.Н. Игумно- ва, Центр дополнительного об- разования Липецкой области, Городской Дворец культуры, детскиехудожественныешколы и школы искусств. Впервые в этом году конкур- санты соревновались в номи- нации «Эстрадный танец». А номинации «Дизайн одежды», «Парикмахерское искусство» и «Кулинарное искусство» яв- ляются традиционными. Со- стязания по этимнаправлениям прошли в Липецком техникуме сервиса и дизайна и Липецком торгово-технологическом тех- никуме. В областных Дельфийских играх приняли участие более тысячи человек. Имена луч- ших юных актеров, циркачей, танцоров, певцов, музыкантов, художников, фотографов, теле- журналистов, кулинаров, па- рикмахеров, портных объявят 30 ноября на гала-концерте, который состоится в ОЦКНТ. Экскурсовод в кармане Окончание. Начало на 1-й стр. Народный проект По нашему региону на плат- форме сейчас доступны семь аудиомаршрутов: «Липецкая область. Тур по М-4», «Елец православный», «Елец. Обзор- ный тур», «Задонск. Обзорный аудиогид», «Задонский Рож- дество-Богородицкий мужской монастырь», «Пальна-Михай- ловка», «Усадьба Скорняково- Архангельское». Большинство из них подготовлены по заказу Центра кластерного развития туризма Липецкой области. — Аудиоконтент с каждым годом набирает популярность. Путешествуя, людичасто слуша- ют в машине книги или подка- сты, поэтому мы решили актив- но использовать аудиогиды для продвижения туристического потенциала Липецкого края, — говорит директор Центра Ирина Белозерова. — Несколько лет назад известный российский блогер, создатель популярных проектов «Летопись русской усадьбы» и «Усадебный экс- пресс» Вадим Разумов записал интересный гид по усадебному комплексу Скорняково, кото- рым раньше владел прославлен- ный русский генерал Муравьев- Карский. С этого все и началось. Мы познакомились и стали сотрудничать. Материалы соби- рали при поддержке Липецкого областного краеведческого обще- ства и всех заинтересованных в этом проекте жителей области. Старались сделать небанальные истории с интересными людьми и любопытными фактами. Так, об усадьбе Стаховичей в Паль- на-Михайловке рассказывает ее хранительница, вдова Михаила Михайловича Стаховича Татья- на Васильевна Стахович. Аудиогиды озвучили голоса- миизвестныхлипецких актеров, телеведущих и радиожурнали- стов. Первым вышел обзорный тур по достопримечательностям вокруг трассы М-4, ставший са- мым популярным, потом появи- лись гидыпо городамиусадьбам. — Проект аудиогидов по Липецкой области, иницииро- ванный администрацией реги- она, получился масштабным и по-настоящему народным, — отмечает Вадим Разумов. — Его уникальность в том, что раньше в России заказчиками аудио- гидов были музеи или крупные компании. Впервые с инициа- тивой их создания на базе самой известной платформы для само- стоятельных путешествий вы- ступил сам регион. Нам оказали колоссальную помощь жители Липецкой области, сотрудники музеев, культурных центров, государственных структур. В подготовке аудиогида по трассе М-4 приняли участие известные жители города, а аудиотур по Задонскому монастырюпомогал записывать насельник обители Отец Афанасий— запись проис- ходила в церкви, построенной на месте кельи святого. Мы получили много положитель- ных отзывов — это не может не вдохновлять. Самые любознательные — москвичи Из аудиогидов можно узнать не только историю храмов, монастырей и усадеб, но и по- лучить полезную информацию о гостиницах и гостевых до- мах, базах семейного отдыха, фермерских магазинах свежих продуктов, природных парках, прудах для рыбной ловли, дру- гих объектах туристической инфраструктуры. Выпущенная Центром кла- стерного развития туризма Ли- пецкой области карта достопри- мечательностей с QR-кодом для смартфонов сейчас распростра- няется во всех районных Цен- трах туризма, на заправочных станциях трассы М-4, в кафе и гостиницах. Ссылка на плат- форму аудиогидов размещена на главной странице Липецкого туристического сервера https:// liptur.ru. Согласно статистике, предо- ставленной izi.TRAVEL, с мо- мента запуска было порядка 30 тысяч обращений к липецкому контенту. Географическое рас- пределение пользователей тако- во: Москва—47 процентов (поч- ти 8500 скачиваний), Воронежи Липецк—по 13 процентов, Елец — шесть процентов, Красно- дар — два процента, остальные регионы — менее одного про- цента. Самый популярный тур — по М-4, за ним следует гид по усадьбе Скорняково-Архангель- ское, замыкает тройку лидеров обзорный тур по Ельцу. В целом аудиогиды по достопримеча- тельностям Липецкой области в настоящее время занимают по популярности 40-е место среди российских регионов. Неплохо, но есть к чему стремиться. — Мы недавно начали кам- панию продвижения наших ау- диогидов и обязательно будем ее активно продолжать,—обещает Ирина Белозерова. — Фирмен- ных стоек с информационными буклетами в популярных тури- стическихместах станет больше. Хотелось бы запустить и новые маршруты — Раненбург, Лебе- дянь, Полибино, Лев Толстой. Рассчитываем, это поможет привлечь не только путеше- ственников, но ипотенциальных инвесторов в туристическую инфраструктуру. Специалисты уже думают на перспективу. —Важно, чтобыпутешествие в область было частью увлека- тельного приключения, — счи- тает Егор Яковлев. — В первую очередь речь идет о дорогах из Москвы и столиц соседних обла- стей. Для этого нужно создавать автомобильныеижелезнодорож- ные аудиогиды из этих городов в Липецк. А из Липецка — к районным центрам Липецкой области. Ведь намного проще решиться на поездку, когда знаешь, что время в пути будет не скучной рутиной, а частью большой интересной экскурсии. — Было бы замечательно, если бы мы охватили сетью аудиогидов все достопримеча- тельности Липецкой области, — соглашается Вадим Разумов. — Уверен, это сразу заметно отразится на туристическом потоке. Все зависит от человека Не получится ли так, что технологии оставят не у дел обычных экскурсоводов? — У туристов должен быть выбор: кто-то полагается на смартфон, другим нравятся бу- мажные версии путеводителей, но многие по-прежнему любят слушать рассказ живого экскур- совода, — делится мнением на- учный сотрудникмузея-усадьбы П.П. Семенова-Тян-Шанского, создатель авторских экскурсий Александр Богданов. — Ауди- огиды востребованы людьми, любящими самостоятельные путешествия. Чаще всего это молодежь, стремящаяся больше увидеть, чем услышать. У меня есть опыт работы с izi.TRAVEL. Я записывал для них обзорный тур по Ельцу. Работать было ин- тересно. Здорово, что аудиогид понравился пользователям. А конкуренции с технологиями я не боюсь, мы работаем в разных весовых категориях. Среди пу- тешественников всегда будут те, комунеобходимличныйконтакт со знающим и неравнодушным человеком, способным расска- зать значительно больше, чем мегабайты информации, храня- щиеся в памяти телефона. А воз- можность тут же задать вопрос? А эмоции от личного общения? Это ничем не заменишь! Попробовать свои силы в создании аудиоконтента может каждый. Технически это не сложно: достаточно завести свой аккаунт на сайте https://izi. travel — примерно также, как на YouTube — и начать созда- вать собственные путеводители. Записать и обработать звук, под- гружать фотографии, строить маршруты — все это намного проще, чем кажется. Другое дело: для того чтобы аудиогид был интересным и удобным в использовании, нужно быть увлекательным рассказчиком и уметь находить интересную информацию. ПРЯМАЯ РЕЧЬ — Опубликовать собственный аудиогид может любой жела- ющий, — поясняет Егор Яковлев. — А вот будут ли люди его слушать, зависит от того, насколько качественно и интересно он сделан. Пользователи активно пишут свои отзывы и ставят оценки. Так что если гид у вас получился хорошим — люди будут к нему обращаться и делиться им с друзьями. Ну а если материал плохой — его рейтинг упадет, и никто не станет его скачивать и слушать. Фото Геннадия Логунова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz