Липецкая газета. 2018 г. (г. Липецк)
3 № 219/25847/14 НОЯБРЯ 2018 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Слово обозревателю Заветные строки распахнутой книги Лебедянцы открыли памятник Ивану Тургеневу Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru Центр Лебедяни по-прежнему дышит историей. По соседству с маковками Казанского собора лавки да особняки с балконами и колоннадой, откуда, так и кажется, вот-вот бодро появят- ся купцы. И усевшись в подка- тивший экипаж, станут напере- бой обсуждать сделки, совер- шенные на только что завер- шившейся Лебедянской конной ярмарке. Именно здесь и установлен памятник Ивану Тургеневу. Отдать должное писателю ле- бедянцы решили недаром, ведь как минимум в двух своих рас- сказах — «Лебедянь» и «Касьян с Красивой Мечи» — гений сло- весности колоритно отобразил житье-бытье провинции. Хотя открытие памятника не стоит причислять только лишь к местным событиям. Оно указано наряду с торжествами вПариже, Буживале, Спасском-Лутовино- во на страницах «Международ- ного календаря мероприятий», посвященного 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева. — Наше открытие вдвойне значимо, ведь «Записки охотни- ка» с рассказами о лебедянском крае впервые увидели свет сто семьдесят лет назад во втором номережурнала«Современник», — говорит завотделом Лебе- дянского краеведческого музея Юрий Первицкий. Приветствовали земляков и гостей города мэр Лебедяни Алексей Хрипченко, замести- тель главы администрации района Сергей Вещеникин и технический директор ООО «ЛеМаЗ», депутат районного Совета депутатов Александр Егориков. Затем с двухметро- вой белокаменной колонны спало полотно, и все увидели распахнутый бронзовый том «Записок охотника». Его левая страница снабжена барельефом со сценой ярмарки, на правой изображена лошадь, которую держит под уздцы заводчик. Изваяние скульптора, члена Со- юза художников РФ Валентина Челядина помогли воплотить в жизнь умельцы завода «Ле- МаЗ». Украсивший пешеходную улицу Мира (бывшую Христо- рождественскую), памятник стал местом притяжения горо- жан. Рядом уцелела прикрытая ныне реставрационной ширмой бывшая гостиницакупца Голева, приютившая осенью 1843 года начинающего прозаика. «Итак, я прибыл в Лебедянь, остановился в гостинице, пере- оделся и отправился на ярмарку. Половой, длинный и сухопарый малый лет двадцати, со сладким носовым тенором, уже успел мне сообщить, что их сиятельство, князь Н., ремонтер ***го полка, остановился у нас в трактире, что много других господ наехало, что по вечерам цыгане поют и пана Твардовского дают в театре, что кони, дескать, в цене, — впро- чем, хорошие приведены кони», — так отобразил свой приезд в уездный городок Иван Сергее- вич. Тогда его постигла неудача. Помещику, неискушенному в хитростях предприимчивых барышников, вместо добротного животного всучили хромую за- гнанную клячу. А ведь кроме рассказа до- кументов, свидетельствующих о пребывании Тургенева в Ле- бедяни, нет. Но у сторонников версии приезда есть бесспорный аргумент: ужслишкомподробно, сомножествомдеталейавтор вос- пел ярмарочную торговлю, что ему вряд ли можно было сделать по рассказам даже самых крас- норечивых знакомых. Таким об- разом, каждый лебедянец свято верит в реальность конфуза, слу- чившегося когда-то с прозаиком. Однако вернемся в день ны- нешний. Торжества открытия продолжились исполнением романсов юными солистами. Известныемногимеще сошколь- ной скамьи тургеневские строки про «утро туманное, утро седое» звучали особо трогательно. —Уверен, новая достоприме- чательность понравится не толь- ко землякам, но и туристам. Их число у нас растет из года в год. Это подвигает городскую власть на дальнейшее развитие сферы туризма. Общими стараниями древний облик Лебедяни не ис- чезает, а только обогащается, — прокомментировал событие Алексей Хрипченко. У снов свои законы Творчество художницы стало известно после ее смерти И. Неверов «Я только жизнь люблю и существую». Это беззащит- но искреннее признание мы находим под одной из картин липецкой художницы Татьяны Кузнецовой. Ее первая персональная и, увы, посмертная выставка открылась в Центре изобразительных искусств. Она, похоже, устава- ла от драматизма и на- пряженности своего вну- треннего мира, от груза своего дара. И тогда ей хотелось ясности и про- стоты. В сущности, не о том же разве мечтал, до- пустим, Александр Блок, когда писал: поэт должен быть простым, веселым человеком. Но творцам это дается нечасто. Зато чита- тель, слушатель, зритель в выигрыше. Он, пусть ненадолго, освобождается от власти бесцветной, пло- ской, без тайн и загадок, привычной будничности. Вот и о живописи Та- тьяны Кузнецовой кто-то из ее коллег сказал: «Она делает нас сложнее». Про- изведения этой необычной женщинырождались слов- но бы из снов. И существу- ют дляпубликипо законам сновидения. Художница создавала собственную, личную мифологию. В этих фрагментах неведо- мых нам мифов изыскан- ность и метафизика посто- янно пронизаны тревож- ными предчувствиями, а то и катастрофическими ожиданиями. Идиллия обманчива. Ее взрывает авторское бунтарское не- приятие безмятежности, легкости, психологическо- го комфорта. Огонь у Кузнецовой — настойчиво, навязчиво повторяющийся мотив. Тихий огонек свечи. Неис- товое пылающее многоцве- тье неба, высших сфер над утлой лодчонкой рыбака, плывущей по синей мор- ской глади, — картина, навеяннаяхемингуэевской повестью«Старик иморе». Обжигающий закат, гроз- ное и завораживающее зарево... Мне нравится старое русское слово«самородок». Таквот,ТатьянаКузнецова — подлинный самородок. То ли из принципа, то ли по стечению обстоятельств она не стала получать спе- циальное академическое образование. Об этом при- мечательном факте на вер- нисаже напомнил старей- ший наш скульптор Юрий Гришко. И хорошо, что не стала, добавил он тут же. Академические требова- ния и штудии были опас- ны для ее самобытности. Дарование Кузнецовой не нуждалось в традиционной выучке. Того, что было по- сланоБогом, ей с избытком хватило. Она обладала такой по- разительной интуицией, которая позволяла справ- ляться с труднейшимижи- вописными, техническими задачами. Прибавьте к этому уникальное вооб- ражение и неординарную работоспособность. Для Кузнецовой живопись и музыка сливались. На выставке есть, например, картина «Музыка Шнит- ке». Но она могла услы- шать и «Музыку птичьей души»—так сформулиро- вал автор замысел другой своей работы. А еще художница вла- дела искусством визуаль- ной метафоры. Я нескоро забуду запертого в огром- ной, но все равно тесной клетке скорчившегося, отчаявшегося человека. Название подсказывает публике, как расшифро- вать этот символ: «Про- житый день». Татьяну Кузнецову притягивали любимые многимиживописцамисю- жетыиперсонажи, связан- ные с театром, цирком, ба- лаганом. Но и здесь она ни- кого не копировала, вкла- дывая во вневременные, может, средневековые, может, шекспировские, может, сегодняшние фи- гуры шутов в островерхих раздвоенных колпаках что-то очень личное. Ее клоуныуставшие, не очень веселые. Но они упорно пытаются следовать свое- му предназначению — за- бавлять, смешить. Вероят- но, художница чувствова- ла близкое родство с ними. И ЕЩЕ… Кроме живописи на выставке демонстрируются ба- тики, шляпки, куклы, сделанные Кузнецовой. У нее были не только блистательная фантазия, способ- ность воплощать в красках сновидения и мифы, но и поистине золотые руки. Фото Геннадия Логунова Фото Николая Черкасова Аэропорт Бунина посадку разрешает... Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru Андрей Туполев или Федор Шаляпин? Дмитрий Карбы- шев или Егор Летов? Алек- сандр Невский или Федор Достоевский? А может, все- таки Сергей Шнуров? До 30 ноября россиянам предстоит ответить на эти нелегкие вопросы и проголосовать на сайте https://великиеимена.рф за то или иное имя для российских аэропортов или позвонить на «горячую линию» по телефону 8-800-707-93-17. П роект «Великие имена России. Время при- знаний» организован Общественной палатой РФ, Обществом русской словесности, Русским географическим, Российским историческим и воен- но-историческим обществами. Его цель—увеличить интерес к регионам на международном уровне и вы- звать чувство гордости за малую родину у местных жителей. Давать аэропортамимена великих соотечественни- ков —общепринятая мировая практика. В Стамбуле естьаэропортименипервоготурецкогопрезидентаМу- стафы Кемаля Ататюрка, аэропорт в Риме носит имя ЛеонардоДаВинчи, вРимини—ФедерикоФеллини, в Нью-Йорке—президентаДжонаКеннеди, а вПариже — генерала Шарля де Голля. Всего на планете более 200 аэропортов названы в честь выдающихся людей. Подобный опыт сравнительно недавно стал при- менятьсяи вРоссии. Пока таких аэропортов немного, в основном им дают имена знаменитых летчиков и космонавтов. Так, аэропорт Оренбурга носит имя Юрия Гагарина, а аэропорт столицыИнгушетииМа- гаса назван в честь первого ГерояРоссии, начальника Липецкого центра боевойподготовкиипереучивания летного состава Суламбека Осканова. Генерал-майор авиации, как известно, погиб 7 февраля 1992 года при выполнении тренировочного полета, ценой соб- ственной жизни предотвратив падение потерявшего управление «МиГ-29» на поселок Хворостянку До- бринского района. Н а первом этапе общественники и просто неравно- душные граждане в ре- гионах сформировали «длинные» списки кан- дидатов для наименова- ния 47 самых крупных аэропортов России меж- дународного ифедераль- ного значения с совокуп- ным пассажиропотоком более 170 миллионов человек. Из шести аэро- портов Черноземья в национальномконкурсе участвуют белгородский и воронежский. К со- жалению, Липецкий международный аэро- порт в их число не по- пал из-за небольшого пассажиропотока — по- рядка 65 тысяч в год. Наши соседи воронеж- цы проявили большую активность, предложив в общей сложности не- сколько десятков достойных имен: писателей, музы- кантов, военачальников и даже священнослужителя. По итогам публичного обсуждения общественно- стью были сформированы «короткие списки» для всероссийскогофинального голосованияпопринципу «один голос—один аэропорт—одно имя». Белгород- ский аэропорт могут назвать именем одного из героев Великой Отечественной войны: генерала Николая Ватутина, летчиков Алексея Маресьева, Николая Сурнева и Георгия Чернова. В список также вошли космонавт Георгий Береговой, первый «красный пилот» Николай Анощенко, основатель русской ак- терской школыМихаилЩепкин, «первый инженер Российской империи» Владимир Шухов, святитель Иоасаф Белгородский, полководец времен Северной войны графШереметьев и даже гетман Войска Запо- рожского Богдан Хмельницкий. Международный аэропорт Чертовицкое в приго- роде Воронежа может получить имя лауреата нобе- левской премии по литературе Ивана Бунина, писа- теля Андрея Платонова, поэтов Алексея Кольцова и Самуила Маршака, художника Ивана Крамского. В числе других претендентов конструктор стрелкового оружия Сергей Мосин, космонавт Константин Феок- тистов, собирательрусскихнародныхпесен, создатель знаменитого хора Митрофан Пятницкий. Открывает список император Петр Великий, заложивший в Во- ронеже русский флот. Именем Петра, кстати, хотят назвать и аэропорт Санкт-Петербурга Пулково. Не- мало воронежцев выразили желание, чтобы воздуш- ные ворота Черноземья назывались в честь лидера панк-группы «Сектор Газа» Юрия Хоя (Клинских), однако в окончательный список создатель хитов «30 лет», «Туман» и «Пора домой» так и не попал. М ожет быть, и липчанам стоит задуматься об имени для своего аэропорта? Хочется верить, что дорогостоящие вложения в его рекон- струкцию все-таки оправдаются и международный статус перестанет быть номинальным. Какой вы- дающийся земляк достоин того, чтобы о нем узнали десятки тысяч пассажиров из разных стран? — Думаю, аэропорт Липецка может с гордостью носить имя Ивана Бунина, — считает известный ученый-краевед Александр Богданов. — Пусть не обижаются воронежцы, но личность всемирно из- вестного писателя сформировалась в Елецком уезде, об этих родных местах Иван Алексеевич вспоминал до конца жизни и посвятил им свои лучшие произве- дения. Более сильного и узнаваемого туристического бренда Липецку не найти. — Если мы говорим об увековечении памяти до- стойных, то в первую очередь стоит обратить внима- ние на наших земляков, — полагает доктор истори- ческих наук, профессор Леонид Земцов. — Давайте вспомним, например, о родившемся в Двуречках командире первой батареи «Катюш» капитане Иване Флерове. Или почему быне назвать аэропорт именем легендарного директора НЛМК Ивана Васильевича Франценюка? Словом, интересных вариантов может быть много, главное, чтобы к вопросу не подошли формально, былоширокое общественное обсуждение. Результаты всероссийского голосования будут объявлены 5 декабря. ” Давать аэропортам имена великих соотечественников — общепринятая мировая практика. Аэропорт в Риме носит имя Леонардо Да Винчи, в Римини — Федерико Феллини, в Нью-Йорке — президента Джона Кеннеди, а в Париже — генерала Шарля де Голля. Всего на планете более 200 аэропортов названы в честь выдающихся людей тихотворение «В дороге», написанное Иваном Тургеневым, а после ставшее романсом «Утро туманное», трогательно прозвучало в исполнении воспитанниц детско-юношеского центра Лебедяни и их преподавателя С «Али-Баба и разбойники» приедут к детям Сразу несколько премьер увидят липчане в Год театра Олеся Скворцова Сразу несколько ярких проектов получат свое воплощение на сцене Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого в следующем году. Молодой режиссер Мария Колычева выпустит детский спектакль «Огниво». Состоится бенефис заслуженного артиста России Вячеслава Михеева: к его 60-летнему юбилею на малой сцене готовится постановка по пьесам Чехова. С липецкими актерами на несколько месяцев приедет поработать режиссер из Санкт-Петербурга Егор Черны- шов, результатом станет спектакль, в котором будет задействована вся труппа. Пока идет выбор подходящей для коллектива пьесы. Об этом рассказали дирек- тор театра Татьяна Горелова и исполняющий обязанности художественного руководителя Владимир Кравченко, которые стали гостями пресс-гостиной Издательского дома «Липецкая газета». Главной темой разго- вора стал объявленный Указом Президента России Год театра, который наступит по заверше- нии Года добровольца. По всей стране открытие Года театра состоится уже 13 декабря, и наша область не ста- нет исключением: в этот день на липецкой площадке выступит Государственный театр танца «Казаки России» с вокально- хореографическим спектаклем «Пугачев» по роману А.С. Пуш- кина «Капитанская дочка». Гостевых спектаклей также ожидается немало, к примеру, продолжится сотрудничество с Орловским театром для детей и молодежи «Свободное про- странство», который на днях представил нашему зрителюмю- зиклы «Люди Ламанчи», «Алые паруса» и сказку «Африка». Настоящим событием обещают стать Липецкие театральные встречи, которые в предстоящем году пройдут в тридцать пятый раз. —Это единственный в России подобный театральный проект, существующий столько лет, чем мы очень гордимся, — отметила Татьяна Горелова. — На юби- лейные встречи планируем при- гласить коллективы, чьи спек- такли были названы лучшими на предыдущих фестивалях. В этом году мы впервые запустили творческую лабораторию, и эту новую традицию продолжим, возможно, в другомформате. На- пример, проведем конференцию с приглашенными российскими и зарубежными экспертами-те- атроведами и устроим в поселке Лев Толстой уличное представ- ление по отрывкам из произве- дений русского гения. Есть задумка совместного проекта с Ганноверским толстов- ским обществом (Германия), в рамках которого актеры подго- товят общий спектакль, скорее всего, по «Крейцеровой сонате» с использованиемразныхжанров. Большое внимание в Год те- атра будет уделяться работе с детьми. Уже в ближайшем буду- щемюные зрители увидят новый спектакль «Али-Баба и разбой- ники». Будет запущен проект «Театральная среда детям». В его рамках расширят формат уже существующей «Летной резиденции ДедаМороза»—она станет летней. Дети—победите- ли разных конкурсов и акций, самые активные участники ме- роприятий театра—увидят, чем занят Дед Мороз в теплое время года, побывают на экскурсии в Липецком авиацентре. Год театра в регионе пройдет под знаком еще одной даты — 65-летия со дня основания Ли- пецкой области. Это отразится на гастрольном графике театра: в планах — посетить со спекта- клями прилегающие террито- рии, из которых и образовался наш край, подчеркнули гости. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В Липецке подвели итоги конкурса «Две минуты с Тургеневым», учрежденного Централизованной библиотечной системой Липецка. Участвовали в нем юные читатели муниципальных библиотек: учащиеся и студенты от 6 до 22 лет. Конкурс прово- дился в трех возрастных номинациях. В состав жюри вошли заместитель директора Централизован- ной библиотечной системы города Елена Белова и заместитель председателя комиссии по культуре городской Общественной палаты Галина Гурьева. Победителями в своих возрастных группах стали Максуд Кузнецов, Ульяна Азовцева и Валерий Ни- китин. Завершился конкурс театрализованным представлением и подведением итогов онлайн-голосования, по версии которого лучшими произведениями Тургенева названы роман «Отцы и дети», рассказ «Му-му» и повесть «Ася».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz